Т.Мамин: Скажи мне кто твой дед... Кыргызские эсепчи и сынчы 07:43 24.05.2013
КЫРГЫЗСКИЕ ЭСЕПЧИ И СЫНЧЫ Окен Маматканов – известный знаток санжыра, автор книги "Слово предков", участник совещаний и конкурсов по данной специализации, член различных общественных объединений, внесший существенный вклад в подготовку недавно изданной книги "Арык мырза". Встретиться с таким человеком всегда большая удача. За интересной беседой порой пролетают часы. На днях, обсуждая экстрасенсорные способности людей, предсказателей, заклинателей и шаманов, вспомнили и собственных уникумов, отличавшихся особыми качествами, эмпирическим путем объяснявших явления природы, глубоко разбирающихся в повадках животных и птиц, движении небесных светил, умеющих предсказывать не только погоду, но даже будущие события. Звучали имена Манаке, Санчы-сынчы, Толубая-сынчы и других народных провидцев и звездочетов.
Вот что рассказал Окен аксакал о Манаке эсепчи. "Манаке жил в селе Тепке Ак-Суйского района. Он был известным эсепчи – звездочетом, предсказателем. Манаке приходится родственником известному кыргызскому советскому писателю Касымалы Жантошеву, ученому Ташиму Байджиеву, артисту Советбеку Джумадылову. В молодости, будучи табунщиком, он любил наблюдать в подзорную трубу за звездами, небесными телами, облачными скоплениями. Он был единственным народным астрономом, умеющим отличить звезду от планеты. Рассказывали, что о нем знали даже в далеком Петербурге. Однажды к нему приезжали с визитом, но не застали.
Манаке мог предсказывать погоду, характер предстоящих сезонов года. Но не только этим ограничивался его талант. Однажды, проезжая мимо одного стойбища, он увидел стоящих на привязи измученных, потных после козлодрания лошадей. Вызвав хозяев, он сказал им, что сегодня выпадет снег и животных надо поставить в теплое стойло, иначе замерзнут. На это хозяева только рассмеялись, так как ничто не предвещало снегопада. Но в эту ночь погода резко испортилась, пошел дождь, а потом повалил густой снег. Все лошади погибли от холода.
В другой раз Манаке аксакал специально приехал к правителю Ак-Суйской волости Кыдыр-аке с предупреждением о предстоящей снежной зиме и предложил весь скот отправить в подготовленные зимовья, чтобы уберечь его от бескормицы – джута. К сожалению, никто не воспринял всерьез его слова, и много скота зимой пало.
Иногда предсказатель предупреждал свою сноху: "Для меня сегодня не надо готовить обед (или ужин), меня позовут в гости". И на самом деле, приходил гонец и приглашал на той или званое угощенье. Кроме того, Манаке мог точно определить, какая будет урожайность в том или ином районе.
В памяти людей остались его пророческие предсказания. Однажды на Иссык-Куле богатый человек устроил праздничные торжества, было много гостей, и, как водилось в старину, той сопровождался конными состязаниями. Собрались искусные наездники и ценители лошадей. Конечно, не обошлось без спора, чей скакун лучше, кто придет первым. Внимательно осмотрев лошадей, Манаке произнес удивительные слова: "Первой придет эта трехлетняя кобылица. Как только хозяин расседлает ее, она поваляется на земле. В этот момент у нее лопнет прямая кишка, и она умрет". Все произошло в точности так, как и предсказал Манаке. Удивленные, все в ужасе столпились вокруг мертвой лошади.
Манаке оказался не только провидцем, знатоком небесных светил, но и человеком идеалистических взглядов. Он говорил: "В недалеком будущем наступит новое время, когда, образно говоря, "жаворонок совьет гнездо на овечьей спине, кобылы обретут счастье, а тулпары лишатся славы". То есть наступит время всеобщего благоденствия и возвышения женщин. По его словам, без участия женщин не будет решаться ни один вопрос, все население будет сплошь грамотным. Есть вопросы, которые мы не можем решить в течение месяцев, наши дети будут решать за несколько часов, продолжал Манаке. "Но будет один недуг, который получит широкое распространение, – это выпивка. От этого недуга погибнет множество людей". Сегодняшние реалии подтверждают прозорливость Манаке.
В настоящее время могила Манаке считается священной. Люди постоянно приходят сюда и возносят молитвы, завершил свое повествование Окен аксакал.
Народная память сохранила имена популярных в прошлом эсепчи: Айбаша из Чуйской долины, Атая из Джумгала, Калчи и Торокула из Таласа. Эсепчи знали летоисчисление, владели практическими сведениями об окружающей природе и явлениях. Эсепчи прекрасно знали особенности местных климатических условий. Хотя истинные причины и закономерности явлений природы были им недоступны в полной мере, тем не менее, они иногда могли предсказать изменения в погоде, основанные на данных наблюдений за расположением звезд, движением облаков, направлением ветров. Также они использовали знания о поведении перелетных птиц, домашних и диких животных, насекомых. Поскольку многие предсказания этих людей находили подтверждения, народ ценил и уважал их, прислушивался к их авторитетному мнению.
Среди нашего народа пользовались заслуженной славой люди, наделенные особым даром по известным только им признаками отличать качества и людей, и животных, в частности лошадей, определять по звездам, будет ли удачным поход. Что значила лошадь для кыргызов, напоминают народные пословицы и высказывания: "Конь – крылья человека", "Лишившись коня – ты уже не воин", "С конем ты человек, без коня – ты тень" и другие. Поэтому прославились именно сынчы, знатоки лошадей, точнее скакунов-тулпаров. В истории сохранились имена таких сынчы, как Санчы-сынчы и Толубай-сынчы.
Санчы-сынчы, живший в начале XVI века, считался легендарным знатоком человеческой судьбы. Он прославился своим умением предсказывать судьбы людей и их потомков, определять, какой богатырь родится в каждом роду и племени.
Как писал в книге "Донаучные представления киргизов о природе" Алиаскар Байбосунов, в свое время по просьбе родоначальника крупного племени Чуйской долины Солто предсказывал ему будущее потомство - сыновей Кунтуу, Култуу и Чаа. Все, что предсказывал сынчы, потом сбылось. Особое внимание он уделял содержанию и характеру речи человека. "Породистого коня узнают по его ржанию, умного человека - по его речи", - говорил он. Великолепно разбирался в нюансах человеческого смеха и манерах рукопожатия, оценивал человека по глазам: "Умного человека по глазам видно". Он был автором многих афоризмов, пословиц и поговорок, но до нас дошли только некоторые из них: "От хорошего рождается хорошее, плохой человек оставляет никчемное потомство". "Не называй хорошего чужим, а плохого - другом своим". "Если жена хорошая, ты всегда ухожен, чист, и дети хорошие, а когда плохая - раньше времени седеешь, и дети дурные" и др.
А Толубай-сынчы - выдающийся знаток скаковых лошадей, жил в конце XIV века. Вот как характеризует его в указанной книге А. Байбосунов: "Он великолепно знал, какими должны быть у хорошего коня посадка и форма головы, толщина и длина шеи и ног, особенности грудной части (характер соединения лопаток и холки), мускулы, глаза и т. д. В совершенстве изучил он анатомию животных, знал секреты подготовки их к скачкам на большие расстояния, режим кормления (количественный, качественный состав кормов, жидкости). Обладал исключительно тонким слухом: сидя в юрте, по топоту копыт мог безошибочно определить отличного скакуна".
Байбосунов приводит предание, как однажды, шагая по степи, Толубай-сынчы случайно увидел торчащий череп давно павшего коня. Взяв его в руки, он навзрыд заплакал, сопровождая плач такими словами: "Кто тебя оценил в свое время как выдающегося тулпара, кто во мне узнает выдающегося сынчы теперь?" После этого случая его пригласил к себе хан, чтобы он выделил тулпара из его многотысячного табуна. Об этом красноречиво поведал в рассказе "Толубай предсказатель" Алыкул Осмонов. Тысячи великолепных коней прогнали перед взором сынчы, но честный знаток не нашел среди них тулпара. "Правитель был сильно удивлен… и пришел в ярость: старик издевается над ним? Тогда он крикнул: "Остались ли еще лошади для осмотра?" Ему ответили: "Не прошла только серая лошадь раба Кармыша!" "Пригоните!". И пригнали! Исхудавшее животное едва перетаскивало ноги и было похоже скорее на осла, чем на скакуна! Как только она, хромая, предстала перед ними, Толубай вскочил со своего места и с радостью сообщил: "Правитель, избранный мною и желаемый тобою скакун - вот он!"
Азизхан, услышав эти слова, затрясся от злости и уже не мог дальше терпеть такое унижение со стороны старика, тем более всенародно! Нахмурив брови, грозно произнес: "За усмешку недальновидного старика и в наказание - вырежьте ему оба глаза!"…Слуги немедленно привели приказ правителя в действие... Народ был в ужасе! Но бедный Толубай даже не обиделся на правителя! Держа оба яблока глаз в руках, он сказал: "Повелитель, послушайте мою мольбу! За случившееся прикажите всего лишь, чтобы эта хилая серая лошадь досталась мне! Судьбу не выбирают, и, если всевышний над нами все видит, то только он сумеет оценить, кто ошибался, а кто нет!". Азизхан только незаметно кивнул в сторону слуг, даже не удосужившись обратить внимание на старика. Толубай взял за узду теперь уже своего коня и пошел прочь...
Прошло много дней. Народ уже позабыл о Толубае. А он тем временем сорок дней и ночей усердно и терпеливо выхаживал своего коня, забыв о своих душевных и физических ранах. Ведь что потеряно, того не вернуть, а чему быть, того и так не миновать. Готовил он своего коня к выносливости, скорости, терпеливости, ко всем трудностям. И действительно, бывший исхудалый серый преобразился в красавца-иноходца, на него теперь без конца можно было только любоваться!.."
Как следует из рассказа А. Осмонова, на сорок первый день после своего исчезновения Толубай появился перед повелителем и сказал: "О, повелитель! Хорошенько поглядите на серого, на котором я сижу. Узнаете? Это ведь тот самый исхудалый и презренный конь! Не смогли вы оценить мой труд и тем более такого скакуна, которого я избрал для вас! Вам должно быть стыдно! Надо было, если даже не меня с моими советами, то хотя бы этого скакуна иметь при себе! У меня нет в мире родных, которые могли бы послушать мою жалобу и разделить мою боль. Тем более, у меня нет друзей, которые ценили и понимали бы меня! Одно радует и спасибо создателю: люди и время будут помнить меня! Прощайте!"...
Как ни пытались хан и его сподвижники догнать Толубая-сынчы, им это не удалось. "Только и слышен был все удаляющийся топот коня, уносящего Толубая в неизвестную даль...", - завершает рассказ Алыкул Осмонов.
В следующих номерах мы продолжим рассказ об особенностях предсказаний Манаке, других эсепчи – Айты и Сютике, Айбаше, расскажем о толкователях снов, а также дополним приведенные факты сведениями из иностранных источников, касающиеся необъяснимых явлений природы и человеческой психики.
Тимур МАМИН
23 мая 2013
|