КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 01.04.2013
22:38  В Северной Корее новый премьер-министр - 73-летний Пак Понг-Ю
22:27  Тюменский муфтий призвал подготовиться к сезону мини-юбок
22:17  Аркадаг выгнал всех туркменов на физзарядку. В стране "Неделя здоровья и счастья"
21:54  В Актау переселенцы из Ирана устроили скандал из-за выселения
21:51  У ономастов чешутся руки. Столицу Казахстана опять хотят переименовать. Теперь в Акорду
21:49  Калыбек Кобландин назначен послом Казахстана в Монголии
21:39  Кыргызские ученые собрали-таки бестопливный теплогенератор! На основе эффекта кавитации

21:37  LEGO прекратит продажу "Дворца Джаббы" из-за недовольства мусульман
21:34  Халел Досмухамедов - основоположник естествознания и медицины в Казахстане
21:31  Дильер Хакимов назначен постпредом Узбекистана при ООН
21:28  С.Одинаев: Увядающая Роза – как символ мононациональной политики Кыргызстана
20:30  Хиджаб - опознаватель "свой-чужой"? Как платок стал символом агрессии
10:36  Азер Хасрет: Почему бы Казахстану не перейти на общетюркскую латиницу?
09:09  Ю.Жихорь: Ложные ценности. Казахстан ждет очередная волна СМИ-преобразований
08:04  В Казахстане появились "онлайн-муллы"
08:03  Х.Мейер: Термин "джихад" и его трансформация в контексте экстремизма
07:58  Daily Mail: Бункер НАТО в дебрях голландского леса, откуда хакеры едва не обрушили интернет во всем мире
07:15  Н.Черней: Состыковались! Казахстан и Россия продолжат на Байконуре взаимовыгодное сотрудничество
07:11  Казахстанский боксер Геннадий Головкин нокаутировал Нобухиро Ишиду в третьем раунде и в седьмой раз защитил чемпионский титул
07:07  Гр.Марченко (глава Нацбанка РК): "Почему казахская экономика растет быстрее российской..." (интервью)
07:01  А.Мамашулы: Инвесторы теряют интерес к каспийской нефти?
06:59  Нет регистрации. В таджикском Ховалинге власти закрыли медресе Ходжа Ансори
06:57  Болат Назарбаев: "Я в глаза не видел этот Bugatti!". Брат президента опроверг причастность к дорогостоящему авто
06:46  "РГ": Хвост виляет собакой. Катарский монарх диктует свои правила всему арабскому миру
06:43  А.Калыбекова: Кыргызстан. Законопроект направлен на запрет русского языка в органах государственной власти
06:38  Ю.Тавровский: Шелковый путь. Великая стена. Дуньхуан. Три чуда за одно путешествие в Китай
06:31  Ваххабитский эмир Катара уговаривает Карзая открыть "офис "Талибана" в Афганистане"
06:27  Джошуа Курлянчик: Новая ось автократии. Китай и Россия экспортируют репрессии...
06:23  А.Зотин: Астана победившего капитализма. Лицо экономики Казахстана - это не только нефтяные...
06:12  Б.Омар: Нужна идея. Госказна Казахстана готова оплатить инновационные гранты в размере 4,1 миллиарда тенге
06:06  С.Пашкова: В Казахстане грядет очередная волна децентрализации власти
05:53  И.Являнский: Кипр ищет спасения у Китая и монархий Персидского залива
01:50  Кенже Татиля: Так был Казахстан колонией или нет? Тени прошлого
00:59  "Ачык Саясат плюс": На Киргизию могут подать в суд 20 тысяч акционеров "Центерры"
00:48  Б.Шакуев: Ближний Восток - новая карта. Запущен ли проект создания Большого Курдистана?
00:39  Ж.Канафина: Алихан всего Алаша. Памяти А.Букейханова - лидера казахского национального движения XX века
00:33  Д.Седов: Карзай в ловушке. Завершаемый проект "американизация Афганистана" не прошел
00:29  Не сотвори себе кумира. В Акмолинской области власти с помпой провели соревнования в честь... "криминального авторитета" Сатыбаева
00:25  "Къ": Американского военнослужащего арестовали за борьбу с Башаром Асадом
00:18  С.Горбунов: Аты-баты – все в солдаты? Казахстану нужна сильная армия, а не "потешные" войска
00:14  Монголия планирует закупить американские военные самолеты... и напасть на
00:04  Узбекистан. Зачем у первоклашек отбирают президентский подарок?
00:00  С.Исабаева: Страх Казреволюции. Чем продиктована инициатива по созданию спецподразделений для разгона митингов?
Воскресенье, 31.03.2013
23:34  М.Мамаев: Договор о будущем. Астана и Ташкент двинули свои отношения на качественно новый уровень
22:24  "Таблиги джамагат" - деструктивное религиозное движение". Научная конференция прошла в... казахстанском селе Кордай
21:40  Сахарские боевики-исламисты неожиданно ворвались в Тимбукту
19:16  Россия построила Казахстану два Каспийских буксира
17:49  "Ачык Саясат плюс": Какова разница между 1-й и 2-й Кыргызской революциями?
15:35  В Ростове-на-Дону за изнасилование украинки задержаны 15 таджиков
12:33  Е.Коэмец: Как прожить в Алматы на 10 тысяч тенге?
11:49  Г.Турсунова: Рынок жилья в Астане - от монополистов до на руку нечистых
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Хиджаб - опознаватель "свой-чужой"? Как платок стал символом агрессии
20:30 01.04.2013

Круг компромисса рано или поздно будет вычислен, и что-то подсказывает, что уж платкам в форме хиджабов место в нем все-таки найдется

Инцидент с запретом хиджабов в школах Ставрополья вполне достоин называться столкновением цивилизаций. Только речь идет не об исламе и христианстве, а об опознавателях "свой - чужой". Учитывая объективную неизбежность миграции в край, компромисс на эту тему, скорее всего, еще будет найден.

На Ставрополье хиджаб запретили так, будто до российского юга докатилось эхо французских побед над исламом. О французских мотивах в практике ставропольского судопроизводства местные наблюдатели говорят, конечно, больше в шутку, хотя есть и те, кто всерьез. Дескать, мы запрещаем хиджабы во имя свободы детского самовыражения, которому эти хиджабы могут быть чужды. Справедливости ради надо признать: большинство сторонников светского единства не пользуются столь вычурными построениями. Политкорректности никто не требует, потому судебный запрет школьного хиджаба - это, понятно, отпор чужим и торжество права тех, кто живет здесь веками.

На юридические, формальные и очевидные несообразности никто не обращает внимания, таков жанр этого суда, что в Ставрополе, что в Париже. Крестики давно перестали быть нательными, но на них не посягают. А если кто скажет, что крестики не одежда, то я вспомню своего однокурсника, который в советское время ходил в институт в кипе. И никакое начальство, даже комсомольское, ничего не могло с этим поделать. Насколько известно, с тех пор запретом носить кипу юриспруденция не обогатилась. Суд между тем исходил из того, что религиозной одежде в школе не место.

Родителям-мусульманам предложили в качестве компромисса заменить хиджаб косынкой, полагая, видимо, что хиджаб - начало той эволюции, которая ведет к поясу шахида, а вовсе не то, что в переводе означает просто "покрывало", вариант - "платок". Но, как выясняется, лучше косынка.

И это вполне достойно называться столкновением цивилизаций, пусть и местного значения. Просто надо правильно понимать, что в данном случае считать цивилизацией. Это не имеет никакого отношения к исламу или христианству. Это лишь опознаватель "свой - чужой". Так наши эмигранты в какой-нибудь уютной европейской стране, в церковь не заходившие даже погреться, негодуют: к мусульманам хозяева почему-то намного более гостеприимны, чем к нам, единоверцам…

Причины, по которым жители Дагестана переходят административную границу и становятся жителями Ставрополья, тоже никакого отношения ни к религии, ни к политике не имеют. Причины совершенно объективны: пастбища. Их не хватает в Дагестане, а переселение с гор на равнину продолжается вместе с трудовой миграцией. Не то чтобы коренные жители приграничных ставропольских станиц проигрывали соседям в экономическом чабанском состязании - хотя и не без этого. Станичникам, кроме прочего, есть куда уходить - так же как по всей России, в которой селяне повсеместно и обреченно становятся горожанами.

Но, как обычно, объективность становится полем для возделывания мифов на национальные мотивы по обе стороны образовавшейся линии фронта. Уже на второй странице эти мифы пропитываются духом святого писания, которое и у христиан, и у мусульман, как известно, одно.

А на дворе, как все знают, исламский терроризм, "Аллах акбар", лезгинка, Курбан-байрам, бешеная рождаемость. В школах все больше девочек в платках…

Представим себе, что соседство не отягощено комплексами. Нет взаимного раздражения и недоверия. Никого бы в этой дистиллированной ситуации не вывели из себя гортанные крики с минарета. Как-нибудь по-соседски бы договорились. И потоки жертвенной крови ни у кого бы не вызывали злобы, потому что их бы направили так, чтобы они не оскорбляли взгляд тех, у кого в этот день никакого праздника. И уж точно не сотрясали бы страну и мир полемики о фасоне школьного платка. Но мир состоит из своих и чужих, и каждая сторона подозревает другую изначально.

Коренные жители видят в каждом проявлении жизнедеятельности гостей вызов. И, возможно, не без оснований, потому что пришельцы, чувствуя враждебность, превращают свою колонию в осажденную крепость, которая по всем законам осадного искусства обязана ощетиниваться.

И бессмысленно выяснять, кто первый начал. То, что все происходит не из-за способа молиться, а из-за пастбищ, делает конфликт универсальным как по происхождению, так и по сценарию развития. Платок, который больше похож на хиджаб, чем на косынку, становится символом агрессии, борьба с хиджабом становится борьбой против чужой идеи, чужого бога и вообще желания пришельцев жить по своим законам, которое, как убеждены коренные, обязательно перерастет в желание этим законам подчинить и их самих. И в школе, в которой всегда ходили по-русски, теперь приходят девочки в платках, а раньше так не было, значит, что-то меняется, и меняется к худшему, потому что меняют чужие.

При этом Ставрополье пик своего воинственного почвенничества пережило уже в конце нулевых. Довольно драматично, однажды осознав, что еще один лихой жест с какой-нибудь стороны - и полыхнет, причем все будут против всех.

Ставрополье остановилось в шаге от того, что здесь суеверно не хотят называть войной. Те времена здесь вспоминают с некоторым содроганием, но и с определенной и заслуженной гордостью: катастрофа была остановлена снизу, и иные даже, смущенно улыбаясь, как бы в шутку роняют: это было что-то вроде гражданского общества. Здесь и сейчас в любую минуту может что-нибудь произойти крупное, но уже долгое время не происходит. Хотя не проходит и нескольких недель, чтобы не случилось какой-нибудь потасовки, которая будучи по сути бытовой, по форме все равно межнациональная.

И все объективно и, стало быть, неизбежно. Пересечение административных границ со Ставропольем так же неотвратимо, как пересечение океанов и горных кряжей теми, кем потом займется французский суд. Миграцию нельзя отменить, запретить, остановить. Даже снизить ее масштабы не очень получается. Кто помудрее, под видом борьбы с ней пытается выстроить модель экономики, в которой мигранты не обуза и даже не только дешевая рабочая сила, но и потребители, которые работают на повышение спроса и, соответственно, на рост этой экономики. Как с глобальным потеплением или глобализацией, с миграцией не борются - к ней адаптируются. И, между прочим, политкорректность - одна из составляющих этой адаптации.

Политкорректность не умильное лицемерие, как принято считать. И призывать к ее отмене так же бессмысленно, как агитировать за запрет миграции. Они одинаково объективны, потому что политкорректность - это естественным путем вырабатываемый способ приспособиться к тому факту, что другие никуда не исчезнут, как к ним ни относиться, - инвалиды, гомосексуалисты, мигранты.

Она смешна и бессмысленна в исполнении. Но она существует не для исполнения, а для того, чтобы мысль о том, что формула компромисса возможна и необходима, становилась постепенно материальной силой. Что, правда, тоже пока не получается.

Суд в Париже или в Ставрополе - естественная рефлексия. Шаг в борьбе большинства, считающего, что оно отстаивает свои права от меньшинства. Сам факт этого отстаивания говорит о том, что большинство продолжает инстинктивно верить, что меньшинство - на время, его можно победить и чем решительнее перекрывать ему кислород, тем быстрее оно уйдет. Или как минимум пусть знают, что они гости. И если их дети идут в школу в хиджабе, значит, этот хиджаб надо запретить. Как угодно. Лучше всего судом.

Гости они, может быть, и гости. Но это не имеет значения, потому что они не могли не прийти, и потому уже не важно, имеют ли они право менять привычный ландшафт и форму школьной одежды. Круг компромисса рано или поздно будет вычислен, и что-то подсказывает, что уж платкам в форме хиджабов место в нем все-таки найдется. Во всяком случае, на кое-что повидавшем уже Ставрополье.
29 марта 2013,

Источник - gazeta.ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1364833800
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Рабочий график первого президента
- Маулен Ашимбаев встретился со Спикером Великого Национального Собрания Турции Мустафой Шентопом
- Н.Нигматулин и М.Шентоп обсудили приоритеты казахстанско-турецкого межпарламентского сотрудничества
- А. Мамин поручил обеспечить исполнение целевых индикаторов программы партии "Nur Otan" на 2021 год
- Д. Ашимбаев: Моноязычие в стране физически невозможно
- Кадровые перестановки
- В августе т.г. был произведен рекордный объем "QazVac" - Е. Тугжанов
- Главы МИД стран Тюркского совета обсудили ситуацию в Афганистане
- "Серьезные коррупционные риски"
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх