М.Боромбаева: Даваат в Кыргызстане - мирная проповедь или скрытая угроза? 18:10 30.05.2013
Даваат: мирная проповедь или скрытая угроза?
29/05/13 Мунара БОРОМБАЕВА
Мой сосед - очень набожный человек. Семь лет подряд, что мы живем рядом, он пять раз в день читает намаз, но... при этом развелся с женой, и теперь она одна воспитывает троих детей. Он же регулярно - то на неделю, а то и на месяц - уходит на даваат. В последний раз он оставил в одиночестве своего старого больного отца и исчез аж на четыре месяца. Чтобы обеспечить его проживание, он продал последний скот. Теперь из когда-то многолюдного двора никто не выходит, не слышны голоса детей, даже собаки в том доме нет. Его пример - убедительное доказательство того, что даваат - опасное явление.
В настоящее время в исламе появилось намало направлений, которые ставят даваат в основу своего учения. Одно из них - религиозное движение "Таблиги джамаат". Оно все чаще привлекает к себе внимание, его приверженцы становятся героями пресс-конференциий, заметок, публикаций и репортажей. Недавно его активисты выразили свое недовольство в адрес Государственной комиссии КР по делам религий и позиции отдельных депутатов, которые причислили этот культ к экстремистким сектам и ваххабитскому направлению.
Немного истории. Движение "Таблиги джамаат" основано в 1927 году в местности Меват неподалеку от Дели богословом деобандийского направления ислама Ильясом Кандехлеви как форма протеста против британского колониализма. С самого начала философия "Таблиги джамаат" отличалась радикализмом, а именно нетерпимостью к любым другим формам вероисповедания. Целью движения стало стремление вернуть всех мусульман в религию.
На сегодня беспокойство вызывают многочисленные свидетельства того, что "Таблиги джамаат" прямо или косвенно действует как вербовщик террористических организаций. По данным спецслужб Франции, 80 процентов исламских экстремистов вышли из рядов этой организации.
В Кыргызстане религиозное движение "Таблиги джамаат" начало действовать в 1990-х, когда после развала СССР страна обрела независисмость. Эксперты отмечают, что в 2000-х число сторонников этого движения резко выросло. На сегодня некоторые его приверженцы отправляются в даваат на месяц, а то и на год в разные уголки мира.
Именно даваат является основным методом общественного религиозного движения "Таблиги джамаат". Нередко на улицах можно увидеть бородатых мужчин, одетых в национальную пакистанскую одежду - суннет, которые группами по 10, 15, а то и 20 человек ходят по домам, призывая граждан мужского пола в мечеть. Их главная цель - привлечь людей к исламу, убедить их отказаться от вредных привычек и начать жить новой жизнью.
"Метод даваата в исламе существовал и до "Таблиги джамаата", - говорит руководитель отдела аналитики, связи с религиозными организациями и международного сотрудничества Госкомиссии по делам религий Маметбек Мырзабаев. - А тот призыв, который использует движение, - только один из множества методов, имеющихся в исламе".
"Известно, что это движение появилось только в XX веке. Но в данное время в КР "Таблиги джамаат" играет важную роль в формировании религиозного менталилета наших граждан. Однако мы должны отметить, что оно является только одним из многих движений в исламе (и отнюдь не единственным). И мы не должны забывать, что все сторонники религиозных течений, направлений или джамаатов в исламе считают, что именно они истинные последователи веры, что именно они и представляют ислам", - продолжает он.
Во многих странах мира деятельность этой организации официально запрещена. Власть и правоохранительные органы Кыргызстана тоже насторожены их активностью, хотя с их стороны не зафиксировано никаких нарушениий. Однако недавно президент страны Алмазбек Атамбаев на встрече с членами клуба главных редакторов стран СНГ, Балтии и Грузии заявил, что озабочен религиозной ситуацией в республике. По его словам, она "внушает большие опасения". "Так получилось, что в стране ситуация с религией осталась бесхозной. В Кыргызстане руководителям было наплевать на это, а свято место пусто не бывает. Если государство не принимает мер, то его заполняют радикальные силы", - сказал глава государства.
"Для опасений есть три причины, - говорит Маметбек Мырзабаев. - Первая заключается в том, что данная религиозная организация известна как новое движение в исламе, и оно определяет религиозный климат в стране. Во-вторых, по последним данным муфтията, с января 2012 года по апрель 2013-го в Кыргызстане на даваат вышли 13 тысяч человек. Еще несколько групп отправились за пределы республики: 23 человека уехали в Индию, 15 - в Пакистан. Это говорит о серьезности ситуации. Конечно же, такие цифры вызывают беспокойство у правоохранительных органов, так как трудно контролировать процесс. Думаю, что никакая организация в КР не подпишется под деятельностью этого движения. В-третьих, силовые структуры обеспокоены связями данного движения с деобандийской идеологией и тем, что члены "Таблиги джамаата" обучаются и проходят стажировку в Пакистане, Индии и Бангладеше, откуда распространяется религиозный радикализм".
На вопросы, как противостоять радикализму, как выработать иммунитет к подобным учениям, эксперт ответил, что работу следует начинать с детства. "В общеобразовательных школах следует изучать историю мировых религий и течений. Программа должна включать в себя не только представления о всех религиях, акцент должен быть на исламе. Дети должны знать о направлениях, движениях и течениях, джамаатах в исламе. Каждый человек с детства должен иметь четкое представление о том, какой путь он выбирает. Вот тогда-то у нас и будет иммунитет от любого радикализма", - сказал он.
"Низкий уровень информированности всегда приводит к радикализму, - считает Маметбек Мырзабаев. - Радикальные течения и джамааты выходят из тех мест, где население малограмотно, где уровень образования крайне низкий. Например, из стран Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. А когда повышается уровень грамотности населения, радикализм сокращается. Примером этому могут служить Турция и Египет. Это социологический факт".
"Убежден, что муфтият должен предложить свою альтернативу нашим гражданам и не сдаваться, взять под контроль исламское образование. У меня тоже есть личный опыт даваата, он позволяет мне сделать вывод, что сами даваатчы плохо осведомлены в этом вопросе. Поэтому нужно просвещать людей в области религии", - заметил он.
Кыргызстан, как небольшое государство, находится перед многими вызовами времени - экономическими, политическими и религиозными в том числе. Ответить на них - задача государственных органов. И простой констатации фактов для этого слишком мало.
|