А.Аалыев: Инвестиционная политика Кыргызстана - в шаге от полного фиаско 09:57 02.02.2013
Кризис преемственности
Инвестиционная политика Кыргызстана: в шаге от полного фиаско.
Правительство республики требует пересмотра соглашения с крупнейшим частным инвестором. Госкомиссия по проверке деятельности золотодобывающего предприятия "Кумтор Оперейтинг Компани" считает: договоренности с ней заключались вопреки правовым нормам. Чиновников совсем не смутило, что инвестор действовал по правилам, установленным самими властями, и эти правила ратифицировал парламент, одобрил Конституционный суд и экспертное сообщество.
Министерский ва-банк
Главная причина и цель - стремление увеличить налоговую нагрузку на золотодобывающий проект и расширить свое представительство в управлении. В свете происходящего в стране это выглядит более чем логично: госаппарат привычно лоббирует свои интересы, не брезгуя запрещенными приемами. В их числе - откровенный шантаж, коим не пренебрег глава госкомиссии, министр экономики Темир Сариев. Он заявил, что если корпорация Centerra, которая реализует золотой проект в Кыргызстане, не согласится на выдвинутые условия, республика может в одностороннем порядке денонсировать соглашение.
В правительстве понимают, что денонсация неизбежно приведет к скандальному разбирательству в международном арбитраже. Более того - этот процесс станет для кыргызской стороны серьезным испытанием, поскольку мировая Фемида вряд ли признает правоту официального Бишкека, ведь инвестор не только не нарушал законы республики, а следовал тем правилам, которые установило ему правительство. Виновна ли компания в том, что новый кабмин изменил свой взгляд на то, как, кому и в каких количествах следует добывать золото в условиях вечной мерзлоты тянь-шаньского высокогорья? Любой квалифицированный юрист ответит - нет, и чиновникам об этом прекрасно известно, в чем, собственно, признается и сам Темир Сариев. Однако продолжает идти ва-банк, заявляя о готовности не только участвовать в судебном процессе, но и рискнуть международными активами страны за рубежом. Таковых на заграничных счетах накоплено свыше $2 миллиардов. Не слишком ли высокая ставка в сомнительной игре?
Политическая экономика
На что рассчитывают власти? Увы, совершенно непонятно, поскольку любой крупный инвестор посчитает самоубийственной ошибкой перезаключение законных договоренностей, ратифицированных парламентом. Тем более ни у одной иностранной частной компании, работающей или работавшей в республике, давно нет уверенности, что новое соглашение не оспорят через определенное время. В парламентской республике альянсы большинства - явление временное и переменчивое. За несколько месяцев работы действующего Жогорку Кенеша коалиция менялась дважды. Оба раза это приводило к смене правительства. Сколько осталось работать действующему кабинету министров? Не ясно. Но очевидно, век его недолог, и он канет в Лету, как скоро развалится коалиция, которая давно трещит по швам.
Парламентской республике, к слову, это свойственно. Однако, в отличие от западных или правовых государств, для КР развал коалиции означает катастрофу, поскольку неизбежно приводит к значительному ухудшению инвестиционного климата. Исполнительная власть неоднократно показывала, что не может служить гарантом преемственности решений ни в политике, ни в экономике, и уж тем более - гарантом сохранности инвестиций. Правительство напрямую зависит от состава коалиции - образования политического и зачастую озвучивающего разные программы и векторы развития - в зависимости от настроения участников альянса.
Может ли служить гарантом президент? Увы, но и главе государства, как видно из новейшей истории Кыргызстана, им не стать. Таковы политические реалии республики, хорошо известные не только внутри нее, но и за ее пределами. По этой самой причине вояжи высокопоставленных чиновников за рубеж в поисках инвесторов и миллиардных вложений, которые могли бы запустить местную экономику, были провальными. Частный инвестор понимает, что деятельность в Кыргызстане сопряжена с опасностью потерять вложения, и примером тому служит не только скандал вокруг "Кумтора", который все более и более отчетливо приобретает политический окрас, но и, в целом, ситуация вокруг значимых проектов в экономике.
Кто защитит инвестора?
В течение последних двух лет, напомним, в Кыргызстане происходило не менее десятка нападений на лагеря геологов, сотрудников иностранных компаний, объекты, принадлежащие инвесторам. Известно о случаях разграблений имущества, перекрытиях стратегически важных дорог, захвате техники. В том числе принадлежащей не только компаниям из далекого для местного люда западного мира, но и близких - России и Казахстана, которые политическое руководство республики называет стратегическими партнерами. Что же власти? Как известно, правительство не только не навело порядок в отрасли и не обеспечило безопасность инвесторам, но и полностью возложило на них переговоры с местным населением, финансирование социальных проектов. То есть госинституты, выказывая некомпетентность и несостоятельность, обязали частный капитал заниматься тем, за что он, этот капитал, платит налоги.
Вывод печален. Вполне очевидно, и это признают многие местные и зарубежные эксперты, что Кыргызстан в геометрической прогрессии теряет какую-либо инвестиционную привлекательность за рубежом. Ни одна из крупных частных компаний не намерена рисковать средствами в проектах, которые через год-два могут просто национализировать или экспроприировать новые политические силы.
В Кыргызстане, как представляется многим, могут работать только те инвесторы, кто пользуются поддержкой политических кругов крупных стран, аффилированных с ними. То есть такие компании, как "Газпром", имеющий защиту в лице руководства РФ. Но также очевидно, что российский монополист подомнет под себя и без того малоразвитый в плане конкуренции рынок ГСМ. Иного в условиях Кыргызстана быть уже не может. Тоже, очевидно, ждет и другие отрасли.
Политика саморазрушения
Вполне понятно, почему экспертные круги бьют тревогу. Действия политбомонда республики толкают страну в прямую зависимость от влиятельных политических игроков на международной арене. И с этим, к слову, согласен один из сильнейших аналитиков постсоветского пространства Модест Колеров.
"Могу предположить, если даже Темир Сариев, один из самых опытных управленцев в Киргизии, ведет себя как шоковый экспериментатор и слепой революционер, прямо говоря, что его действия выльются в длительную судебную историю за рубежом, это значит - и остальное правительство перестало укреплять суверенные экономику и государственность, - считает он. - Эта политическая философия правящих не может не привести к национальной катастрофе, то есть банкротству, обвальной утрате экономического, а затем и политического суверенитета. То есть - к ликвидации государственности, вынужденному превращению в протекторат одной из соседних держав - Китая или Казахстана".
Местные эксперты высказываются гораздо мягче. Однако и они видят в том, что делает правительство, опасные тенденции. К примеру, известному экономическому эксперту Михаилу Халитову эта "история" напоминает "плохие времена Аскара Акаева и Курманбека Бакиева".
"Многих интересует вопрос: есть ли у правительства видение, что делать дальше, кто возьмет ответственность за экономику, если переговоры затянутся и начнется арбитраж? - вопрошает член Общественного наблюдательного совета Министерства экономики Кыргызстана Марс Черикчиев. - Есть ли альтернативный план при ухудшении положения? Какие меры примут в этом случае? Пока вопросов больше, чем ответов".
И, к сожалению, не только у Черикчиева...
01/02/13 Арстан ААЛЫЕВ
|