В Москве издан труд. А.Цыганок. "Война в Ливии-2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа" 20:52 23.05.2013
Ливийские уроки
А. Д. Цыганок. "Война в Ливии-2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа". М., "АИРО-XXI", 2012, 456 стр.
Книга известного военного эксперта Анатолия Цыганка – одно из первых исследований недавней гражданской войны в Ливии и ее влияния на ситуацию в мире, появившихся на русском языке. Восстание против Муамара Каддафи автор предпочитает называть мятежом, хотя это и не совсем верно. Ведь мятеж против Каддафи удался, а значит, согласно известной поговорке он должен называться иначе – не мятежом, а восстанием или революцией. Причины восстания против Каддафи Цыганок называет такие же, как и у других стран, переживающих "арабскую весну": "Главной особенностью арабских революций, в том числе ливийской, является разрушение страха перед господствующими режимами, страха, который в течение длительного времени парализовал сопротивление этим режимам. Одной из причин взрыва массового недовольства являлась стагнация большинства арабских режимов, вызванная многолетним пребыванием у власти одних и тех же правящих кланов и элит, что не позволяло проводить полноценные политические и экономические реформы". Но в то же время, по мнению автора, ливийский лидер пал жертвой заговора, поскольку "движущими мотивами заговорщиков являлись главным образом честолюбивые устремления, личные амбиции, ущемленное тщеславие и стремление к власти. Ливийские повстанцы в реальности не могли противостоять солдатам ливийского диктатора в силу своей необученности, склонности к дезертирству и неорганизованности".
Коллаж Андрея Седых
Цыганок также признает, что верхушка части ливийских племен была недовольна несправедливым перераспределением нефтяных доходов, поэтому самое многочисленное племя восточной Ливии Варфала оказалось на стороне повстанцев. Однако автор книги убежден, что в случае с Ливией "речь шла не о народном восстании против диктатуры, а о сепаратистском мятеже, в ходе которого США и страны НАТО открыто поддержали сепаратистов Киренаики, публично заявив о намерении ликвидировать законное правительство Ливии".
Полагаю, что этот вывод справедлив лишь отчасти. Действительно, против Каддафи восстали в первую очередь племена Киренаики, почти сразу взявшие под свой контроль вторую столицу Ливии – Бенгази. Однако и в Триполитании под контроль повстанцев с самого начала восстания попал целый ряд городов, в частности Мисурата, да и в самом Триполи оказалось немало их сторонников, которых Каддафи приходилось подавлять силой и действия которых в конечном счете облегчили взятие города. Это говорит о том, что против диктатора выступили и некоторые племена Триполитании, а также отдельные социальные группы горожан, не попавших под поток нефтедолларов. И сводить все дело к "вооруженному путчу", который правительство вынуждено было подавлять силой, как это делает автор, вряд ли стоит. Тем более что на стороне повстанцев оказалась лишь меньшая часть армии и они почти до самого конца войны испытывали проблемы с получением оружия. Также нельзя говорить, что официальная идеология джамахирийского строя вытеснила в Ливии другие идеологии – исламистскую, марксистскую, либеральную и другие. Все остальные идеологии были просто-напросто запрещены. И то, что по джамахирийской идеологии и Зеленой книге Каддафи проводились ежегодно десятки международных конференций, вовсе не свидетельствует о ее популярности. Конференции продолжались, пока их финансировал Каддафи, а после его гибели они больше не проводятся.
Как справедливо отмечается в книге, "кроме обозленных провинциалов и ветеранов-исламистов, среди повстанцев была и другая группа. Ее лидеры в недавнем прошлом сплошь и рядом высокопоставленные чиновники из ближайшего окружения Каддафи". Таким образом, раскол правящей элиты также способствовал поражению Каддафи.
Цыганок отмечает наличие западных военных советников в рядах повстанцев. Он подробно рассказывает о системах вооружений, находившихся у обеих сторон конфликта, анализирует влияние физико-географических условий Ливии на ход боевых действий. Автор подчеркивает, что в условиях Ливийской пустыни вне дорог могут двигаться только гусеничные машины или колесные повышенной проходимости, причем со скоростью пешехода – не более пяти километров в час. В пустыне трудно что-либо замаскировать, но одновременно нелегко ориентироваться и давать целеуказание.
В книге подробно прослеживается история интервенции НАТО в ливийский конфликт. Дается также краткий анализ военных операций НАТО за последние два десятилетия. Причины военной операции НАТО против Ливии автор книги видит в том, что "Каддафи был на грани создания новой банковской системы в Африке, которая могла составить серьезную конкуренцию МВФ, Всемирному банку и другим западным банковским структурам. Новый Африканский инвестиционный банк с капиталом 42 миллиарда долларов предоставлял бы крупные кредиты под мизерные или даже нулевые проценты". Тут все-таки стоит заметить, что банк со столь небольшим капиталом серьезной конкуренции мировым финансовым институтам составить не мог. Да и непонятно, откуда ливийский лидер взял бы даже заявленные 42 миллиарда долларов. Такой свободной суммы у него явно не было, особенно в условиях мирового финансового кризиса, когда падал уровень жизни самих ливийцев, что и привело к восстанию.
Вторую причину военной операции НАТО Цыганок видит в угрозе Каддафи пересмотреть соглашение о концессиях так, что западные компании будут получать не более 20 процентов добываемой нефти (сейчас они получают от 20 до 52 процентов), а третью – в том, что ливийский лидер вынудил французскую нефтяную компанию Total выплатить Ливии 500 миллионов долларов компенсации. Вот эти причины выглядят более правдоподобными, учитывая, что ливийская нефть играет значимую роль для Франции и Италии, которые наиболее активно выступали за проведение операции против Ливии. А вот следующие причины, названные Цыганком: стремление скрыть махинации финансовых структур США с государственными резервами Ливии и воспрепятствовать китайскому проникновению в Африку, кажутся относящимися к сфере фантастики. Среди основных причин недавних событий в Ливии не надо сбрасывать со счетов и репутацию Каддафи как покровителя террористов и антизападных движений во всем мире. Поэтому в подходящий момент, когда представилась возможность, западные страны охотно поквитались с ним.
Автор книги соглашается с мнением западных экспертов о том, что "комбинированное применение воздушных операций и ограниченного контингента спецназовцев станет основой ведения военных действий на ближайшие десять лет". Но этот вывод не кажется бесспорным. Конечно, если речь пойдет о войне против сравнительно слабого противника, вроде Ливии, а тем более в случае вмешательства в гражданскую войну в пользу одной из сторон подобная тактика представляется вполне вероятной и эффективной. Однако в случае, если НАТО или коалиции государств во главе с США придется вести войну против противника с многочисленной армией, имеющего большое количество вооружения, пусть и устаревшего, например против Северной Кореи или Ирана, западные страны будут вынуждены проводить операцию с использованием всех видов вооруженных сил, даже если при этом упор станет делаться на высокоточное оружие и бесконтактный бой. Хотя Цыганок прав, когда отмечает, что "США и НАТО все с меньшей охотой участвуют в сухопутных операциях".
Борис Соколов Опубликовано в выпуске № 19 (487) за 22 мая 20
|