Р.Генте: Празднование дня памяти защитников крепости Геок-Тепе выходит за рамки идеи туркменского национализма 09:05 21.01.2013
Празднование дня памяти защитников крепости Геок-Тепе выходит за рамки идеи национализма
В прошлую субботу в Туркменистане отметили "Национальный День Памяти" (Hatyragüni). В этот священный день отмечают день падения Геок-тепинской крепости 12 января 1881г., когда туркменские племена были разбиты русской царской армией. Президент Бердымухаммедов посетил поминальную службу в Геок-тепинской мечети, строительство которой было завершено в 1995г. французской строительной фирмой "Bouygues", и названной "Мечеть Сапармурат-хаджи" в честь хаджа, совершенного первым президентом в 1992г. Туркменское телевидение показало репортаж, где в огромной мечети Бердымухаммедов в шапке на голове преклонил колени. Затем операторы снимали президента во время поминального обеда, на котором присутствовали сотни туркмен в традиционных национальных костюмах.
"В Туркменистане отметили Национальный День Памяти, во всех городах и селах страны были приспущены Государственные флаги, в мечетях прошли траурные богослужения в память о защитниках Геоктепинской крепости, чей подвиг стал олицетворением истинного патриотизма и высокого мужества", - сообщает turkemistan.ru, один из официальных сайтов диктаторского режима центрально-азиатсткого государства. Также как и во времена Ниязова, нынешний президент прославляет национальных героев, которые отдали свои жизни за свободу и независимость Отчизны. Только в этом году ввели новую традицию: военные теперь должны присягать на верность Родине и Президенту.
Бердымухаммедов, по-видимому, продолжает традиции Ниязова и придает такое же важное значение этой битве. Наблюдатели, изучающие политику диктаторского режима Центральной Азии, задались вопросом: будет ли нынешний президент во время нынешних празднований 2013г.ставить во главу угла племенную обособленность, а не идею национализма? Бердымухаммедов, уроженец села Бабарап Геок-тепинского этрапа, "внедрил новый вид неопатримониализма в туркменскую государственную систему, назначив на некоторые высокие ключевые должности членов семьи или родственников из своего родного города". (…) В кабинете министров очень явственно и неуклонно растет число представителей Ахалского велаята", - пишет Николас Куныж (NicholasKunysz) в своей статье "Отсултанизма к неопатримониализму? Регионализм в Туркменистане" (CentralAsianSurvey("Обзор Центральной Азии"), 31:1, 1-16). В конечном итоге он этого не сделал и придал празднованию такое же "национально-освободительное" значение, как и его предшественник.
"Битва при Геок-тепе стала поворотной точкой в туркменской истории российской колонизации Центральной Азии. Битва покалечила судьбы и туркмен, которые потеряли убитыми 6000 всадников и8000 женщин и детей в результате двадцатитрехдневого противостояния, и русских, так как именно здесь они потерпели первое и единственное поражение за всю историю завоевания Центральной Азии", - такое объяснение дает д-р Себастьен Пейроуз (Dr. SebastienPeyrouse), профессор института исследований Европы, России и Евразии университета Дж. Вашингтонa. Сапармурат Ниязов даже не стал ждать, когда страна получит статус независимого государства, и 8 декабря 1990г. подписал указ об объявлении 12 января национальным днем памяти и символом туркменского сопротивления колониальному режиму России. Сразу же битва, которая в произведении Ниязова "Рухнаме", своего рода "духовном путеводителе" описывается как "кровоточащая рана в истории", стала трактоваться как "краеугольный камень отечественной мифологии и повод для антисоветской и анти-российской полемики в новом Туркменистане" , - отмечает г-н Пейроуз.
В своей статье "На грани государственности и духовности: формирование государства в Тукменистане", опубликованной в 2002г., Ахмет Куру пишет, что "после 1991г. в летописи туркменской истории был сделан упор на три темы: изменение советской парадигмы, акцентрирование уникальности туркменской отечественной, а не общетюркской истории, а также укрепление национального единства с помощью объединения истории племен и регионов. (…) В истории Туркменистана (…) подчеркивается, что такие исторические события, как сражение при Геок-тепе являются главой всеобщей отечественной истории, но при этом замалчиваются межплеменные конфликты". В новой трактовке событий российское и советское прошлое предано забвению и трактуется как перерыв в грандиозной истории, начало которой было положено Ниязовым - новым героем, ведущим свой народ к "Золотому веку". Бердымухаммедов придерживается такого же изложения исторических фактов, но он просто повел страну к эпохе "Великого Возрождения", а уже не к "Золотому Веку"…
Туркменский этнолог Шохрат Кадыров, живущий в изгнании в Норвегии, следующим образом объясняет переписывание истории: "фальсификация имеет место только в том смысле, что защитники крепости не думали о нации, они, сопротивляясь, думали о своих местных интересах, о своей самостоятельности, они не хотели оказаться в прямом подчинении русских, были согласны только на косвенное управление". "Ниязов был националистом и представлителем клана. Его жена была наполовину русской, наполовину еврейкой, а сам он был сиротой", - напоминает Кадыров.
В 1999г., например, в официальных статьях в турменской прессе было опубликовано, что "все туркмены из Мары, Лебапа, Дашогуза, Лебапа и Ахала [пять основных туркменских племен, чьи орнаменты используются при производстве ковров и представлены на национальном флаге] встали на защиту Родины против завоевателей". "В 1985г. Горбачев назначил Ниязова первым секретарем Коммунистической партии Туркменской ССР потому, что тот был сиротой и в отличии от других не был представителем какого-то определенного клана. Однако Горбачев оказался прав, несмотря на то, что в конечном итоге после 1990г. битва при Геок-тепе стала негласным способом легализации родного для Ниязова Ахалтекинского племени как правящей группировки страны", - считает французский эксперт по Центральной Азии Кэтрин Пуджол (СatherinePoujol).
Представители ахалтекинского племени действительно сыграли ключевую роль в битве при Геок-тепе, которая разразилась на их территории, и обвинили представителей южного текинского племени из региона Мары и юмудов с запада страны в том, что те не защищали их территорию и даже обратились за помощью к России. Эта мнимая легитимность, которая стала проявляться вслед за туркменским национализмом, стала укрепляться после прихода к власти Бердымухаммедова и после смерти Ниязова в декабре 2006г.
"Однако допустимая фальсификация в интересах морали не допускает фальсификации о том, что все туркмены хотели бы теперь служить ахалцам за их храбрость в 1881 г. Ни один туркмен не поступиться своей локальной этнической идентичностью. Неписанное правило этой идентичности гласит, что каждый туркмен одного племени всегда считает себя чище туркменом, чем представители другого племени. Эта фальсификация порождает неудовлетворенность остальных", - объясняет г-н Кадыров. Наши источники в Туркменистане подтверждают это растущее недовольство. Один из источников сообщил, что "отец Бердымухаммедова, который является текинским шовинистом, имеет большое влияние на президента". "Некто по имени Виктор Храмов [туркменский еврей], глава президентской администрации и серый кардинал при Ниязове, делает попытки ограничить влияние отца президента и продвигает сбалансированную межплеменную политику", - продолжает Кадыров. Именно из-за этого противоречивого влияния, оказываемоего на нынешнего президента, последнее празднование дня памяти 12 января формально стало "национальным праздником", а косвенно еще одним "текинским днем".
Регис Генте (Regis Gente)
Специально для "Хроники Туркменистана"
Автор также сотрудничает с "Le Figaro", "Radio France Internationale", "France 24 TV". 16 янв. 2013
|