Х.Мейер: Термин "джихад" и его трансформация в контексте экстремизма 08:03 01.04.2013
С тех пор как Усама бен Ладен назвал атаку на Соединенные Штаты 11 сентября 2001 года "джихадом", многозначное древнее арабское слово обрело самое негативное из смыслов.
----------------------------------------
Десятилетие спустя слово "джихад" прочно вошло в обиход как мусульман, так и немусульман в качестве условного обозначения исламской войны против Запада.
Ахмед Рехаб говорит, что его джихад - это возвращение истинного значения этому слову.
На собственные деньги и пожертвования сторонников директор чикагского филиала Совета по арабо-исламским отношениям запустил рекламную кампанию, раскручивающую менее известное значение этого слова, одно из которых, говорит он, "бороться, чтобы оказаться в лучшем месте, для улучшения своей жизни и жизни других людей, делать то, что правильно, а не то, что легко".
На рекламе, которая размещена на автобусах и поездах в Чикаго, Сан-Франциско и Вашингтоне, изображены улыбающиеся американцы-мусульмане.
"Мой джихад - оставаться в форме, несмотря на мой напряженный график", - говорит женщина в хиджабе, с гантелями в руках.
"Мой джихад - жить дальше, несмотря на потерю моего сына", - говорит мать, держащая рамку с фотографией ребенка.
Реклама отражает понимание Ахмедом Рехабом значения этого слова, которое он узнал от своей бабушки - женщины, бывшей в течение большей части его детства парализованной и прикованной к постели.
- Когда я спросил ее: "Как вы справляетесь с этим?" - она просто сказала: "Сынок мой, это мой джихад". И это было так многозначительно в то время, когда я рос, ведь это было ее признание, что это испытание, барьер, вызов, - делится Ахмед Рехаб.
БОРЬБА ЗА СЛОВО "ДЖИХАД"
Ахмед Рехаб говорит, что его кампания нацелена как на мусульман, уступивших это слово экстремистам, так и на немусульман, которые не знают, что "религиозная война" - лишь его узкое определение.
Лозунг кампании звучит так: "Забрать ислам у мусульман и антимусульманские экстремисты - это одно и то же".
Кадр из видео с угрозами атаки от террористической группировки "Исламский Союз Джихада".xКадр из видео с угрозами атаки от террористической группировки "Исламский Союз Джихада". Доцент кафедры исламских исследований в Университете Вирджинии Ахмед аль-Рахим говорит, что лозунг кампании относится к салафитам-джихадистам - мусульманам-суннитам, которые считают, что насилие оправдано для достижения своих политических целей.
- [Они] те, кто выбирают специфическую пуританскую интерпретацию ислама, - и они подчеркивают, что джихад здесь в аспекте святой войны. Они подчеркивают насильственную, воинственную природу этого термина, как он и используется [сегодня], и для них это также попытка вернуть то, что, они думают, является первоначальным смыслом. Таким образом, во многих отношениях есть своего рода джихад по возвращению или переосмыслению термина "джихад" среди мусульман, - говорит Ахмед аль-Рахим.
По словам Ахмеда Рехаба, умеренные мусульмане устранились от дискуссии и позволили оказаться заложниками двух крайностей - определяющих, как Западу следует рассматривать ислам и как мусульманам следует рассматривать Запад.
- Для нас это время бороться с упрощенным до абсурда диалогом. Этому не присущ раскол, не свойственен конфликт, и вот я, как живое свидетельство этому, - американский мусульманин, который очень любит Америку и практикует свою веру и на самом деле рассматривает джихад как что-то, что я хотел бы совершить, чтобы сделать Америку лучше, - говорит Ахмед Рехаб.
Другая группа, говорит Ахмед Рехаб, претендующая на знание истинного смысла слова "джихад", представлена такими людьми, как Памела Геллер, которые искренне согласны с интерпретацией исламских экстремистов.
Я американский мусульманин, который очень любит Америку и практикует свою веру и рассматривает джихад как что-то, что я хотел бы совершить, чтобы сделать Америку лучше.
Памела Геллер, руководящая антиисламской группой "Американская инициатива по защите свободы", использовала насильственную интерпретацию этого слова в рекламе, которую она запустила в Нью-Йорке в прошлом году и в этом году в Чикаго в ответ на кампанию "Мой джихад".
В отношении Ахмеда Рехаба и его сторонников Памела Геллер говорит:
- Они облагораживают и обеляют "джихад" и, по сути, обезоруживают американский народ в том, что, несомненно, является наибольшей угрозой национальной безопасности, с которой эта страна сталкивается. Наша рекламная кампания использует тексты и учения ислама, оправдывающие насилие и превосходство, существующие цитаты сторонников доминирования ислама и джихадистов, в том числе премьер-министра Турции, Усамы бен Ладена и террориста с Таймс-сквер [Фейсал Шахзад]. Мы используем реальные цитаты этих джихадистов. Там нет интерпретирования.
ДЖИХАД - ЭТО "СТРЕМЛЕНИЕ"
Исламский ученый Джамал Элиас, профессор в Университете Пенсильвании, говорит, что в английском языке нет слова, эквивалентного слову "джихад".
- Определение дается разное. Это термин, который на самом деле означает "борьбу" или "стремление", а в конечном счете это "стремление на пути к богу", - отмечает Джамал Элиас.
В политическом контексте, признает он, слово широко понимается как некоторая форма вооруженной деятельности.
- Но в целом, когда мусульмане использовали его - и это исторически верно, - когда мусульмане использовали термин, они часто использовали его как борьбу за самосовершенствование на личном уровне, - говорит Джамал Элиас.
Ахмед аль-Рахим говорит, что большое число средневековых исламских правовых текстов относит джихад к "религиозно санкционированной, или святой, войне", Более значительным джихад делает то, что противостоит низшему в нас самих или очищает нас и наши души от злого умысла. но в Коране рассказывается, как пророк Мухаммед однажды сказал своим бойцам после боя, что они "достигли незначительного джихада". Когда его последователи спросили, почему их борьба против неверных и язычников была лишь незначительной, как утверждает аль-Рахим, пророк ответил:
- Более значительным джихад делает то, что противостоит низшему в нас самих или очищает нас и наши души от злого умысла и так далее, это своего рода духовная борьба.
Таким образом, заключает Ахмед аль-Рахим, это уже другой смысл "джихада" в рамках истории ислама.
- Это огромная потеря для человечества, если мы живем, полагая, что эти экстремисты являются единственными выразителями мнения. На самом деле они не одни. На самом деле они - меньшая часть, - говорит Ахмед Рехаб.
Перевод статьи в сокращении осуществлен Казахской редакцией Радио "Свободная Европа"/Радио "Свобода". Автор перевода - Алиса Вальсамаки.
Хизер МЕЙЕР 29.03.2013
|