КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 18.06.2013
20:57  Напасть за напастью. Тогуз-Тороузский район Киргизии завалило... снегом на 16-18 см
20:32  24.kg: Правосудие по-кыргызски. ОБОН, и плевать на закон?
17:49  "Кыргыз туусу": Кто враг кыргыза?
17:41  Петр Козьма: Мьянма - ислам и буддизм делят страну
17:29  Ю.Мацарский: Египет все больше уходит под власть радикалов
17:23  Б.Каримов: Через несколько лет Душанбе может превратиться… в шахтерский городок. Благодаря китайским "копателям"
17:20  А.Травников: Кыргызстан. Ташиев на воле. На горизонте – роспуск парламента?

16:51  Ю.Сосинский-Семихат: Куда качнется маятник в Ливане
16:41  П.Бологов: Анаша засыхает не спеша. Когда в Чуйской долине закончится шайтан-трава
16:39  Зачем (за что?) Кырдепутаты хотят ликвидировать Баткенскую область
16:29  "Э-К": Оптом не предлагать. В Алматинской области пытались за $3 тысячи продать новорожденного
14:12  С.Панжи: Таджикские пограничники на кормлении у населения
14:10  А.Столяров: План Маршалла. Стоит ли сравнивать Европу и Кыргызстан?
13:07  Wall Street Journal: Путин и Обама спорят о судьбе Асада
13:06  Узбекистан. Новые разоблачения в деле TeliaSonera
13:03  Ю.Костенко: Кто раскачивает золотую колыбель Кыргызстана?
12:59  "Азаттык": Доконает ли Кыргызского премьера Сатыбалдиева работа в Госдирекции по восстановлению Оша?
12:45  Пикантная правда. Отец президента Литвы Дали Грибаускайте служил в НКВД
11:57  Freedom House: авторитаризм в Центральной Азии усиливается
11:16  В Узбекистане разгромили тайную общину особо опасных баптистов-раскольников
11:10  Э.Рахмон лично пронумеровал первый 3-килограммовый таджикский золотой слиток
11:00  Кырпрезидент А.Атамбаев убыл на медобследование в Турцию
10:54  Д.Джонс: Турция. Эрдоган приступает к репрессиям
10:43  И.Войтенко: Как Москва защитила Сирию. Ситуация, аналогичная сегодняшней, складывалась в регионе и в 1957 году
10:07  В.Гулевич: Сирийская война. Саудовская Аравия наращивает влияние
10:04  Два подпольных медресе обнаружены возле Душанбе
09:06  А.Мамадазимов: Таджикистан. Национальная идея - не мишура...
09:02  "Къ": Защитникам парка Гези грозят посадки. Турецкие власти готовы рассматривать протестующих как террористов
08:58  М.Сергалиев: Лишай. Экс-начальник управления спорта Западного Казахстана Ундаганов идет на рекорд - 44 уголовных дела!
08:43  Е.Новикова: Тегеран направляет бойцов на помощь Асаду
08:38  Ю.Паниев: У "большой восьмерки" на обед – Сирия
07:19  "Противоправная деятельность Лолы пресечена". В Ташкенте выявлена женская спец-зомби-школа по подготовке экстремисток
01:23  Заработал - и в аул. Мигрантам из Средней Азии проще всего трудоустроиться в России
01:05  Т.Аюпов/А.Бакиров: О культе ежа у тюркских народов и применении его в народной медицине
01:02  В.Мокрынин/В.Плоских: Города Прииссыккулья глазами средневековых авторов
00:58  Ч.Лаумулин: Впервые степному евразийскому этносу (казахам) дается историей шанс написать ее самим
00:44  Андрей Матвеев: Стратегия полезного действия
00:40  Китайский суперкомпьютер Tianhe-2 ("Млечный путь-2") признали самым мощным в мире
00:37  США покупают у России вертолеты для афганской армии
00:13  "Известия": Злой турок, добрый турок. Эрдогану не хватает терпения
00:06  Ю.Баранчик: Американские "намеки" Бишкеку и Стамбулу
00:00  Везде Таксим, везде восстание. Как в Стамбуле и Анкаре протестующие сражаются с полицией, - репортаж с мест И.Азара
Понедельник, 17.06.2013
21:23  Бишкек. Три мятежных депутата Мамытов, Жапаров и Ташиев оправданы по всем статьям и вышли на свободу
19:52  "МК": Приехал в Россию - оплати депортацию. Для мигрантов выпустят спецвекселя
19:23  В Казахстане начала функционировать Государственная образовательная накопительная система
16:23  Банда таджикских интеллигентов подает в суд и обещает "содрать кожу" с журналистки Тутубалиной
16:11  Глава кыргызстанского ОПГ Лимонтий задержан в Алматинской области Казахстана
15:59  Жу-жу-ткая жо-жо-па. Кыргызские пчеловоды столкнулись с необъяснимым феноменом массового исхода пчел из ульев
15:56  Гоняйте, шумахеры... Китай прислал Кыргызстану 50 автомобилей cadillac вместо гранта в $4 млн
15:55  А.Лаврентьев: Кому в Таджикистане жить хорошо... Или почему представители национальных меньшинств стараются покинуть эту страну
15:52  М.Чарыярдурдыев: Кто грабит туркменский народ?
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Кыргызстан   | 
Т.Аюпов/А.Бакиров: О культе ежа у тюркских народов и применении его в народной медицине
01:05 18.06.2013

Данная статья была подготовлена в рамках международной научной конференции "Кыргызский каганат в контексте тюркской цивилизации: проблемы кыргызоведения", посвященной 1170-летию образования Великого Кыргызского каганата.

Из числа "диких зверей" в пригородных районах, пожалуй, чаще всего можно встретить обыкновенного ежа. Еж не избегает соседства человека и нередко поселяется на приусадебных участках, плодовых садах. Однако, несмотря на то, что ежи часто живут рядом с человеком, знания наши о них скупы и неполны. Между тем, о ежах сложено немало легенд и в былые времена они даже были объектом поклонения многих народов...

Следы поклонения священному ежу можно отметить в мифологиях Древнего Египта, Китая, Японии, шумеров, аборигенов Северной и Южной Америки, кельтов и славян. У древних египтян еж почитался как змееборец и ассоциировался с Богом солнца Амон-Ра. Культ ежа был распространен повсеместно во всех номах (областях) Египетского царства. В виде этого животного часто изготовляли сосуды для возлияний. Для самураев еж служил символом доблести, мужества и скромности. У японцев он выступает в качестве неутомимого борца с силами зла и невежества. Изображения ежа татуировали неуязвимые индейские воины многих племен. Учитывая, что в Новом Свете еж не обитает, можно предположить о перенесении подобного культа предками индейцев из Азии еще в I тыс. до н.э.

Славянские дети с младенчества, с молоком матери, впитывали священный трепет перед образом ежа, которым их пугали строгие родители: "не балуй, а то еж заберет". У восточных славян еж является культурным героем, научившим людей защищаться от врагов (с помощью деревянного частокола, копий, пик и т. д.), построению укрытий, заготовке припасов на зиму.

В эпоху Средневековья западноевропейская аристократия использовала в числе геральдической символики изображения ежа и дикобраза. В некоторых рыцарских и дворянских гербах на века запечатлен еж с яблоками на спине. В Англии жива еще старая поговорка: "Он выгнул спину как еж, отправившийся за яблоками". Говорят так о человеке упрямого, ершистого и вздорного нрава, а подобные качества высоко ценились в рыцарской среде.

Среди эзотерических символов тайных обществ и геральдических эмблем феодалов встречаются так же символы розы (вспомним печально известные эмблемы, двух противоборствующих английских кланов – Алую и Белую розы) и ежевики с шипами, что дает повод пересмотреть истоки почитания данных цветка и ягоды. В период крестовых походов (XI – XIII вв.) часто употреблялся арготизм (слово заимствованное из диалекта определенной социальной группы) – "ежовая игла". Исследователями установлено, что под этим термином подразумевался бронебойный болт.

Интересно и само название ежа в английском языке – hedgehog, которое разбив на две части можно дословно перевести как: свинья, боров (hog) у живой изгороди (hedge) или походящая на нее (т.е. колючая.). В связи с этим, к любопытным аналогиям приводит исследование этимологического происхождения топонима Стонхендж (Stonehenge) – крупнейшей мегалитической культовой постройки II тыс. до н.э., в Великобритании, близ г. Солсбери. Изменяясь под влиянием романо-норманнского языкового давления, название потеряло окончание (hog) и приобрело лишнюю букву (n). В первоначальном варианте имя выглядело следующим образом: StoneHedgehog (каменный еж). Реконструкция культового сооружения так же показывает внешнее сходство форм. Мегалит, который некоторые ученые считают древней астрономической обсерваторией, представлен земляными валами, огромными каменными плитами и столбами, образующими концентрические круги.

Бытовал культ ежа и у тюркских народов. Из персоязычного сочинения XI в. Саида Гардизи "Зайн ал-Ахбар" ("Украшение известий"), основанного на данных жившего в VIII в. ибн Мукаффы, о енисейских кыргызах известно, что "одни из них поклонялись корове, другие – ветру, третьи – ежу...". Вероятнее всего, речь идет о тотемах отдельных кыргызских родов и племен. При этом заслуживает внимания то обстоятельство, что никаких упоминаний о еже ни в иранской, ни в арабской культурах нет, что исключает возможность "добавления от себя" авторами.

Действительно, среди домусульманских верований кыргызов, как и многих других народов, особое место занимал тотемизм, в основе которого лежит вера в общее происхождение и продолжающуюся кровнородственную близость различных групп людей с каким либо животным, растением или даже явлением природы. Тотемистическая вера древних проявлялась тогда, когда более четко дифференцировались временные представления, выделялось какое-то иллюзорное время, в котором жили полулюди-полуживотные – тотемные предки. Наличие этих культов, тотемических представлений показывает естественное единство людей с природой, их неотторжимость от нее, стремление отождествлять себя с природой. Это понятно, поскольку древние люди еще очень плохо различали целое и части, а также связи частей между собой.

По мнению известного советского археолога А.Н.Бернштама, тотемические представления кыргызов отразились в некоторых рунических надписях. В тексте памятника Бегре (эпитафии кыргыза Тер-апа или Терпа) говорится от имени героя: "Семь волков я умертвил, барса и оленя я не убивал". Известно, что волк являлся тотемом тюркского каганского рода ашина, а барс, вероятно, был тотемом кыргызского каганского рода иди (отсюда родовое имя "Барс", включая знаменитого кагана Барс-бега). Как полагается, охота на тотемного животного запрещалась, на нее накладывалось табу. Однако другие народы и племена могли убивать его и это, нередко, влекло за собой вражду между жителями разных территорий.

Кроме барса широко распространенными тотемами у кыргызов являлись также волк, беркут, собака, олень (помните сказ Ч.Айтматова "О рогатой матери-оленихе"). Так, племя бугу почитало оленя как своего прародителя. Это, однако, не мешало им охотиться на животное, что свидетельствовало об ослаблении тотемистического культа.

Что же касается культа ежа, то, во-первых, он, по-видимому, был распространен не у всех кыргызских племен, а во-вторых, позднее мог трансформироваться в использование ежей в народной медицине. Люди наделяли мясо и жир ежа целебными свойствами и по разному их употребляли, дабы излечиться или перенять часть полезных качеств почитаемого животного.

Различные части ежа на Востоке (в Нижнем Поволжье и в пустынных предгорьях Средней Азии распространен ушастый еж) использовали как лекарство еще в древности. В некоторые рецепты Авиценны (Ибн Сины, 980 – 1037 гг.), описанные в его "Каноне врачебной науки" входит мясо ежа. "Князь философии", как известно, классифицировал болезни на "холодные" (вызванные переохлаждением) и "горячие". Так вот, согласно его мнению "холодные" заболевания необходимо лечить именно с помощью "горячих" животных (обитающих в жарком климате, пустынях и полупустынях): змей, черепах, ежей (еж избегает сырых мест), т.е. высококалорийной пищей.

Бульон (шорпо) из ежа у кыргызского населения разных регионов считается лечебным средством от множества, недугов. К примеру, в Аксыйском районе Жалалабатской области шорпо из ежа применяют для лечения бруцеллеза (особенно его рецидива), пневмонии, туберкулеза и всех заболеваний связанных с легкими. В Алабукинском районе той же области – при сильных воспалительных процессах и простудах, как эффективное потогонное средство. Целебный бульон широко популярен и у местного населения Ошской области: в г. Ош и его окрестностях – при заболевании щитовидной железы (эндемическом и диффузном токсическом зобе), в Ноокатском районе – при острых хронических тонзиллитах (ангинах) и при кожных заболеваниях (ветелиге, псориазе), в Карасуйском районе – в целях профилактики и лечения бешенства, в Алайском районе – при сильных, повторяющихся аллергиях, в Араванском районе – при язвах желудка, а в Узгенском районе (с. Куршаб) даже при онкологических (раковых) болезнях. Иногда топленый жир ежа применяется наружно для растираний. Кыргызы же Кадамжайского района Баткенской области само появление вблизи жилища ежа особенно с выводком детенышей расценивают как добрый, хороший знак...

Еж применяется в лечебных целях и у других тюркских народов. Женщины-узбечки Ферганской долины употребляли бульон из ежа (по узб. типратикан, в диалектах – кирпи, кирпи тикан) при бесплодии. Вообще, таинственный женский культ почитания ежа требует отдельного исследования. Пока можно лишь говорить о вере в несомненное влияние ежа на плодородие. Ошские узбеки до сих пор употребляют ежатину при язвах желудка и двенадцатиперстной кишки. Причем, мясо ежа при этом необходимо варить долго, выпаривая бульон до количества одной пиалы (т.е. высокой концентрации полезных веществ). Также известно об использовании узбеками в былые времена пепла от иголок ежа для лечения кожных заболеваний и шкуры животного для извлечения из раны осколков и пуль. Для этого на рану внутренней стороной накладывалась свеже снятая шкура.

Свойства шкуры ежа вытягивать металл из ран можно объяснить наличием у них на спинной стороне широкой подкожной кольцевой мышцы (позволяющей быстро свертываться в колючий шар), которая продолжает сокращаться еще некоторое время после гибели. Здесь можно указать любопытную параллель: у татар Пензенской области России существует поверье, согласно которому можно избавиться от горба туго привязав к телу также освежеванную шкуру ежа. Сохраняя элементы традиционных верований, башкиры тоже долго почитали объекты и явления природы, небесные светила, птиц и животных (вполне возможно и ежей). В тоже время, как и их среднеазиатские родичи, башкиры использовали ежей (по башк. терпе) в народной медицине. В Куюргазииском районе Башкирии бульон из ежа считают хорошим средством при лечении заболеваний легких, а в Салаватском районе республики – при малярии и сильном ознобе.

Многие видели в природе ежа и знают о его способности при опасности сворачиваться в клубок, выставляя иглы – видоизмененные волосы. Поэтому закономерно возникает вопрос: "как люди научились ловить и разделывать ежей?". В этом человек заимствовал опыт у лисиц, заставляющих ежей развернуться, сталкивая в воду или обливая мочой. Обычно пойманного ежа бросают в ведро с водой ...

Подтверждает существование культа кыргызский вариант наименования животного – кирпичечен. Вторая часть слова "чечен" переводится как оратор. С этим совпадает легенда, которую сообщила учитель кыргызского языка из с. Актобо Аксыйского района Г. Бугуева. По ее рассказу в давние времена у одного хана (бая) был сын, обладавший даром красноречия (оратор) и вздорным характером. Используя свое социальное положение и язвительный язык, чечен всегда выходил победителем в соревнованиях акынов – айтышах... Народ ненавидел его и он обернулся в небольшое животное, покрытое мелкими иголками, такими же колючими как были его слова. По другой версии ежик также происходил из знатной семьи, но напротив был оратором-поборником справедливости, борцом с лживыми муллами, алчными и деспотичными баями и манапами. За это темные силы заколдовали его в колючее животное. Именно поэтому, наверное, в кыргызских традициях изобразительного искусства при оформлении сказок, легенд и детских книг, ежей рисуют обязательно в мужских национальных головных уборах – белых калпаках, считающихся также символами мудрости и власти.

Словом "кирпичечен" в таласском говоре обозначают еще дикобраза. Идентичное название с учетом особенностей фонетики имеется в казахском языке – кiрпiшешен. В кыргызском языке существуют и ряд локальных наименований ежа, таких как: кирпи (повсеместно) и калмүштөк (Алабукинский район). В основе последнего лежат два слова: кал – родинка (ее напоминает носик ежа) и мүштөк – курительная трубка – может быть в связи с тем, что кончик морды ежа вытянут в небольшой, но хорошо заметный хоботок, походящий на муштук. Название же кирпи (по турецки – kirpi, по татарски – керпе) можно считать производным от тюркских слов "кирпик" – ресницы (схожие по форме, колючие и мохнатые) или "көрпө" – одеяло (оттого, что брюшко ежа покрыто мягкой шерсткой).

Чтобы понять истоки культа ежа, подобного отношения людей к ним необходимо обратиться к традиционной науке. Так что же говорит о ежах биология? Зверек этот во многих отношениях заслуживает нашего внимания – и по своеобразной внешности и по способу защиты, и по способности впадать в зимнюю спячку, и по невосприимчивости к ядам, и по положению в системе класса млекопитающих. Еж – единственное дикое животное, которое может подпустить человека довольно близко. Он часто днем скрывается в непосредственной близости с человеком – под стогом сена, в стенах глинобитных заборов, сараев, заброшенных домов. К самому человеку быстро привыкает, уже через 2 – 3 дня его можно без опасения брать в руки. В неволе легко приспосабливается к новому рациону – ест хлеб, мясо, яблоки, молоко. Еж весьма прожорлив и поедает массу всяких вредных для леса и садов насекомых (в т.ч. саранчовых) и слизней. Особенно там, где для других животных они малодоступны: в травяной и лиственной подстилке, между корнями деревьев, кустарников и т. п.

Впрочем, добычей ежа нередко становятся и более крупные подвижные животные. Сюда следует отнести уничтожение в лесу и полях гнезд мелких мышевидных грызунов вместе с выводком, вредящих сельскому и лесному хозяйству. Их он добывает чаще из-под земли, раскапывая норки (поэтому ежей иногда держат в домах вместо кошки). Известны случаи победоносного нападения ежей на ядовитых змей, всегда внушавших людям чудовищный страх. С давних пор известна малая чувствительность ежей к их укусам, позволяющая им одолевать и поедать даже гадюк. Это не значит, что организм ежа совершенно нечувствителен к змеиному яду, но, как показали опыты сопротивляемость его в 35 – 40 раз сильнее, чем у морской свинки – животного приблизительно таких же размеров, как и еж. Хотя промыслового значения ежи не имеют, они, безусловно, полезны и имеют огромное эпидемиологическое значение!

В пользу существования культа говорит то, что ежа нередко именуют "живым ископаемым Старого Света" среди современной фауны земного шара. Род ежей принадлежит к отряду насекомоядных. Млекопитающие этого отряда – наиболее древние и примитивные из плацентарных. Головной мозг у них мал, полушария его без извилин (отсюда, по-видимому, выражение "даже ежу понятно", хотя лабораторные наблюдения показали большую их сообразительность). Предки насекомоядных – возможные родоначальники всех остальных плацентарных. Остатки черепов древнейших насекомоядных были найдены в пустынях Монголии. Обнаружившие их в 1921 г. американские палеонтологи отнесли их даже к меловому периоду, то есть сочли этих зверьков за современников динозавров!

Таким образом, помощь ежей в борьбе с различными сельхозвредителями, защита жилищ от змей и древность происхождения не могли оставить людей равнодушными к этим животным.

Еще в античное время о повадках ежа в своем труде "Естественная история" писал древнеримский ученый Плиний Старший (PliniusMaior, 23 или 24 – 79 гг.). Прошли века, но во многих странах – от берегов Англии до Тихого Океана – по сей день о ежах живы множество легенд... Охотники, писатели, натуралисты (включая великого английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина), даже зоологи в немалом числе продолжают рассказывать и писать о них странные, порой несуразные (по мнению современной науки) истории, будоражащие умы и воображение! Поэтому, данная проблема требует еще серьезного исследования.

Т.М.Аюпов, к.и.н., ЮО НАН КР

А.А.Бакиров, ОшГУ

Использованная литература:

Караев О.К. Арабские и персидские источники IX – XII вв. о киргизах и Киргизии. – Ф., 1968.
Киргизско-русский словарь. В 2-х кн./Сост. К.К. Юдахин. – Кн. 1. – Ф., 1985.
Полевые записи Аюпова Т.М. 2006 – 2007 гг. – Тетради № 1 – 2.
Яхонтов А.А. Зоология для учителя. В 2-х т. – Т. 2. – М., 1968.
Что будет, если в лесу захохочет ежик?// "Моя семья". – 2007. – № 14.
Основные информаторы:
Альмухаметов Фаткулла, 1924 г.р., г.Ош;
Валиев Акрам, 1913 г.р., г. Ош;
Исмаилов Мухаммадсоли, 1955 г.р., г.Ош;
Орунбаев Бакы, 1950 г.р., пгт. Советский Кадамжайский район;
Хамзина Назира, 1947 г.р., г. Бишкек.

Т.М.Аюпов, А.А.Бакиров
13.06.2013

Источник - akipress.org
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1371503100


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх