КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 22.04.2013
21:44  К.Абуев: Его имя - символ единства и независимости. К 300-летию Абылай-хана
21:41  В Атырауской области упал российский беспилотник
21:37  Dialog.kz: Новая "планка" Казбизнеса. Оечественным предпринимателям выдан впечатляющий карт-бланш
21:00  Г.Айрапетянц: Отход от марксистко-ленинской диалектики - одна из причин распада Советского Союза
20:54  "Литер": Пенсионный ребус Казахстана. Что лучше – накопительная или солидарная пенсионная система?
20:42  Почему велосипеды в Ташкенте объявлены вне закона?
20:35  З.Эрмеков: Граница Киргизии под угрозой проникновения... киргизских пограничников

20:25  Министр энергетики и промышленности Киргизии А.Калмамбетов освобожден от должности
20:20  Наследники Чингиза Айтматова опровергают факт распродажи имущества писателя
19:34  С.Чериков: День сурка. Кыргызские разборки с криминальным душком
19:24  "DW": Интернет узбекский и туркменский - почувствуйте разницу
19:13  КырПремьер Сатыбалдиев предложил открыть в России центры домиграционной подготовки и изучения русского языка
19:06  МИД Таджикистана аннулировал аккредитацию иранских журналистов
18:33  Р.Устраханов: Бостон, наши дни. Теракт как провокация
18:29  "Талибан" взял в плен в Афгане российского вертолетчика и 8 турок-инженеров
08:23  Б.Абидов: Кадамжайские столбисты. Кыргызстан провоцирует очередной приграничный конфликт
07:59  Ринат Ахметов и Петр Порошенко попали и в список самых богатых евреев мира по версии Forbes Israel
07:53  Казахстанская сборная, порвав итальянцев и корейцев, пробилась в элиту мирового хоккея
07:52  Times of Israel: Бывший премьер Израиля Ольмерт возглавит "высокотехнологичное предприятие" вместе с казахским бизнесменом Ракишевым
07:51  Владелец Казахской Магнитки индус-буржуин Миттал потерял 4,12 млрд долларов и закрывает заводы в Евросоюзе
07:37  А.Мокеев/В.Плоских/В.Мокрынин: Происхождение кыргызского народа. Часть 1
07:36  К.Иманалиев: Тагай-бий (Мухаммед Кыргыз) – один из основателей кыргызской государственности
07:13  И.Сафронов: Дотянуть до Восточного. Что такое Байконур для России и Казахстана
07:01  Израиль готов "в одиночку" атаковать Иран, а Иран готов "в одиночку" уничтожить Израиль
06:57  В.Панфилова: Роберт Блейк проверит центральноазиатских союзников
06:53  Вл.Скосырев: Бомбистам не удалось сорвать выборы в Ираке
06:45  Актюбинский уфолог Гайдаржи вступил в регулярный контакт с таинственными существами - сопланетниками
06:40  М.Ростовский: "Плохой" террорист Царнаев и "хороший" террорист Басаев
06:37  "МК": Арестованы друзья Царнаевых - уроженцы Казахстана. Катались по Массачусетсу на машине с надписью "Террорист №1"
06:27  Д.Сытенкова: Кыргызские наемники в Сирии - кто завербован?
06:23  Оказывается, первый контакт землян с инопланетянами состоялся на территории Казахстана – вблизи города Державинска в июне 1979 года
06:17  С.Акимбеков: "Казахстан может сделаться второй Японией!". 130 лет со дня рождения Халела Досмухамедова -
06:15  Т. Кулибаев: Независимый мониторинг рынка закупок позволит Каз-предпринимателям выбирать наиболее выгодные предложения
00:42  А.Мусатов: Таджикистан на пороге социальной катастрофы
00:27  В Душанбе неизвестные жестоко избили замглавы ПИВТ М.Хаита
00:22  С.Кожемякин: Удержит ли власть Эмомали Рахмон?
00:21  Ш.Тургаев: Хаб.kg. Вызов принят?
00:12  И.Дудка: Горнорыдающая промышленность Кыргызстана
00:07  Бизнесмен Алишер Усманов признан самым богатым британцем
00:03  Борьба за укрепление советской власти в Туркестане в 1920 году (история)
Воскресенье, 21.04.2013
20:34  Когда старое лучше нового. Президентом Италии переизбран Джорджо Наполитано
20:26  Число жертв землетрясения в провинции Сычуань на юго-западе Китая превысило 150 человек
17:53  Белград променял Косово на Европу
16:00  В Китае опубликован доклад о положении в области прав человека в США
12:02  В Кыргызстане обсуждают проект строительства ж/д Китай - Узбекистан
11:14  Байконур. "Бион-М" № 1 выведен на орбиту, следующим стартует Прогресс 24-го апреля
03:13  КНДР и Южная Корея: что мешает помириться?
03:01  Краски на сиськи. В Алматы прошел очередной чемпионат ЦА по декоративной косметике GOLDEN ASIA (фото)
02:59  Пронзенная стрелой гламура. 17-летняя казахстанская модель Айя Сарбасова (фото) блистает на Парижской неделе моды
01:23  Голос Америки: Братья Царнаевы – чеченцы или американцы?
00:49  FM: Венесуэльский социализм при смерти
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
А.Мокеев/В.Плоских/В.Мокрынин: Происхождение кыргызского народа. Часть 1
07:37 22.04.2013

Происхождение кыргызского народа

В.П.Мокрынин и тюрколог проф.С.Г.Кляшторный рассматривают находки из Чигу
(Часть 1)

Процесс развития этой общности и образования на ее основе народности прервало монгольское нашествие.

Итак, вплоть до начала XIII в. на территории современного Кыргызстана формировалась тюркоязычная этническая общность, генетически не имеющая ничего общего с кыргызами Южной Сибири, даже если учесть то обстоятельство, что в эпоху великодержавия (IX-X вв.) кыргызы заняли Восточный Тянь-Шань и подошли вплотную к границам Семиречья.

Здесь особое значение приобретает вопрос: долго ли кыргызы пробыли в Восточном Туркестане и в долине р.Или? Ответ на него связан с длительностью кыргызского великодержавия, которое, как отмечают большинство ученых, было сравнительно недолгим: уже в X в. основная масса кыргызов вернулась из Центральной Азии на Енисей. По всей видимости, в это же время они также ушли из Восточного Туркестана и пределов Семиречья. По крайней мере, во второй половине X в. войска Караханидов, достигшие в своих восточных и северо-восточных походах Таримской впадины (г.Куча и р.Иртыш), не встречали кыргызов ни в качестве врагов, ни в качестве союзников.

Это загадка, от ответа на которую зависит общая историческая оценка дальнейших судеб кыргызского этноса как в Средней Азии, так и в Южной Сибири. Тем не менее, как и двести лет назад, никто не может осмелиться сделать вывод. Правда, уже в XVIII в. высказывалось предположение о тождестве предков тянь-шаньских кыргызов с кыргызами Енисея, и оно свыше ста лет вполне соответствовало уровню развития исторической науки, так как было простым, стало привычным. Однако и тогда возникла мысль, что енисейские и тянь-шаньские кыргызы не имели ничего общего (Ч. Валиханов). В конце XIX в. впервые состоялась острая дискуссия между В.В. Радловым, убежденным сторонником переселения енисейских кыргызов, и Н.А. Аристовым, обосновавшим автохтон- ность происхождения кыргызов Тянь-Шаня.

В.В. Бартольд, автор первой книги о кыргызах, считал, что переселение кыргызов на Тянь-Шань происходило не в эпоху "великодержавия", а гораздо позже. Археолог А.Н. Бернштам в ряде своих работ обосновал гипотезу о поэтапном, растянувшемся более чем на тысячелетие переселении енисейских кыргызов на Тянь-Шань. Однако эта гипотеза не получила признания в дискуссии и решениях специальной сессии, занимавшейся проблемой этногенеза кыргызского народа. Сложившуюся ситуацию наиболее точно охарактеризовал этнограф С.М. Абрамзон: "Если в настоящее время давно стала очевидной невозможность отождествления енисейских и тянь-шаньских кыргызов, то столь же очевидна необоснованность полного отрицания и некоторых этногенетических связей между ними".

Первый шаг вперед в затянувшейся дискуссии сделал К.И.Петров, выдвинув положение о промежуточной зоне между Енисеем и Тянь-Шанем, которая находилась в Обь-Иртышском междуречье. Там и смешивались кыргызские, кимакские и другие племена, а вновь образовавшийся этнический субстрат с этнонимом "кыргыз" переселился на Тянь-Шань в XIII-XV вв. С критикой идеи выступил О.Караев, который продолжал отстаивать точку зрения о переселении на Восточный Тянь-Шань енисейских кыргызов еще в IX-X вв. Мысль о возможности проникновения военных отрядов кыргызов в Чуйскую долину, не связывая это проникновение с массовым переселением, высказал ленинградский ученый Д.Г. Савинов.

Гипотезу о промежуточной зоне развил С.М.Абрамзон, полагавший, что на территорию современного Кыргызстана переселились не преимущественно енисейские кыргызы, а в основном тюркоязычные племена, обитавшие ранее в Восточном Притяньшанье, отчасти в Прииртышье и на Алтае. Ряд новых предложений относительно происхождения кыргызов внесли авторы первого тома пятитомной "Истории Киргизской ССР", обосновав положение об изменении сущности термина "кыргыз", который в IX-X вв. и позже стал не столько этнонимом, сколько этнополитонимом: термином "кыргыз" обозначались не главным образом кыргызские по происхождению племена, но и другие, которые им подчинялись. Промежуточной зоной формирования кыргызского народа, по их мнению, стала область с названием Кыргыз, находившаяся на Алтае и в Прииртышье.

Как видно, проблема взаимоотношений енисейских и тянь-шаньских кыргызов еще не прояснилась окончательно. Поэтому и по сей день продолжается дискуссия между сторонниками гипотезы о прямом переселении енисейских кыргызов, как уже сложившейся народности, в IX в. на Тянь-Шань и сторонниками новой концепции о сложении кыргызской народности в результате слияния местных, древнетюркских и монгольских племен с пришлыми кыргызскими племенами, переместившимися на Тянь-Шань в середине XV в. с Алтая и из Прииртышья.

Представляем концепцию авторов главы об этногенезе кыргызского народа первого тома четвертого издания "Истории Киргизской ССР", которые придают важное значение промежуточному, алтайскому этапу этногенеза кыргызского народа (X-XIV вв.), сыгравшему решающую роль в становлении центральноазиатского протоядра кыргызского этноса.

В настоящее время перспективной представляется идея о промежуточной между Енисеем и Тянь-Шанем территориальной зоне, где в IX-XI вв. расселялись енисейские кыргызы и, взаимодействуя с местными народами, в течение последующих веков обрели свое новое этническое лицо. Такой зоной могли быть Восточный Тянь-Шань, Джунгария или Алтай, включая и монгольский Алтай. На наш взгляд, ключ к решению проблемы могут дать кыргызское эпическое наследство и лингвистика: во всех вариантах эпоса "Манас" родиной героя назван Алтай; современный язык кыргызов входит в одну группу с языком алтайцев, но совсем не в ту, в которую включены языки древних енисейских кыргызов, хакасов и тувинцев.

Видные языковеды Б.М.Юнусалиев, И.А.Батманов, Б.У.Орузбаева убедительно доказали, что язык алтайцев предельно близок и является генетическим предшественником современного кыргызского языка. Новейшие исследования его истории Э.Р.Тенишевым показали, что переломным моментом в развитии был алтайский этап. В общей классификации тюркских языков язык кыргызов, алтайцев и казахов входит в одну группу, а язык енисейских кыргызов, хакасов и тувинцев - в другую. Это свидетельствует о том, что основное ядро переселившихся на Тянь-Шань в XV в. кыргызов и алтайцев долгое время проживало на одной (или соседних) территории.

Падение Уйгурского каганата (840 г.) дало толчок образованию не только кыргызской державы, но и соперничавшего с ней каганата кимаков с центром на Иртыше, поэтому определяющими этнокультурными связями в IX-X вв. стали контакты кимакской (сросткинской) и кыргызской культур на Алтае, о чем свидетельствуют письменные и археологические источники. Анонимный арабский источник X в. "Худуд ал-алам", описывая располагавшиеся к западу от собственно кыргызов племена кыштымов, отмечает: "Косим (кыштым) - название другого народа, также из хырхызов, (они) поселяются на склонах гор, в шатрах, добывают меха, мускус, рог хуту и другое. Это один из хырхызских народов, их речь ближе к халлухской (карлукской), а по одежде они напоминают кимаков". Описаны и другие "разновидности хырхызов", вплоть до курыкан Прибайкалья, которые были тоже из кыргызов, но "не смешиваются с прочими хырхызами... их языка другие хырхызы не понимают".

Анализ источника позволяет сделать, по крайней мере, два важных вывода. Во-первых, термин "кыргыз" в X в. приобретает не только этническое, но и политическое значение. Кыргызами теперь называют и племена на р.Енисей, которые являлись кыргызскими по своему происхождению, и другие тюркоязычные племена, вошедшие в государство кыргызов. Этноним, как это было принято в Центральной Азии со времен гуннов, стал этнополитонимом. Во-вторых, этнокультурное влияние кыргызов на Горный Алтай и несколько западнее его наглядно подтверждают археологические материалы.

При распаде государства кимаков, как отмечено в "Худуд ал-алам", выделилась область Кыркырхан, обычаи населения которой "немного похожи на кыргызов". Эту область исследователи локализуют в различных местах, наиболее обоснованным из которых является предположение казахского ученого Б.Е. Кумекова, связывающего ее с Тарбагатаем. В связи с этим обращает на себя внимание предание в источнике XVI в. "Маджму ат-таварих", согласно которому одна из областей кыргызов именовалась Кыркыры (Каркары). Примечательно, что поминки по одному из героев эпоса "Манас" - Кокетей-хану - кыргызы отмечали в местности Каркара.

В.Мокрынин, японский проф. Като и В.Плоских на раскопках

Расселение группы енисейских кыргызов в Горном Алтае и Прииртышье подтверждают археологи. В Горном Алтае кыргызские погребения по обряду кремации отмечены в могильниках Узунтал, Карболиха (IX-X вв.), Чарыш, Яконур, Акташ (XI-XII вв.), в Прииртышье - Гилево, Камышинское, Зевакино, Мечеть (IX- X вв.). Одно погребение кыргыза IX-X вв. обнаружено в Илийской долине (Текели). О взаимовлиянии с местными алтайскими племенами свидетельствуют расположение кыргызских и кимакских погребений на одном могильном поле и похожесть погребального инвентаря. Заметим, что кыргызских погребений на территории Алтая и Прииртышья по сравнению с могилами местных племен намного меньше, и это отражает реальное соотношение пришлого и местного населения, так как происходил процесс "кыпчакизации" их культуры. К XII в., по свидетельству Марвази, средневекового историка, он зашел настолько далеко, что кыргызы, обитавшие вне пределов своей родины на Енисее, отказались от обряда кремации и перешли на захоронение умерших. В XIII в. здесь было отдельное владение, которое историк Рашид ад-дин назвал Кыргыз. В XII в. группа кыргызов обитала и в Монгольском Алтае. Именно она оказала сопротивление кара-китаям при их движении на р.Эмиль.

Таким образом, в Горном Алтае и в примыкающем к нему Прииртышье (включая истоки реки) в течение IX-XII вв. сложилась тюркоязычная этническая общность из енисейских кыргызов и местных тюркоязычных племен, входивших в кимакско-кыпчакскую группировку. В культурном отношении они уже мало чем походили на коренных енисейских кыргызов, но сохраняли общее самоназвание "кыргыз". В этой этнической среде вполне могло существовать и двойное название "кыргыз-кыпчак", зафиксированное в эпосе "Манас".

Нашествие монголов привлекло на территорию Кыргызстана монгольские и подвластные им южносибирские тюркские по происхождению племена, которые частично вытесняют, частично ассимилируют местных тюрок. Оседло-земледельческое население вынужденно покидает разоренные города. О собственно кыргызах XIII-XIV вв. сведений крайне мало, только известно, что в 1260 г. в стране Кыргыз учредил свою ставку монгольский царевич Арик Бука, враждовавший со своим верховным ханом. Затем области Енисея и Алтая вошли в государство Хайду, административный центр которого находился в Чуйской долине. Конец XIII в. был очень тяжелым для кыргызов: монгольские феодалы неоднократно переселяют множество кыргызских семей с их родины в Маньчжурию, Монголию и Китай.

В истории монгольской династии Юань под 1295 г. отмечено, что часть кыргызов, занимавших Горный Алтай, тоже переместили в провинции Шаньдун. Земли Прииртышья и Алтая, которые прочно удерживал Хайду, позже стали северо-восточными пределами Моголистана. Проследить этническую историю моголистанских кыргызов чрезвычайно трудно, так как в XIV-XV вв. мусульманские авторы зачастую обозначали их общими терминами "чагатаи", "джете" или "моголы, а лучший знаток истории народов Моголистана, могол по происхождению Мухаммед Хайдар, прямо писал: "Кыргызы тоже из могольских племен". Однако он же отметил: они держались обособленно от остальных могольских племен, потому что еще не приняли ислам, "как прежде, оставались во власти неверия". Кыргызы жили в удаленных от культурных мусульманских центров высокогорных лесных районах страны, тогда как значительная часть моголов жила в городах Восточного Туркестана.

Во второй половине XV в. Моголистан пришел в упадок из-за постоянных усобиц и опустошительных набегов соседей. На землях Семиречья и Тянь-Шаня значительно сократилось население. Воспользовавшись этим, кыргызы стали постепенно занимать их, а к 1510 г., как писал Мухаммед Хайдар, "никто из моголов не мог оставаться в Моголистане из-за кыргызов".

Приблизительное время переселения кыргызов на Тянь-Шань может быть установлено только на основании сообщения китайского источника "Си-юй чжи" ("Описание западных земель"), составление которого завершилось в 70-х годах XVIII в. "Поскольку народ из-за тесноты не мог разместиться - сообщают цинские чиновники, воспроизводя рассказы кыргызских старейшин, - подняли воинов на завоевание окраин. Они все простолюдины, не выдержали отпора и пришли в смятение от трудностей и опасностей и разбежались в разные стороны. Сейчас уже прошло более 330 лет с тех пор, как они бежали от беспорядков и в горах (Тянь-Шаня) нашли приют". Как видно из текста цитированного источника, хронологические рамки этих событий, связанных с перемещением кыргызов из отдельных лесных районов Моголистана в Притяньшанье, относятся примерно к середине XV в.

По сведениям известного знатока кыргызской генеалогии, автора рукописи "Кыргыз тарыхы" ("История кыргызов") Белека Солтоноева, примерно к середине XV в. относится также рождение легендарного родоначальника кыргызских племен "онг канат" - "правого крыла" Тагай-бия. Со ссылкой на недошедшее до нас сочинение "Джаваб-намэ" (1825-1830 гг.), Белек Солтоноев пишет, что Тагай-бий родился около 1160-1470 гг. в местности Сары-Бел, недалеко от города Ош.

Таким образом, зафиксированные в независимых друг от друга источниках "Си-юй чжи" и "Джаваб-намэ" генеалогические предания самих кыргызов однозначно указывают на вторую половину XV в. как важнейший этап в истории кыргызского народа, связанной с территорией Тянь-Шаня.

Сама по себе эта крупная политическая акция, предопределившая необходимость освоения и подчинения новых земель, расселения на этих землях и коллективной защиты вновь обретенной территории, с одной стороны, способствовала более яркому проявлению ощущения этнического единства, с другой - требовала создания действенной этнополитической ситуации среди кыргызских племен Тянь-Шаня во второй половине XV в. В "Си- юй чжи" сообщается: "Когда они (кыргызы) впервые проникли в горы (Тянь-Шаня), не позволяли соединенным отрядам распыляться, а в соответствии с обстановкой пользовались пастбищами в горных долинах, куда проникли первоначально. Специально выделили места кочевий, и по местам кочевий и названиям гор именовали каждое племя".

(Продолжение следует)

А.М.Мокеев, В.М.Плоских, В.П.Мокрынин
18 апр. 2013

Источник - akipress.org
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1366601820


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Кадровые перестановки
- Об административной реформе и ЧП
- Омбудсмен: Криминализация. Фокус на превенцию и устранение факторов, способствующих семейно-бытовому насилию
- Противопаводковые меры на объектах КТК обсудили глава Минэнерго Казахстана и гендиректор Консорциума
- Возрождение культуры чтения – часть работы по интеллектуальному развитию нации
- АЗРК выявлено необоснованное взимание платы с инвесторов за доступ к геологической информации
- Рабочая группа Мажилиса по Бюджетному кодексу, приняла 9 поправок фракции "Ак жол"
- Судом отказано в удовлетворении иска АО "Майкаинзолото"
- Рабочий график главы государства
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх