Д.Триллинг: Из тупика. "Дорожная карта" для Кыргызстана 08:26 29.05.2013
Кыргызстан: Вице-премьер обрисовал экономическую "дорожную карту"
Люди пересекают границу из Кыргызстана в Казахстан, который с 2010 года входит в Таможенный союз с Беларусью и Россией. Кыргызстан планирует присоединиться к этому единому экономическому пространству, в некотором смысле аналогичному ЕС. (Фото Дэвида Триллинга)
НОВОСТИ / АНАЛИТИКА. Кыргызстан решительно встал на путь вступления в возглавляемый Москвой торговый союз, однако этот процесс займет некоторое время, в течение которого Бишкек желает добиться льготного режима, который бы защитил швейную промышленность и великое множество трудовых мигрантов республики, отмечает высокопоставленный чиновник КР.
Первый вице-премьер КР Джоомарт Оторбаев, отвечающий в правительстве главным образом за экономические вопросы, побеседовал несколько дней назад с EurasiaNet о Таможенном союзе и проблемах в горнодобывающей отрасли, а также обрисовал планы Бишкека по восполнению финансовых потерь после ухода в предстоящем году американских войск.
Таможенный союз в составе Беларуси, Казахстана и России, заработавший в 2010 году, призван сформировать единое экономическое пространство, в некотором роде аналогичное Евросоюзу. Критики полагают, что для президента РФ Владимира Путина, практически не скрывающего своих экспансионистских устремлений, ТС есть средство восстановления господства Кремля на пространстве бывшей советской империи. Однако, по словам Джоомарта Оторбаева, членство республики в этом союзе представляется вполне естественным, поскольку главными рынками сбыта для Кыргызстана являются именно бывшие советские республики.
Причем Кыргызстан не проявляет слепой поспешности. "В настоящее время мы гармонизируем свое законодательство с законодательством стран ТС. В 2013 году мы выработаем "дорожную карту", и в следующем году предпримем уже конкретные практические шаги [к вступлению]" – сказал первый вице-премьер на английском языке. Такое решение представляется естественным: за исключением золота (которое "все готовы купить"), "весь наш экспорт идет в страны Таможенного союза. Членство в нем облегчит жизнь нашим предприятиям, снизив издержки на доставку производимой нами продукции нашим соседям".
С уверенностью смотрит Дж. Оторбаев и на сопутствующие проблемы. "Определенно, процесс не будет исключительно позитивным", – говорит он, отмечая имеющуюся в Кыргызстане обеспокоенность, особенно среди предпринимателей текстильной и швейной промышленности. Эта отрасль использует в своей работе дешевое сырье, поступающее из соседнего Китая. Произведенную в Кыргызстане швейную продукцию отправляют на экспорт, главным образом в Казахстан и Россию. По оценкам Джоомарта Оторбаева, оборот этого сектора составляет порядка 1 млрд долларов, т.е. шестую часть ВВП.
Пока остается неясным, как вступление в Таможенный союз повлияет на эту отрасль. И Кыргызстан, и Китай являются членами Всемирной торговой организации, к которой недавно присоединилась и Россия. Вступление в ТС, как опасаются некоторые предприниматели, может перекрыть поток сырья из КНР в Кыргызстан.
"Предстоит проделать еще очень много работы, – добавляет наш собеседник. – Нам придется согласовать более 200 различных законов".
На взгляд Джоомарта Оторбаева, выгоды от членства в ТС перевесят негативные последствия, такие как инфляция. "Я не ожидаю ценового шока. Некоторое повышение будет, но и наши сельхозпроизводители, экспортирующие свою продукцию на соседние рынки, выгадают от режима свободной торговли … На данный момент пересечь границу [с Казахстаном] действительно трудно – здесь и растаможка, и коррупция, и другие препоны. Все это, безусловно, повышает операционные издержки для наших сельхоз- и других производителей, отправляющих свою продукцию на экспорт".
Другой причиной, по которой Кыргызстан так стремится попасть в Таможенный союз, это зависимость республики от трудовой миграции. В прошлом году Всемирный банк поместил Кыргызстан на третье место в мире по зависимости от денежных переводов, подсчитав, что общий объем посылаемых в Кыргызстан денежных средств составил сумму, эквивалентную 29 процентам ВВП. По словам же Оторбаева, не все денежные переводы производятся трудовыми мигрантами. "Кыргызстан – это фактически торговый узел Центральной Азии. У нас на территории имеются огромные базары. Некоторые из переводов, получаемых нами из Казахстана и России – это выручка от продаж", – говорит он.
По словам чиновника, одним из трех главных приоритетных направлений деятельности для правительства является создание рабочих мест, но власти мало что могут поделать с оттоком трудовых ресурсов, который насчитывает, по некоторым оценкам, от 500 тысяч до миллиона человек (из 5,5 млн всего населения республики). "Совершенно очевидно, что существуя рядом с нефтедобывающими странами [Казахстаном и Россией], наши граждане всегда найдут место, где смогут заработать больше, [чем у себя дома, в Кыргызстане]".
Это дает России рычаг воздействия на Бишкек, а потенциально, и на другие центральноазиатские республики, такие как Таджикистан (являющийся, по оценке Всемирного банка, самым зависимым от денежных переводов государством в мире) в плане присоединения их Таможенному союзу. "Со временем РФ ужесточит миграционный режим", – говорит Джоомарт Оторбаев. Членство в Таможенном союзе "позволит нашим гражданам работать в Казахстане, Беларуси и России без долгих, забюрократизированных и порой коррумпированных препон".
Природные ресурсы Кыргызстана представляют собой потенциальный источник создания рабочих мест, который может мотивировать мигрантов остаться на родине. Однако продолжительное противостояние, которое ведет республика со своим крупнейшим инвестором – котирующейся на торонтской бирже компанией "Центерра Голд" (которой принадлежит крупнейшее золоторудное месторождение "Кумтор") – напугало инвесторов. По словам первого вице-премьера, ему приходится объяснять "эмоционально настроенным" депутатам, что говорить о национализации – значит упорствовать в своих заблуждениях, да и несоблюдение контрактов никак не поможет республике в долгосрочной перспективе.
"На нас оказывается гигантское давление, – говорит он о своем правительстве. – Парламент отражает настроения простого народа. Настрой же простого народа таков: "Центерра Голд" грабит Кыргызстан … Это очень трудный политический спор, в котором правительство оказалось как бы промеж двух жерновов".
В середине мая правительство потерпело неудачу – провалился конкурс на другое крупное золоторудное месторождение, "Джеруй". Ряд официальных лиц, включая Джоомарта Оторбаева, винят правительственную комиссию в назначении начальной цены в 300 млн долларов. По словам первого вице-премьера, конкурс на месторождение будет повторен уже по сниженной цене.
Другим предметом активно муссирующихся спекуляций с экономическими последствиями для властей является судьба эксплуатируемого американцами Центра транзитных перевозок "Манас" под Бишкеком. Президент Алмазбек Атамбаев неоднократно заявлял, что американские войска должны покинуть базу по истечении действующего срока аренды в июле 2014 года. Однако помимо 60 млн долларов, выплачиваемых ежегодно Вашингтоном в качестве арендной платы (что составляет порядка 3 процентов бюджета страны), Кыргызстан потеряет в этом случае около 350 млн долларов в год на местных контрактах, аэропортовых сборах и закупках авиакеросина.
Президент Атамбаев выступает за перепрофилирование центра "Манас" под гражданские нужды, что, по словам Джоомарта Оторбаева, уже начинает претворяться в жизнь. США тоже приглашаются принять участие в этом процессе, но уже не в военном качестве. "Мы хотим сохранить за аэропортом роль надежного логистического узла, но уже без военной составляющей", – отмечает чиновник. "Это означает: никаких военных самолетов и никаких военнослужащих", – подчеркивает он.
"Нам придется восполнять этот пробел", – добавляет первый вице-премьер, отмечая, что число рейсов в такие международные узлы, как Стамбул, выросло за минувший год второе (до трех в сутки). Авиакомпания Lufthansa и турецкий грузоперевозчик MNG Kargo подумывают о создании грузовых узлов. "Мы хотим конкурировать с такими региональными аэропортами, как Алматинский, путем предложения более высокого уровня обслуживания за меньшие деньги".
Каким образом? Ответ: за счет дешевого топлива. В минувшем году большую часть топлива для американской базы поставляло кыргызско-российское СП. Компания "Газпромнефть-Аэро" готова осуществлять поставки для гражданских потребителей, отмечает Джоомарт Оторбаев: "Мы хотим воспользоваться этим фактом, этой совместной деятельностью для привлечения крупных игроков, которые смогут убедиться в надежности наших услуг и в гибкости наших цен".
От редактора: Дэвид Триллинг является центральноазиатским редактором EurasiaNet. .27 мая 2013
|