О.Новгородцева: Ала-качуу - творю что хочу. Почему кыргызы продолжают красть невест? 15:36 12.03.2013
АЛА-КАЧУУ - ТВОРЮ ЧТО ХОЧУ
ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ СТРАШНЕЕ
За кражу невест в Кыргызстане (которую некоторые красиво называют "ала-качуу") недавно ужесточили наказание. Ретивых "женихов" это, однако, нисколько не пугает. И не только женихов: кыргызстанское законодательство позволяет подвести под 155-ю статью Уголовного кодекса гораздо более тяжкие преступления. Жуткие до оторопи. Пробуждающие в памяти где-то читаные мрачные истории эпохи Средневековья…
разборки "настоящих мужчин"
Есть на юге Иссык-Кульской области два села по соседству. В одном живет весьма приличная, дружная семья. Примерно такая же семья проживает в другом. В одном селе мужчина не мог найти работу по причине слабого здоровья. Узнав об этом, его зазвал в гости для разговора мужик из соседнего села (назовем его пока Калыбеком). Дословно процитировать их разговор не можем, но суть передадим. Калыбек предложил гостю помочь ему в маленьком "бизнесе" - коробки клеить. Это, мол, тебе вполне по силам, деньги кое-какие заработаешь, а мне как раз помощник нужен. Гость (к примеру, Бекмурза) почему-то от предложения отказался. Да еще и сделал это, видимо, немного "не в той" форме. Иначе что бы вдруг вывело Калыбека из себя? Он с Бекмурзой сначала поругался, потом дело и до рукоприкладства дошло. Калыбек с друзьями как следует гостя побили и выставили из родного села восвояси. Бекмурза, само собой, в долгу не остался. Едва добрался до дома - созвал местных мужиков. Объяснил ситуацию и повел соратников обратно, чтобы расквитаться с обидчиками. Драка, говорят, случилась нешуточная. Никто в этом побоище, к счастью, серьезно не пострадал. Но Бекмурза в пылу борьбы нечаянно из кармана телефон выронил. Когда битва закончилась с некоторым перевесом команды Бекмурзы, Калыбек в сердцах пообещал ему при случае рассчитаться. Жестоко рассчитаться! Так, что противник слезами умоется. Вот такое начало было у этой истории. Кажущейся почти невероятной, если бы не судебный процесс, который рассматривает уголовное дело против сидящего под стражей Калыбека. Начало для сельской глубинки вполне заурядное. А продолжение последовало такое. Через день-другой родственники Бекмурзы, возвращавшиеся с поля, заметили неподалеку от своего дома какого-то незнакомого молодого человека в синей рубашке. Парень вроде как что-то высматривал и вынюхивал. Вроде искал или ждал кого-то или чего-то. Заметить-то его заметили, но особого внимания на незнакомца не обратили. Мало ли - заблудился человек… А дома выяснилось: пропала Мадина. Семнадцатилетняя дочь хозяев. До вечера девушку тоже с пристрастием не искали. Может, думали, погулять куда-нибудь на другой конец села отправилась и забыла родителей предупредить. Хотя раньше за ней ничего такого не водилось. Была она послушным, уважительным и исполнительным ребенком. С наступлением темноты отец и мать заволновались сильнее. Бегали по селу, заходили к знакомым. Звали Мадину, расспрашивали всех подряд - не видели ли девчонку? В милицию заявление о пропаже написали. Первым опомнился Бекмурза, доводящийся Мадине родственником (для удобства назовем его братом).
- Какого, говорите, парня вы около дома видели? - спросил он у родителей пропавшей девушки. - Такой-то и такой-то? И в синей рубашке? Так это же Калыбек из соседнего села!
В Таласской области похитить девушку - дело обычное.
Не отстают и Иссык-Кульская…
… и Джалал-Абадская области.
Отомстил…
Родители, разумеется, тут же отправились к Калыбеку. Нашли его дом, стучали, пока дверь не открыла его мать. Сделала удивленное лицо: нет, мол, никакой девочки здесь нет, и сына моего нет, как с утра ушел куда-то - так до сих пор и не возвращался. Отец и мать Мадины извинились и вернулись домой… Нет, не домой. Добрались до родного села и прямиком обратились к местной ясновидящей. Та поколдовала немножко и объявила: зря вы, мол, оттуда так просто ушли. По всему видно - именно там ваша девочка. Именно в том селе и именно у того джигита. А его мать просто сынка покрывает. Родители вернулись к дому Калыбека. Установили за ним круглосуточную слежку. Вообще-то этим, конечно, должна была заниматься милиция, но милиция ограничилась принятием заявления о пропаже. Долгое время дом, где живет Калыбек, не подавал никаких признаков жизни. А потом, как-то в вечерних сумерках, входная дверь тихонько скрипнула. Кто-то из домочадцев в туалет вышел. Родные Мадины прошмыгнули к приоткрытой двери - и увидели в "предбаннике" знакомые дочкины кроссовки. Мадина была здесь. Первое, что предстало взору ее родителей, вошедших в спальню, - большая кровать, на которой возлежал практически голый Калыбек. Рядом с краю примостилась во что-то закутанная заплаканная Мадина… Девушку без долгих объяснений и разбирательств усадили в машину. Увезли домой. Расспрашивать, что и как случилось, начали позже. Да и к Мадине дар речи вернулся не сразу. Калыбек, оказывается, нашел в потерянном Бекмурзой телефоне номер его сестренки. И решил отомстить обидчику - таким вот "оригинальным", изуверским способом. Позвонил ей с "сотки" Бекмурзы, вызвал во двор. Мадина, разумеется, не подумала ничего плохого. Раз на дисплее высвечиваются знакомые цифры - значит, это или сам Бекмурза, или кто-то из его близких друзей. Девушка спокойно вышла во двор - где на нее налетела компания "джигитов", скрутила, заткнула рот, запихнула в машину и увезла.
"Ты - не вещь, чтобы тебя покупать"… А красть - нормально? (Фото из Интернета.)
Куда ее привезли - Мадина не поняла. Вокруг - песчано-глиняные холмы и причудливые постройки, отдаленно напоминающие маленькие домики-дворцы. Когда осознала, что оказалась на кладбище, - чуть сознания не лишилась. Сознание теряла уже потом, когда ее в полутьме затащили внутрь какого-то надгробия. Могила была старая, кто и когда ее разворошил - неизвестно, однако глаза Мадины, привыкнув к темноте, разглядели яму и несколько костей. Этими костями "джигиты" всю ночь угрожали пленнице. И в прямом смысле угрожали, замахиваясь на нее фрагментом чьих-то останков. И в переносном: смотри, мол, на этот скелет, тебя ждет та же участь! К чему все это? Чего хотели от бедной семнадцатилетней девчонки? Оказывается, хотели всего лишь, чтобы к ней на выручку пришел Бекмурза. Сама по себе Мадина Калыбека и его компанию не интересовала. Главное - побольнее наказать ее старшего брата… В тот же день Калыбек девушку изнасиловал. И, будучи задержан милиционерами, удивлялся, из-за чего столько шума. Украл, мол, невесту, жениться хотел. О чем, мол, вообще разговор?
"Зря, что ли, деньги платил?"
Пока шло следствие, родители Мадины не очень-то понимали, что происходит. Никто их особо не информировал, никто ни о чем не спрашивал и тем более ничего не объяснял. Кто-то из "продвинутых" односельчан посоветовал матери обратиться за помощью к уполномоченному по правам человека. Встретиться с омбудсменом у женщины не получилось. Получилось лишь дозвониться до него, задать пару коротких вопросов - и услышать еще более короткий ответ: "155-ю статью Уголовного кодекса (принуждение женщины к вступлению в брак) в этом случае ставят неправильно". Конечно, неправильно! Во-первых, украл Мадину Калыбек отнюдь не с целью женитьбы. Во-вторых, Мадина несовершеннолетняя, что в любом случае усугубляет любую вину. В-третьих - изнасиловал… Но в суд дело ушло первоначально именно по 155-й статье. Которую каждый у нас трактует, как ему вздумается. И лишь в ходе судебного процесса каким-то образом всплыли уголовные статьи о похищении человека и изнасиловании. - Я же на следствии заплатил деньги, - выразил свое несогласие с такой постановкой вопроса подсудимый. - Мне же пообещали, что никакого похищения человека и никакого изнасилования не будет! Суд идет своим чередом. Мать Мадины, правда, собирается заявить отвод судье. Прежде всего потому, что на процесс, объявленный закрытым, свободно заходят все близкие и дальние родственники подсудимого Калыбека. И еще потому, что он один из всей "честной компании" оказался за решеткой, а другие парни, принимавшие активное участие в похищении девушки и издевательствах над ней, преспокойно разгуливают на свободе и не являются даже свидетелями.
Талас, Иссык-Куль, Джалал-Абад…
- Мы были в Таласской области на последнем судебном заседании по делу трижды похищенной и изнасилованной девочки, - рассказывает руководитель общественной организации "Открытая линия" Мунара Бекназарова. Статья об этом диком случае - в прошлом номере нашей газеты. - Хотите, - продолжает Мунара, - послушать кое-какие аудиозаписи? На диктофонной записи некая весьма агрессивно настроенная женщина возмущается "беспределом". Это, оказывается, сестра обвиняемого. А суть ее пламенной речи сводится к следующему: за что закрыли парня? Что он такого плохого сделал? Ну подумаешь - девчонку украл, ну подумаешь - в интимную связь с ней вступил! Он ведь жениться хотел! Неужели, мол, это - повод, чтобы ему ломать всю жизнь?! - Так ведь это он школьнице всю жизнь переломал! - интеллигентно пытается возразить кто-то невидимый. Но его слабый голос тонет в мощном и стремительном потоке сестринских возмущений. - Я, кстати, - говорит Мунара Бекназарова, - оттуда, из Таласа, еще один дичайший случай привезла. И опять речь идет об одиннадцатикласснице. Эту юную девушку жених украл во время экскурсии по памятным манасовским местам. Украл так, что никто из окружающих и глазом не успел моргнуть. А мать ее, когда опомнилась, приехала в дом жениха, встретилась с избитой и изнасилованной дочерью. И натуральным образом самоустранилась. Ты, мол, дочка, сама решай, поедешь домой или здесь останешься. Как ты решишь, так и будет. Но имей в виду, что все село уже про тебя все знает… Трудно тебе будет там жить, опозоренной. Девчонка осталась. Живет она с "мужем" уже почти год, и не было дня, чтобы он ее не избил до синяков и кровоподтеков. Сначала вымещал на ней злость на тестя. Причем очень интересно формулировал свою обиду: "Твой отец наверняка ждет, что я за тебя калым заплачу. А с какой стати? Разве я тебя купил? Разве ты товар? Ты ведь живой человек". Да уж… Он ее в самом деле даже не купил. Это баранов покупают. За породистых лошадей денег не жалеют. А человека у нас можно вот так - за косу и через плечо. И плевать, что она за тебя замуж не хотела. Плевать, что она даже среднюю школу не окончила. "Ала-качуу - краду кого хочу". В доме постоянно гости - родственники и друзья мужа, пришедшие поглазеть на молодую невестку. Не так блюдо подала - будешь бита. Тому гостю внимания мало уделила, этому, наоборот, улыбнулась… - Сейчас вот я ее увидела, - рассказывает Мунара Бекназарова, - она уже действительно на человека не похожа. Вся сине-черная, вся в переломах. А главное - она уже даже не пытается сопротивляться. У нее даже мысли не возникает, что она достойна лучшей участи. Что бы я таким женщинам ни говорила, у них на все два ответа. Или - "Значит, я в чем-то провинилась, раз так со мной обращаются", или - "Все так живут, чем же я-то лучше?".
"Они нас не понимают"…
Еще один случай произошел на Иссык-Куле. У женщины умер муж, отец двоих ее детей. На сороковой день после его смерти сидит семья дома. Мать и старшая дочка с малышом на руках. Дальнейшие события вдова описывает тремя словами: "как в кино". В дом врываются незнакомые парни, выхватывают и куда-то бросают, не глядя, ребенка из рук старшей девочки (тоже, между прочим, не достигшей несовершеннолетия), саму ее тащат на улицу и грузят в машину. Той же ночью вдову будят более чем грубо, чуть ли не пинками: "Вставайте, эже, это мы вашу дочку вчера замуж украли!". - Я эту женщину спрашиваю, - комментирует М.Бекназарова, - почему она на все это "кино" реагировала тоже как в замедленной съемке? Почему шум не подняла, милицию не вызвала? Она отвечает: "Так у нас же сорок дней"… Грех, конечно, так говорить, но при чем здесь поминки? Мужа-то уже все равно не вернуть, а дочка-то ваша жива! Неужели у вас материнского инстинкта нет? Как же можно было не кинуться на помощь?! В Джалал-Абадской области сотрудникам "Открытой линии" довелось пообщаться с врачом, принимавшим роды у четырнадцатилетней девочки. Кроме всего прочего, оказалось, что ребенок - от родного отца этой роженицы. "И вы, врач, зная об этом, никуда не сообщили, не забили тревогу?" - "А зачем?"… Об это "А зачем?" разбиваются все доводы и аргументы. - Когда мы только начинали заниматься проблемой похищения девушек, - признаются в "Открытой линии", - мы даже представить себе не могли, насколько это распространенное в Кыргызстане явление. Мы тоже женщины, тоже замужем, выходили замуж по любви за мужчин, которых давно знали. Сама эта проблема нам казалась надуманной. А оказался - сами видите, какой кошмар. - Мы пытались в той же Таласской области организовать что-то вроде семинара для молодых женщин. Объяснить, что нельзя уподобляться бессловесной вещи, что надо знать свои права и знать, как их защитить. Показать на примерах, как можно и нужно было действовать в той или иной ситуации. Договорились с женщиной из местной школы при мечети. Она сначала вроде бы согласилась помочь. А потом вдруг отказалась: "Нам этого не надо. У вас все беды оттого, что ходите непокрытые. А мы покрытые, поэтому с нами ничего страшного не случится". Мадина с Иссык-Куля, Динара из Бакай-Атинского района Таласской области и многие их подруги по несчастью, между прочим, - как раз из "покрытых". Истинные мусульманки, не позволяющие себе ничего лишнего и не провоцирующие мужиков ни внешним видом, ни поведением на нечеловеческие поступки. Не так давно в нашу редакцию обратилась женщина с не совсем обычной просьбой. Дочь у нее - умница, красавица, студентка одного из европейских университетов. А мать больше всего боится, что дочка хотя бы на неделю приедет в родное кыргызское село. Родственники покойного мужа нашей посетительницы заявили ей, что намерены "в его память" действовать "по обычаям" - и подыскивают для студентки подходящего жениха. Матери так и сказали: если, мол, твоя дочь добровольно не выйдет за того, кого ей "назначим" - будь готова, что украдем. - Когда я рассказываю об этом за границей, в той стране, где учится дочка, - говорила наша гостья, - мне никто не верит. Говорят, что кража невесты - это, наверное, очень красивый древний обычай, и ничего плохого в нем нет. А воровать девушек без их согласия - это варварство, которого ну никак не может быть в цивилизованной стране в XXI веке. А просьба у женщины была такая: написать правдивую статью о том, что на самом деле происходит во многих кыргызских селах. Чтобы ясно было, что это не выдумки, не россказни, что это - действительно бич и позор кыргызского общества…
Ольга НОВГОРОДЦЕВА
07.03.2013
|