С.Чериков: Кыргызстан и Россия. В плену избитых штампов и замшелых аналогов 19:26 28.01.2013
С. Чериков. Кыргызстан и Россия: В плену избитых штампов и замшелых аналогов
Можно понять обиду Аскара Акаева, первого президента постсоветского Кыргызстана, автора знаменитой фразы "Россия нам Богом дана", когда того походя сравнивают с его полным антиподом, вторым президентом К.Бакиевым. Хотя при даже беглом знакомстве с биографией, и тем более причиной и, в особенности, моментом ухода с трона двух руководителей, можно заметить разительные несхожести. К сожалению, таков менталитет европейского мышления, что в любом событии, факте и происшествии оно стремится, во что бы то ни стало, найти аналогов. Даже если они не сходны по сути. Поскольку так легче и без напряга. А также выигрышно: подключив аналоги, можно, так сказать, без усилий поблистать знанием вширь. Но вот вглубь, конкретно и предметно, чтобы компетентно и профессионально разобраться в каждом отдельном случае, видимо, недосуг. Не говоря уж о точном диагностировании причин и следствия каждого события и факта. Наверное, для подобного мышления незначительно и то, что дело касается чести и достоинства известных личностей. В этом ключе необдуманные легковесные сравнения Акаева с Бакиевым напоминают ошибку врача, поставившего одинаковый диагноз, допустим, сердечнику и легочнику.
Из той же песни участившиеся в последние дни усилия некоторых умов, их попытки искать и находить подобные, и не всегда сравнимые аналогии в событиях в Киргизии. "Киргизская Вандея", "повстанцы захватили, разгромили", "бандиты, головорезы", "криминальная власть", "басмачи взяли в заложники", "киргизы разучились работать", и т.д. Хотя, какие могут быть сравнения современного, находящегося в сложнейшем, но уникальном демократическом развитии Киргизии с басмачами двадцатых годов прошлого столетия и, тем более, с лесными разбойниками средневековой Франции? Дошло до того, что естественное стремление получившего независимость после долгих лет тоталитаризма однопартиной системы народа вновь обратиться к национальным духовным ценностям некоторые авторы поспешили назвать возвратом к феодализму.
Конечно, не все идет гладко в естественном стремлении киргизского народа к возврату едва не утерянных навсегда духовных ценностей и добрых национальных традиций. Пора бы знать, что сегодня в становящейся средоточием хитросплетенных геополитических игрищ мировых держав постсоветской Центральной Азии идет болезненная ломка старых стереотипов, жесточайшая битва добра и зла, смертельная схватка нового со старым именно в местном, азиатском ракурсе. И, упорно лезть в эту сложнейшую, зачастую незаметную для несведущего в подлинной региональной истории и истинном менталитете судьбоносную битву эпох с совсем неподходящими шаблонами, по крайней мере, выглядит как дилетантство, если не сказать злонамеренным. В действительности у многих довлеет нежелание вникать в суть происходящего.
То же самое происходит в отношении современной России со стороны западных "алхимиков" от политологии. Как иначе понимать упорное нежелание последних понимать стремление России построить отличную от Запада собственную, основанную именно на добрых русских традициях демократию? Сегодня страна переживает величайший и впервые со времен Петра Великого Ренессанс в самом широком понимании слова. Идет проба истинно русского, российского подхода к казавшимся незыблемыми в западноевропейском и американском мышлении демократических ценностей, зарождаются новые, опять-таки, российские основы рыночной экономики. Сегодняшние грандиозные перемены в России можно назвать продолжением столыпинских реформ в новых исторических реалиях. В общем, у братской России планов громадье, а перспектив не счесть. И здесь, в свою очередь, России тоже, в данном ракурсе было бы выгодно по-новому, более демократично и созидательно подойти к взаимоотношениям с бывшими братьями по Советскому Союзу, переосмыслить ценностные критерии такого подхода, избавиться от былых, изживших себя стереотипов. Во благо самой себе и всем остальным.
Садырбек Чериков, независимый журналист
|