М.Мунькин: Социальное иждивенчество является основной чертой современного кыргызского общества 07:47 10.04.2013
Социальное иждивенчество, инфантилизм и инертность являются основными чертами современного кыргызстанского общества. Такое мнение высказал в интервью КирТАГ президент кыргызской ассоциации психологов и психотерапевтов, генеральный директор консалтингового центра "Интерактив", бизнес тренер и коучер Михаил Мунькин во вторник.
"Иждивенчество становится из нейтральной и даже доброй идеи защиты неконкурентоспособных слоев населения - матерей одиночек, инвалидов и детей, ненормальностью, пороком и, к сожалению, нормой в социалистическом обществе. Общество, выстроенное ради помощи нуждающимся, делает всех нуждающимися, иждивенцами. Кыргызстанцы сохранили на себе психологический заряд Советского Союза, лишавшего людей воли, индивидуальных целей и своеобразия и сейчас еще иждивенчество остается достаточно серьезно выраженным у людей старше 30 лет, принцип его прост "Я не хочу заботиться о себе, я хочу, чтобы обо мне заботилось государство"", - отметил М. Мунькин.
По его словам, вторым показателем социального иждивенчества является неприятие молодыми людьми обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления.
Так называемый социальный инфантилизм происходит потому, что быть взрослым на самом деле трудно и в основе психологического механизма сохранения иждивенцем детской позиции в мышлении лежит страх перед ответственностью. Потому, что быть взрослым значит быть свободным, быть свободным значит иметь возможность выбирать, сделать выбор - значит нести ответственность. Тут у человека возникает мощное чувство тревоги, и он не хочет становиться взрослым, поэтому душевно взрослых людей вокруг не так много. Этот феномен можно условно назвать "бегством от свободы".
"В современном кыргызстанском обществе право выбора отягощено отсутствием жестких ориентиров и указателей, непонятно, что хорошо, что плохо, что правильно, что неправильно. Многое из того идеологически хорошего, что было в Советском Союзе рухнуло. Например, взрослеть в то время было легче, потому что все было понятно. Если ты коммунист, значит ты правильный человек, живущий правильной жизнью.
"А как сориентироваться в современном мире? Тут нет коммунистов, даже если и есть, никто уже не считает, что они самые лучшие, следовательно, сейчас начинается та часть, о которой можно говорить очень много: отсутствие идеологии, влияние религии, влияние бизнеса через создание брендов, стиля жизни, через внедрение в сознание теорий общества потребления", - подчеркнул М. Мунькин.
Потребительское общество рассматривает человека как существо ленивое и способствует укреплению иждивенческого сознания. Все усилия маркетологов, направлены на то, чтобы люди как можно меньше думали. Действительно, изначально по своей биологической природе любой человек ленив, эгоистичен и самолюбив, эти качества продиктованы физиологическими потребностями, которые преобладают над духовными потребностями в самоутверждении и самосовершенствовании.
"На тему социального иждивенчества есть очень интересная теория, предлагающая немного грубую классификацию людей из трех составляющих: овец, волков и пастухов. Преобладающее большинство людей - это овцы, своего рода жертвы, они вечно ждут милости, ноют, требуют, но сами, имея лишь псевдоцели, ничего не предпринимают. Волки - люди эгоистичные, преследуют сугубо личные цели. Пастухи - это лидеры, которые озабочены о вселенском благополучии. В какой-то период времени, человек становится пастухом и говорит "я знаю куда идти". Люди следуют за ним, но потом начинает зреть недовольство "мои ожидания были гораздо больше, чем мне дали" и естественно, в первую очередь, будут гнать пастуха.
"У нас очень часто начинают говорить "А, вот опять весна, будут волнения!". Ребята, да очнитесь, белый дом ничего не сделает, пока вы не начнете работать вместо того, чтобы сидеть на площади! Быть на иждивении - капитальное свойство человека, извращает оно тоже капитально, легко и незаметно. Но не надо видеть неблагодарности там, где ее нет, надо черпать энергию в опоре на свои силы, в жажде вдохновения, свободы и независимости", - заключил М. Мунькин. Диана Эсеналиева.
|