КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 06.06.2013
21:33  KAZENERGY поднимает планку сотрудничества
21:08  Футболист московского "Торпедо" зарезал кыргызского гастарбайтера и подался в бега
21:06  Монтсеррат Кабалье объявлена персоной нон грата в Азербайджане. За посещение Карабаха
21:03  Таджикский журналист Сафват Бурхонов объявил бессрочную политическую голодовку
19:18  Консолидация предпринимателей Казахстана - один из важных факторов эффективности экономики
14:56  Р.Довлатов: Не грози южному Кыргызстану
14:48  "Хроника Туркменистана": Паспорта бипатридам пока не выдаются

14:43  Р.Катлер: Российско-китайское соперничество за энергетические ресурсы в Центральной Азии
14:41  А.Дубнов: Киргизию снова штормит. Государственность страны подрывается безответственностью национальной элиты
14:32  Наверное, боги сошли с Умай. Каз-дизайнерши Адилова и Абилхай готовят переворот в мировой моде (фото)
14:17  Кырправительство. Окончательно уволен вице-премьер по силовому блоку Атаханов
14:06  Г.Матхаликова: Сезон неудачных отпусков. В Турции и Киргизии, действительно, "все включено"
14:04  Ю.Зинин: Тунис в центре противостояния между исламистами
14:03  А.Орлов: "Арабская весна" дошла до Турции
14:01  Д.Джонс: Турция. Традиционные СМИ замалчивают информацию о протестах, Твиттер заполняет вакуум
14:00  "Исламская партия Туркестана" готовила теракты в Москве на 9 Мая (подробности)
13:51  Персидский ковер 17 века (фото) продан за рекордную цену на аукционе в Нью-Йорке - $33,8 млн
11:54  Признание американского сержанта Бейлса, расстрелявшего 16 мирных афганцев, спасло ему жизнь
11:41  Госсекретарь Казахстана М.Тажин: "Внушает опасение психическое состояние некоторых исторических графоманов"
11:26  Парапсихолог Кукарева: В Казахстане задерживается рождение "шестой расы"
11:20  Председатель райсуда насмерть сбил беременную девушку в Акмолинской области
11:07  "Usgam": "Туркменская линия" в Евразии
10:59  Жак Бенийуш: Армия - ключевой элемент арабских революций
10:52  И.Батуева/В.Очиров: Место мужчины в кочевой цивилизации (на примере бурят)
10:42  "РГ": Мертвый сезон. Турсезон может оказаться провальным для Турции
09:47  В Астане судят экс-сотрудника Верховного суда РК Алдиярова по обвинению в убийстве студентки
08:35  Е.Дьяконов: Власти и НПО Скандинавии в 55-й раз отказали в выпуске книге "Зона-уз" о тюрьмах и пытках в Узбекистане
07:11  Вступление России в ВТО заметили только свиньи. Снижение пошлин не спасло импорт Таможенного союза от замедления
07:06  Е.Маетная: Десять пунктов для Эрдогана. Если турецкого джинна выпустить из бутылки, назад его уже не засунешь (репортаж из Стамбула)
07:03  Т.Хурсандов: Китай добыл иракскую нефть руками США. Углеводороды из Ирака все больше "уплывают" на Восток
06:59  "Алиби": "Тысяча плеток на ленивую лошадь". КырВласти сами довели народ до бунта
06:56  "Майдан.kg": Власть вынудила народ перекрыть дорогу в Джалал-Абаде
06:53  С.Кожемякин: Заря над Таксимом. Турецкое лето-2013. Начало
06:48  С.Мамедов: Спрос на каспийский трубопровод растет. Балканские страны готовятся принять газ из Азербайджана
06:43  "Къ": К стамбульским демонстрациям присоединились по всей Турции. Протесты охватили 77 провинций страны из 81
06:37  Ли Юнцюань выпустил монографию "Россия и Китай: 400 лет взаимодействия"
06:36  С.Чериков: Президент Кыргызстана получил "два удара апперкотом". Ему грозят чиновники-бомбы
01:27  А.Оторбаева: "Кумтор" для отвода глаз от ЦТП "Манас"?
01:11  Б.Соколов: Или разбегутся, или уйдут к талибам. Рассчитывать на таджикскую армию как серьезную боевую силу нельзя
00:59  А.Хинштейн: Проклятие семьи Нургалиевых. Экс-глава МВД РФ не вылезает из скандалов
00:56  В.Надеин-Раевский: Турция... это похоже на интернет-революцию
00:52  К.Ибраев: Как газета "Слово Кыргызстана" раскрыла военную тайну американцев
00:47  "Le Temps": В договоренности Москвы и Вашингтона - надежда Сирии
00:02  Наваз Шариф стал премьер-министром Пакистана в третий раз
00:00  М.Перевозкина: Грузия Саакашвили уходит. Чего нам ждать от Грузии Иванишвили?
Среда, 05.06.2013
20:48  Кырбасмачи сдали здание Джалал-Абадского облакимата
20:01  Илья Клименко назначен полпредом Киргизии в Комиссии по экономическим вопросам при Экономсовете СНГ
19:45  Карзай, Аркадаг и Рахмон в Лебапе дали старт строительству ж/д Туркменистан-Афганистан-Таджикистан
13:14  Старый и верный акаево-бакиевец Бусурманкул Табалдиев назначен председателем ГКНБ Кыргызстана
12:40  "Мисс Китай" Ло Цзылинь (фото) потеряла работу из-за романа с российским олигархом
12:04  8 планировавших уехать на войну в Сирию каз-террористов осудили в Атырау
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
И.Батуева/В.Очиров: Место мужчины в кочевой цивилизации (на примере бурят)
10:52 06.06.2013

Данная статья была подготовлена в рамках международной научной конференции "Кыргызский каганат в контексте тюркской цивилизации: проблемы кыргызоведения", посвященной 1170-летию образования Великого Кыргызского каганата.

В XIX- начале XX в. основу хозяйственной жизни бурят составляло скотоводство, где ведущие роли отводились мужчинам. Повседневный труд мужчины-скотовода основывался на хозяйственном опыте предыдущих поколений. Опыт и знания о скотоводстве передавались по мужской линии из поколения в поколение. С малолетства мальчиков обучали, как правильно, ухаживать за скотом, знать места тебеневки, правильно выбирать пастбище, определять нормы кормления для скота, знать повадки животных, ориентироваться на местности, уметь пользоваться традиционными средствами передвижения (телегами, санями), подготавливать скот к гону и отелу, знать способы лечения скота, уметь разделывать тушу животных в период забоя. С 5-6 лет мальчики уже ездили верхом на лошадях, а в подростковом возрасте оказывали посильную помощь отцу в строительстве помещений для скота.

Буряты прекрасно ориентировались на местности, что во многом связано с особенностями кочевого образа жизни. С малых лет в ходе повседневной жизни, во время перекочевок, пастьбы скота, бурятские мальчики обучались ориентированию на местности. Каждый мужчина-скотовод, пользовался данными астрономии и географии, знания о которых он получал эмпирическим путем и традиционно от своих предков. Определение сторон света, где юг-север, запад-восток применялось в условиях кочевой жизни постоянно. По движению солнца, луны, расположению звезд определяли время года, суток и других временных понятий [Батуев, 1996, с.92-93]. Кроме того, благодаря расположению юрты, с детского возраста на уровне подсознания закладывались сведения о сторонах света (при выходе из юрты, сперединаходился юг; за спиной - север; справа - запад; слева - восток). Это касается и традиции укладываться спать, головой на север, ногами на юг. В результате все это способствовало развитию у кочевников с детского возраста своеобразного внутреннего биокомпаса.

Во время перекочевок мужчина-хозяин должен был знать, где и когда лучше пасти скот, правильно выбирать пастбище и быть разборчивым в траве, поскольку от того насколько была питательна трава зависела упитанность скота. Во время пастьбы мальчики учились различать травы по кормовым качествам, профилактическим и лечебным свойствам, разбираться в оттенках цветов растений и мастях скота [Тумунов, 1998, с.91].

Главным мерилом богатства и состоятельности каждого мужчины-кочевника являлся его скот, который являлся главный источником благосостояния.Наличие у мужчины больших стад скота, свидетельствовало о его материальном могуществе и высоком социальном статусе: "үрээ танихгүй баян"(так богат, что не узнает своего жеребенка и ягненка), "адуу маллар баян" (богатый скотом). Вследствие этого забота о состоянии здоровья скота являлась первостепенной задачей для каждого домохозяина. Многовековой опыт ведения скотоводства способствовал развитию у бурят народной ветеринарии и выработке множества приемов и способов лечения скота, которые были известны бурятским мужчинам.

Хозяева особое внимание уделяли регулированию численности скота, где в качестве главного регулятора выступала их кастрация. Чтобы не вызвать осложнений после операции, кастрацию молодых самцов производили до наступления жарких дней, поздней весной. Операцию по кастрированию животных проводил специально приглашенный человек, которым мог быть только мужчина. По сведениям Г.Р.Галдановой, специалистов по кастрации животных называли, "мал заhагша хун", т.е. человекс "легкой" рукой [Галданова, 1992, с.107]. У тувинцев людей проводивших операцию по кастрации животных называли "чиик холдуг" (с легкой рукой) [Вайнштейн, 1972, с.33].

Считалось, что если животное оперируют такие люди, то оно быстро поправится. Кастрацию проводили открытым кровавым методом. Животное фиксировали в спинном или в боковом положении, затем связывались ему ноги. Далее разрезали ножиком мошонку и выдавливали семенники, которые затем варили и съедали участники данной процедуры. Образовавшуюся рану обрабатывали молочной водкой-архи, золой, сухим мхом или прижигали клеймом для таврения.

В кочевом хозяйстве бурят традиционно мужским занятием считался забой скота, однако не все мужчины обладали этим мастерством. Зимой обычно забивали три головы - двух коров и одну лошадь. В марте, забивали еще одно животное, перед забоем хозяева специально его откармливали, давали много сена, поили водой с солонцами – "хужир" [Галданова, 1992, с.78]. День забоя скота превращался в своего рода семейно-родственный праздник. Устраивался всеобщий пир, куда приглашалась вся родня и соседи. Взрослые мужчины приходили со своими острыми ножами, чтобы помочь хозяину в убое скота и разделке туши. Женщины-соседки принимали участие в очищении и промывке всех внутренностей [Патаева, 2003, с.70].

Бурятские мужчины знали различные способы забоя скота: лошадь забивали ударом ножа в затылок под шейный позвонок, коров ударом топора по голове. В Тунке забойщики закрывали глаза лошади, для чего одевали на ее голову мешок, затем ударом обуха топора по голове оглушали ее. Если забивали крупный рогатый скот, то сначала острым тонким ножом протыкали спинной мозг в области шейного позвонка и затем в отверстие забивали палочку толщиной в палец, такой способ назывался "нугарhадажа аллаха" [Патаева, 2003, с.70]. По традиции забойщику отдавали дыхательное горло с пищеводом. Забой мелкого рогатого скота происходил летом, к этому времени овцы уже были достаточно упитанным. Баранина являлась главным мясным продуктом в летнее время. Хозяева забивали овец по мере надобности, в честь приезда дорогих гостей, а также в связи с сенокосом и полевыми работами [Батуева, 1992, с.59].

Во время отела коров мужчины-хозяева обычно всегда находились рядом и принимали активное участие в приеме приплода. Были известны умельцы, хорошо владевшие хирургическими приемами, необходимыми при извлечении последа, погибшего плода из чрева матери без нанесения вреда матке. Нередко новорожденные рождались в состоянии асфиксии (отсутствие пульса) вследствие чего требовалась искусственная вентиляция легких. Им необходимо было быстро очистить дыхательные пути и вдувать воздух в нос, рот и даже уши. Данному навыку мальчиков обучали с ранних лет [Галданова, 1992, с.51].

Появление нового приплода для каждого хозяина являлось огромным событием и сопровождалось различными обрядами. Новорожденному теленку обмазывали молозивом лоб и приговаривали благопожелания: "В стаде скота всегда будь в середине, впереди всех будешь идти – в болоте провалишься, в хвосте всех будешь идти – волкам на съедение попадешь" [Батуева, 1992, с.34]. Хозяева особое внимание уделяли уходу за новорожденными телятами и ягнятами. На первых порах их старались держать в теплом помещении, кормить молозивом и молоком. В последующем им начинали давать сено высокого качества и поить теплой водой.

Скотоводческое хозяйство и кочевой образ жизни бурят, нашел свое отражение в одежде бурятского мужчины. Она была приспособлена к передвижениям верхом на лошади, к сиденью на полу, к особенностям климатических условий. Значительная часть ее изготовлялась из продуктов животноводства, обрабатывавшихся домашним способом. Из овчин шили шубы, из кожи сапоги, из войлока чулки и т. д.

К кочевому образу жизни был приспособлен и покрой одежды. Длительная езда в седле требовала такую одежду, которая не стесняла бы движения седока. Зимняя мужская одежда состояла из прямого мехового халата – дэгэл, левая пола запахивалась на правую и застегивалась на боку, что давало возможность правой рукой класть и доставать вещи из-за пазухи. Шуба опоясывалась длинным куском материи или ременным поясом с серебряными и медными бляхами. С правой стороны пояса носили кисет с табаком итабакеркой, нож в ножнах и огниво – хэтэ.Трубка закладывалась за сапог [Вяткина, 1969, с.94]. В мешочке хранились трут и кремень для высекания огня. Зимой мужчины носили дохи из меха домашних коз. Мужскую шапку – малгай, с острой тульей и расширенным кверху околышем шили из лисьих или волчьих лап, из шкуры кабарги, козули, соболя и др.Летней одеждой служил халат – тэрлиг, такого же покроя, как шуба. Благодаря соседству с русским населением западные буряты многое заимствовали от них; так, например, к началу XX в. тэрлиг и малгай были совсем вытеснены зипунами и картузами, широкое распространение получила русская рубаха [Вяткина, 1969, с.96].

Национальную обувь – эрмэгтэй гутал делали в основном восточные буряты из юфтовой кожи или из плиса с коротким голенищем, на толстой войлочной хорошо простеганой и подшитой кожей подошве, носок обычно был слегка загнут вверх, каблуки отсутствовали. Среди западных бурят и у выходцев из этих районов в Забайкалье встречались более легкие унты [Вяткина, 1969, с.100].Их шили из плиса, сукна, замши. Подошва делалась из кожи и имела небольшой каблучок. Одежда богатых мужчин, отличалась количеством, качеством материала и ценностью украшений. В их одежде преобладали китайские и русские шелковые ткани, бархат и другие материалы [Вяткина, 1969, с.101].

Социальное положение мужчины отразилось в традиционном кочевом быте бурят. Западная, правая сторона юрты (левая при входе) считалась "мужской" стороной, а противоположная ей – "женской". Предметы, связанные с мужскими и женскими занятиями предписывалось хранить в соответствующей части юрты. На правой стороне хранились скотоводческий инвентарь (седло, конская сбруя), охотничье снаряжение (лук со стрелами, ружье) – мужские атрибуты, связанные с их трудовой деятельностью. Правая сторона юрты считалась почетной, где обычно принимали гостей, мужчин, женщинам (кроме дочерей) запрещалось проходить на мужскую половину. В представлениях бурят "левое" ассоциировалось с "потусторонним миром", "смертью". Подать кому-либо чашку чая или архи левой рукой расценивалось как плохой жест, пожелание смерти [Галданова, 1992, с.73].

В кочевой цивилизации был широко распространен обычай гостеприимства. В условиях военно-походного образа жизни, мужчина-кочевник подвергался постоянным испытаниям: голоду, холоду, жаре и зною, все эти суровые реалии являлись постоянными спутниками в тяжелой жизни кочевника, поэтому человек, который принял, напоил и накормил изнуренного путника, считался достойным хозяином, что благотворно влияло на его имя. Гость в юрте кочевника был всегда желанен, к нему относились с теплотой, окружали всевозможным вниманием и заботой. Такие нормы этикета были повсеместны, к гостю относились радушно, по причине того, что его приезд, зачастую был единственным способом узнать новости, послушать, порасспросить и просто повидаться со своими знакомыми.

Встреча и прием гостей были особым "переходным" ритуалом, поведение гостя и соблюдение им всех правил гостеприимства переводили его из категории "чужой" в категорию "свои" [Жуковская, 2002, с.20]. Хозяин лично выходил, чтобы встретить приехавшего гостя у юрты, помогал слезть с лошади и привязывать ее к коновязному столбу. Прибывший гость в свою очередь должен был снять с себя оружие и оставить его на улице, вынуть нож из ножен, так чтобы он просто оставался, висел на цепочке, все это являлось демонстрацией мирных намерений входящего из "чужого мира". Затем гостя приглашали войти в юрту.

Во время рассаживания гостей соблюдался особый порядок: мужчины располагались на правой (мужской) стороне юрты, женщины на левой (женской), а самых дорогих гостей сажали на хойморе – северной стороне юрты. Гостя угощали чаем ("сай"), молочной пищей, происходил обмен курительными трубками, нюхательным табаком и начиналась беседа. Разговаривали обычно о состоянии пастбищ и лугов, качестве травостоя, упитанности скота, достатке кормов, о зимовке и сохранности домашних животных. Дорогих гостей полагалось угощать лучшими блюдами: бараньей головой"төөлэй", грудинкой, крестцом, лопаткой и т.д. Преподносить людям или получать от них что-либо принято было обеими руками либо правой ("рукой благодати"). При отбытии гостя хозяин юрты, вручал гостю подарок, завернутый в шелковое полотенце – хадак. Если гость изъявлял желание заплатить за гостеприимство деньгами, хозяин юрты мог воспринять этот жест как оскорбление [Линховоин, 1972, с.49].

Таким образом, мужчина в условиях кочевой цивилизации занимал центральное место, он должен был знать как вести правильный уход за скотом, (пасти, кормить, поить, лечить), уметь ориентироваться на местности, знать питательные качества и свойства трав, произраставших на пастбищах. Традиционно мужскими делами являлись прием отела скота, его кастрация и забой. Необходимо отметить, что знания о скотоводстве и пастбищном деле постоянно и непрерывно передавались через поколения. Уже с малых лет бурятские мальчики были задействованы в хозяйственной жизни бурят, а мужчины старшего возраста, наделенные знанием и опытом, являлись связующим звеном в передаче молодому поколению важной информации о кочевом образе жизни.

Ирина Батуевна Батуева, д.и.н., проф. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств" (ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, г.Улан-Удэ, Россия)

Виталий Олегович Очиров, аспирант ФГБОУ ВПО ВСГАКИ

Список литературы:

Батуев Б.Б. Буряты в XVII-XVIII вв. // Ред. Б. В. Базаров. –Улан-Удэ, 1996. – 101 с.
Батуева И.Б. Буряты на рубеже XIX–XX веков (Хозяйство бурят. Скотоводство в дореволюционный период): Историко-этнографический очерк.– Улан–Удэ: Изд-во ОНЦ "Сибирь", 1992. – 74 с.
Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев: Проблемы кочевого хозяйства. – М., 1972. – 314 с.
Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят / Ред. Л. П. Потапов. – Л.: АН СССР. Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая,1969. – 218 с.: илл.
Галданова Г.Р. Закаменские буряты: Ист.-этногр. очерки: (Вторая половина XIX – первая половина XX в.) / Отв. ред.: Л. П. Потапов, К. М. Герасимова; РАН. Сиб. отд-ние. БИОН. – Новосибирск, 1992. –172 с. – ISBN 5-02-029771-2.
Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика: Учеб. пособие. – М., 2002. – 247 с.: ил. – ISBN 5-02-018292-3 (в пер.).
Линховоин Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят / Ред. К.М.Герасимова. – Улан-Удэ, 1972. – 101 с.
Патаева В.Д. Обрядовая лексика тункинских бурят / Отв. ред. В.И.Рассадин. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2003. – 136 с.
Тумунов Ж.Т. Этнопедагогика агинских бурят. – Чита: Изд-во Заб. гос. пед. ун-та им. Н. Г. Чернышевского, 1998. – 160 с. – ISBN 5-85158-049-6.

Ирина Батуева, Виталий Очиров
5.06.2013

Источник - akipress.org
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1370501520
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Нурсултан Назарбаев встретился с заместителем Председателя Совета по управлению МФЦА Сумой Чакрабарти
- Вопросы развития гражданского общества и медиасферы обсудили в Сенате
- Казахстан обеспечит внутренние потребности и сохранит потенциал экспорта зерна - А. Мамин
- Правительство утвердило Комплексный план развития г. Экибастуз на 2021-2025 годы
- А. Мамин провел заседание Национальной комиссии по модернизации
- Депутаты Мажилиса от партии "Ак жол" обеспечили углем два десятка семей, пострадавших от взрывов в Байзакском районе Жамбылской области
- Ряд решений по смягчению карантинных ограничений приняли на заседании МВК
- Мажилис и Сенат утвердили полномочного представителя Парламента Казахстана в МПА СНГ
- Каирбек Сулейменов: госорган лоббирует интересы подведомственного предприятия
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх