А.Суранова: Кыргызчылык - раздутое достоинство 00:44 16.04.2013
Кыргызчылык: раздутое достоинство
Получила множество отзывов к первой статье о паразитизме "кыргызчылыка". Были и те, кто видел во мне шпионку другой страны, которая получила деньги и написала статью, чтобы опозорить народ.
Также были отзывы, вроде: "Бессовестная дочка кыргыза, которая подпортила репутацию народа", "Почему не пишешь о хороших чертах кыргызов?", "Нашему народу чужды черты, которые ты указала. Наш народ велик". Эти слова являются проявлением напыщенного достоинства, которое мешает росту моего народа.
Могу не открывать Америки, описывая, как наши берут в кредит, чтобы оплатить той, дорогостоящий лимузин и ресторан. Этот кортеж из лимузинов создает заторы на наших узких дорогах, нарушаются правила дорожного движения. Мы готовы в один день потратить то, что копили месяцами и годами, остальную часть жизни расплачиваемся с долгами.
Журналисты "Открытой Азии" создали прекрасный сюжет о свадебном кортеже. 5-6 джипов едут, игнорируя гаишника с жезлом, а впереди кортежа пешком идут невеста с женихом. "Один раз в жизни переживаем такой праздник!" - оправдываются они. А такие праздники "на всю жизнь" ежедневно проходят во всех городах страны.
Иностранцы удивленно на нас смотрят, будто мы сошли с ума, именно тогда мне становится стыдно. Меня огорчает, что у многих прижилась показушность - мы можем перекрыть сегодня дорогу, сегодня мы должны по ней ездить, а остальные пусть завидуют. Те же молодожены матерятся в адрес высокопоставленных чиновников, которые перекрыли дорогу при содействии гаишников, чтобы проехать к Белому дому, но сами же захватывают дороги, чтобы хотя бы на полчаса почувствовать себя хозяевами города. Что это, если не раздутое достоинство?
Уже в крови кыргызов оказалась фраза: "А что подумает народ?" На лечение болезни или на покупку питательной еды для детей всегда не хватает денег, но на 10, 20, 30-летний сбор одноклассников нужно одеться во что-то блестящее, в золоте и серебре, по возможности на "мерсе". Никому нет дела - позаимствуешь одежду у сношеницы, попросишь купить сына или дочку, которые не могут встать на ноги. Таким образом, полуседые 50-летние женщины и мужчины, с выпавшими зубами, с проблемами со здоровьем, с большими долгами за плечами, но с блестящими золотыми кольцами и сережками собираются на тое. Что это, если не раздутое достоинство?
Напыщенное достоинство проявляется и тогда, когда мы хотим держаться ближе к богатым или знаменитым людям. Можно не горевать, если вторая половинка вашего сына или дочки не является представителем "знати", потому что всегда можно насильно сделать посаженным отцом знакомого, у которого дела пошли в гору. Ему придется нести часть расходов, к тому же другие станут тебе завидовать, увидев, с кем ты дружишь.
Можно с уверенностью сказать, что многие наши бизнесмены и политики имеют несколько посаженных "детей", большую часть которых они даже не знают. В соответствии с кыргызскими традициями, посаженные родители должны давать советы молодоженам, выступить примирителями в случае разногласий, занять место родителей, в случае беды. От этой мудрой традиции предков сейчас осталось лишь название, потому что цель теперь заключается в выбивании денег у посаженного отца и в манипулировании его именем. Как минимум нужно на той пригласить уважаемого человека, позволить ему сказать первый тост, чтобы народу продемонстрировать - видели, сам министр (депутат, владелец базара и т.д.) сюда прибыл.
Если бы эти люди ничем не отличались от остальных, разве мы стали бы отравлять им пригласительный билет? Пока у них на руках есть богатство или власть, мы расстилаемся ковром перед ними, а как только они лишаются всего, мы моментально обрываем связи и ищем другого влиятельного человека. Если той проходит в селе, то из соседних домов в праздничный дом тащат все новое - ковры, посуду, цветы. Тратятся все деньги, до последней копейки. Чтобы выставиться перед собравшимися, отдаешь тысячу сомов спевшему подростку, которого привез отец для шабашки и остаешься с пустыми карманами. Что это, если не раздутое достоинство?
Когда у человека не остается ничего, чем можно похвастаться, он превращается в националиста, эгоиста. Полуобразованные и интеллектуально неподкованные люди становятся так называемыми патриотами.
В студенческие годы я сопровождала многих иностранцев и зарабатывала деньги переводами. Когда я обедала в кафе за столом с иностранцами, меня сверлили взглядом. Неоднократно подходили к столу и говорили: "Почему ты ходишь с иностранцами? Или кыргызов не осталось?!" Мало того, обзывали меня, "опозорившую" кыргызов, и иностранцев, плевались в землю и угрожали набить морду. Разве эти так называемые мужчины не понимают, что своей грубостью и невоспитанностью сами нас позорят?
В стране, где Конституция гарантирует свободу выбора, никто не может мне указывать, с кем мне строить отношения, с кем встречаться, от кого рожать детей. Может, следовало бы наладить свою жизнь, прежде чем учить кого-то уму-разуму? Человек не становится патриотом, когда надевает калпак. Как о нашем народе станет отзываться человек, который видит как наши джигиты в калпаках сидят на корточках, на скамейках аллеи, плюют прохожим под ноги?
"Мы - кыргызы! Мы великий народ! Нас позорят режиссеры, которые отражают нашу нищету и утрату моральных ценностей! Кто бы ни критиковал кыргызов - он манкурт, ему нет места среди нас!" - заявляют так называемые патриоты. Что это, если не раздутое достоинство?
Раздражительность, огрызание, злоба - эти чувства сопровождают раздутое достоинство, мы знаем об этом, но не хотим признаваться. Раздутое достоинство затуманило разум тысяч наших соотечественников, подталкивает к неразумным поступкам, к большой расточительности. Боюсь, что это приведет к полному краху общества.
Сразу хочу сказать, что я предоставила лишь свою точку зрения и не считаю, что она является истинной. Также описанные образы не характеризуют каждого кыргыза. Это лишь сборник моих повседневных наблюдений, к сожалению, такая картина распространена везде. Подобные явления присущи и другим развивающимся странам. Но я не хочу сравнивать свою страну с другими. Я дочь кыргыза, живу среди кыргызов и воспитываю сына - кыргыза. Хочу, чтобы мой сын рос в обществе, которое видит свои недостатки, умеет их признавать и устранять, которое стремится к содержательной и рациональной жизни.
В день, когда люди перестанут употреблять фразу "Что подумает народ?" - снимут с себя оковы общинно-феодальных устоев, я бы преклонилась перед каждым кыргызом.
Источник: Азаттык уналгысы Автор: Алия Суранова
15 апреля 2013
|