Р.Жээнбеков: Шесть причин оставить американскую базу в "Манасе" 10:39 05.02.2013
Шесть причин оставить базу
На политическом пространстве Кыргызстана горячо обсуждают проблему Транзитного центра США. База стала темой для обсуждения не только Кыргызстана, но и всего постсоветского пространства, даже некоторых политиков и экспертов со всего света. Кроме того, база напрямую влияет на внутреннюю политику и будущее Кыргызстана.
Стоит отметить, будет правильным воспринимать ее не только как базу США, а как базу западных стран. В эпоху глобализации ни одно государство не может в одиночку решать глобальные проблемы, появляется необходимость в сотрудничестве. К примеру, недавно в Мали и Алжире произошли крупные теракты. Франция отреагировала на это и отправила свои войска. Но вслед за ней решили оказать поддержку и другие западные страны, арабский мир, оказывает военную, авиационную, технологичную и разведывательную помощь. Основной силой выступает Франция, но за ней стоят и другие страны. Поэтому будет правильным называть базу в Кыргызстане не американской, а западной.
Почему база должна остаться в Кыргызстане? По-моему мнению, существует шесть причин.
1. Экономическая причина. Прошло 12 лет со дня развертывания базы, Кыргызстан получил экономическую поддержку. К примеру, по данным Министерства финансов ежегодно мы получаем 60 млн. долларов в качестве арендной платы. Кроме того, база платит за коммунальные услуги, закупает местную сельскохозяйственную и промышленную продукцию, строительные материалы и использует рабочий труд.
В 2009 году кыргызская экономика получила 107 640 039, в 2010 году - 131 479 006, в 2011 году - 150 566 329, в 2012 году - 142 078 182 долларов США. Улучшение технического и материального состояния аэропорта "Манас" напрямую связано с базой. Кроме того, около 700 граждан Кыргызстана работают на базе и зарабатывают деньги. Мы не должны забывать о таких важных обстоятельствах.
2. Партнерство. Если мы хотим сотрудничать с цивилизованными странами мира, хотим строить хорошие отношения, то мы в первую очередь должны доказать, что сможем стать партнерами. Недавно бывший министр иностранных дел, интеллектуал Муратбек Иманалиев заявил, что база является единственным связующий звеном между кыргызским правительством и Америкой. Я бы хотел добавить, что у нас нет хороших отношений не только с Америкой, но и другими западными странами. Поэтому будет правильно, если мы сохраним базу, как единственный канал, связывающий нас с западными странами.
1 июня 1994 года в Брюсселе было составлено соглашение между Кыргызстаном и НАТО - "Партнерство ради мира". С тех пор уровень сотрудничества только возрос. К примеру, была составлена индивидуальная программа партнерства (ИПП), и на ее основе ведется сотрудничество в сфере безопасности, контртерроризма, безопасности границ и чрезвычайных ситуаций.
В 2003 году мы присоединились к программе "Виртуальный шелковый путь". Кыргызские ученые получили доступ к интернету через спутниковые узлы. В 2007 году в целях обеспечения тесных взаимоотношений Кыргызстан присоединился к процессу планирования и анализа.
Программа НАТО "Наука ради мира и безопасности" проводит биологические и медицинские исследования в условиях высокогорья. Для наших военных-отставников тоже важно при помощи НАТО пройти через программу переквалификации и социальной адаптации.
Необходимо, чтобы Кыргызстан выступал основным партнером в инициированной США программе "Стратегия Шелкового пути". Стратегия предусматривает увеличение показателей товарооборота между Центральной Азией и Южной Азией после установления мира в Афганистане.
Кроме того, важно сотрудничать в сфере кибернетической безопасности. Стоит подчеркнуть, сегодняшний НАТО является трансформированной организацией. Кыргызстан не может воспользоваться всеми преимуществами трансформации НАТО. Поэтому Министерство обороны заявляет, что наши чиновники силовых структур все еще руководствуются своим мировоззрением времен холодной войны. В интересах Кыргызстана полноценно воспользоваться реформами НАТО в сфере безопасности и программами по чрезвычайным ситуациям.
3. Проблема безопасности. Этот вопрос можно рассматривать с двух сторон: государственная и региональная (Центральная Азия) безопасность. По словам экспертов по вопросам безопасности, Центральная Азия, в том числе и Кыргызстан, являются регионом с высокой вероятностью возникновения конфликта. Существуют несколько оснований для такого анализа. Это спорные государственные границы, вода, геополитическая расстановка и усиление религиозного экстремизма.
Нынешние кыргызско-узбекские, узбекско-таджикские, узбекско-российские отношения, нестабильная обстановка в Афганистане, ухудшение российско-американских отношений и выход Узбекистана из состава ОДКБ говорят о том, что ситуация становится угрожающей. Наличие военных баз двух стран в таких тяжелых обстоятельствах обеспечит стабильность нашей стране и во всей Центральной Азии.
4. Проблема ответственности. В последние 10-20 лет в Афганистан попало много оружия различных стран и политических сил под различными предлогами. Основная часть оружия приходится на Западную коалицию, которую возглавляют США. Если Западная коалиция утратит контроль над Афганистаном, то никто не сможет гарантировать, что оружие не попадет в руки талибов и религиозных экстремистов, и они не предпримут агрессивных действий в отношении соседей. Поэтому мы обязаны потребовать у США и Западных стран довести свою миссию до конца и содействовать им в этом. Если проанализировать афганскую войну, то очевидно, что талибы усилились после вывода советских войск. Региональные страны, в том числе Кыргызстан не должны позволить НАТО выйти из 12-летней войны со словами: "Пускай случится то, что должно случиться".
5. Стратегическая проблема. Если мы хотим провести стратегические реформы в Кыргызстане, получить для этого финансовую поддержку и технологию, мы должны научиться тесно сотрудничать с ними и найти общий язык. Это позволит нам получить больше внимания и больше помощи. В качестве доказательства можно привести такие страны, как Турция, Южная Корея, Сингапур, Бразилия и Малайзия, которые переняли стандарты государственного управления, получили деньги на реформы и технологии из западных стран. Кроме того, Китай смог добиться нынешнего развития с применением западной либерально-экономической политики и технологий. Одним из источников развития и реформ Кыргызстана является улучшение отношений с западными странами.
К примеру, известно, что ЮСАИД является направленной к развитию организацией, которая делится передовым западным опытом. Ежегодный бюджет ЮСАИД составляет 40 млн. долларов. Организация занимается укреплением демократических институтов в Кыргызстане, в рамках программ экономического развития, промышленности, образования, здравоохранения и оказания поддержки Жогорку Кенешу. Для реализации таких программ с 1992 года было потрачено около 700 млн. долларов. Очень важна роль таких организаций в стремлении к реформам и в укреплении гражданского общества.
6. Прагматическая причина. Если база уйдет из Кыргызстана, соседние четыре страны заинтересованы во вводе базы на свою территорию и имеют для этого возможности. Среди них Казахстан. Президент Назарбаев 9 января 2013 года подписал соглашение о военно-транзитном сотрудничестве между Казахстаном и Россией. Он разрешил всем западным странам через Францию ввозить и вывозить вооружение для Афганистана через регионы Актобе и Шымкент. Такие же соглашения с США составили Узбекистан и Таджикистан. Кроме того, Россия составила в 2009 году соглашение о передаче базы в Ульяновске США, оно было подписано президентом Медведевым в 2012 году. Туркменистан может передать военную базу "Мары", которой пользуется НАТО. В прошлое лето министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мары провел переговоры в Вашингтоне. Если мы не будем придерживаться прагматической точки зрения, то финансово-экономическая выгода, которую мы извлекаем, будет направлена в карманы наших соседей.
По указанным шести причинам нам будет выгодно удерживать западную базу в Кыргызстане.
Депутат Жогорку Кенеша Равшан Жээнбеков.
P.S. Мнение автора нельзя воспринимать как позицию "Азаттыка"
Источник: Азаттык уналгысы Автор: Равшан Жээнбеков
|