На российские экраны выйдет фильм "Америка" с Чулпан Хаматовой 03:01 30.04.2013
Печальная "Америка": Завораживающая драма об утрате иллюзий
Единственная из всех нынешних российских актрис, кто когда-нибудь сможет завоевать статус легенды, это, пожалуй, она - Чулпан Хаматова. Причем все ее подвиги на ниве благотворительности в данном случае никакого значения не имеют
Хаматова давно уже не радует российского зрителя новыми выдающимися работами в кино, что не мешает ей все больше и больше завоевывать всеобщую любовь.
Стоит признать: такое не удалось ни одной российской артистке. Прославиться участием в громком кинопроекте или сериале - да, скандалом - да. А вот чтобы просто так, практически за красивые глаза…
Причину этого феномена стоит изучить психологам. Но главное, думается, заключается все же в том, что Чулпан мало того, что, несмотря на все свои достижения, не звездит, она еще и всегда играет то, что близко и понятно каждому, не опускаясь до дешевого заигрывания с публикой. Так было в "Стране глухих", "Лунном папе", "Границе" и "Казусе Кукоцкого".
Проблема, как уже писалось выше, в другом: последняя более или менее заметная роль актрисы - жена знаменитого писателя в сериале "Достоевский". С тех прошло три года…
Где Хаматова? Что делает? В каких картинах снимается? Нашему зрителю это неведомо. Но на любые вопросы хочется найти ответы. И тут всех ждет удивительное открытие.
Никуда она не пропала! Снимается, да еще как! Вот только не здесь. В Германии, например. В Армении даже. А еще - в Португалии...
"Америка" - режиссерский дебют португальца Джоао Нуно Пинто. Но дебют весьма уверенный. Другое дело, что он некоммерческий. И пускают его в российский прокат, рассчитывая, очевидно, на всю ту же популярность Хаматовой: мол, на нее все равно пойдут. А пойдя, найдут лишенную спецэффектов обыкновенную историю про жизнь - ту, что окружает человека, независимо от того, в Португалии он, в Германии, Франции или России.
Джоао Нуно Пинто снял фильм об эмигрантах из Африки, Бразилии и стран Востока, в последние годы стекающихся в Португалию, давно прозванную Америкой для бедных, в поисках лучшей жизни. И Хаматова в этой трагико-иронической истории о любовном треугольнике, конечно, играет одну из основных ролей.
Прокатчики приоткрывают секрет: сюжет "Америки" построен вокруг уроженки Советского Союза Лизы, эмигрировавшей в Португалию сразу после развала страны. Почему именно туда? Потому что море и неважно куда. У Лизы есть муж и сын. Супруг Виктор, конечно, тот еще персонаж. Мауро, их сын, - странный ребенок, который решил больше не разговаривать. Несмотря на все это хозяйство, Лиза еще должна ухаживать за бабушкой Виктора - старой женщиной, которая отказывается принимать ее заботу.
Однажды Фернанда, бывшая жена Виктора, заявляется с деловым предложением: изготавливать поддельные паспорта для нелегальных иммигрантов, которые хотят попасть в Европу. И дом Лизы становится местом встречи разных неприкаянных людей. Среди них - Андрей, молодой украинский ортопед, разыскиваемый русской мафией. Он - единственная возможность Лизы выбраться из этого разрушающегося прибрежного мирка.
Все это могло бы превратиться в полный сюрреализм в стиле "Черной кошки, белого кота" Кустурицы, с песнями, плясками, гитарными переборами и медведями, или нечто мрачное - вроде "Бьютифул" Алехандро Гонсалеса Иньярриту, но Пинто пошел другим путем, сняв завораживающую неторопливую драму, которую, если уж классифицировать, то относить только к категории бытовых.
Если тут и искать какие-то параллели, то лишь с "Грязными прелестями" Стивена Фрирза, да и то лишь потому, что жизни героини Хаматовой и героини Одри Тоту напоминают тот самый толстовский "бутерброд с дерьмом", от которого приходится откусывать куски с завидной регулярностью.
"Америка - образ той страны, в которую хочется сбежать, - поделилась после премьеры Чулпан. - Одинаково понятный во всем мире. А почему действие происходит именно в Португалии - так просто по сравнению с той же Германией там гораздо легче найти работу и жилье. В том числе и нелегальным иммигрантам. Для Португалии это очень типичная история. Ну и для жителей России и Украины, к сожалению, тоже. Мне нравится картина. По-моему, все восклицательные знаки, которые были необходимы, в ней расставлены. Там есть драма, но и ирония. А главное - она про человека, про судьбу, про эту эмиграцию, когда все время хочется сбежать, и, кажется, вот сейчас дислокацию поменяешь - и все пойдет по-другому".
Не пойдет. Так что, по большому счету, это не просто эмигрантское кино. Это фильм об утрате иллюзий. Печальный, но невероятно правдивый.
Борис Брендель Специально для "РБК-Стиля" 29 апреля
|