КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 25.01.2013
23:53  В Атырауской области из 1300 приверженцев деструктивных течений 30 изменили свои религиозные взгляды...
23:15  Жены арестованных в Туркменистане казахстанских полицейских говорят, что казвласти не пытаются вызволить их мужей из тюрьмы
22:21  А.Асанканов: Освоение кыргызами северо-восточной части Синьцзяна в ХVIII веке
21:55  Старшего брата президента Южной Кореи посадили на 2 года за взяточничество
20:33  А.Мыскина: Плавали – знаем…Почему Казчиновники "закрыли" информацию о возможных наводнениях?
20:13  Ислам несовместим с ценностями Французской Республики, считает большинство жителей страны
20:06  Генри Киссинджер: "Война в Сирии остается вызовом западным государствам"

19:49  Мечта библиофила. Книга Сары Назарбаевой "Философия любви" отпечатана качественно, украшена камнями...
19:45  США обвинили афганскую авиакомпанию "Ком-Эйр" в контрабанде наркотиков в Таджикистан
19:44  Таджикистан сократил финансирование Рогуна. ВБ денег не дает...
16:12  Сам себе режиссер. Практически все газеты и журналы Туркмении сменят своего учредителя, которым по сю пору является сам Аркадаг
16:09  Премьер Киргизии обвинил МВД в "крышевании" проституток. Знает о чем говорит?
16:01  Актобе. Продавщицы девственниц ушли от наказания. Сутенерши Бапакова и Махатова амнистированы в честь 20-летия независимости РК
15:58  В.Азин: Спор вокруг Байконура выльется в миллионные убытки обеим сторонам
15:54  В Алматы с 14 кг героина задержан экс-сотрудник торгпредства Таджикистана Нематов. 12 лет назад пойманный там же с 86 кг...
15:50  В Ташкенте умер "летописец Арала" художник Рафаэль Матевосян
15:48  Т.Калиев: Как местные кыргызские власти сами провоцируют приграничные конфликты
15:38  И.Панкратенко: Иран - некоторые итоги 2012-го
15:33  А.Рысалиев: Воруют все! Как кыргызские "правозащитники" растаскивают гранты
14:55  В.Жаронкин: Зерновой картель. Почему Украина подводит Россию и Казахстан
14:48  А.Собко: Как уговорить Китай на российские газовые цены
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
К.Калилаханова: Роль казахской женщины в рамках религиозной традиции
00:39 25.01.2013

РОЛЬ КАЗАХСКОЙ ЖЕНЩИНЫ В РАМКАХ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ

Как известно, у рода человеческого – будь то мужчина или женщина – одна судьба. Единство человеческого общества проистекает из того простого и фундаментального обстоятельства, что таков был путь развития цивилизации. Однако в данном случае мы попытаемся рассмотреть тему, которая будет касаться именно женской половины, а точнее, места и роли казахской женщины в как в обществе, так и в традиционных религиозных условиях.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на Съезде женщин Казахстана, особо подчеркнул, что лучшие качества нации последующим поколениям передаются от матерей. "Наш народ всегда считал, что мужчина – хозяин в доме, а женщина – хранительница традиций и ценностей нации", – отметил он.

Анализ вопроса о роли женщины в общественном наследии позволяет выделить одну очень важную методологическую особенность. Дело в том, что в различных общественных формациях и цивилизациях, а также на различных этапах истории и в мировых религиях роль женщины всегда была на достаточно высоком и достойном уровне.

Так, основные и традиционные религии почитают женщину за ее особую миссию в истории существования человеческого рода, за глубокую духовность и самоотверженность, за божественный дар любви и мудрости. Женщина – это, прежде всего, мать и дочь, жена и сестра, хранительница очага и общественный деятель, что прослеживается в самой концепции устройства мира.

Религия мира – ислам – возвышает женщину, уважая ее роль и значимость в семье и обществе, утверждая, что: "Рай – под ногами ваших матерей". Ислам возлагает на женщину равные права и обязанности с мужчиной, за исключением тех случаев, когда этого требуют физиологические и психологические различия между полами: "А кто совершает праведные дела, будучи верующим, будь то мужчина или женщина, то он войдет в Рай".

В истории ислама немало примеров того, как женщины давали советы халифам и полководцам, опротестовывали несправедливые или же недальновидные решения и указы. Жизненная практика Пророка Мухаммеда (с.а.с.) была лучшим примером того, как мусульмане должны обращаться со своими женщинами в различных вопросах.

Праведные халифы прибегали к советам жен Пророка и других авторитетных сподвижниц. Например, в период правления Омейядов и Аббасидов матери и жены халифов нередко оказывали влияние на принятие самых важных государственных решений.

Нам известна история семейной жизни Пророка Мухаммеда (с.а.с.) и Хадиджи (р.а.) – первой и до своей смерти единственной его жены. Будучи преданной и любящей супругой она сумела не только окружить мужа вниманием и заботой, но и стать его верным другом – соратницей.

Символично, что Хадиджа (р.а.) стала первой из мекканцев, уверовавших во Всевышнего Аллаха и посланническую миссию Мухаммеда (с.а.с.).
Человеком, у которого хранился первый свиток Корана, была дочь халифа Умара, мать правоверных Хафса (р.а.). Другая жена Пророка Айша (р.а.) передала более 2000 хадисов, не упустив в них мельчайших деталей.

После ухода Посланника Аллаха роль женщины в распространении исламского просвещения не уменьшилась. Из числа женщин вышло немало исламских ученых, чьи знания не уступали знаниям ученых-мужчин.
Одной из выдающихся представительниц поколения табиинов (поколение мусульман, следующих за сахабами Пророка) была Амра бинт Абдурахман. Она являлась специалистом по исламскому праву (факихом) и хадисам. Пятый праведный халиф Умар ибн Абдульазиз сказал о ней: "Если вы хотите изучить науку хадис, идите к Амре…". Имам Зухри, который составил первый сборник хадисов, назвал Амру бинт Абдурахман "большим знатоком хадисов" и рекомендовал учиться у нее.

Пророк Мухаммед (с.а.с.) принимал присягу непосредственно от женщин, руководствуясь следующим аятом: "Если верующие женщины придут к тебе, чтобы присягнуть в том, что они не будут приобщать сотоварищей к Аллаху, красть, прелюбодействовать, убивать своих детей, покрывать клеветой то, что между их руками и ногами, и ослушиваться тебя в благих делах, то прими у них присягу" (сура "Сбор", аят 12).

Участие женщин в общественной жизни может быть ограничено только нравственными нормами и ответственностью женщин за выполнение материнских обязанностей. Важно подчеркнуть, что в мусульманском обществе особое внимание уделялось образованности и благородству женщин, от которых во многом зависит нравственное и интеллектуальное здоровье будущих поколений. Не случайно мать правоверных Аиша (р.а.) достигла в богословии, литературе и других науках таких высот, что даже выдающиеся сподвижники обращались к ней за советом. Она настолько часто комментировала суждения других ученых, напоминая им об их упущениях, что имам аз-Заркаши собрал в отдельную книгу предания об этом.

Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует, что ислам отводил большую роль женщине, ее местоположению в обществе. Согласно вероучению, правоверная женщина, верующая женщина имеет право учиться и работать, заниматься общественной деятельностью и выражать свою гражданскую позицию.

Если же обратиться к теме женщины в религии, то здесь правильнее было бы говорить о тех женщинах, которые непосредственно и целенаправленно занимаются религиозной деятельностью.

Смысл цивилизации, как мы ее себе представляем, заключается в том, что от эпохи к эпохе, от одного государственно-экономического обустройства к другому, более развитому и эффективному, растет и развивается народ и его духовность. На стыке тысячелетий обретение Казахстаном своей государственной независимости возрождает национальное и культурно-историческое самосознание народа, ориентирует его на поиск общечеловеческих ценностей и духовных традиций. В свете этих тенденций правомерен вопрос о роли и местоположении казахской женщины в истории народа и его религии.

Думается, уместным будет посыл о том, что Казахстан, раскинувшийся в самом сердце Великой Степи, сегодня по праву считается историко-культурной колыбелью и духовным остовом всего евразийского пространства.

Легенды и предания далеких времен донесли до нас воспетый сказителями-акынами героический и величественный образ степной женщины – дочери, матери, жены, правительницы и батыра. Казахский народ всегда восхищался своими дочерями, их красотой, умом и доблестным обликом. И женщины Великой Степи всегда пользовались особым статусом в общественно-политической иерархии Казахского государства.

По истинным законам народа девушка не предназначалась для развлечений, как подневольная рабыня, она была равной в суровом кочевом быту, и поэтому могла стать только супругой, матерью, а, когда требовалось, то и защитником родины. С древнего периода в казахском языке сохранились, к примеру, такие архаизмы: "от-анасы" – главная хранительница очага; "от-агасы" – глава семьи.

Дочери казахского народа отличались от своих сверстниц – представительниц восточных и других народов, тем, что обладали большей независимостью, свободой и развитым чувством собственного достоинства. Благодаря природным качествам, смекалке, открытому и волевому характеру степная женщина участвовала в принятии судьбоносных для народа решений.

В истории Степи было немало выдающихся представительниц прекрасного пола, которые стали величайшей гордостью нации. В плеяде звездных женщин мира – великая царица саков-массагетов Томирис (Тұмар), низвергшая царя Кира, основателя великой Персидской империи. В этом ряду и дочь сакского царя, жена полководца Мермера, правительница целого города – Роксонаки, про которую существует красивая легенда, сделавшая ее символом справедливости и патриотизма. Надо вспомнить властную и воинственную Боарикс, царицу гунно-савирского союза, которой принадлежит историческая заслуга заключения мирного договора с Византийской империей.

С развитием кочевых государств в евразийских степях углубились представления о роли женщины и ее месте в данном культурном пространстве. Культ женщины-матери – источника новой жизни – непрерывно рос. И примеров почитания протоказахской женщины в истории народа достаточно много. Поэтому представляется чрезвычайно важным исследовать, популяризировать и культивировать в современном обществе психотипы и образы великих женщин, вносящих неоценимую лепту в возрождение и возвышение этнокультурного древа казахского народа.

Это необходимо и потому, что жизнь современной казахской женщины тысячами нитей была, есть и будет связана с обществом, его различными сторонами и гранями. Так, через собственный труд наша современница связана со сложными производственно-технологическими процессами. Через контакты со своей семьей, друзьями и коллективом она сопрягается с богатым миром социальных отношений. По разным каналам она имеет дело с институтами социального управления, государством, общественными организациями. Образование, профессия, искусство, спорт и т. д. открывают ей дверь в широкий мир духовной культуры и помогают найти свое место в обществе.

Сегодня, в начале ХХI века, огромные психологические нагрузки, легшие на плечи женщины, ставят перед ней новую задачу: выстоять, выжить, спасти себя, своих детей и близких, укрыть их от возможных бед и неурядиц. И здесь немаловажную роль играет сила духа и вера женщины в высшие силы, отображенная в ее духовности, в ее моральных устоях, в ее внешнем облике и одеянии.

Так повелось исстари, что дочерям казахского народа не требовалось закрывать лицо. Они жили в родительском доме, рядом со своими отцами, братьями, родственниками, их оберегали, о них заботились. Строго соблюдался степной закон о кровном родстве семи поколений. Одежда казахской женщины во все времена соответствовала суровому климату, кочевому образу жизни, подчеркивала не только религиозный, но и возрастной, социальный статус девочки, девушки, женщины. Так, исследователь О. Сухарева утверждает, что такие типы уборов, как кимешек, чалма, орамал и борик были распространены, главным образом, у тюркоязычных народов, женщины которых не закрывали лица. По мнению А. Халикова, древнетюркской по типу является и полусферическая по форме шапочка – такия, найденная в погребениях на территории Удмуртии. Кроме того, типы головных уборов, отображенные на каменных изваяниях святилища Мерке, можно встретить и в гардеробах современных казашек.

В рамках данного материала хотелось бы также отметить, что, пожалуй, одна из наиболее популярных тем современности, рассматриваемых учеными и исследователями-религиоведами, – это положение женщины в исламе. В Священном Коране закреплены постулаты о женщине в семье и обществе, которые наиболее соответствовали существовавшей традиции. Именно в Коране заложена основа для четкого юридического закрепления прав женщины, чего практически не существовало как в доисламской Аравии, так и у многих народов мира. Некоторые положения по отношению к женщине во многих странах приобрели за столетия статус юридических актов – это брачные контракты, право на имущество, наследование и т.д. С конца XIX – начала XX веков казахская женщина борется за свои исконные права, за свою религиозную, социальную и профессиональную адаптацию, и со временем приобретает все это. И роль нашей современницы – способствовать экономическому и культурному росту государства, возрождению национальных ценностей, поддержанию семейного очага, мира и единства в нашей благословенной стране. История суверенного Отечества – яркий и доказательный тому пример.

Карлыгаш КАЛИЛАХАНОВА,

заместитель директора Международного центра культур и религий www.kazreligiya.kz
24.01.2013

Источник - pricom.kz
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1359059940
Новости Казахстана
- По итогам 7 месяцев т. г. в базовых отраслях экономики РК сохраняется положительная динамика
- Премьер-Министр РК А. Мамин поручил внести План поэтапного снятия карантинных мер на рассмотрение Госкомиссии
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 августа 2020 года №508
- На МВК рассмотрена подготовка к поэтапному снятию карантинных мер
- "Запретить чиновникам запрещать" - Алматинские предприниматели пожаловались Перуашеву
- Кадровые перестановки
- Ералы Тугжанов посетил ряд объектов предпринимательской деятельности города Нур-Султана
- Более 2 млн 287 тыс. казахстанцев получили единовременную выплату по потере дохода в период карантина
- Ситуация стабильная: Бердибек Сапарбаев встретился с жителями села Каскабулак
- Об отставке Председателя комитета индустриального развития и промышленной безопасности
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх