Э.Маанаев: К вопросу исследования проблем этногенеза кыргызов 17:42 23.04.2013
К вопросу исследования проблем этногенеза кыргызов
Данная статья была подготовлена в рамках международной научной конференции "Кыргызский каганат в контексте тюркской цивилизации: проблемы кыргызоведения", посвященной 1170-летию образования Великого Кыргызского каганата, прошедшей в г.Бишкек 15-16 ноября 2012г.
Исследование этнической истории позволило выделить и обосновать ряд проблем, над которыми еще предстоит задуматься ученым, исследующим вопросы этнической истории и этногенеза кыргызов. В первую очередь хотелось бы обратить их внимание на следующий факт: известно, что на сегодняшний день существует более десятка гипотез, которые пытаются определить этапы и обстоятельства формирования кыргызского народа. Исследователи, выдвигая свою точку зрения, пытались обосновать ее наличием или отсутствием этнонима "кыргыз" и искать его в ареале обитания оседлого населения, например на территории тюркского, караханидского каганатов или среди оседлых народов, покорившихся Чингиз-хану.
С одной стороны, следует принять во внимание тот факт, что если в письменных источниках, отражающих историю оседлых народов, отсутствует упоминание об этнониме "кыргыз", то это не означает, что они не проживали на территории вышеназванных государств.
С другой стороны, думается, что отдельные исследователи зачастую почему-то не учитывали кочевой образ жизни и особенности обитания кыргызов именно в труднодоступных горных районах. Между тем, как сообщают письменные и другие источники, ареал обитания кыргызов был обширен: он охватывал горные регионы от северных предгорий Тянь-Шаня на юго-западе до отрогов Куэнь-Луня, Восточной части Памира и Гиндукуша, на юге - от восточных и западных склонов Туркестанского хребта до горной и таежной части Саяно-Алтая.
Кыргызы веками кочевали со скотом в вышеперечисленных горных регионах в вертикальном направлении, по строго определенным маршрутам, и у них прочно укоренилась практика круглогодичного цикла. Однако в зависимости от внешних факторов кыргызы использовали и меридиональную форму (горизонтальную) кочевания в исключительных обстоятельствах, в условиях войн и межплеменных усобиц.
Вынужденная горизонтальная перекочевка кыргызов произошла, например, в конце IX - начале X в. н.э. во времена киданского (кара китайского) господства в северном Китае. В 924г. кидани вытеснили из Монголии и с Орхоно-Енисея кыргызов, "желая создать барьер против повторения кыргызских вторжений в этой области" [1]. Очевидно, эта отторгнутая группа передвинулась далее на запад в район Памира. Об этом сообщается и в рукописи неизвестного автора "Худуд-ал-Алам" (X в.). Часть кыргызов ушла в направлении южной Сибири. Так было и в XVII в., когда тянь-шаньские кыргызы оказались под властью калмыков, и зимой, "в реджебе 1045 /II – XII. 1635 – 9/I. 1636", когда Каратегин вообще считается непроходимым, через него прибыли в Гиссар (Памир) 12 тыс. семейств кыргызов (каракыргызов) [2] к своим сородичам, а часть из них ушла в Кашгар.
Поскольку кыргызы издревле жили в высокогорных областях, то эти труднопроходимые места способствовали сохранению их самостоятельности. Так было и в XIV в., когда Амир Темир совершил походы на Моголистан и дошел до Иссык-Куля. Кочевые племена Тенир-Тоо, спасаясь истребления, ушли в недоступные высокие горы и остались непокоренными.
Другая важная проблема, относящаяся к этногенезу кыргызского народа, касается этнической истории отдельных племен или родоплеменных групп, из которых впоследствии сформировался кыргызский народ. К сожалению, приходится констатировать, что некоторые исследователи, уделяя внимание именно термину "кыргыз", совершенно упускают из виду данные источников, касающиеся отдельных родоплеменных групп, вошедших в состав кыргызской народности, начиная с периода древности и до позднего средневековья.
В этом плане уместно отметить подход к этому вопросу историков, этнографов Казахстана, которые не столько пытались отыскивать в источниках этноним "казах", сколько большее внимание обращали на характеристику основных племен и родов, вошедших в состав казахского народа, определить их так называемый удельный вес в этом процессе. Так, происхождение казахов они связывают с древнейшими племенами - усунями, затем с кыпчаками и др., которые в качестве родоплеменных групп занимают определенное место среди других этнических компонентов казахского народа.
Кроме того, исследуя этническую историю отдельных племен или родоплеменных групп, некоторые ученые исходят, прежде всего, из наличия параллелей, то есть сходных по названию этнонимов. Например, в отдельных исследованиях родоплеменная группа "бугу" встречается как существовавшая еще в ранние периоды этнической истории кыргызов, так как этноним "бугу" согласно письменным источникам имел место у саяно-алтайских народов еще в древности.
Однако в устных народных преданиях (санжыра) этническая группа "бугу" возникла позже – в средневековое время. Такие же различия по времени возникновения встречаются и у других племен и родоплеменных групп кыргызов. В целом же необходимо отметить, что наличие одинаково звучащих этнонимов (параллелей) не может служить доказательством общности их происхождения. Как показывают отдельные источники, кыргызы, представляя себя, именовались названием своего рода или племени, а не всего народа, например, они называли себя бугинцами, сарыбагышами, саяками и др. Такое явление сохранилось и в наши дни. Кроме этого, кыргызы, часто именовали себя по регионам проживания, например таласские, ошские, иссык-кульские и т.д. Свидетельством этому являются далеко не единичные примеры из источников. Например, в средневековом произведении "Бабур намэ" упоминается обитавшая в труднодоступных горах Памиро-Алая родоплеменная группа "чогрек". В настоящее время ученые определили, что она относится к роду теит, относящемуся к ичкиликам, являющимся одной из составных ветвей кыргызского народа.
К разряду подобных научных проблем относится и вопрос о бурутах. Известно, что китайские, арабо-персидские и др. письменные источники определяют бурутов как западную ветвь кыргызского народа, обитавшую в горных местностях Восточного Туркестана на западе до Памиро-Алая. К сожалению, некоторые исследователи не учитывают данного факта, хотя известно, что в истории часто один и тот же народ имел несколько названий, например, калмыки именовались ойротами, жунгарами и.т.д.
Таким образом, исследуя процессы этногенеза, исследователь не должен буквально отыскивать упоминание только этнонима "кыргыз" в различного рода источниках. Этот факт очень точно подчеркивает и известный ученый С.М.Абрамзон. Он писал: "Не допускаем ли мы ошибки, признавая, что название "кыргыз" всегда равнозначно этнониму? Ни рунические надписи, ни свидетельства Махмуда Кашгари в его "Диване", ни "Сборник летописей" Рашид ад-Дина, ни другие источники не содержат убедительных доказательств в пользу того, что термин "кыргыз" был этнонимом… При объяснении происхождения кыргызского народа следует отказаться от стремления следовать за термином… Никто не перенимал названия "кыргыз", оно лишь постепенно, в ходе исторического развития, в процессе формирования самого кыргызского этноса утверждалось как этническое самоназвание"[3].
Видимо, исследуя сложные, порой противоречивые процессы этнической истории кыргызов, необходимо рассматривать имеющиеся факты не разрозненно, а в совокупности.
Одной из слабоизученных научных проблем на сегодняшний день является также и история, социально-экономическое положение кыргызов, как этноса, проживающих компактно за пределами Кыргызстана. Имеющийся материал, опубликованный в основном в периодических изданиях, позволяет лишь очертить круг проблем по данной теме, которые еще предстоит изучить, изыскивая и анализируя дополнительные источники. Пока нет полноценного, комплексного исследования, которое пролило бы свет на исторические обстоятельства расселения кыргызов в различных регионах земного шара, их современную жизнь.
Подытоживая, необходимо отметить, что этническая история кыргызского народа на сегодняшний день остается одной из самых слабо изученных и спорных, ее исследование требует объединения усилий, как историков, так и этнографов, лингвистов, антропологов, археологов.
Эгемберди Жумагулович Маанаев, д.и.н., профессор КГУ им.И.Арабаева
Список использованной литературы:
1.Петров К.И. К истории движения киргизов на Тянь-Шань и их взаимоотношений с ойратами в XIII-XV вв.– Ф., 1961. - С. 26.
2. Бартольд В.В. Таджики // Таджикистан: Сборник. - Ташкент, 1925. - С. 107.
3. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Ф., 1990. – С. 33.
Эгемберди Маанаев 22 апр. 2013
|