У.Джапаров: Бишкек как кыргызский Лас-Вегас? 08:52 14.04.2013
13/04/13 09:46, Бишкек – ИА "24.kg", Дарья СЫТЕНКОВА
О том, какой будет наша столица через 5-10 лет, похоже, мало кто думает. Но нынешний облик возмущает всех. Четкого плана ее развития нет. Каким мог бы стать Бишкек, ИА "24.kg" рассказал архитектор Улан Джапаров.
- Архитектура - это лицо города, оно вам нравится?
- Иногда возникает ощущение, что живешь при какой-то оккупации. Что-то встраивают, пристраивают, непонятно, какие это силы делают. В советское время, конечно, все было централизованно, и это тоже доставало - казалось скучным и однообразным. Но в Генплане было представление о центре, понятие об ансамблях, градостроительных комплексах.
В начале 90-х вообще было интересно: в архитектуре стали использовать национальную идею, но это направление потерпело фиаско. А все потому, что когда пришел реальный заказчик - частное лицо со своим представлением о красивом, стали появляться домики в замковом стиле с многочисленными башенками. По отношению к советскому времени это был шаг назад. То, что выросло в 90-е годы в архитектуре и строительстве, - жуткая эклектика. Хорошо, когда есть возможность реализовать свои идеи, но у нас нет культуры общежития, предполагающей, что индивидуум свои интересы соотносит с общественными.
- Что в городе не нашло своего места?
- К примеру, "Вефа Центр". Внутрь заходишь, вроде, все гармонично. Но когда смотришь, как это здание вписалось в ансамбль расположенных рядом домов, понимаешь: это варварство. Людям закрыли вид на горы, на солнце, открываешь окно - и упираешься взглядом в каменную глыбу.
Еще одна проблема: в 90-е годы значительная армия архитекторов уехала из Бишкека. Сейчас кадровый состав не очень силен. Нам все время хочется думать, что есть какой-то умный дяденька, который за нас все решит. На самом деле его нет. Город сейчас стоит перед выбором, есть определенная проблема роста - это и отношения центра и периферии, транспортная инфраструктура и прочее. Вызовы большие, а методы решения древние, даже не скажешь, что советские, потому что прежняя система была четко отлажена.
- Какой архитектурный ансамбль вам нравился в советском Фрунзе?
- Мне нравилась иерархия архитектурных пространств. К примеру, старый двухэтажный домик, двор, аллейка с арыками. И были общественные центры притяжения, куда интересно было ходить. Из наиболее зрелых архитектурных пространств мне очень нравилось место вокруг Русского драмтеатра. Там вообще было интересное ощущение, в самом здании есть неявная красота. Оно очень зрелое по архитектурной мысли. Там все фасады разные, они по-разному держат пространство вокруг себя. На самом деле это здание - шедевр архитектуры.
Да и внутреннее пространство тоже было интересное - оно дышало, были витражи в вестибюле. Теперь это пространство убито баннерами и застройками. Понятно, что нужно решать финансовые вопросы, но это же не повод варварски относиться к памятникам архитектуры. Он достался нам по наследству, а мы не можем этого ни осознать, ни сберечь.
- Как защитить такие памятники архитектуры?
- Столичная общественность еще не созрела для высказываний и действий, чтобы как-то влиять на городскую среду. Вроде бы, и в театре не базарные люди, а такое ощущение, что все делается с мещанским вкусом. Все яркое, броское, дешевое, сделанное на скорую руку. Иногда возникает ощущение, что город захватили чужие, когда видишь эти полипы. Некие существа со своими скользкими щупальцами окутали общественные здания, дома и дворы.
- Что предстоит осмыслить общественности?
- Город нуждается в масштабных проектах, связанных с транспортом, коммуникациями, с уплотнением, развитием в разные стороны. И не в наших силах на это повлиять, но в наших силах реализовать небольшие проекты, это может быть и парадигма развития города, и стилистика.
К примеру, понятие пустоты в теле города. Это не пустыри или несчастные скверики, пустотность должна формировать пространства иного качества - связанные с природным началом. Хорошо, что не все парки застроены аттракционами. На улице Тоголока Молдо есть парк, там, вроде бы, все нормально, но элементарно нет общественного туалета. Я просто балдею, когда депутаты предлагают создать очередной центр. Мы обязательно должны кого-то чем-то удивить. А в нормальном государстве люди просто должны ценить друг друга.
- Что вы бы сделали, чтобы город приобрел свой новый облик?
- Я архитектор, в четвертую очередь думаю о неком дизайне, стилистике. Мне интересней явления, которые можно превратить в городские понятия. Было бы здорово, если бы в городе появились хорошие набережные. Город сухопутный, но представьте, если бы реки, которые идут через заводы, мусорки и рынки, освободить от всего, сделать пешеходные зоны, посадить вдоль них деревья, организовать скверики. Чтобы от западного автовокзала можно было вдоль набережной дойти до Южных ворот города. Или из 10-го микрорайона - до Старого автовокзала. И вдоль того же БЧК, который сейчас напоминает сточную канаву с халабудами, проложить зоны отдыха. С двух сторон расчистить артерию, установить фонари, и гуляй с востока на запад, даже гондолу пустить можно...
- В вашей памяти остался детский образ города?
- Помню местечко в районе магазина "Космос". В детстве мне казалось, что именно такой должна быть Венеция. Шлюзы, мостики. Вообще, есть некое тело города, и его энергетические каналы. Есть особые зоны в городе, та же Кузнечная крепость. Наш город неоднороден. С одной стороны, было бы хорошо пробить все энергетические каналы. Парки тоже должны образовывать некую систему, распределенную по городу, которые бы связывались между собой аллеями или теми же набережными. И у этой городской мышеловки появились бы отдушины для отдыха и прогулок.
- Как представление о городе будущего должно отразиться в генплане?
- Я один раз участвовал в обсуждении этого документа. Он должен содержать некую концепцию, должна быть создана рабочая группа из проектировщиков и исследователей, для этого у городских властей нет ни денег, ни желания. Такое ощущение, что небольшая строительная бригада работает старейшими методами над планом миллионного города. Но чтобы какая-то концепция появилась, необходимо создавать банк идей.
- Вдоль железной дороги по Льва Толстого идет какое-то оживление, что с этой частью города можно сделать?
- Еще к концу 90-х у меня созрела идея, которую я пытался озвучить, но она не была услышана. Когда на город смотришь сверху, складывается совсем другое впечатление. Мы же город воспринимаем фрагментами. Сверху смотришь, у нас куча пустых пространств, заброшенные заводы, причем в центральной части города. Все это можно было бы "порубить" на маленькие кусочки и сделать из них привлекательные пространства.
От станции Пишпек до бывшей Алматинки тянется целая вереница складов, маленьких и больших заводиков. Много лет назад это была городская окраина. Когда большие предприятия закрылись, а их территорию поделили на части, можно было найти инвестора и создать там технопарк. И тогда эта часть не разделяла бы город, а, наоборот, объединяла. Необходимо пробить 10-12 улиц, соединяющих северные и южные районы, сейчас же в столице всего 3-4 сквозные трассы.
- Нравится вам "современная" высотка возле ЦУМА, отделанная китайским алюкобондом?
- Такие здания появляются волюнтаристски. Что там ему не место, видно даже неспециалистам. Коробит от вида здания за театром оперы и балета между отелем "Хаятт" и площадью Победы. За филармонией есть такая же высотка. Это первое поколение бизнесменов строит. Может быть, их дети начнут строить иначе.
- Эти здания врастут в городскую среду?
- Какие-то строения можно было бы снести. Но нам нужно смириться с эклектичностью города. Есть стильные города, как в Европе, к примеру, а есть такие, как Лас-Вегас. И мы тоже какую-то черту перешли и к некой цельности города вернуться уже не сможем. В этой эклектичности нужно искать свою логику и с этим работать уже более целенаправленно. Такие несуразицы необходимо чем-то уравновешивать.
- У вас есть любимый город?
- Любимым все равно остается Бишкек. Где бы ты ни был, все равно возвращаешься в родные места и чувствуешь - душа отдыхает. 10 лет назад я был в Ташкенте, в центре все выбрито, чистенько, в выходные в деловом центре ни души. Вернулся в Бишкек - да, не все так ухожено, но город кишмя кишит людьми. Жизнь бурлит.
- Сейчас активизируются жители многих столиц постсоветских республик, создаются движения в защиту исторической части города. Может ли у нас городская общественность объединиться "под одним флагом"?
- Мне кажется, мы к этому идем. Сейчас вырабатываются правила общежития. В отличие от России, где возникает настоящее противостояние с властью, у нас есть другой путь - мы не в позиции "контра". У нас из-за слабой позиции верхов можно выстроить конструктивные отношения между властью, бизнесом и общественностью. В принципе, это возможно.
|