КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 08.04.2013
23:57  Олигарх в юбке. Как уроженка Казахстана Гога Ашкенази (фото) стала нефтяным магнатом
22:42  В.Майлин: Тот, кто купит БТА, приобретет "головную боль" на долгие годы...
22:36  Вице-спикер парламента Монголии признает, что он имел $ 1 млн. на счетах в Швейцарии
21:51  К.Байболов, экс-генпрокурор КР: "Если бы не моя твердая позиция, мы были бы на поминках Атамбаева..."
21:38  Туркмены согласились принять первого посла Израиля. Им станет 67-летний Шеми Цур
21:30  И.Каримов: "Интернет нельзя оградить железной стеной или запретить"
20:53  К.Паршин: Таджикистан выдвигает России новые требования по военной базе?

20:25  М.Хоким: В чем секрет процветания "таджикского пиратства"?
20:22  А.Избаиров: Такфиризм - главное зло, которое исходит от религиозных радикалов в Казахстане
20:09  С.Айтемиров: Вялотекущая барако-сохская война в ЦентрАзии
19:37  Марат Абыкаев (сын главы КНБ РК) повредил позвоночник на ралли Аbu Dhabi Desert Сhallenge-2013
19:00  М.Макарычев: На Алма-Атинских переговорах "шестерки" с Ираном прорыва не произошло
18:52  В Алматы буддисты построили Ступу для защиты города от землетрясений
18:50  Скончалась от инсульта Маргарет Тэтчер
18:44  А.Касымалиева/З.Бактыбаев: "Арабской весне" положил начало Кыргызстан
18:36  М.Кыдыралиев: Реакция должна быть. Власти Кыргызстана должны реагировать на критику со стороны СМИ и гражданского общества
08:15  "РО": 400 тысяч депортированных тадж-мигрантов в ожидании возвращения в Россию
08:12  А.Чистяков: Попрошайничество как норма жизни кыргызской экономики
07:58  КТК: В предгорьях Алматы бульдозерами снесут все незаконные кафе и рестораны
07:49  Focus: Колючие трусы. Индийские женщины защитятся от изнасилований с помощью... нижнего белья
07:17  Российское небо может закрыться для узбекских авиакомпаний. Ответит ли Узбекистан симметрично?
07:16  Ю.Паниев: Иран просит "шестерку" ослабить санкции. В Алма-Ате завершились переговоры международных посредников с Тегераном
07:12  С.Мамедов: Миллиард долларов – на фейсбуковскую революцию в Азербайджане
07:08  М.Корсо: Китайские инвестиции как проверка пределов грузинского гостеприимства
07:07  "АП": Мы вас не больно зарежем... Российские банки получили в Таджикистане больше гарантий
07:02  А.Мезяев: Операция в Мали - изменение позиций
07:00  Gallup: 13 процентов всех казахстанцев мечтают переехать в другую страну
06:59  Акира Накано: Кто украл статую Будды из Цусимы? Этот вопрос не дает покоя Японии и Южной Корее
06:57  Умит Назми Хазыр: Станет ли Турция Соединенными Штатами Анатолии (США)?
06:40  М.Юсин: Египет вступает в религиозную войну. В окрестностях Каира прошли погромы
06:05  Оба кандидата в президенты Черногории Вуянович и Лекич празднуют победу
00:44  В.Хлюпин: Центральная Азия набухает и… (обзор-2)
00:41  К.Шамсутдинов: Дракон расправил крылья. Как Китай подчиняет себе Голливуд
00:38  Мэлор Стуруа: Призрак Наджибуллы преследует Хамида Карзая. Президент Афганистана играет в антиамериканизм – спасет ли это его?
00:32  В.Катасонов: Золотой вектор китайской политики. Ч. II-я
00:28  А.Бенгард: Революционный опыт Кыргызстана. Есть чем поделиться?
00:23  Р.Устраханов: Подельник "Кавказ-Центра" - "Палестинский информационный центр"
00:21  Против Мубарака возбуждено новое уголовное дело
00:13  А.Храмков: Черные дыры ЖКХ. В плане энергосбережения в Казахстане ситуация просто аховая
00:01  Кандидатуру Мушаррафа зарегистрировали на выборах в Пакистане
Воскресенье, 07.04.2013
23:34  Королевский полк британской гвардии заразился чесоткой. Шеф полка - Елизавета II не пострадала
17:54  Гейдар Джемаль: Забавно, как грубо работает Моссад...
13:07  Валютная система Узбекистана под угрозой
12:49  В Афганистане убили фугасом 6 граждан США, в том числе сотрудницу Госдепа Анну Смедингофф
11:44  Салям, Салям! В Ливане новый премьер-министр
11:25  С.Ищенко: Кого ищет над Каспием "Атакующий орел"? К радости Вашингтона, Иран готовится к войне с соседями
11:04  Т.Дикаев: "Три горных района юга Таджикистана под контроль взяли "зеленые" патрули"
10:37  Шохрат Кадыров: "Межнациональные" браки в древности
09:58  ВВС: Попытка №2. На переговорах с Ираном в Казахстане прорыва не ждут
08:51  К.Дуйшебаева: 7 апреля 2010. Три года спустя последней (крайней?) Кыргызской революции
08:47  В Таджикистане объявлено о создании новой политической партии - "Новый Таджикистан"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
К.Шамсутдинов: Дракон расправил крылья. Как Китай подчиняет себе Голливуд
00:41 08.04.2013

Кинотеатр в Пекине

В июне 2013-го на экраны выйдет фильм "Война миров Z" (оригинальное название - "World War Z") с Брэдом Питтом и бюджетом в 175 миллионов долларов. На данный момент, по большому счету, фильм уже готов, однако в конце марта руководство студии Paramount неожиданно внесло в сценарий некоторые изменения. Редактуре подверглась сцена, в которой герои спорят о происхождении вируса, запустившего зомби-апокалипсис, и приходят к выводу, что он появился в Китае. Боссы студии посовещались и попросили продюсеров страну в этом эпизоде не упоминать - от греха подальше, ведь Paramount намерена прокатывать фильм в КНР, а предосторожность лишней не бывает.

Конечно, на сегодняшний момент фраза "Китай диктует свою волю голливудским киностудиям" может показаться странной, если принять во внимание и стереотипы о китайской самости, нежелании народа вестернизироваться, и веру фабрики грез в стандартизацию - метод, доведенный до совершенства компаниями вроде Gillette или McDonalds. Продукция этих фирм почти одинакова по всей земле. Конечно, некоторым производителям все же иногда приходится локализовать свои товары (например, заменили букву в названии лапши "Досирак"), но Голливуд всю свою историю даже не то чтобы шагал по земле с видом триумфатора, а просто не обращал внимания на окружающих и снимал только для американцев. Стратегия работала - кинопродукция была нарасхват по умолчанию.

Но времена изменились, и теперь киностудиям действительно диктуют условия - а те записывают. Перестраховщики с Paramount знают, что делают, ведь прежде чем пустить западные фильмы на китайские экраны, их внимательно изучает контора, известная как Государственная комиссия по радио, кино и телевидению. А потом правит на свой вкус. Там сквозь пальцы могут посмотреть, скажем, на насилие, зато цензоры обладают нулевой терпимостью к любым негативным упоминаниям Китая и китайцев. Местная киноцензура требовательнее иных мертвецов - она следит, чтобы о Поднебесной говорили только хорошо и желательно понемногу. А лучше, как всегда, вообще никак.

Примеры поступают регулярно. "Людей в черном 3" допустили к показу в КНР только после того, как из картины убрали сцены с китайцами - в том числе эпизоды, когда пришельцы маскировались под сотрудников ресторана восточной кухни. Полностью вымарали сцены с героем Чоу Юньфата из фильма "Пираты Карибского моря: На краю земли" - власти сочли персонажа чуть ли не расистской карикатурой.

И, конечно, ни малейших шансов на выживание нет у любых намеков на существование в Китае социальной неустроенности. Причем в оскопленных фильмах особой крамолы на самом деле нет, в худшем случае в кино вскользь упоминаются "некоторые отдельные недостатки, еще не до конца изжитые в нашем обществе". К примеру, в локализации фильма "007: Координаты „Скайфолл"" несколько реплик в субтитрах были переведены с искажением смысла. В оригинале в них шла речь о китайской организованной преступности, торговле людьми и детской проституции. Кроме того, в фильме после знакомства с цензорами стало на один эпизод меньше - удалили сцену убийства телохранителя-китайца.

Трудно поддается осмыслению последний шаг, но становится понятно, что фильму о Бонде еще повезло, при взгляде на прокатную судьбу "Облачного атласа". Китайская версия картины Тома Тыквера, Ланы и Энди Вачовски оказалась на 40 минут короче, чем оригинальная. Картину избавили от обнаженной натуры, а также от сцен, которые цензоры сочли "ослабляющими или запутывающими сюжет" - хотя очевидно, что им не понравилось показанное будущее, тоталитарная технократическая антиутопия Нового Сеула. Неудивительно, что кинопроизводители пытаются действовать превентивно - с этого и начинается самоцензура.

Компании Marvel и Disney, впрочем, пошли в конце марта еще дальше коллег из Paramount. Они объявили, что просто снимут своего "Железного человека 3" в двух версиях - одна будет выпущена для Китая, другая - для всего остального мира. И тут дело уже не в самоограничении - наоборот, локализованный фильм порадует китайцев дополнительными сценами и популярной актрисой Бинбин Фань, которую не увидят жители других стран. В пресс-релизе кинематографистов китайские власти прямо не упомянуты, но составлен он так, что становится очевидно: главная цель студий - подольститься к контролирующему органу.

А ведь орган этот цензурирует только лишь те фильмы, которые вообще смогли добраться до проката: в Китае действует строгая квота на их количество. По закону, лишь 20 иностранных картин в год попадают в местные кинотеатры - в 2012 году квоту расширили до 34 фильмов, но эти дополнительные 14 картин обязаны быть в трехмерном формате. Словом, из-за квоты показывать китайцам свое кино получается только у тех, кто лучше других научился договариваться с китайской Государственной администрацией по радио, кино и телевидению.

И за этими кругами бюрократического ада следуют все новые. К примеру, от цены билета, проданного в Китае, производителю уходит не четверть (примерно такая ставка действует в других странах), а жалкие 13 процентов. Вдобавок ко всему перечисленному китайские власти могут произвольно назначать и легко переносить даты премьер импортных фильмов. Так, вышеупомянутые "Атлас" и "Скайфолл" вышли на экраны мира в ноябре 2012 года. А в Китае их премьеры состоялись в январе 2013-го - по слухам, правительство сдвинуло даты релизов, чтобы поддержать картины местного производства "Назад в 1942 год" и "Последняя трапеза", выходившие в ноябре.

Кадр из фильма "007: Координаты "Скайфолл""Со всем этим каждый год американские киностудии ценой нечеловеческих усилий протаскивают в прокат Китайской народной республики очередную пару десятков своих фильмов. Причины подобного ажиотажа понятны. В 2012 году китайский кинорынок, обогнав японцев, по кассовым сборам вышел на второе место в мире после североамериканского. Рост доходов от продаж билетов за прошлый год составил 36 процентов, а всего китайцы в 2012 году посмотрели кино на 17,07 миллиарда юаней - 2,7 миллиарда долларов. У объединенного рынка США и Канады этот показатель составил 10,8 миллиарда. Китайский рынок не снижает темпов роста, и на этом фоне издевательства над кинопроизводителями перестают казаться самодурством - скорее это инструмент дрессуры. Как писал Ленин, есть условия, при которых насилие не может дать никаких результатов, и есть условия, при которых насилие и необходимо, и полезно.

А условия ведь надо создавать. К середине 1980-х годов китайский кинорынок находился в плачевном состоянии: индустрия фактически была уничтожена Культурной революцией, а средств на кино не хватало ни у потребителя, ни у потенциального производителя. Правительство, вместо того чтобы спасать остатки инфраструктуры киноиндустрии, начало ее строительство фактически с нуля. Было решено стимулировать рынок, организовывая частно-государственные партнерства, целью которых было бы не получение прибыли, а реинвестирование ради интенсификации самого рынка. Прежде всего, наращивался объем проката, с тем чтобы кинотеатры стали доступны максимальному числу жителей. Потребление стимулировалось дотациями и льготами - к примеру, за сто юаней можно было приобрести абонемент на 30 сеансов. В производстве упор был сделан на вал, а не на попытки поймать несуществующую черную конфуцианскую кошку - китайские фильмы не могли конкурировать с голливудскими, но в конце 1990-х важнее было приучить население ходить в кино. Этими методами Китай добился того, что ко второму десятилетию в стране появилось 1,3 миллиарда потенциальных зрителей.

На этом фоне понятно, почему американские производители на выкрутасы китайских властей отвечают стереотипно: утерся, улыбнулся, попробовал снова. Овчинка стоит выделки - сейчас рынок выглядит чрезвычайно привлекательно для Голливуда. Можно уверенно предположить, что успешные переговорщики киностудий, работающие с китайскими властями, помимо дипломатии овладели еще и искусством быть смирными. В тактическом приближении оно роднит кинопроизводителей из США с аскетом-столпником, который что в снег, что в зной продолжает стоять на своем - отличный метод для ситуаций, в которых от одной из сторон ничего не зависит.

Все это "стой там - иди сюда" - часть официальной политики КПК, которая хочет знакомить население с западной культурой, но не в ущерб режиму. Но за этим стоит одна глобальная проблема. В китайской традиции конца XIX - начала XX веков существовала формула "ти юн": "Китайское - это основа, а западное - для практического применения". Эта формула, в общем, работает и сейчас, когда в крупных городах выросло поколение, которое видело только рост ВВП на 10 процентов в год и испытывает дикую - законную - гордость за страну. Все меньше становится людей, очарованных западной системой ценностей.

Применительно к кино это значит, что с ростом китайского рынка выросло и качество аудитории, которой вовсе не свойственно стремление к культу карго и которая в конечном итоге выберет китайское, сопоставимое по качеству с голливудским. И цифры 2012 года - яркое тому свидетельство: лидером местного кинопроката стал фильм "Неразбериха в Таиланде", снятый про Китай и на понятном для китайцев языке. Это первый китайский фильм, собравший на родине свыше 200 миллионов долларов и побивший рекорд "Аватара" 2009 года. В США он, кстати, заработал сумму, укладывающуюся в статистическую погрешность, - несколько десятков тысяч долларов. Вице-президент портала boxoffice.com Фил Контрино полагает, что очень скоро китайцев перестанут устраивать фильмы про американский футбол, в которых в течение десяти секунд показывают панораму Шанхая - как не устроила бы американцев картина, в которой мимолетом показывают пейзажи Нью-Йорка, а рассказ идет о чем-то совсем другом и совсем непонятном.

Магазин по продаже DVD в Шанхае
Фото: Claro Cortes / ReutersЛазейкой и для производителей, и для аудитории может быть создание фильмов совместными предприятиями - такие картины не считаются импортными, поэтому на них не распространяется действие квоты. Правда, в СП по местным законам доля иностранного капитала не может превышать 49 процентов. Однако это не сдерживает кинематографистов - они готовы вкладываться в фактически китайское кино, достаточно вспомнить, что компании вроде Fox International и Dreamworks Oriental создавались именно для работы с китайскими партнерами. А в начале апреля стало известно, что две китайские компании - China Movie Channel и Jiaflix Enterprises - будут заниматься производством четвертых "Трансформеров" наравне с Paramount. Впрочем, законодательство о СП будет в ближайшее время ужесточаться, чтобы западных технологий использовалось все больше, а денег из страны вывозилось все меньше, и формальной лазейкой венчуры не будут.

Еще интереснее, что совместные предприятия наращивают производство фильмов на китайских языках - партнер Warner Bros. компания Village Roadshow в 2013 году начнет создание восьми картин для китайского рынка и выпустит в КНР режиссерский дебют Киану Ривза "Человек Тай Чи", снятый на деньги Universal. Более того, у этой компании недавно состоялся очень успешный релиз "Путешествие на Запад: покоряя демонов". Название не должно смущать - фильм поставлен по одному из "Четырех великих творений", роману XVI века, считающемуся классикой китайской литературы. У "Путешествия" есть все шансы побить рекорд "Неразберихи в Таиланде". Конечно, не все так радужно: кинорынок небезупречен, пиратство процветает в самом нецивилизованном виде, прибыльность кинопроизводства нестабильна, а местные фильмы иногда даже не добираются до китайских кинотеатров. Но тенденция есть тенденция.

В свое время Запад вывел вредные, неприятные или просто экономически невыгодные производства в Юго-Восточную Азию, обеспечив местное население работой, а себя - кроссовками. Когда рабочие потогонок боятся потерять последний копеечный заработок, они не смеют пикнуть и согласны на любые условия. По прогнозу компании Ernst&Young, до 2020 года китайский кинорынок обгонит североамериканский по объему, и есть ощущение, что тогда Поднебесная ответит симметрично. У нее будет подконтрольный производитель высококачественных товаров, чьи производства будут находиться за рубежом, а капитал при этом останется внутри страны. Партия прикажет - Голливуд ответит "Yes!", снимет что нужно, стерпит цензуру и даже разберется в многочисленных лингво-этнических тонкостях. Перефразируя классика - нет такого подвига, на который капитал не пошел бы ради трехсотпроцентной прибыли.

Кирилл Шамсутдинов
6 апреля 2013

Источник - Лента.ру
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1365367260
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Нурсултан Назарбаев посетил Государственный театр оперы и балета "Астана Опера"
- Маулен Ашимбаев встретился с Патриархом Кириллом
- Спикер Сената принял участие в работе пленарного заседания МПА СНГ
- Нурлан Нигматулин принял Генерального секретаря ТюркПА
- Д. Ашимбаев: Семь столпов государственности Назарбаева – это прощальный наказ
- III Форум межрегионального сотрудничества РК и РУ проведен в Туркестане
- Нулевой рост на социально значимые продукты питания фиксируется в РК четвертую неделю подряд
- А. Мамин совершил рабочую поездку в Мангистаускую область
- Чинить нельзя построить. Часть пятая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх