КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 27.05.2013
23:01  Р.Каримова: Неизвестная и опасная Кашгария. К юбилею научно-разведывательной экспедиции Чокана Валиханова
22:58  М.Сафронов: Мультикультурализм и горящие автомобили
22:54  Е.Супер: О несостоявшемся "халифате" в Сибири
22:43  ВВС: Власти Таджикистана отрицают блокировку YouTube
21:21  Финпол РК разгромил банду, которую возглавлял директор Центра по недвижимости г. Алматы
21:00  Der Spiegel: Гражданская война в Сирии грозит превратиться в региональную конфессиональную войну
20:56  М.Тураева: При вступлении Кыргызстана в Таможенный союз кому-то все равно будет больно

20:46  М.Телибеков: Сколько госязыков должно быть в Казахстане?
20:12  А.Реутов: Евросоюз втягивают в сирийскую войну. Великобритания и Франция требуют снять запрет на поставки оружия оппозиции
19:40  Д.Акунов: Кыргызские рекруты арабской весны
18:27  О.Четверикова: Угроза всемирного Содома
18:16  А.Бабаджанов: В Таджикистане возникла угроза массового химического отравления
18:14  "Барки точик" задолжал Сангтудинской ГЭС-2 $20 млн
17:45  Марк Линч: Война за арабский мир
17:40  Харя не треснет? Сидящий в СИЗО экс-министр соцразвития Киргизии Сабиров объявил голодовку
17:31  Рахмон и Атамбаев утверждают, что у них есть "суверенное право" безобразничать с ЦА-зийскими гидроресурсами
17:28  В Кыргызстане работает каждый третий ребенок, - координатор МОТ А.Курбанова
09:20  З.Магомедов: Исламский публичный дом и бордель. Найди 10 отличий
08:45  А.Лукин: Нация и воинственный дух. Активизация внешней политики Китая в АТР
08:24  Умберто Эко: Культура не находится в кризисе; она сама – постоянный кризис
08:21  "Эксперт": В Стокгольм пришла "арабская весна"
08:18  Футболисту сборной Казахстана Смакову давали полмиллиона долларов за сдачу матча. Но он - отказался!
07:25  Николя Бонналь: Европа - свидание с Сатаной через 300 лет. Данная попытка "упразднить" христианство далеко не первая
07:20  А.Широкорад: Цветная революция, или Лохотрон в Гданьске. Как оно начиналось в 1981 году
07:18  В.Панфилова: ОДКБ и НАТО сошлись на афганском направлении
06:56  "Вести": Экстремистское подполье в тихом Подмосковье
06:39  Е.Винокуров: Прагматическое евразийство. Интеграция не самоцель, а....
06:37  В.Наумкин: Культурное многообразие, демократия и хорошее управление
06:32  "Сокрушить врага одним ударом". Иран спешно разворачивает новую ракетную ударную группировку
06:28  Ю.Симонян: Невиданная гей-активность в странах СНГ... Рахмон возвестил о начале китайской эры в своей стране
06:22  П.Тарасенко: Латинская Америка слилась в едином прорыве. Страны Тихоокеанского альянса создают общий рынок и аналог Шенгена
06:14  Д.Цилюрик: Насрулла призвал ливанцев на сирийский фронт
06:10  "АП": Чего хотят молодые таджикистанцы от Рахмона?
06:07  А.Оторбаева: КырПремьер со знаком минус. Мастер обещаний
06:02  TajWeek.Ru: Консул Таджикистана в Москве С.Ганиева - ее покровители и веселые приключения
05:17  "Золотую пальму" Каннского к/фестиваля взял француз Абделатиф Кешиш и его "Жизнь Адель". Порнокомикс про лесбиянок
00:28  Д.Минин: Сирийский кризис в свете заката Европы
00:26  Экс-главе Кырагропродкорпорации Мамасалиеву предъявлено обвинение в расхищении хлопка и муки на 31 млн сомов
00:06  Новый предмет "Религиоведение" появится во всех школах Казахстана
00:01  Таджикистан остался без YouTube из-за ролика о свадьбе сына президента
Воскресенье, 26.05.2013
21:11  Лидер "Астаны" Винченцо Нибали выиграл велогонку "Джиро д"Италия"
18:44  Чемпионат Азии среди... Женская сборная Кыргызстана по футболу проиграла вьетнамкам со счетом 0:10
18:40  Ашхабад вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый беломраморный город мира
11:27  Тамара Ханум/Халима Насырова: "К нам - ласков, а к врагам безжалостно суров!". Я пела перед Великим Сталиным (ОГИЗ, 1939, история)
09:46  "В этом районе селятся самые богатые...". Журналисты раскопали голландское обиталище старшей дочери Путина и ее бой-френда Фаассена
09:32  Дело задержанных в Бостоне казахстанских студентов-царнаевцев может затянуться
09:20  В Таджикистане создана Коалиция за демократию и гражданское общество
09:13  StanRadar: "Неуставная" база Манас. Дедовщина под американским флагом
09:11  КырДепутаты обвинили Всемирный банк в некачественных проектах и призвали… списать долги
00:53  Раис Сулейманов: Ваххабитский интернационал - сегодня Сирия, завтра Россия. Татарские исламисты окончательно интегрировались в глобальный джихад
00:50  А.Саркорова: Семьи таджикских исламистов живут в мучениях
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Умберто Эко: Культура не находится в кризисе; она сама – постоянный кризис
08:24 27.05.2013

Университет Бургоса присвоил Умберто Эко степень почетного доктора

Бургос - Умберто Эко (Umberto Eco, Аллессандрия, Италия, 1932) приехал в Бургос в качестве паломника, который достиг конечной точки своего маршрута и выполнил данное обещание. "Когда мне было 20 лет и я готовил научный труд по средневековой эстетике, то заметил, что в исследуемых мной церквях, построенных в романском стиле, были изображены те же самые сцены из Апокалипсиса, что и в церквях Кастильи и Леона. Один из самых красивых находился в Бургосе, хотя сейчас его уже нет. Когда я писал "Имя розы", то в голове у меня возник сюжет об одном слепом библиотекаре, тоже из Бургоса. То есть, все мои замыслы связаны с этими местами", говорит он с удовлетворением. 22 мая известному ученому в области средневековой истории в Университете Бургоса была присвоена степень почетного доктора. 39-я, вспоминает он.

Писатель, автор очерков о комиксах и романов, завоевавших успех читателей, как вышеупомянутый, который был написан в 1980 году, или "Маятник Фуко" (1989) – то, что литературоведы стали называть культовыми бестселлерами, хотя в этом выражении и заключается определенное внутреннее противоречие – выглядит на 20 лет моложе своего возраста и лишь иногда использует трость, чтобы опереться при ходьбе. Накануне он весь день взбирался по лестницам одного из архивов Бургоса, "где хранятся книги, которым более тысячи лет, а вот сколько нам прослужит флэшка, никто точно не скажет…".

В итоге наш разговор возвращается к тому, с чего начался: к книгам и интернет-пространству. Судя по тому, что автор достаточно хорошо владеет информатикой, можно сделать вывод о том, что если бы ему пришлось переиздавать его классическое произведение "Ожидающие Апокалипсиса и оптимисты" (1964), знаменитого очерка о средствах массовой информации, то сейчас он озаглавил бы его "Ожидающие Апокалипсиса и пользователи интернета". От Галактики Гутенберга к Галактике интернета, итальянский семиолог плетет хитроумную паутину, изобилующую ссылками на литературные произведения, техническими деталями и эпизодами из современной жизни. У него лишь одно ограничение: ни слова об итальянской политике и европейском кризисе.

Последнее обстоятельство кажется особенно странным, поскольку его высказывания проникнуты духом любви к Европе. При этом ученый признает нынешний кризис идей (или противоборство воззрений). "Да, Европа разделена на два слоя: высший с глубокой европейской самобытностью; Вы знаете все про Фауста Гете, мы – про Дон Кихота. У нас общая культура. Недавно я обнаружил прекрасные строки Пруста в последнем томе "В поисках потерянного времени", когда он ведет из Парижа рассказ о войне против немцев, как они бомбили город. Но при этом его герои, знавшие, что не должны погибнуть под бомбами, писали статьи о творчестве Шиллера. Интеллигенция (французская), хотя и шла война, продолжала считать себя европейской. Этого не происходит с людьми из другой интеллектуальной среды, которые до сих пор не поняли, что впервые за 50 лет им повезло, поскольку они не убивают друг друга. В Европе погибли 40 миллионов человек. Но отмена визового режима заставила забыть все это".

Для дальнейшего единения Европы – считает Умберто Эко – необходимо осуществлять программы, подобные Эразмусу (Erasmus) /некоммерческая программа Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между университетами стран членов Евросоюза/. "Это была великолепная идея, и не только потому, что она дала возможность знакомиться и даже заключать браки европейцам из разных стран. В ближайшие десятилетия она позволит создать руководящий класс, который будет владеть как минимум двумя языками. Но за пределами этой программы трудно чего-либо добиться. На одном из съездов мэров европейских городов во Флоренции я предложил организовать обмен муниципальными работниками по образцу программы Эразмус, на что мэр Уэльса мне ответил: "А на кой мне нужно, чтобы мои сотрудники ездили в Амстердам? Уж тогда пусть в Лондон едут… (смеется)".

К наиболее отвратительным явлениям нашего времени ученый относит расизм, хотя, как и во всем, здесь есть свои особенности. "Очень важно, чтобы люди общались между собой в неконфликтных ситуациях. Мы сталкиваемся с расизмом не тогда, когда испанец приезжает в Турцию, а когда турок приезжает работать в Испанию. Настоящий расизм – это всегда расизм бедных, богатые не расисты, потому что их это не затрагивает. От погромов ведь страдали не только евреи, но и беднейшие слои русских. В настоящее время проблема расизма связана с иммигрантами, для которых недоступно европейское образование. Если будет утрачено это чувство европейского единства, нам конец. Раньше Европа могла рассчитывать на помощь США, а теперь США подпирают Китай, Индия, и Европе приходится улаживать свои проблемы в одиночку".

Говоря о Европе, невозможно от ассоциации со словом "кризис", хотя вы изначально обходите стороной политические аспекты. Кризис плохо сказывается на культуре, сильно ей мешает, или же, наоборот, подстегивает ее? "Культура – это постоянный кризис. Культура не находится в кризисе, она сама – непрерывный кризис. Кризис – необходимое условие для ее развития". А меркантильность культурного процесса, риск приватизации культурного достояния? Это явление длится много веков, вспоминает Умберто Эко, говоря о поддержке, оказываемой частными лицами и компаниями культурными начинаниям (реставрацию Колизея в Риме оплатила обувная фабрика, а венецианские дворцы принадлежат весьма богатым людям, которые кичатся тем, что владеют ими): "Так было всегда. Виргилий получал жалование от императора Августа. Ариосто оказывал денежную помощь некий граф. Если бы я жил в XVII веке, то мне пришлось бы работать на какую-нибудь знатную особу. Сегодня же моя литературная и преподавательская работа обеспечивает меня средствами к существованию. В этом смысле, культура в настоящее время обладает большей свободой. Все книги XVIII века начинаются с похвалу королю или какой-то иной знатной персоне. Представляете, если бы в нынешнее время мне пришлось начинать все свои сочинение восхвалением Берлускони (смеется). А то, что какое-то предприятие оказывает помощь в восстановлении римского Колизея, так это вполне нормально…"

В своих многочисленных произведениях Умберто Эко утверждает, что настоящее счастье состоит в стремлении к познанию. "Это то, что Аристотель называл восхищением, восторгом… Философия всегда начинает с восторженного восклицания". А процесс познания – разве это не бесконечный процесс? "Да, но кроме того, в радости познания нет ничего аристократичного. Это работа, сопоставимая с трудом крестьянина, придумывающего новый способ прививки деревьев; одним крестьянам эти маленькие открытия доставляют радость, а другим – нет. Они принадлежат к разным видам людей, но, конечно же, многое еще зависит от окружения. Я пристрастился к книгам с малых лет... И вот теперь на склоне лет я счастлив, иногда несчастлив, но при этом живу активной жизнью, в то время как многие влачат существование, подобное овощам".

Интернет стал неотъемлемой частью жизни такого фанатика книг как Умберто. Точно так же до этого в нашу жизнь вошли автомобиль и телефон (который во время нашей встречи ни разу не зазвонил). Как некая данность, ни откровенно хорошая, ни наоборот. "Интернет это как жизнь, в которой ты встречаешь умнейших людей и законченных кретинов. В интернет выложены все знания, а также их противоположность. В этом-то и заключается вся трагедия. Кроме того, когда человек получает все знания, то это уже избыток информации… Когда я иду учиться в школу, мне не нужны огромные книги. Ведь никому не придет в голову дать ребенку Британскую энциклопедию…"

Как ученый, Умберто Эко использует интернет, который он рассматривает в качестве инструмента, а не самоцели. Поэтому он не предвидит конфликта интересов – и пространств - между миром виртуальным и осязаемым миром печатных текстов. Конечно, можно прочитать "Войну и мир" и в электронной версии, но если ты читал ее 10 лет назад, а сейчас хочешь перечитать заново, то на бумажной книге ты увидишь знаки прошедших лет, сделанные тобой пометки. Перечитывая ее в электронной версии, ты как будто читаешь ее в первый раз. По отношению к бумажной книге возникает некая привязанность. Это все равно как вытащить бабушкину фотографию (смеется)… Книга как предмет будет существовать и дальше, как продолжает существовать велосипед, несмотря на изобретение автомобиля. Сейчас велосипедов даже больше, чем несколько лет назад. То же самое можно сказать и о конце эпохи радио после изобретения телевизоров…".

Интернет – вещь противоречивая. Он мог бы скрасить одиночество многих, однако, в итоге он лишь увеличивает количество одиноких людей. Многим интернет дал возможность работать дома, и это усиливает изолированность. Но он же предлагает способы преодоления этой изолированности: социальные сети Twitter, Facebook. Но в итоге они все равно ее усугубляют. Ведь человек в контакте с какими-то призрачными людьми. Вы думаете, что общаетесь в соцсети с прекрасной дамой, а на самом деле это полковник жандармерии (смеется)".

Почетный доктор прощается со мной, рекомендуя напоследок ежедневно читать прессу. "Газеты утратили многие из своих функций. Утром я их быстро пролистываю, потому что основные новости уже передало телевидение. Но газеты по-прежнему интересны своими редакционными и аналитическими статьями, поэтому важно читать не одну, а хотя бы две в день. Надо научить людей читать газеты, две-три, чтобы увидеть разницу в оценках. Не для того, чтобы узнать новости, их и так передают по телевидению".

Телевидение, опошленное донельзя стараниями Берлускони, о котором он старается говорить исключительно в прошедшем времени. И все же на своем начальном этапе телевидение стало великой социальной и культурной революцией, такой же, каким впоследствии стал интернет. "Телевидение в Италии принесло много хорошего беднякам, оно научило их новым языковым нормам. А богатым оно оказало плохую услугу, поскольку они предпочитали остаться дома вместо того, чтобы пойти на концерт. Сейчас под богатыми и бедными мы имеем в виду не тех, у кого много денег, а тех, кто богат мыслями, устремлениями. Телевидение в Италии научило крестьян и рабочих говорить. Оно объединило Италию. С интернетом все наоборот. Богатым, которые умеют им пользоваться, он приносит пользу. А бедные, которые не умеют им пользоваться, не чувствуют разницу".

Оригинал публикации: La cultura no está en crisis; es crisis

Опубликовано: 23/05/2013

Мария Антония Санчес-Вальехо (María Antonia Sánchez-Vallejo)
("El Pais", Испания)

Источник - inosmi.ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1369628640


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх