Мади Алимов: Безыдейная Страна. Государственная идеология в Казахстане все еще структурируется 02:30 19.04.2013
Наша газета неоднократно писала о проблемах, связанных с формированием идеологии. В дискуссии на эту тему приняло участие множество людей, точка зрения которых отражала самые различные аспекты общественного мнения. Наша сегодняшняя гостья как бы подводит итоги этой дискуссии. Мы представляем вашему вниманию интервью с директором Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования Айман Жусуповой.
Идеология как идейный конструкт
- Айман, насколько актуальны для нас поиски консолидирующей идейной основы общества?
- Сегодня вопросы идеологии вновь в центре внимания общества, хотя и ранее, в предшествующее десятилетие, поиски в этом направлении не сходили с повестки дня. Казахстанское общество атомизировано не только по идейным основаниям. Социальная структура, отвечающая критериям современного общества, все еще не кристаллизовалась.
Столь популярные в СМИ и научном сообществе поиски национальной идеи, призванной консолидировать общество, оказались безрезультатными, поскольку она не могла быть сконструирована в тиши кабинетов. Да и сама национальная идея известна далеко не у всех народов современных государств. Об этом говорит опыт политического развития Швеции и Дании, Бельгии и Голландии, Болгарии, Чехии, Латвии и многих других стран Евросоюза. То же самое, за редкими исключениями, следует признать и в отношении большинства азиатских, африканских и латиноамериканских государств.
Значит ли это, что поиски национальной идеи в тиши кабинетов сродни поискам "снежного человека", а идейные основания – всего лишь реликт канувших в Лету истории государств? Тем более что с распадом Советского Союза и завершением идеологического противостояния двух систем многие исследователи заговорили о "конце истории".
И все же заявлять о смерти идейных оснований в современных государствах, обществах явно преждевременно.
- Как вы обоснуете этот свой тезис?
- Ясное, четко сформулированное целеполагание определяет целедостижение – алгоритм шагов, предпринимаемых властью и обществом для достижения цели.
Целеполагание в плане определения идейных оснований необходимо и объясняется рядом важнейших задач, которые оно должно решать:
- идентифицирующая/объединяющая – дает понимание себя и своего места, обеспечивает целостность личности, организации, общества (кто мы);
- защитная – защищает целостность от опасных воздействий (определяет, какие воздействия негативны, деструктивны для государства и общества);
- ориентирующая – создает "вектор движения", устремленность (куда мы идем, чего мы хотим и почему);
- развивающая – побуждает к развитию государство, личность и общество (обоснование мотивов развития).
Другими словами, идеология как некий общий идейный конструкт, определяющий идейные основания и систему ценностей, отвечает на вопросы, кто мы, куда идем и зачем.
Государство в идеологии
- Какой при этом должна быть роль государства? Ведь не секрет, что на заре независимости, когда было модно рассуждать о необходимости деидеологизации, оно несколько отстранилось от этой функции…
- В этой ситуации государство у нас, как и во многих других современных государствах мира, берет на себя эту самую идеологическую функцию, определяя и поддерживая те ценности, которые призваны содействовать успешному развитию страны, государства, гражданина и общества. Само понимание современного государства-нации неотъемлемо от политического понимания нации на основе согражданства. Без некоего набора основных ценностей, разделяемых всеми гражданами страны (разного социального положения, уровня доходов, происхождения), нельзя говорить и о современной нации.
Хотя и в самых общих конструктах, при самом общем приближении идеология, или система идейных оснований, Казахстана фиксируется в следующих документах:
- положения Конституции как Основного закона Республики Казахстан, в котором идеология государства находит свое достаточно концентрированное выражение;
- идеи главы государства, изложенные в его ежегодных Посланиях народу Казахстана, выступлениях на встречах разного формата, книгах, статьях;
- идеи, отраженные в стратегиях развития, концепциях, государственных программах и иных официальных документах.
- Вы можете подкрепить свои рассуждения выкладками прикладного характера?
- Да, конечно. В исследовании, проведенном в конце 2012 года, ставилась задача выявить, что конкретно воспринимает население страны в качестве идеологии, идейных оснований. Опрос проводился в Южно-Казахстанской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Северо-Казахстанской областях, а также в городах республиканского значения Алматы и Астане. Объем выборочной совокупности – 1 400 респондентов.
Как показал опрос, большая часть населения страны (69,4%) признает, что в Казахстане есть государственная идеология. С одной стороны, она отчасти уже налицо, с другой – недостаточно структурирована и все еще формируется.
Проявления идеологической политики государства казахстанцы усматривают главным образом в реализации государственных программ (25,4%), а также в программных государственных документах, таких как "Стратегия "Казахстан-2030″ и в ежегодных Посланиях президента РК народу Казахстана (23%). Также довольно много тех, кто считает, что идеологическая политика государства проявляется в дружбе народов и сохранении спокойствия в стране (18,6%) и в строительстве демократического государства (18,2%). Остальные из предложенных вариантов ответа набрали меньше 3,6%.
Многообразие восприятия
- Возможно, я скажу странную вещь, но складывается ощущение, что наши граждане воспринимают все это не абстрактно и достаточно осведомлены в этом плане?
- Скажу больше. В опросном листе был специальный вопрос, нацеленный на выявление осведомленности населения о текстах программных документов государства, которые в той или иной степени носят идеологический характер. Как следует из ответов, респонденты более или менее неплохо знают тексты ежегодных Посланий президента страны, Стратегии "Казахстан-2030″.
Вместе с тем менее известными и значимыми в идеологическом отношении респонденты признали такие официальные документы, как Доктрина национального единства Казахстана, Закон "О национальной безопасности РК" и государственная программа "Культурное наследие".
- О чем это может свидетельствовать?
- Прежде всего о том, что власть, госорганы недостаточно успешно продвигают основные положения, идеи данных документов. Если граждане недостаточно информированы, то причины, видимо, коренятся не только в деятельности госорганов, но и в работе НДП "Нур Отан", Ассамблеи народа Казахстана, других политических и общественных объединений. Особая роль в информационной поддержке, продвижении документов в массы принадлежит СМИ. И если речь идет о слабом продвижении официальных документов идеологического, идейного содержания, то значит, есть серьезные упущения в работе государственных СМИ, что отмечал недавно государственный секретарь Марат Тажин.
Эффективность деятельности государственных и общественных структур, ответственных за сферу идеологии в Казахстане, в разрезе позитивных оценок ("эффективно", "скорее эффективно") выглядит следующим образом:
- Агентство РК по делам спорта и физической культуры – 63,2%;
- государственные СМИ – 61,3%;
- Министерство культуры и информации РК – 59,7%;
- Администрация президента РК – 56,3%;
- Ассамблея народа Казахстана – 50,7%;
- НДП "Нур Отан" – 48,5%
- Агентство РК по делам религий – 41,2%;
- отделы внутренней политики акиматов – 40%.
Показательно и то, что каждый третий житель Казахстана затруднился оценить деятельность Администрации президента РК, а также Ассамблеи народа Казахстана. В первом случае это объясняется тем, что АП не столь открытая в информационном плане структура и занята больше общими вопросами координации и контроля по отношению к другим государственным органам и официальным институтам.
Что касается АНК, то следует признать, что она располагает относительно ограниченным набором инструментов для действенного продвижения и пропаганды идей и ценностей национального единства, межэтнического и межконфессионального согласия, толерантности и т.д. Особенно это касается отсутствия у АНК своих СМИ.
Особенно слабо идейно-пропагандистская работа госорганов осуществляется в регионах, и прежде всего в сельской местности. Показательными в этом плане являются следующие результаты опроса. Во-первых, самая низкая оценка респондентами соответствующей работы отделами внутренней политики акиматов (40%). Во-вторых, признание респондентами высокого уровня проявлений трайбализма, родственности и коррупции в сельской местности, что, в свою очередь, снижает восприятие значимости ключевых официальных идеологем жителями аулов, поселков и других сельских населенных пунктов.
В отличие от сельской местности, продвижение и пропаганда официальных идеологем более заметны и результативны в городах. Скорее всего, это объясняется двумя причинами. Во-первых, более высоким образовательным уровнем как населения (целевой аудитории), так и тех, кто занят пиар-продвижением. Во-вторых, не секрет, что помимо госорганов, имеющих соответствующий штат относительно более квалифицированных сотрудников, именно в городах сконцентрированы структуры политических партий, НПО и редакции СМИ.
Пути к единению
- А какие идеи, лозунги и призывы, по мнению наших граждан, способны сплотить казахстанское общество?
- Более половины казахстанцев, или 52,7% опрошенных, смогли сформулировать идеи, лозунги и призывы, которые могли бы сплотить казахстанский социум. Остальные затруднились ответить на этот вопрос. В группе самостоятельно определивших ключевые идеи, способные консолидировать общество, опрос выявил следующее распределение ответов (таблица 1).
За укрепление роли государственного языка как ключевой идеологемы выступает каждый четвертый казах. Тогда как каждый седьмой русский респондент вдохновлен идеей равноправия народов. Для представителей других национальностей страны более привлекательна идея экономического развития Казахстана, вхождения в десятку лучших в этой области (21,1%).
- И каково ваше мнение по этому поводу?
- Тот факт, что представители разных этносов Казахстана предлагают взять за основу различные идеологемы, отражает нынешние реалии, которые нельзя игнорировать. Что это, идеологический плюрализм? Или же закономерная фаза перехода от идеологического многообразия к этапу формирования некоего каркаса общих ценностей социума?
Необходимо понимать, что общество неоднородно, каждая из социальных групп имеет свои интересы, подчас разнонаправленные, нередко размытые, что нашло отражение в ответах достаточно многочисленной группы в 47,3% респондентов, затруднившихся определить общие базовые ценности.
Различные векторы в идеологии, идейных основаниях налицо. И закономерно, что какое-то время они будут сохраняться. Система ценностей меняется в течение длительного времени – как правило, в ходе смены двух-трех поколений. И это известно не только из наблюдений, замеров социологии – это было подмечено в незапамятные времена, что нашло отражение в библейской притче о Моисее, который 40 лет водил свой народ по пустыне. Но без четких и ясных целей, идейных оснований страна (государство и народ) как команда корабля без компаса. Потому четко сформулированное целеполагание, система идейных оснований, ценностей не есть некие отвлеченные понятия. Напротив, именно они, по большому счету, и определяют во многом развитие страны.
Вопросы задавал
Мади Алимов 19.04.2013
|