А.Шмулевич: Израиль-Газа. Первая ласточка новой войны 01:13 14.01.2013
Израиль-Газа: первая ласточка новой войны Кому выгодна война в секторе Газы?
Израиль - Сектор Газы: следующая война через два месяца – писал я месяц назад (21/11) в разгар боев и обстрелов израильских городов. Прошла ровно половина отмеренного мною срока – и этот прогноз начал сбываться. "Первая ласточка" новой войны вылетела из сектора Газы 24 декабря - ракета системы Град была выпущена из центральной части Газы по израильской территории и взорвалась на окраине крупного израильского города Ашкелон (где, кстати, проживает многочисленная община "русских евреев"). Война к границам Израиля придет непременно, потому что есть те, кто ее ждут, и ждут с нетерпением, война нужна..
Известно выражение Наполеона: для войны нужны три вещи: деньги, деньги и деньги. Для большинства войн верно и обратное утверждение: война продолжается, пока она приносит кому-то деньги. Для торговцев нефтью эта осень стала грустной осенью. В США спрос на нефть упал в октябре до минимального уровня за 17 лет, к тому же было объявлено, что в ближайшее время будет увеличена добыча на Восточном побережье. На эту главную причину наслоились и другие факторы, из-за сокращения мирового спроса на нефть нефтяные котировки находились преимущественно в красной зоне, то есть фьючерсы продавались в убыток, ниже той цены, по которой они были куплены. (Большая часть нефти в мире продается по фьючерсным контрактам. Фьючерсный контракт - это стандартизованное соглашение между двумя сторонами, которое обязывает одну сторону продать, а другую купить определенное количество товара по установленной цене на определенную дату в будущем). Убытки намечались нешуточные.
14 ноября 2012, в первый день начала операции ЦАХАЛа "Облачный столп" котировки фьючерсов на американские фондовые индексы перешли в минус уже почти во всех секторах – это произошло после публикации данных о более значительном, чем ожидалось, увеличении количества заявок на пособие по безработице в США. Однако нефтяного сектора это дополнительное понижение уже не коснулось.
Уже в день начала операции начался быстрый рост цен на нефть. На страны Ближнего Востока и Северной Африки приходится 36% мировой добычи нефти. Рынок забеспокоился, не перерастет ли противостояние между Израилем и ХАМАСом в более широкий конфликт. Ключевую роль в развитии ситуации мог бы сыграть Египет, через территорию которого проходят Суэцкий канал и трубопровод Sumed, по этим двум артериям между Красным и Средиземным морями ежедневно транспортируется 3,8 млн баррелей нефти и нефтепродуктов.
Еще большую тревогу у нефтяных трейдеров вызвало возможное участие в войне Ирана. В прошлом Иран угрожал закрыть Ормузский пролив, что помешало бы примерно пятой части мировой нефти достичь рынка. По итогам торгов, в первый же день войны, в среду, 14 ноября, мировые цены на нефть, из-за опасений возможных перебоев с поставками, выросли более чем на процент. (На Нью-йоркской товарной бирже (NYMEX) декабрьские фьючерсы на нефть марки WTI выросли на 1,1%, на $0,94 - до $86,32 за баррель,. Декабрьские фьючерсы на нефть марки Brent на лондонской бирже ICE выросли на 1,25%, на $1,35 - до $109,61 за баррель, январские фьючерсы - на $1,14 до $108,48 за баррель, на 1,06%. В понедельник, на шестой день войны, 19 ноября, рост составил уже 2,7% (январские фьючерсы на WTI увеличились на $2,36, или на 2,7 процента - до $89,28 за баррель).
"Если бы не геополитические риски на Ближнем Востоке, то нефтяные котировки продолжили бы падение", - признал в ходе войны The Wall Street Journal. На фоне боевых действий, цены на нефть росли всю неделю. После того как появились сообщения о заключении перемирия, они началиснижаться, хотя и не намного. В первый день прекращения огня, в четверг, 21 ноября, стоимость январских фьючерсов на нефть WTI на торгах Нью-йоркской товарной биржи (NYMEX) снизилась на $0,04 (0,05%) - до $87,34 за баррель.
Однако, в первую очередь от понижения цен пострадали не нефтяные компании, для них временное понижение не очень страшно, в дальней перспективе они всегда отыграют свое. Основные убытки от понижения и основную выгоду от повышения получают страны, большую часть доходов которых составляет углеводородный экспорт. В период кризиса каждая копейка у них на счету, их зависимость от динамики цен становится критической.
Главными такими странами являются Российская Федерация и Иран. И именно они располагают главными рычагами влияния на ситуацию. Именно Иран вооружил ХАМАС и Исламский Джихад в секторе Газа и во многом определяет их действия. Во власти Ирана – нажать на спусковой курок новой войны. (В данном случае этим пусковым механизмом стал обстрел израильского джипа, тяжелые ранения военнослужащих и последующие массированные обстрелы Израиля). И именно Российская Федерация помогает вооружаться Ирану и дает ХАМАСу дипломатическое прикрытие.
Израильтян крайне удивила резкая антиизраильская позиция, занятая руководством России в ходе этой войны, в том числе и требования Путина от Иерусалима не входить в сектор Газы для его окончательной зачистки. Хотя, казалось бы, именно поклонник мочения террористов в сортирах должен понимать, что без выкорчевывания инфраструктуры террористических организаций обстрелы израильских городов неминуемо возобновятся в самом ближайшем будущем.
Но ведь такое возобновление войны означает и существенное пополнение российского бюджета. Долговременное повышение цен на энергоносители отрицательно скажется на мировой экономике, что, в условиях все того же кризиса, может обойтись слишком дорого. И тут в действие неминуемо должны вступить более мощные игроки.
Несмотря на то, что 90% израильтян выступают за наземную операцию против ХАМАСа и Исламского Джихада, правительство Нетаньягу пошло на отказ от операции за два месяца до выборов. По опросам на данный момент, это решение стоило правящему блоку потери 10% парламентских мандатов. И сам премьер, и его министры в один голос объясняют этот шаг "международными последствиями" и "оказанным давлением". Израильские военные аналитики говорили о том, что ЦАХАЛ должен остаться в Секторе после его окончательного завоевания еще минимум на два месяца – затягивание войны на такой срок неминуемо привело бы к существенному поднятию цен на нефть. Учитывая этот фактор, можно составить предположения о характере оказанного на Израиль давления. Что же касается России, то эта война, возможно, стала для нее лишь разведкой боем.
Впереди грядет глобальный передел рынка углеводородов (о нем мы поговорим в следующей статье), и он может вообще не оставить России места под солнцем экспорта нефти и газа. Это будет уже война за существование, война, в ожидании которой надо держать порох сухим, и в которой все средства хороши. Разведка боем перед такой войной не только не помешает – она совершенно необходима.
Авраам Шмулевич Раввин. Председатель Международного Гиперсионистского Движения "Беад Арцейну" ("За Родину!").
|