КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 20.06.2013
21:54  "Э-К": Считать по нашему мы выпили немного... Казахстан вошел в десятку мировых лидеров по потреблению водки
21:41  Сиеста, однако. В зале заседания Кыргызского парламента присутствуют только 15 депутатов из 120
12:44  Писанина от Мутанова. Ректора КазНУ обвиняют в плагиате
12:28  Генерал-"гэбист" Токон (Токтокучук) Мамытов стал очередным вице-премьером Киргизии по силовому блоку
12:26  Миллиард желтых тунцеедов. Китай взорвал рынок рыбы
12:22  С.Кожемякин: Ждать ли смены курса? Иран выбрал нового президента - "темную лошадку"
12:07  Кыр-протестующие перекрыли автотрассу Баткен-Ош, требуя от властей поймать и наказать узбекских пограничников

12:04  В Бишкеке задержан бывший директор русского драмтеатра Воробьев
12:02  Пограничников Узбекистана, убивших кыргызстанца, надо наказывать смертной казнью, - депутат Э.Иманкожоева
11:59  Еда и люди. Чем важен плов и почему из-за него могут начаться беспорядки
11:56  "На почве неприязненных отношений". Вооруженные таджики и узбеки устроили большую драку в подмосковном Егорьевске
11:48  Тынчтыкбек Чоротегин: Кыргызы в древности. Ли Лин и его окыргызившиеся потомки
11:29  "Молчаливый протест" в Стамбуле принял форму лингвистической войны
11:21  А.Мансуров: Таджикистан. Незримые выборы будущего президента
11:20  "Голос России": Начнется ли в Катаре афганский мирный процесс?
11:05  "Голос Америки": Афганистан - разногласия нарастают? Не развалится ли процесс передачи полномочий Афганистану, еще толком не начавшись
10:50  Азимбай Гали: Запад идет на Восток. Очередь за Большой Средней Азией
10:46  А.Куртов: К вопросу о бипатридах. Действия туркменской стороны можно расценивать только однозначно - это правовой "беспредел"
10:44  Как-то само-собой... Аральское море перестало высыхать
10:40  Педофилов в Казахстане нужно уничтожать, - экс-МО депутат Парламента М.Алтынбаев
10:26  У минрегиона Казахстана появилась свежая идея. Повернуть сток Иртыша с севера на юг
10:10  Азия news: Влиятельные манапы и подманапки Юга Кыргызстана готовы поднять на ханской белой кошме нового лидера - Азиза Турсунбаева
09:54  А.Терентьев-мл.: Шейх-дипломат. Штрихи к портрету нового президента Ирана
09:40  Ш.Султанов: Кадровая политика революции. О новом выборе иранского народа
09:31  "Times of India": Бизнес узбекских женщин в Индии - рекет проституцией
09:29  В.Симонов: Новый заговор Катара против Дамаска и Москвы
09:27  Д.Сатпаев: Терроризм в Казахстане - время собирать камни за пазухой
09:24  "МК": Почем Китаю обойдется российский газ?
09:19  Главный среди абрикосов. Э.Рахмон принял участие в празднике дерева
09:16  Жаркынай Куват: Политический рэкет, расценки и торги
09:06  Талибы открыли в Катаре первое посольство "Исламского эмирата Афганистан". Наплевав на позицию Карзая и договоренности с Обамой
08:00  Кадамжай. Узбекские пограничники застрелили кыргыза-нарушителя
01:05  Эрик Ханымамедов: "Волчья яма" Кыргызстана
00:57  К.Карабеков: Двое судей пропали в Киргизии. После того как выпустили на свободу депутатов от оппозиции
00:53  Китайская Huawei включилась в тонкую игру. Представлен самый плоский смартфон в мире
00:48  А.Кондрашин: Тибет взяли под "информационный колпак". Власти КНР ужесточили контроль над интернетом и средствами мобильной связи
00:39  "НГ": Египтяне готовы еще раз созвать Тахрир. Спустя год после избрания президента 15 миллионов требуют досрочных выборов
00:35  Д.Цилюрик: Американцы сдают Карзая "Талибану". Афганский лидер срывает мирные переговоры в Дохе
00:10  Казахстан. Называть заполонивших Рудный насекомых черными тараканами преждевременно - эксперт внушает
00:08  Кыш-киш-миш. Узбекистан сократил поставки изюма в Казахстан на 64%
00:05  В Душанбе обсудили вклад Таджикистана в осуществление безъядерной политики в ЦА
00:02  Д.Сытенкова: Монстр на каникулах. Кыргызская торпеда на вылет
Среда, 19.06.2013
23:52  М.Агаджанян: Узбекистан проводит инвентаризацию связей
23:48  С.Новомирский: Бакалейщик и кардинал! В Узбекистане появился свой "гонимый Полонский" - Б.Ахмедов
23:36  Андрей Матвеев. Стратегия полезного действия. Часть 2
22:07  Благородный первотрах. Девственность за 10 тысяч долларов для помощи сиротам продает студентка из Алматы
22:05  Щипалась, негодница... "Жених" бросил украденную невесту на дороге в Кызылординской области
21:23  А.Степанян: Турция приговаривает себя к развалу
21:20  А.Бенгард: Вузы.kg - то пусто, то густо?
21:18  Турецкая полиция растратила весь слезоточивый газ
21:15  Деятелей узбекской эстрады наказали за "бессмысленность песен"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Кыргызстан   | 
Тынчтыкбек Чоротегин: Кыргызы в древности. Ли Лин и его окыргызившиеся потомки
11:48 20.06.2013

Кыргызы в древности

Тынчтыкбек Чоротегин

Историк и публицист Тынчтыкбек Чоротегин в своей очередной статье проливает свет на отдельные аспекты истории древних кыргызов, которые, наряду с другими древними этносами Центральной и Внутренней Азии, внесли свою лепту в развитие кочевой цивилизации центральноазиатских народов.

Кыргызы, как подчеркнул академик В.В.Бартольд, являются одним из древних тюркских народов. С древних времен части кыргызов носят этноним "кыргыз". Также имелись многие группы кыргызов, которые вошли в состав других народов Евразии и постепенно растворились среди них. Многие представители казахов, узбеков, тывинцев, башкортов (башкир) и т.д. до сих пор говорят, что их предками были кыргызы.

(См. документальный фильм о башкирских кыргызах)

Самая восточная группа из числа тех, кто себя до сих пор идентифицирует как кыргыз, это – фуюйские кыргызы в Маньчжурии (провинция Хэйлунцзянь на севере Китая).

Этноним кыргыз

Этот термин расшифровывается только на основе тюркских языков. В интерпретации этого этнонима резко отличаются друг от друга народный вариант (народная этимология) и научный вариант.

Народная этимология

В народных интерпретациях в этнониме "кыргыз" обычно уделяется внимание созвучным словам: цифре "кырк", т.е. "сорок", и слову "кыз" "девушка" - (по-кыргызски), и говорится, что это - народ, состоящий из сорока родов (племен). Во многих вариантах генеалогические корни кыргызов связывают с сорока девушками; имеются варианты, где говорится о цифре "сорок" и этнониме "огуз" (племенное объединение 40 огузов); а в некоторых вариантах связывают слово "кыр" ("гора", "склон горы" по-кыргызски) и этноним "огуз", предлагая, что кыргызы – это горные, т.е. обитающие в горах огузы.

Во многих родословных легендах (Абу-л-Гази Бахадур-хан, 17-й в.; Осмоналы Сыдык уулу, 1875-1942 гг., и др.) слово "кыргыз" интерпретируется как имя внука Огуз-хана, одного из мифических предков тюркских народов.

Образцы народного объяснения прослеживаются также в китайском источнике "Юань ши" ("История династии Юань"; 14-й в.), где говорится о том, что кыргызы являются потомками китайских сорока девушек и народа северной долины Ус (ус - угус - огуз?) в Южной Сибири. По данным ферганского персоязычного автора Сайф ад-Дина Ахсикенди (16-й в.), существует легенда о том, что якобы в 12-м веке Султан Санджар совершил нашествие в Восточную Фергану и сорок узгенских огузов спаслись бегством в Ходжент (современный Северный Таджикистан) и от них якобы произошел кыргызский народ.

Научная этимология

Научный метод интерпретации этнонима "кыргыз" отличается от народного тем, что он не нуждается в устных легендах, которые появились в определенной среде для определенных целей (сакрализация власти, возвеличение какого-то правителя или этноса, и т.д.). Его особенностью является то, что этноним "кыргыз" расчленяется на разные компоненты согласно лингвистическим и ономастическим методам.

Вспомним некоторые варианты научной интерпретации происхождения этнонима "кыргыз":

1. "Кырк" и "йус" (т.е. "сорок сотен" - по мнению В.В.Радлова);

2. "Кырк" и "эр" (т.е. "сорок мужчин", Ахмед Зеки Велиди Тоган, башкырский и турецкий ученый, профессор);

3. "кыра" и "гыз" ("Черноволосый народ" по Д. Айтмуратову, каракалпакскому тюркологу);

4. "Кыргу" - "кырыг" и присоединение к ним суффикса "ыз", означающего множественное число ("Кызылдар" - "красные"; К.Петров);

5. "Кырыг" и "огуз" ("кызыл огуз", иначе говоря, южные огузы и западные огузы, Н.Баскаков);

6. "Кыргын" - кыргыт" - "кыргыз" "с румяным лицом", т.е. народ, представители которых отличались по генотипу как светловолосые, с голубыми глазами, румяные по цвету лица (Андрей Кононов);

7. "кыркыз" состоит из слова "кырк" ("сорок") и объединяющего словообразующего компонента "-ыз", который обозначает единство сорока племен (Гулзура Жумакунова, профессор Университета Анкары); и др.

При расшифровке этнонима кыргыз надо учесть и то, что ряд родственных тюркских народов в своих этнических названиях носят созвучные компоненты типа "гыз", "гуз", "гун", "гур", "-ык", "-ак", "гар", "газ", "ар", "аш", "ас" и др. (огуз, гагогуз/гагауз, кун, уйгур, оногур, булгар, сувар, хазар, татар, башкыр / башкорт, карлук, кынык, кумык, черик, казак, хоорай, чуваш, алаш, алач, калач, теелес, деелес).

На наш взгляд, этноним "кыргыз" является нарицательным именем, возникшим на основе слов и компонентов чисто тюркского происхождения. И не только по своему этническому названию, но и по своим генетическим корням кыргызы являются частью тюркского мира, вобравшего в себе также и тюркизированные компоненты других древних и поздних этносов.

Начиная со второго тысячелетия до н.э. прототюркский мир начал формироваться из народов, включающих в себе по расовым признакам как европеоидов, так и монголоидов.

Древние кыргызы были одним из древнетюркских народов Центральной Азии, в которых преобладали расовые признаки европеоидов и представителей контактной расы между европеоидами и монголоидами, о чем свидетельствуют независимые друг от друга раннесредневековые китайские и персидские письменные источники.

Древние места обитания кыргызов

О древней родине кыргызов, упоминаемых в исторических письменных источниках начиная с 3 в. до н.э., существуют противоречивые мнения. Некоторые авторы древней родиной кыргызов считают долину Эне-Сай (в русской литературе "Енисей", в древности "Кем"), другие же предполагают, что древние места обитания кыргызов были в районе нынешнего озера Хыргыс-Нур ("Кыргызское озеро") на северо-востоке Монголии.

Китайский историк Бань Гу (1-й в. до н.э.) в своем труде "Хань шу" - "История Ханьской династии" пишет: "Вдали от кыргызов, на 7 тыс. ли восточнее, расположена ставка тенгир-кута (т.е. правителя хуннов)".

Новосибирский археолог, профессор Ю.С.Худяков, синолог Л.А.Боровкова и современные кыргызские историки, опираясь на эти данные, продолжают доказывать о том, что местом поселения кыргызов в 1-м в. до н.э. был район Восточного Тенгир-Тоо (т.е. район нынешних восточных предгорий Притяньшянья).

Этот древний народ обитал на территории Восточного Туркестана, в частности, на северном склоне Боро-Хоро (Болохолошань), т.е. вокруг нынешних городов Манас, Кара-Шаар СУАР КНР. В этом районе расположена река Манас (Манасыхэ), которая впадает в озеро Манас (Ихэ-Хак).

Тенгир-Тооский хребет Боро-Хоро в СУАР, КНР

Из древнетюркских и других народов, живших издревле в соседстве с кыргызами, можно упомянуть хуннов, усуней, динлинов, а также соседних народов с Восточного Туркестана, говоривших на индоевропейских языках (юечжи, т.е. тохаров).

Древние места обитания кыргызов были удобными и благоприятными как для развития скотоводства, так и для развития земледелия (в качестве второстепенной отрасли хозяйства номадов), а также для усовершенствования разных видов ремесла (кыргызы были искусными в обработке металла, в ювелирных изделиях, в столярном искусстве, в выделке и изготовлении кожных изделий, в приготовлении кошм, в резном искусстве и т.д.).

Кыргызские сказители эпоса "Манас" в СУАР КНР

Покорение древних кыргызов хуннами

Как отмечает древнекитайский историк Сыма Цянь (145-86 гг. до н.э.) в своем труде "Ши цзи" - "Исторические записи", в 201 г. до н.э. хуннский правитель Моде-шаньюй (Баг-Туг тенгир-кут) отправился с военным походом на север и северо-восток.

Во время этого завоевательного похода он добился покорения и присоединения к своему государству независимых до этого этносов - кыргызов, ханьуй, цуйше (куйше), динлинов и синьли. Благодаря описанию этих завоеваний в исторических записях на китайском языке того времени, этноним "кыргыз" был зафиксирован в летописи Сыма Цяня, впервые обобщавшего все предыдущие исторические сказания и записи древних китайцев.

Хуннский мост межэтнической культуры

В многонациональном государстве, основанном хуннами, произошел длительный процесс культурного взаимообмена между древнетюркскими этносами, усилилась их близость по языку, традициям и обрядам.

Практика политического правления и военное искусство хуннов были переняты и освоены также древними кыргызами (в средние века кыргызы делились на правое и левое крыла и на центральную группу "ичкилик" подобно у древних хуннов).

Оказавшись в политической зависимости от хуннов, кыргызские войска воевали на стороне хуннов в войнах против Ханьской династии, усуней и некоторых других государств.

Имели место и экономические, торговые, культурные взаимовлияния разных цивилизаций того времени, так как империя хуннов находилась на их стыке, вдоль Великого шелкового пути. Поэтому есть большая доля истины в тех научных предположениях о том, истоки таких историко-героических эпосов кыргызов, как эпос "Манас", где с обилием говорится о взаимоотношениях кыргызов с народами Дальнего и Ближнего Востока, берут начало с эпохи хуннов.

Т.К.Чоротегин, президент Международного общественного объединения "Кыргыз Тарых Коому", профессор КНУ им. Жусупа Баласагына, д.ист.н.

(Из серии статей по истории Кыргызстана и кыргызоведению)

P.S.

См. также: Н.Я. Бичурин (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М-Л. АН СССР, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая, 1950. – Т. 1. (Ср.: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/bicurin.htm )

Бернштам А.Н. Кыргыздардын жана Кыргызстандын тарыхы жана археологиясы боюнча тандалма эмгектер / Түзгөн, алгы сөзүн жазган жана которгон Сатыбалды Мамбеталиев. - Б.: "Кыргызстан-Сорос" фонду, 2004, 576 б. - ISBN 9967-11-197-6. - URL: http://bizdin.kg/elib/kitepter/html/taryh/bernstam/section11.html#title13

Чоротегин Т.К. Очерки истории кыргызов и Кыргызстана: (С древнейших времен до конца XVIII века) // Кыргызы: 14-ти томник. 11-й том. Источники, история, этнография, культура, фольклор / Составители: Кенеш Жусупов, Каныбек Иманалиев; редакторы Темир Асанов, Рыскул Жолдошов. – Бишкек: Бийиктик, 2011. – ISBN 978-9967-13-792-9. – С. 157-195.

24/04/2013
_________________________________

Кыргызы в древности. Прототип(ы) Алмамбета
(часть 2)
Тынчтыкбек Чоротегин

Историк и публицист Тынчтыкбек Чоротегин в своей очередной статье расскажет о кыргызах на стыке 2-го и 1-го веков до н.э. и возможном древнем прототипе Алмамбета, сподвижника хана Манаса.

Кыргызы в конце 2-го – начале 1-го века до н.э.

Государство хуннов во время правления Цзюйдиэху-шаньюя ("шаньюй" - от слова "тенгир-кут(у)", Благопосланный Богом, т.е. Тенгиром) в 99 г. до н.э. было подвергнуто нашествию китайских войск в Восточном Тенгир-Тоо, но оказав отпор врагу, побеждает его.

Ли Лин, один из отважных китайских полководцев, плененный в том бою, согласится служить в рядах хуннов. В случае возвращения в ханьский Китай он мог быть приговорен к смертной казни. Цзюйдихэу-тенгир-кут выдает замуж за Ли Лина свою собственную дочь, присваивает ему титул "чжуки-бек - наместник западного крыла" и поручает ему управлять кыргызским народом от имени хуннов.

Кем был по происхождению Ли Лин?

Согласно сведениям китайского историка Сыма Цяня (145-86 гг. до н.э.), Ли Лин, друг самого историка, был внуком легендарного ханьского полководца Ли Гуана.

"Когда Ли Лин возмужал, его выдвинули и назначили на должность смотрителя дворца Цзиньчжан, поручив командовать всадниками, охранявшими дворец. [Ли Лин] искусно стрелял из лука и с любовью относился к солдатам. Сын Неба, зная, что представители рода Ли из поколения в поколение занимали должности военачальников, поручил [Ли Лину] командовать отрядом из восьмисот всадников", - пишет Сыма Цянь. (См.: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Syma_Tsjan/Mat_sunnu_1/pril6.phtml)

Сыма Цянь также более подробно описал те события, когда Ли Лин оказался в плену у хуннов, а также добавил, что близким родственникам военачальника стало туго после того, как узнали о перебежчике:

"...Осенью, во 2-й год эры правления Тянь-хань (99 г. до н. э.), Ли Гуан-ли, будучи Эршиским военачальником, напал во главе тридцати тысяч всадников на сюннуского (хуннского) правого сянь-вана у гор Цилянь [называемых также] Тяньшань. В связи с этим [император] приказал Ли Лину пройти во главе пяти тысяч лучников и пехотинцев на север от Цзюйяня на расстояние более тысячи ли, желая отвлечь этим войска сюнну и не дать им возможности всецело устремиться на Эршиского военачальника.

Когда в условленное время [Ли] Лин пошел назад, шаньюй (тенгир-кут) во главе восьмидесяти тысяч воинов окружил его отряд и напал на него. Отряд [Ли] Лина, состоявший из пяти тысяч человек, израсходовал все боевые припасы и стрелы, большая часть солдат была убита, но и сюнну потеряли убитыми и ранеными свыше десяти тысяч человек. Отходя назад, отряд вел непрерывные бои в течение восьми дней. Когда до Цзюйяня оставалось более ста ли, сюнну преградили узкую дорогу и отрезали путь к отступлению. Ли Лин страдал от нехватки продовольствия, помощь не подходила, а варвары то ожесточенно нападали, то предлагали [Ли] Лину сдаться.

[Ли] Лин, сказав: "С каким лицом я буду докладывать Его Величеству [о походе]", сдался сюнну. Почти все его воины погибли, спастись от гибели и поодиночке вернуться в ханьские земли удалось немногим более четырехсот человек.

Шаньюй, взявший [Ли] Лина в плен, давно слышал о славе его рода, к тому же [Ли Лин] проявил храбрость в бою, а поэтому он отдал [Ли Лину] в жены свою дочь и возвысил его. Узнав об этом, император Хань уничтожил мать, жену и детей [Ли] Лина.

После этого слава семьи Ли угасла, и уроженцы округа Лунси, считавшиеся ее последователями, стали стыдиться этого", - заключает Сыма Цянь.

По иронии судьбы, так начинается восхождение звезды Ли Лина как хуннского полководца и наместника (владетеля) кыргызских земель в Восточном Тенгир-Тоо.

Ли Лин и его окыргызившиеся потомки

Генерал Ли Лин и его жена хуннского происхождения жили среди кыргызов и отличались от светловолосых и голубоглазых кыргызов внешними чертами - черными волосами, черными глазами и внешностью. В последующем потомки бывшего ханьского военачальника окыргызились и порою боролись за независимость кыргызских владений.

Эти сведения древних китайских источников еще раз подчеркивают, что на рубеже 2-го и 1-го веков до н.э. кыргызы не переставали жить компактно. Поэтому нужно было хуннскому тенгир-куту управлять древними кыргызами на территории компактного обитания последних.

Компактность была одной из важных условий сохранения этнической идентичности и единства древнего горного народа в обширной державе хуннов. Компактность также обязала кыргызов снаряжать свое войско согласно предписаниям хуннских владык. А войско также цементировало этническое "я" древних кыргызов.

90 г. до н.э. кыргызское войско, возглавляемое Ли Лином, в составе разветвленной и этнически разношерстной крупной армии хуннов в районе гор Хангай и Яньжань сражается против армии китайской династии Хань. Таким образом, на стороне хуннов были кыргызы, динлины и представители этносов Турфанского оазиса.

В результате их совместного сокрушительного удара мощное и закаленное в нашествиях войско Ханьской династии было разгромлено.

Идея единого противостояния и оказания сопротивления Китаю за независимость тюркских этносов освещается и в эпосе "Манас".

Ли Лин – один из древних прототипов Алмамбета

Некоторые сюжетные созвучия, отдельные мотивы кыргызского героического эпоса "Манас" напоминают о данном событии в нашей древней истории, связанном с окыргызившимся китайским полководцем Ли Лин.

К ним можно отнести честное служение Алмамбета хану Манасу и всему кыргызскому народу, хотя сам Алмамбет был китайского происхождения.

Как верно пишет историк, профессор Токторбек Омурбеков, "снисходительность кыргызов к вероисповеданию, языку также обозначилась при трактовке мотива побратимства героев - Манаса и Алмамбета". (См.: http://www.eposmanas.ru/?page=529)

Сын Алмамбета Кюлчоро (по-кыргызски "Күлчоро"; кстати, его имя напоминает имя Кюлтегина, восточнотюркского принца и полководца, боровшегося против кыргызского кагана Барсбека в 711 г.) был одним из сорока "чоро", сподвижников Семетея, сына Манаса. Каждый чоро был предводителем племени или этноса.

Вовлечение в народ и единение

Сюжеты, связанные с окыргызившимися китайскими эпическими героями (Алмамбет и его сын Кюлчоро) можно сопоставить и с последующими историческими параллелями, когда бесчисленные и во многом безымянные (теперь) представители жуан-жуаней, киданей ("кытаң" в орхоно-енисейских руноподобных письмах) и их ветви – кара-кытаев, а затем найманов, монголов, ойратов и т.д. перемешивались с кыргызами.

Поэтому нельзя утверждать о конкретной дате жизни и эпохи Алмамбета, как это делают некоторые "новоявленные историки", ссылающиеся на некоего "потустороннего" сказителя эпоса Манас, который "норовит" передать информацию с "того света" устами нашей современницы, целительницы Майрамбюбю Сармалдаковой (см. нашу критику: http://members.vb.kg/2012/06/15/mifotv/1.html), и утвердающие, что, якобы, Манас родился именно в августе 670 г. н.э.

(Кстати, я был ошарашен, когда узнал, что уважаемый нами член-корреспондент АН Кыргызстана, доктор исторических наук Оскон Осмонов пишет: "Если нам опереться на дастан "Айкел Манас" ("Манас Великодушный), изданный в 2009 году, то наш предок Великодушный Манас жил во второй половине VII – первой половине VIIIв. и боролся против китайских завоеваний, нацеленных на захват Кыргызстана того времени. […> Вышесказанное поддерживает гипотезу о том, что эпос "Манас" зародился в VII-VIII веках". – См.: Осмонов Ө.Ж. Кыргызстан тарыхы: (Байыркы доордон азыркы мезгилге чейин): Жогорку окуу жайлары үчүн окуу китеби / Кыргыз Республикасынын Билим берүү жана илим министрлиги бекиткен. – Толукталып бешинчи басылышы. – Бишкек: Полиграфбумресурсы, 2012. - ISBN 9967-21-501-12. – 11-бетте. – [Осмонов О.Дж. История Кыргызстана: (С древнейших времен до наших дней): Учебник для вузов / Утверждено Министерством образования и науки Кыргызской Республики. – Пятое, доп. изд. - Бишкек: Полиграфбумресурсы, 2012. – С. 11. – На кыргызском языке.]).

Эпос "Манас" с древних времен несет в себе сведения об исторических пространствах, где происходили столкновения и этнокультурные контакты многих народов, связывавших свои корни и историю с восточнотюркскими племенами и этносами. (См.: http://www.eposmanas.ru/?page=519)

Народная мудрость, запечатленная в эпосе "Манас", гласит: "Кулаалы таптап куш кылдым, Курама жыйып журт кылдым" ("Воспитывал я коршуна и сделал из него ловчую птицу, собрал я разноплеменных людей и сделал из них единый народ"). (http://tamgasoft.kg/dict/index.php?page=main&lfrom=kg<o=xx&word=%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0)

И сегодня у нас имеются миллионные Алмамбеты из разных этносов, которые торжественно поднимают флаг независимого Кыргызстана на пьедесталах мировых и азиатских чемпионатов и Олимпийских игр, во время зажигательных концертов у себя и за рубежом, выводят наш стяг на космическую орбиту, работают, не покладая рук, на благо нашей Родины.

Если раньше нас признавали как сорокаплеменный народ, то у нас – граждан Кыргызстана - теперь не меньше восьмидесяти колен. Если эпический Алмамбет должен был принять религию кыргызов, то нынешние Алмамбеты могут придерживаться своих религий, но показывают не меньше патриотизма и гражданственности, чем иные потомки Манаса.

Т.К.Чоротегин, президент Международного общественного объединения "Кыргыз Тарых Коому", профессор КНУ им. Жусупа Баласагына, д.ист.н.

(Из серии статей по истории Кыргызстана и кыргызоведению)

P.S.

См. также: Н.Я. Бичурин (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М-Л. АН СССР, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая, 1950. – Т. 1. (Ср.: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/bicurin.htm )

Аристов Н.А. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы: Очерки истории и быта населения западного Тянь-Шаня и исследования по его исторической географии / Автор предисловия - академик В. Плоских. В подготовке книги к изданию принимали участие В.Воропаева и В.Галицкий. - Б.: Илим, 2001. - 582 с. - ISBN 5-8355-1132-9. (Книга издана в рамках программы "Поддержка высшего образования", осуществляемой Фондом "Сорос-Кыргызстан"). - (URL: http://bizdin.kg/elib/kitepter/html/taryh/aristov_usuni/index.html)

Бернштам А.Н. Кыргыздардын жана Кыргызстандын тарыхы жана археологиясы боюнча тандалма эмгектер / Түзгөн, алгы сөзүн жазган жана которгон Сатыбалды Мамбеталиев. - Б.: "Кыргызстан-Сорос" фонду, 2004, 576 б. - ISBN 9967-11-197-6. - URL: http://bizdin.kg/elib/kitepter/html/taryh/bernstam/section11.html#title13

Бернштам А.Н. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана / Составители К.Ташбаева, Л.Ведутова. - Бишкек: Айбек, 1997. - Том 1. - 1998. - Т. 2. - (Фонд "Сорос-Кыргызстан"). - ISBN 9967-12-000-2.

Кыргыз Совет Энциклопедиясы: 6 томдук / Башкы редактор Орузбаева Б. Ө. - Ф.: Кыргыз Совет Энциклопедиясынын башкы редакциясы, 1979. - Т.4. - 155-157-бб.

18/06/2013

Источник - akipress.org
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1371714480
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 20 февраля 2021 года №515
- Указ Президента Республики Казахстан от 27 февраля 2021 года №527
- Мажилис одобрил законопроекты о ратификации договоров ЕАЭС
- Кадровые перестановки
- Ашимбаев: На вычеркивании советского прошлого – будущего не построить
- "Ак жол" требует официального разъяснения планов налогообложения онлайн-переводов, а также внятных экономических расчетов и оснований его внедрения
- Финансы с усами
- Патриотизм по-казахски: много шума – и ничего...
- В рамках взаимодействия Верховного Суда и суда МФЦА
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх