Эрик Ханымамедов: "Волчья яма" Кыргызстана 01:05 20.06.2013
В августе будет 22 года с тех пор, как Киргизия провозгласила независимость и вышла из состава СССР. Чем же ознаменовались эти два с небольшим десятилетия киргизской самостоятельности, какими успехами и достижениями? Так как большинство из нас все еще производства "Сделано в СССР", для нас всегда сложно было абстрагироваться от общих корней на постсоветском пространстве. Образная картина событий двадцатилетней давности - "старший" брат оступился, а "младшие" на Востоке страны, увы, ему не помогли в трудную минуту.
В документальном сериале "СССР. Крушение", в 8-й заключительной серии, Аскар Акаев говорит слова, относящиеся к эпизоду подписания Беловежских соглашений (Вискули 8 декабря 1991 года) когда Ельцин, Кравчук и Шушкевич подписали документы, фактически окончательно добившие СССР наряду с другими эпизодами: "Было очень даже обидно, очень даже обидно. И когда мы созвонились с коллегами в Центральной Азии, конечно, они все выражали свои обиды. Что, как это так, нас бросили, собрались сами, решили без нас".
При мыслях о Киргизии на ум сразу пришло монументальное полотно Семена Афанасьевича Чуйкова "Дочь Советской Киргизии". Причем это символ и Советской Киргизии и постсоветского Кыргызстана, и не потому что советской, а потому что в эту картину художнику удалось заложить мощный импульс прогресса киргизского народа.
К сожалению, в постсоветский период Кыргызстан стал знаменит периодическими цветными революциями, этническими противостояниями и перманентной "войной" всех против всех.
Такое ощущение что у киргизов вечным девизом стала борьба. Севера и Юга, чиновников и народа, силовых ведомств друг с другом и т.д.
Сейчас борьба постсоветского Кыргызстана только обострилась, Атамбаев пытающийся взять курс на Россию, должен будет оправдать свое имя Алмаз, и стать таким же твердым в своих решениях. США никогда так просто не уходили с "насиженных" мест. Технологии хаотизации государств отрабатываются американской элитой постоянно, даже в большой России не всегда удается спокойно что-то противопоставить этим манипуляциям. Не говоря уже о маленьком Кыргызстане.
Казалось бы, наученные горьким опытом кыргызстанцы должны как никто осознавать пагубность разъединения перед лицом дестабилизации и хаоса, ан нет, пока только идет углубление разломов в обществе. Причем по Кыргызстану извне стараются бить комплексно, проецируя расколы по социальному, национальному и другим признакам, как среди простого народа, так и среди кыргызской элиты.
В такие непростые моменты истории государства, народ должен осознавать свое единство и только сильнее сплачиваться. Ставки в кыргызской игре никогда не были маленькими, на кон всегда ставилось главное – государственность.
Само время начинает все расставлять по своим местам, мы видим сходящий с ума Евросоюз, пытающийся внедрить в сознание своих народов антисемейные ценности, видим ближневосточный пожар, на котором тот же Запад формирует сообщество сумасшедших религиозных фанатиков, у которых является особым шиком вырезать и съесть сердце врага перед видеокамерой, видим как потеряла себя Прибалтика, при Союзе гордо носившая неофициальное звание советской "заграницы", а сейчас превратившаяся в задворки Евросоюза, с разграбленной промышленностью, с исчезающим населением и другими прелестями "цивилизованного" выбора.
Цепь вокруг России и постсоветского пространства неуклонно затягивается, и постсоветский Кыргызстан несмотря на свои размеры далеко не последнее и немаловажное звено в этой цепи.
Был в советское время фильм Болота Шамшиева - "Волчья яма", с замечательным Талгатом Нигматулиным в главной роли (произвел на меня в детстве сильное впечатление).
Главный герой фильма через трудности и страдания выходит все-таки на правильную дорогу.
Трудностей и страданий постсоветскому Кыргызстану хватает с лихвой, осталось только одно – найти в себе силы и выйти на правильную дорогу.
Главное чтобы рядом в этот момент оказался настоящий друг, а не враг, рядящийся в обличье друга.
Эрик Ханымамедов 19.06.2013
|