С.Кожемякин: Свобода нищеты. Миллионы тружеников в бывших советских республиках лишены права на достойную жизнь 19:32 29.04.2013
Байки антикоммунистов о том, что после развала Советского Союза граждане якобы обрели свободу, опровергаются самой жизнью. Особенно ярко это видно на примере защиты прав трудящихся. Сталкивание бывших советских республик в пучину капиталистических отношений сделало человека труда бесправным и беззащитным. Не являются исключением центральноазиатские республики.
СИТУАЦИИ с положением трудящихся в республиках Центральной Азии неравнозначны. Если в Казахстане профсоюзы достаточно активны, а наемные работники за годы суверенитета научились отстаивать свои интересы, то в других государствах региона рабочее движение находится в зачаточном состоянии. Недовольных попросту увольняют, а попытки организованно требовать повышения заработной платы и улучшения условий труда нередко оборачиваются преследованиями активистов.
В Казахстане с начала года прошло несколько крупных забастовок. В январе отказались выходить на работу свыше 800 сотрудников буровой компании "Си Бу". Ситуация разрешилась только после вмешательства руководства Мангистауской области и обещания владельцев компании выполнить требования работников о повышении зарплаты. В феврале прекратили работу сотрудники судостроительной компании "Keppel Kazakhstan" в Актау на западе страны. Более 150 человек потребовали покончить с необоснованными увольнениями, поднять заработную плату и уравнять в доходах иностранных и местных специалистов. Долгое время руководство компании отказывалось идти на переговоры с возмущенными сотрудниками. Однако рабочие все же отчасти добились выполнения своих требований: после пяти дней забастовки их зарплата была увеличена на 30 процентов.
В марте свои права отстаивали нефтяники, работающие на месторождении "Каламкас". Возмущение трудящихся вызвали действия службы безопасности компании "OSC", а также зарплата, меньшая, чем на других предприятиях. Руководство компании пообещало выполнить требования забастовщиков, но профсоюзный комитет не исключает возобновления протестных акций.
Чаще всего во главе забастовок на казахстанских предприятиях стоят независимые профсоюзы. В отличие от провластной Федерации профсоюзов данные организации занимаются вполне конкретной защитой интересов работников. Особенно активными являются профсоюз "Коргау" (действует на АО "Арселор Миттал Темиртау"), а также профсоюзы, объединяющие нефтяников. Не всегда отношения профсоюзов и государства являются мирными. Нередко власти, мотивируя свои поступки защитой интересов иностранных инвесторов, не гнушаются жесткими действиями. Так, многомесячная забастовка рабочих нефтяных промыслов в Жанаозене закончилась столкновениями с полицией в декабре 2011 года. В ходе беспорядков погибли 17 человек.
В соседней Киргизии активность трудящихся значительно ниже. Сказываются отсутствие организованного промышленного производства (уничтоженного после развала СССР) и слабость профсоюзных движений. Тем не менее положительные примеры есть. Год назад профсоюзы сплотились, протестуя против поправок в Трудовой кодекс, скопированных с грузинского законодательства и предусматривавших радикальное ухудшение прав работников. После массового митинга в Бишкеке руководство страны решило не играть с огнем и на время отказалось от антинародной реформы.
Один из крупнейших профсоюзов Киргизии действует в компании "Кумтор оперейтинг", разрабатывающей крупнейшее в стране золоторудное месторождение. Профсоюзные активисты стали инициаторами серии забастовок, последняя из которых прошла в феврале 2012 года. Тогда возмущение сотрудников вызвали урезание руководством компании страховых взносов и отказ выплатить компенсацию семье сотрудника, погибшего в результате производственной травмы. Администрация в итоге согласилась выполнить требования бастующих.
В Таджикистане существует Федерация независимых профсоюзов республики, которая, по данным самой организации, объединяет более 800 тысяч человек. Однако сколько-нибудь значительного участия в защите прав трудящихся она не принимает. Забастовки в стране случаются редко. Крупнейшими акциями протеста стали забастовка строителей Сангтудинской ГЭС-1 в 2009 году и события в Чкаловске в феврале нынешнего года, когда работники самого большого в городе рынка закрыли торговые точки из-за роста налоговых сборов.
Что касается Узбекистана и Туркменистана, то информация о защите трудящимися своих прав из этих стран практически не просачивается: сведения о любых протестных акциях блокируются правящими режимами.
Независимость, как бы ее ни превозносили официальные идеологи всех республик региона, не принесла трудящимся ни реальных прав, ни благосостояния. Наоборот, новые власти последовательно ликвидируют материальные и социальные блага, которые были гарантированы рабочему человеку в Советском Союзе. На языке демократов это называется "свободными трудовыми отношениями". На деле свобода оборачивается бесправием и нищетой.
Сергей КОЖЕМЯКИН
Источник: газета "Правда", №47 (29965) 30 апреля - 6 мая 2013 года
|