М.Ниязова: Апрельский суд в Киргизии. В поисках героев… 10:18 20.01.2013
Апрельский суд. В поисках героев…
Больше двух с половиной лет в Кыргызстане не могут решить, кто прав и кто виноват в апрельских событиях 2010 года. Общество давно сомневается, а тех ли назвали "героями". И лишь на этой неделе стало очевидным, явно не тех...
Выступает герой
После долгого перерыва суд по апрельским событиям возобновился. За три дня, с понедельника по среду, родственники погибших и раненные во время апрельских событий "выступали" дважды, каждый раз с места, выкрикивая оскорбления и угрозы "пролить кровь" и "убить адвокатов, подсудимых и их детей". Эти выпады "героев" уже не шокируют. Перестал на них реагировать и суд. Хотя по закону за угрозу убийством предусмотрена уголовная ответственность - до 3 лет лишения или ограничения свободы.
Однако обладателям геройских медалей это не грозит. С недавних пор они стали править балом в КР, и закон не им писан. Только они могут безнаказанно врываться в "Белый дом", устраивать акции устрашения, срывать суды... Другим же, кто осмелится повторить их "героические" подвиги, прямая дорога в СИЗО.
Настоящий полковник
Позорное судилище над военнослужащими длится больше двух лет. Дольше всех за решеткой сидит бывший заместитель председателя и начальник штаба Службы госохраны Данияр Дунганов.
Историю болезни Дунганова знают все и помнят, как его на третий день после сложной операции привезли на первое заседание суда на больничной каталке, как толпа разъяренных пострадавших требовала выволочь его на середину сцены (действо, кто забыл, происходило во Дворце спорта), как неоднократно адвокаты просили изменить ему меру пресечения и дать возможность получить полноценное лечение... Но власти остаются глухими.
В апреле 2013 года будет три года, как полковник Дунганов добровольно, из желания помочь следствию в установлении истины, пришел к Азимбеку Бекназарову, тогдашнему куратору силовых структур и сопредседателю временного правительства, и рассказал, как до последнего оставался со своими солдатами, верными присяге и закону.
В то время, когда многие скрылись, бежали из страны или переходили на сторону победителей, Дунганов охранял здание стратегической важности - Дом правительства. Это после ухода его подчиненных туда ворвалась толпа, разграбила и сожгла помещения.
Все украдено при нас
Тем временем подробности разграбления бакиевского добра сразу после 7 апреля 2010 года продолжают всплывать. На днях участники тех событий рассказали на пресс-конференции, что миллионы из сейфа одного из кабинетов Дома правительства присвоил один из членов ВП. "Нас обвиняют в том, что 7 апреля 2010 года мы забрали 16 миллионов сомов из сейфа "Белого дома". Да, деньги мы нашли, но охраняли их, а потом передали Азимбеку Бекназарову - представителю временного правительства. В сейфе также найдены американские доллары, российские рубли. Нас несправедливо обвиняют. Это неправда", - сказал член общественного объединения "Элдик кайрат" Медетбек Мамбетакунов.
Откровения участников апрельских событий однако не вызвали интереса у правоохранительных органов. По озвученным фактам в отношении "бульдозера революции" до сих пор не назначена даже проверка, не говоря о возбуждении уголовного дела. В Генпрокуратуре пояснили, что "достаточных оснований привлечь его к ответственности нет". "Это было бы нарушением закона - лишь на основании слов неких участников апрельской революции возбуждать уголовное дело", - подчеркнули в ГП КР.
Для кого закон писан?
Радует, что главный надзорный орган стал соблюдать закон. Но так было не всегда. И новые подробности того, как шилось дело об апрельских событиях, озвучены в суде: на этой неделе прозвучали ключевые показания двух подсудимых, руководивших действиями спецподразделений "Альфа" ГКНБ Алмаза Жолдошалиева и "Арстан" СГО Данияра Дунганова, то есть тех самых снайперов, которые, по версии следствия, "расстреляли мирных митингующих".
По словам бывшего командира "Альфы", обвинения ему и его подчиненным предъявлялось дважды. "Первый раз нам вручили постановление о привлечении в качестве обвиняемых в мае 2010 года. Должен был состояться выездной процесс по избранию нам меры пресечения. Но накануне следователи пришли к каждому из сотрудников, попросили вернуть копии постановлений, порвали при нас и принесли извинения, сказав, что вышло недоразумение и мы в деле проходим в качестве свидетелей", - рассказал в суде Алмаз Жолдошалиев.
Такой шаг, очевидно, был вызван необходимостью использовать сотрудников "Альфы" для урегулирования конфликтов на юге и в Чуйской области. Ведь сразу после этого показушного снятия обвинений, по команде ВП, спецподразделение задействовали в подавлении беспорядков в мае - в Джалал-Абадской области, в июне - в Ошской и в августе - в разгоне митинга Урмата Барыктабасова в селе Киргшелк.
Но родственники погибших не могли простить убийство почти 80 и ранение более 300 человек. Соответственно, требования к властям найти и наказать стали звучать громче. На откуп толпе временное правительство вновь решает отдать военнослужащих, сделав из них козлов отпущения своих грехов. Повторное предъявление в "расстреле мирных демонстрантов" случилось после того, как обстановка в стране более-менее стабилизировалась - в конце сентября 2010 года.
Все помнят, что после взрыва возле Дворца спорта и долгого перерыва в связи с поиском другого, более безопасного, места проведения суда к уголовному делу об апрельских событиях присоединили новые материалы о продаже "Чакан ГЭС" и так называемом "матрешка-гейте". Но участники процесса, в частности обвиняемые, узнали об этом уже после того, как дело поступило новому судье.
Шили, шили дело...
"Следствие по апрельским событиям исказило обстоятельства дела", - заявил в суде Данияр Дунганов.
По его словам, обвинения подсудимым предъявлены необоснованно и не конкретизированы, то есть по материалам получается, что каждый из подсудимых "расстрелял 77 человек и ранил 306". Кто, из какого оружия, где и при каких обстоятельствах совершил преступление, следователи Генпрокуратуры не установили.
Опровергаются и доводы следствия о том, что митинг носил исключительно мирный характер и демонстранты не пытались проникнуть на охраняемую территорию. Об этом свидетельствуют факты, озвученные и потерпевшими, и свидетелями событий, а также фото- и видеоматериалы. "Среди участников апрельских событий было огромное число людей, которые прибыли не на мирный митинг. Масса людей пыталась таранить ворота, из БТР вели прицельный огонь по "Белому дому", некоторые пытались проникнуть и захватить охраняемые объекты - президента и премьер-министра", - сказал Данияр Дунганов.
Ничего не вижу, ничего не слышу
Обвиняемые и свидетели не раз говорили, что кроме сотрудников ГКНБ и СГО в Доме правительства в тот день было много других подразделений Минобороны и МВД, а также военных из неизвестных служб.
О том, что в "Белом доме" были неизвестные люди в военной форме, ранее говорил и Нурлан Темирбаев. По его словам, это были люди в особой форме и в масках с блестками. "Примерно в 15.30 мимо по коридору 6 этажа прошли семь парней европейской внешности. Все здоровые, на голове свернутые маски коричневого цвета с блестками. У наших подразделений таких нет. Некоторые из них были в желтой камуфляжной форме "буря в пустыне". Все были вооружены винтовками с оптикой", - рассказал подсудимый.
Его слова подтвердил и Данияр Дунганов. По его словам, он также видел людей, одетых в военную одежду наполовину. "Это были и азиаты, и европейцы. Выяснить, кто они и из каких подразделений, я не мог", - сказал он.
Самой первой о наемных военных заговорила Токтайым Уметалиева. "Я поднялась на второй этаж здания, что напротив "Форума". Там было трое военных, один азиат, а двое - не то грузины, не то турки. Я спросила: кто вы? Они не ответили. Я им сказала, чтобы выходили, иначе их убьют: больше сдерживать митингующих я не могу. Но они не вышли", - сказала она на допросе.
Но следствие не слышит никого. Ведь придется перекраивать наспех сшитое уголовное дело. А этого ой как не хочется!
Чтобы не было мучительно поздно
Всех, кто занимал должности в период правления Бакиева, окрестили в свое время его "недобитками", а позже часть из них заняли кресла в новом правительстве, парламенте и другие "жирные" места.
Полковник Дунганов - один из тех, кто был ничьим, то есть он кадровый военный, служил и при Акаеве, и при Бакиеве, и служил бы, верный отчизне и Родине, и при нынешней власти, если бы она не сделала из него козла отпущения. Грехов у нынешних много. И ноша для военнослужащего оказалась непосильной. Его здоровье от этой тяжести подорвалось основательно.
Лечение в условиях следственного изолятора результатов не дает. Каждое последующее медицинское освидетельствование выявляет все новые болезни, о чем не устают оповещать суд лечащие врачи и адвокаты тяжелобольного Дунганова. Диагнозы просто шокируют. Перечислять все его болячки не хватит статьи. Но он и Нурлан Темирбаев - единственные, кто до сих пор остаются за решеткой. Остальные экс-чиновники - Бактыбек Калыев, Мурат Суталинов, Нурлан Турсункулов, Эльмурза Сатыбалдиев и другие дожидаются вердикта суда на воле, под домашним арестом.
На этой неделе защитники Дунганова в очередной раз подняли вопрос об изменении ему меры пресечения лишь для того, чтобы он пролечился и из-за его состояния здоровья не срывались заседания. Судья обещал рассмотреть вопрос, как только Дунганов даст показания. В среду полковник, превозмогая боль, выступил, но председательствующий на процессе вновь отложил рассмотрение вопроса до понедельника. "Но я позвонил куда надо, его сегодня же переведут в военно-медицинскую службу ГКНБ, а в понедельник, 21 января, будет принято окончательное решение по вашему ходатайству", - сказал еще в среду Дамир Онолбеков, обращаясь к адвокатам.
Но сможет ли в понедельник Дунганов явиться в суд?
P.S. Стало известно, что Данияра Дунганова до сих пор не перевели в стационар. По словам начальника ВМС Нияза Алдашева, в больнице нет мест. "Мы не можем выгнать других, чтобы поместить туда Дунганова. Вопрос о его переводе будет решаться на следующей неделе", - сказал он.
19/01/13 Махинур НИЯЗОВА
|