Харуки Мураками написал новый роман "Бесцветный Цукуру Тадзааки и годы его странствий" 00:23 15.04.2013
Обзор новой книги Харуки Мураками
История о том, как герой возвращает свою жизнь
Роман Харуки Мураками, название которого можно перевести как "Бесцветный Цукуру Тадзааки и годы его странствий", вышел спустя три года после последнего большого произведения писателя и стал историей о человеке, пытающемся исправить свою жизнь, начав с самого себя. Он изо всех сил пытается преодолеть чувство опустошения и одиночества, глубоко поселившихся в его душе.
Среди произведений Харуки Мураками есть несколько книг, оставляющих глубокое впечатление, но и среди них самая первая строчка: "Таких вещей как идеальный текст не существует. Как не существует и идеального отчаяния", - из ставшей дебютом писателя "Слушай песню ветра" потрясла меня в то время, когда я ходил в старшие классы школы, до глубины души.
Следующая книга "Пинбол 1973 года" начиналась со строчки: "Слушать рассказы о незнакомых местах было моей болезненной страстью". Вступление продолжения "Охота на овец" звучало так: "О ее смерти сообщил мне по телефону старый приятель, наткнувшись на случайные строчки в газете". Эти три первых произведения автора перекликались между собой и захватили меня полностью.
Первая строчка новой книги звучит следующим образом: "Начиная с июля второго курса и заканчивая январем следующего года Цукуру Тадзаки жил практически только одной мыслью о смерти".
Разве эта строчка не созвучна с тремя другими, приведенными выше! Не в силах сдержать своего волнения я перевернул страницу.
У главного героя книги Цукуру Тадзаки в старших классах школы было четыре близких друга. Фамилия каждого из друзей содержала в себе иероглифы "красный", "синий", "белый", "черный", и только фамилия "Тадзаки" не имела ни малейшего отношения к цветам, из-за чего герой испытывал чувство какого-то отчуждения и неуверенности. Цукуру уехал из родного города и поступил в университет в Токио, что само собой оборвало его связи с четырьмя товарищами. Он не понимал, почему его стало преследовать сильнейшее чувство отчуждения и одиночества, которое привело к "желанию умереть", как и сообщает нам первая же строчка книги.
Сейчас Цукуру 36 лет, он стал инженером в железнодорожной компании, и занимается проектированием станций. Дом его родителей - полная чаша, но сам он так и не женился. Однако в самой глубине его души гнездится кажущаяся абсурдной мысль о неприятии со стороны друзей. Слова девушки, к которой он испытывает чувства - "Ты должен встретиться лицом к лицу со своим прошлым" - заставляют Цукуру начать свой путь паломничества к событиям 16-летней давности в поисках причин своего отчуждения.
Цукуру "всегда ощущал себя бесцветным, то есть пустым человеком, которому не хватает индивидуальности". Однако он никогда не мог посмотреть правде в глаза, что ему нигде не скрыться от самого себя, и "жил как изгнанник из своей собственной жизни".
В трех первых произведениях Мураками главный герой использует слова "давай, давай", побуждающие к действиям, как символ безразличия (отстраненности). Слова "не знаю" там также перекликаются с настроениями молодежи. Но в новой книге главный герой получает стимул для движения от своей возлюбленной, которая говорит ему: "Давай, действуй".
В предыдущей книге автора "1Q84" главной связующей темой всего произведения становится "Симфониетта" Яначека. На этот раз главного героя ведет в путь "Годы странствий" Ференца Листа.
В новой книге не будет убийц и одиозной личности религиозного гуру, как в предыдущей "1Q84", но лично мне больше импонирует главный герой Цукуру Тадзаки, который пытается исцелить свои раны прошлого и вернуть свою жизнь.
Оригинал публикации: 村上春樹氏新刊「超速」レビュー 人生取り戻す男の物語
Опубликовано: 12/04/2013
Тиаки Есимура
("Asahi Shimbun", Япония)
|