"АП": Таджикистан рискует потерять последних инвесторов 10:36 25.05.2013
В последнее время в Таджикистане участились случаи уголовного преследования успешных предпринимателей, которое, как правило, заканчивается сроком и конфискацией имущества. Эксперты считают, что это в первую очередь, отразится на инвестиционном климате Таджикистана, который итак не особо привлекателен как для местных, как и внешних инвесторов.
Рейдерство в отношении успешных предпринимателей может привести к революции. Об этом "АП" заявил профессор, доктор экономических наук Ходжимухаммад Умаров, комментируя вопрос о том, к чему могут привести действия властей по привлечению к уголовной ответственности внутренних инвесторов.
Стоит напомнить, что 2008 году гендиректор совместного таджикско-голландского предприятия "М&Р", владеющий сетью супермаркетов "Орима" Маруф Орифов был приговорен к 8,5 годам лишения свободы. Суд признал М. Орифова виновным в даче взятки и уклонении от уплаты налогов и сборов с юридического лица. В июле 2012 года главу компании "Мовароуннахр" Джурабека Охонова приговорили к 14 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Охонов признан виновным в мошенничестве в особо крупном размере, незаконном предпринимательстве, причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием и растрате. Сейчас под следствием находится один из успешных предпринимателей Таджикистана Зайд Саидов. Экс-министр промышленности подозревается в совершении ряда тяжких экономических преступлений, в том числе получение взятки в особо крупном размере, мошенничестве, совершенное с использованием служебного положения, вымогательстве и злоупотребление служебными полномочиями.
По словам профессора Х. Умарова, в последнее время участились случаи подпольного рейдерства в Таджикистане. "Подавляющее большинство предпринимателей, которые не имеют за собой поддержки властных структур, сталкиваются с самыми разными способами рейдерства. Это очень опасное явление, и может грозить открытыми столкновениями", - говорит экономист.
Х. Умаров считает, что это может привести к тому, что многие преуспевающее бизнесмены начнут задумываться: стоит ли вообще остаться в этой стране, или переводить свой капитал в другие страны. "Мы знаем очень многих ребят, которые делают бизнес в Российской Федерации, в Украине, Кыргызстане, Казахстане, арабских странах. Есть даже те, которые работают в Афганистане. В Кабуле строятся очень хорошие кварталы, где работают таджики. Все это свидетельствует, что делать бизнес даже в том же Афганистане куда выгоднее и спокойнее, чем в Таджикистане", - говорит эксперт.
По его словам, международные организации, которые занимаются составлением рейтингов, после таких фактов оценивают Таджикистан как страну с не лучшим инвестиционным климатом. "Мы уже сейчас среди 20 стран мира с неблагоприятными инвестиционными условиями. Все что случилось с Зайдом Саидовым, только ухудшает ситуацию. При том, что речь идет о бизнесмене, который пользовался высоким авторитетом среди предпринимателей странах СНГ", - отметил Х. Умаров. Последние события не могли не повлиять на конференцию ИБР Таджикский эксперт по экономическим вопросам Абдумалик Кадыров утверждает, что события последних дней вокруг Зайда Саидова перед конференцией Исламского банка развития не могли не повлиять на проведении этой конференции.
"Я не уверен, что на этой конференции об этом никто не задавал вопросов. Если даже и официально эти вопросы и не прозвучали, то в кулуарах они обязательно озвучивались", - говорит А. Кадыров. По его словам, события вокруг предпринимателей не только отталкивает потенциальных внешних и внутренних инвесторов, но многие те, кто уже вложил свои средства в развитие экономики Таджикистана, видя, что случилось с Охуновым или Зайдом Саидовым, будут опасаться за свой бизнес.
Эксперт рассказал, что пару месяцев назад познакомился с одним местным предпринимателем, который работает на Гиссарском рынке, мужчина, чуть не плача, рассказал, как продал свой бизнес в России, чтобы приехать на родину и вложить свои средства здесь. "Но как выяснилось, работать на родине оказалось просто невыгодно. Мужчина готов сейчас продать все за полцены, чтобы вновь начать работать в России, где более выгодные условия для частных предпринимателей", - говорит А. Кадыров.
Никто не хочет разом лишиться всего своего капитала Лидер Партии исламского возрождения Таджикистана, депутат парламента Мухиддин Кабири говорит, что действия властей оттолкнут не только внутренних, но и внешних инвесторов в особенности. "Те наши соотечественники, которые хотят вложить капитал для развития страны, теперь будут более осторожными, будут прежде думать, а стоит ли вкладывать свои средства внутри государства, когда в один день можно потерять все. Это конечно настораживает многих. Я думаю, что понимая ситуацию, власти должны сделать все, чтобы не спугнуть инвесторов как внутренних, так и внешних", - говорит Кабири.
Экономический обозреватель Саид Зафаров говорит, что все попытки правительства проводить экономические реформы в стране упираются на следующие проблемы: клановость, местничество, коррупция, проблема с электроэнергией и энергоресурсами, налоговая база, соблюдение справедливости при судебных разбирательствах, рейдерские захваты со стороны доминирующего клана и среднесрочная и долгосрочная неуверенность в сохранении своих активов.
"Даже тот факт, что рабочая сила в Таджикистане дешевле, чем в ряде других стран, не дает преимуществ перед всеми другими факторам, о которых сказано выше", - говорит экономический обозреватель. По его словам, традиционные кланово-этнические отношения или противоречия сохранились у нас в стране и даже пережили весь Советский период и ныне процветают уже более 20 лет. Нынешняя бизнес-элита Таджикистана также подвержена этим рискам "Не секрет, что есть определенные сектора экономики, которые приносят более крупную и постоянную прибыль, чем другие. Это производство металлов, горнорудная промышленность, реализация и транзит нефтепродуктов, банковская сфера, поставки муки, крупные объемы импорта товаров из Китая, Турции, России и ряд других весьма доходных сфер в экономике. Все это является очень даже привлекательным "пирогом" для всех бизнесменов и все без исключения стремятся попасть в эти сектора для получения прибыли", - говорит эксперт. По его словам, именно в этой фазе конкуренции вступают в силу дополнительные рычаги – кланово-этнические отношения. "Доминирующий клан использует свой административный ресурс в виде своих родственников в структурах исполнительной власти, законодательной власти, силовых структурах, судебных структурах и налоговых структурах для создания всех видов препятствий и карательных мер для недопущения других игроков в ключевые финансовые потоки экономики Таджикистана, так как они видят в этом прямую угрозу своей экономической, финансовой и, в конце концов, политической стабильности. Примеры с М. Орифовым, Дж. Охуновым, З. Саидовым, все из этой серии", - считает обозреватель. По его словам, внешние частные инвесторы внимательно наблюдают за происходящим в Таджикистане и не особо торопятся вкладывать сюда свои средства: - Доказательство этому является тот факт, что все крупные инвестиционные проекты в Таджикистане осуществляются геополитическими игроками в регионе: Китай, Россия, Иран. И даже они дают Таджикистану не прямые инвестиции, а предпочитают либо кредитование, либо долю в компаниях и избегают прямых рисков, - отмечает Зафаров. Западные же страны, по его мнению, практически не вкладывают в страну из-за высоких рисков как геополитических, так и практических. Один взгляд на "Doing Business" отчеты от Международной финансовой корпорации приводит в чувство любого инвестора, который не хочет рисковать своими активами.
25/05/2013
|