А.Калыбекова: В кыргызском Токмаке помнят Царнаевых... 20:05 23.04.2013
Кыргызстан: В родном городе подозреваемых в бостонских терактах царит скептицизм
В родном городе подозреваемых в бостонских терактах царит скептицизм
По имеющимся сообщениям, семья Царнаевых проживала в этом небольшом оштукатуренном доме с голубой крышей в кыргызском городе Токмак, где после принудительной депортации в республику в середине 1940-х годов советским диктатором Иосифом Сталиным до сих пор обитают около 20 чеченских семей. В 2001 году семья Царнаевых навсегда покинула Кыргызстан, прожив сначала какое-то время в Дагестане, а потом эмигрировав в США. (Фото: Асель Калыбекова)
НОВОСТИ / АНАЛИТИКА. Небольшой кыргызский городок, расположенный почти на другом конце земного шара от штата Массачусетс, содрогнулся от известия о том, что двое их земляков подозреваются в совершении терактов на Бостонском марафоне.
Информационные сообщения, указывающие на Джохара и Тамерлана Царнаевых как на ответственных за взрывы на марафоне, похоже, больно задели представителей чеченской диаспоры Токмака – зеленого городка с населением около 50 тысяч человек в часе езды к востоку от Бишкека. Издавна живущие в условиях лишений, дискриминации и подозрений со стороны представителей других национальностей, многие чеченцы, похоже, со скепсисом восприняли выдвигаемые против Царнаевых обвинения, особенно поскольку нынешнее описание их как террористов никак не увязывается с воспоминаниями о детях, которых тут все знали.
Друзья и бывшие одноклассники в Токмаке помнят Джохара и Тамерлана Царнаевых как вежливых мальчиков и хороших учеников, а не как исламских террористов, какими они являются по версии американского следствия. В Токмоке прошел значительный отрезок их детства, когда формируется личность человека.
По словам 60-летнего пенсионера Бадруддина Цокаева, отрекомендовавшегося близким другом семьи Царнаевых, он не верит тому, что говорят в новостях. "Я в шоке. В жизни не поверю, что они совершили это. В жизни не поверю", – говорит он, качая головой.
Глава чеченской общины Токмака Узбек Алиев также настроен недоверчиво и, кажется, готов все отрицать. "Они бы никогда не смогли совершить ничего подобного, – говорит он. – Их, должно быть, подставили".
Чтобы понять, почему чеченцы Токмака готовы спорить с огромной массой видеоматериалов и рассказами очевидцев, связывающими братьев Царнаевых с бостонскими событиями, следует осознать, что пришлось пережить этому народу на протяжении последних семи десятилетий. То были годы, когда о них судили на основании их этнической принадлежности в стране, где добыть достоверную информацию крайне сложно.
По словам жителей города Токмака, Царнаевы оказались в Кыргызстане в 1944 году, когда советский диктатор Иосиф Сталин депортировал весь чеченский народ в степи Центральной Азии на том основании, что представители этой горной народности якобы могли стать пособниками фашистских захватчиков. В Кыргызстане чеченцы по-прежнему компактно проживают в плодородной Чуйской долине, куда их забросило в годы Великой Отечественной войны. В Токмаке, в центре долины, живут около 20 чеченских семей.
После смерти Сталина чеченцам разрешили вернуться на Кавказ. Их число в Кыргызстане после распада СССР в 1991 году неуклонно сокращается. По данным переписи населения 2012 года, чеченцев в республике насчитывалось 1 740 человек. В 1989 году их было 2 873, а в 1950-х годах – десятки тысяч.
Постсоветский период не был добр к чеченцам Кыргызстана. На фоне усилившейся конкуренции за сократившиеся экономические возможности в обстановке эскалации социальной напряженности чеченцы нередко оказывались на обочине. Местные чеченцы не горят желанием обсуждать проблему дискриминации. Глава бишкекской общины признает, что такая проблема существует, но проблема эта, по его словам, невелика. Правда, как сообщали информагентства в 2003 году, руководитель диаспоры все же пожаловался российскому послу на преследования по национальному признаку со стороны правоохранительных органов.
Проблема, с которой столкнулись этнические чеченцы, является двоякой: они являются представителями нацменьшинства, считающегося трудолюбивым и сравнительно процветающим в бедной стране, где не хватает рабочих мест, а вследствие недавних конфликтов на территории самой Чечни чеченцев на территории всего бывшего СССР ассоциируют – обычно несправедливо – с насилием, терроризмом и организованной преступностью. Друга семьи Царнаевых, Бадруддина Цокаева, также чеченца по национальности, сложившийся стереотип возмущает. "Где бы что бы ни случилось, чеченцы – преступники, чеченцы – террористы", – говорит он.
Отец Джохара и Тамерлана, Анзор, родился в Кыргызстане. По словам друзей семейства, после обретения республикой независимости Анзор повез свою семью из Токмака в Чечню, а потом они вернулись обратно в Кыргызстан, когда Чечня оказалась охваченной вооруженными действиями, связанные с сепаратизмом, а позднее – с радикальным исламизмом. Как сообщил 22 апреля государственному российскому информагентству "РИА-Новости" один кыргызский чиновник, Джохар родился в Кыргызстане. На данный момент 19-летний молодой человек находится в одной из бостонских больниц под усиленной охраной.
Соседи Царнаевых, проживавших в маленьком оштукатуренном домике с голубой крышей на тихой улочке Токмака, помнят их как "сплоченную" и "любящую" семью.
"Все знали Анзора и любили его. Он все делал для детей, это был очень преданный отец", – говорит пенсионер Бадруддин Цокаев, добавляя, что семья покинула Кыргызстан, потому что Анзор хотел обеспечить своим детям лучшее будущее и дать им образование.
Анзор, получивший диплом юриста и зарабатывавший в сложные для экономики 1990-е годы продажей подержанных машин, не был религиозным человеком, добавляет Бадруддин Цокаев.
В 2001 году семья навсегда покинула Кыргызстан, остановившись на какое-то время в Дагестане – примыкающей к Чечне республике РФ, а потом эмигрировала в Соединенные Штаты. Судя по всему, решение уехать отчасти было продиктовано нарастанием напряженности на национальной почве. В последние годы недовольство нацменьшинствами достигло тревожного уровня, подпитываемое утверждениями о том, что представители нацменьшинств лучше живут в Кыргызстане в финансовом отношении, нежели этнические кыргызы, составляющие около 70 процентов населения республики.
Когда в 2010 году страну охватили массовые беспорядки на политической почве, в результате нападений на турков-месхетинцев – еще одну народность, депортированную Сталиным во время войны, – в Чуйской долине погибло по меньшей мере пять человек. А разгоревшиеся тем летом столкновения между узбеками и кыргызами на юге Кыргызстана унесли жизни более 400 человек, главным образом представителей узбекской национальности.
Хотя семья Царнаевых покинула республику задолго до описываемых событий, Анзор Царнаев, судя по имеющимся данным, принятие им решения вывезти свою семью из Кыргызстана мотивировал, в том числе, и систематической дискриминацией чеченцев. "В Америку уехали из-за политической системы – киргизы нас притесняли. На нас охота была одно время, – сказал Анзор Царнаев российскому порталу lifenews.ru. – Мы просто хотели спокойно жить. Я боялся за своих детей".
В Соединенных Штатах Джохар казался хорошо адаптированным подростком. В прошлом году он получил гражданство США.
Дочь главы чеченской общины Токмака, ныне 25-летняя учительница средней школы Лейла Алиева, была одноклассницей Тамерлана в школе им. Пушкина в кыргызском городке. В подростковом возрасте после уроков они с Тамерланом посещали одну и ту же музыкальную школу, где мальчик учился играть на аккордеоне, а две его сестры – на скрипке. Лейла Алиева помнит Тамерлана, погибшего 19 апреля в возрасте 26 лет в перестрелке с бостонскими блюстителями порядка, как доброго и положительного человека. "Он всегда выделялся из толпы. Все хотели быть его друзьями. Его уважали даже старшеклассники. Я до сих пор не могут поверить в случившееся", – говорит она.
С того самого момента, как 19 апреля появились сообщения, что семья Царнаевых родом из Кыргызстана, власти этой центральноазиатской республики пытаются дистанцироваться от трагических событий. Госкомитет национальной безопасности КР распространил заявление, в котором называет "неуместным" связывать теракт с Кыргызстаном, поскольку подозреваемые выехали из страны, когда одному из них было восемь, а другому пятнадцать лет. Фактов, свидетельствующих о связи Кыргызстана с трагическими событиями в Бостоне, не имеется.
От редактора: Асель Калыбекова является независимым журналистом из Кыргызстана.
Вторник, 23 апреля 2013
|