Г.Гукасян: Арабские страны-экспортеры нефти в мировом хозяйстве и диверсификация капитала 09:30 27.02.2013
Вопрос о модели включения арабских стран-экспортеров нефти в мировое хозяйство, безусловно, один из наиболее острых для региона. В условиях глобализации мировой экономики арабский регион зависит от внешнеэкономических факторов развития, конъюнктуры мирового рынка, состояние которых неоднозначно. И эти проблемы одинаково серьезны как для менее обеспеченных капиталом арабских стран, таких как Египет, Тунис и другие, так и для обладающих нефтедолларовыми доходами арабских экономик, особенно таких, как страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, среди которых первая и вторая по ВВП экономики арабского мира: Саудовская Аравия и ОАЭ.
Выступая финансовым центром арабского мира, влияющим на его развитие, страны ССАГПЗ - впереди остальных арабских стран по масштабам хозяйственных программ. Хотя в целом благоприятная конъюнктура мирового рынка нефти продолжает обеспечивать для ССАГПЗ огромные инвестиционные возможности модернизации, зависимость указанных стран от внешнеэкономических условий, и, прежде всего, мировых цен на нефть и доходов от ее экспорта, остается высокой.
Несмотря на зависимость мирового роста от нефти и газа, значительным препятствием развитию ССАГПЗ могут выступить колебания на рынке углеводородов, стремление развитых стран к уходу от нефти и снижению нефтеемкости экономики, наконец, проблема поддержания объема валютной выручки, достаточного для финансирования экономической модернизации. В таком контексте нельзя абстрагироваться от ряда проблем экономической стратегии стран ССАГПЗ, которые не сводимы к проблеме политической реформы или только к либерализации экономики.
Так, наиболее слабым местом "нефтяной" экономики остается фактор исчерпаемости нефти и ожидаемого на каком-то этапе начала спада в ее добыче и экспорте. Вследствие этого, стратегия экономического развития требует, с одной стороны, поддержания доходов от нефти на высоком уровне в довольно длительной перспективе, а, с другой, – наращивания усилий по трансформации нефтедолларов в ненефтяные источники роста. Поддержание доходов от нефти требует необходимого объема ее поставок на мировой рынок, т.к. страны ССАГПЗ должны сохранять долю рынка, чтобы не стимулировать замещение нефти прочими энергоносителями.
Трансформация нефтедолларов в ненефтяные источники роста предполагает несколько направлений. Во-первых, развитие отраслей глубокой переработки нефти и газа, нефтехимии и др. Это перспективное направление позволяет развернуть хозяйство страны-экспортера нефти в направлении расширения ассортимента конкурентоспособной на мировом рынке продукции химической промышленности с высокой добавленной стоимостью (используемой в бытовой химии, выпуске строительных материалов, электротехнической, автомобильной промышленности и других отраслях).
Во-вторых, это государственное, в т.ч. государственно-частное финансирование создания промышленной инфраструктуры для разных секторов хозяйства.
В-третьих, создание современной инфраструктуры рынка, куда входят комфортная среда для жизни и бизнеса, включая как материальные условия, так и институционально-правовую систему (данное направление ускоренно осуществляется всеми странами ССАГПЗ, и особенно ярко воплощено в Дубае (ОАЭ).
В общем, для базирующейся на нефти развивающейся переходной экономики не видно альтернативы модернизационной индустриализации, проводимой государством через планирование и финансирование экономических программ, что сегодня отмечают многие эксперты из стран с развитой рыночной экономикой1. Едва ли не для всех стран-экспортеров нефти данный путь означает, что, обладая доходами от природных ресурсов, государство по-прежнему берет на себя эту грандиозную задачу, решая ее путем перераспределительных механизмов. Понятие "индустриальная модернизация" трактуется в современных условиях шире, чем только развитие промышленности. Сегодня в рамках постиндустриальной экономики важны и "индустрия туризма", "индустрия торговли" и другие сферы деятельности.
Действительно, без выработки упоминавшейся выше стратегии страна-экспортер нефти остается интегрированной в мировое хозяйство узко, в качестве поставщика сырья. Еще Майкл Портер указал, что предпосылкой для участия страны в мировом хозяйстве является развитие емкого внутреннего рынка. Япония вышла в лидеры по производству бытовой техники, потому что компактные условия жизни востребовали разнообразный ассортимент малогабаритной бытовой техники, производимой для внутреннего рынка. Стратегии модернизации экономики, призванные укрепить положение экономик стран ССАГПЗ в мировом хозяйстве сегодня приобретают новые аспекты, отличающиеся от индустриализации 1980-х гг. Так, саудовская стратегия строительства семи новых экономических городов, преследуя цель создать среду для широкодиверсифицированных отраслей индустрии и для бизнеса, с самого начала делает ставку на внедрение на этих территориях новейших строительных, промышленных, энергетических, телекоммуникационных, экологических и прочих технологий. Город атомной и возобновляемой энергетики короля Абдаллы, строящийся в столичном регионе Эр-Рияда, практически полностью основывается на использовании инновационных источников энергии, в особенности солнечной. Данный проект финансируется из госбюджета при особой поддержке короля. Анализ эффективности этих проектов показал, что обеспечить рентабельное удовлетворение внутреннего потребления энергии в стране полностью за счет солнечной энергии - реально.
Данный подход особенно важен, поскольку для таких развивающихся стран, как Саудовская Аравия, исследования показали прямую связь экономического роста с энергопотреблением, а не косвенную или нейтральную2. Следовательно, вкладывая нефтедоллары в энергетику, не основанную на углеводородах, страна-экспортер нефти может продлить сроки эксплуатации своих нефтяных резервов, замедлив их истощение, не отвлекая на внутреннее потребление. Такие проекты осуществляет не только Саудовская Аравия. Например, в ОАЭ создан Технологический институт в Масдаре, деятельность которого направлена исключительно на разработки в области экологически чистой энергетики и осуществляется строительство уникального города с нулевым выбросом углерода. Таким образом, стратегия сохранения сильных позиций в региональной и мировой экономике для стран ССАГПЗ лежит в русле трансформации доходов от нефти в передовые сферы экономики. Вообще нефтяное богатство ССАГПЗ в денежном выражении велико, но его нужно рециклировать в развитие с наименьшими потерями этого капитала.
Аналитики Dubai International Financial Centre Authority в 2008 г. оценили нефтяные запасы ССАГПЗ по их текущей стоимости при цене нефти, принятой за $50 за баррель, и цене газа, принятой за $9 за 1 британскую термальную единицу, в $18,3 трлн. При цене нефти $100, а газа $15 - стоимость нефтегазовых резервов ССАГПЗ достигает $37,7 трлн., что эквивалентно стоимости мирового рынка ценных бумаг3.
Какой же институт должен осуществлять стратегию диверсификации? В данном случае это государство и госкапитал, инициирующий саму стратегию, а также участие в ней частного капитала. На примере стран ССАГПЗ имеется подтверждение того, что проблему ненефтяной диверсификации можно сдвинуть с "мертвой точки". Так, во время мирового кризиса 2008-2009 гг. и падения нефтяных доходов в частном секторе Саудовской Аравии сохранился рост на 3,9%, что зафиксировано всеми статистическими сводками. А в 2012 г. рост в ненефтяном секторе страны достиг 8,5%. Можно сказать, что программы экономической диверсификации ССАГПЗ, на которые выделены внушительные объемы госфинансирования, судя по данным о росте частного сектора, отчасти достигают цели. Но такие индикаторы диверсификации, как уровень концентрации и уровень диверсификации экономики, рассчитываемые через вклад различных отраслей в ВВП страны, для стран ССАГПЗ еще далеки от желаемых. Так, уровень концентрации экономики в таком измерении составляет для стран ССАГПЗ 26%, в то время как для развитых стран ("группы семи") - не более 16%. Уровень диверсификации для ССАГПЗ составляет 3,87%, а для стран "семерки" - 6,07%4.
В этой связи, для таких экспортеров нефти, как страны ССАГПЗ, в качестве действенных вполне могут рассматриваться способы диверсификации экономики через капиталовложения. Например, модель диверсификации, движимой спросом5. К ней относится и государственное бюджетное финансирование экономики путем создания спроса на инновационные товары и услуги, в т.ч. в сфере энергетики, экологии и др. А, по мнению известного экономиста Джакомо Лусиани, рента, получаемая странами ССАГПЗ от экспорта нефти и газа, благодаря более низким издержкам добычи (которые все-таки постепенно растут), не может не расходоваться государством через операции на внутреннем рынке, ибо эту ренту следует использовать для экономической индустриализации и диверсификации6.
В ССАГПЗ в настоящее время осуществляется и запланировано хозяйственных проектов на сумму более $2 трлн., что сопоставимо с годовым ВВП нескольких стран вместе взятых. Из бюджета по текущим пятилетним планам развития всех стран ССАГПЗ выделяется более $1 трлн.7 По мнению экспертов, это будет способствовать созданию экономических условий для развития и привлечения иностранных инвестиций8. В общем, для стран- экспортеров нефти давний вопрос о необходимости эффективного рециклирования нефтедолларов остается главным вопросом модели их участия в мировом хозяйстве.
Гурген Левонович Гукасян, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН - специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".
1. Cinti V. The GCC Countries’ Growth Beyond Oil: The Special Case Of Saudi Arabia. Department of Economics, Vienna University of Economics and Business, Austria. 2010, p. 5-6. 2. Mehrara M., 2007. "Energy-GDP relationship for oil-exporting countries: Iran, Kuwait and Saudi Arabia", OPEC ReviewVolume 31, Issue 1, pages 1–16. 3. Economic Prospects and Policy Challenges for the GCC Countries. Annual Meeting of Ministers and Central Bank Governors. Saudi Arabia, 5-6 October 2012, Prepared by International Monetary Fund. P. 22. 4. Economic Diversification. The Road to Sustainable Development. Booz & Company Inc. 2008, p. 3. 5. Mahroum S., Alsaleh Y. Demand Led Diversification: Green Construction in the GCC as a prospective case. Working Paper. INSEAD Business School, Abu Dhabi, UAE, 34/2012, 99. 4-5. 6. Luciani G. GCC Industrial Exports and the Controversy over Domestic Energy and Feedstock Pricing. Gulf Research Center Foundation, Geneva. The 4th GTA report, p. 39. 7. Saudi and GCC Opportunities 2012-16. SAMBA Financial Group. Riyadh. Saudi Arabia. June 2012, p. 4. 8. Platt G. GCC Regional Report: Seeking More-Inclusive Growth. Global Finance. July/Aug. 2012 – on: www.gfmag.com/archives/157-july-august-2012/11907-gcc-regional-report-seeking-more-inclusive-growth.html#axzz2F93FNllu.
27.02.2013 Гурген Гукасян
|