КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 28.06.2013
23:43  В.Касымбекова: Мифы и реальность таджикского благополучия
23:40  АЭС "Бушер" заработала в Иране на полную можность
23:22  "De факто": Судьба Кыргызстана подвергнется испытанию осенью
22:45  Э.Аубакиров: Казахский кактус. Саксаул – это казахстанский бренд
18:08  В египетских городах не прекращаются массовые беспорядки
16:35  Галым Жусипбек: Ислам категорически не приемлет убийства безвинных людей, анархизма, самосуда и линчевания…
16:21  Усы, лапы и хвост - вот его документы! Скрывающийся в Великобритании казбанкир-аферист Аблязов стал кыргызом Нурдином Осмоновым
16:18  Р.Устраханов: Кому нужны прямые выборы в России
15:41  Тамара Дуйсенова назначена министром труда и социальной защиты Казахстана и другие назначения
15:38  Д.Ашимбаев: История Казахстана – это больше, чем научная дисциплина
14:53  Беглому казахстанскому банкиру Мухтару Аблязову был незаконно выдан кыргызский паспорт
14:45  Погибший водитель бензовоза совершил героический поступок - замакима Алматы
13:53  Т.Аманов: Обыкновенное чудо. Когда Алматы станет второй Венецией?
13:50  США еще не решили, сколько войск оставить в Афганистане после... вывода войск в 2014-м
13:47  Северо-Казахстанская область. Оралманов-самозахватчиков из Узбекистана насильно выселяют из "приватизированных" коттеджей
13:44  Т.Куан: Озеро инкогнита. Алматинцев массово поездами повезут купаться на Алаколь
13:38  "РБК": В Москве задержали банду подпольных мусульманских банкиров
13:35  Ш.Султанова: Азербайджан крепит военное сотрудничество с Пакистаном
13:33  Д.Триллинг: Новый доклад ООН о наркотиках подчеркивает остроту проблемы в Центральной Азии
13:16  И.Комов: Асад в сердце. История памятника президенту Сирии (фото)
13:12  М.Струкова: "Обмеряя черепа". Менталитет и политический выбор
13:11  Финиан Каннингем: Путин и G8. Против поджигателей войны
13:08  Уйгуры-эмигранты призывают расследовать резню в Лукцуне (СУАР)
13:05  Ш.Гулходжа: Дружно - в койку! Власти Таджикистана спонсировали 64 свадьбы в один день
13:00  Н.Сельби: Забытые имена. "Туркменский Левитан"
12:44  А.Логинов: Богатства и энергия Каспия
12:22  Генерал Картрайт Stuxnet! Второго человека в Пентагоне подозревают в утечке секретных данных об операции "Олимпиада"
12:20  Иссык-Куль. В Караколе митинг... за безопасный туристический сезон
12:18  Первый гастарбайтер? Президент Кыргызстана не стыдится, что студентом работал дворником в Москве
11:43  Л.Савин: Урок Ливии и джихад на Ближнем Востоке
10:59  "ХТ": Туркменский МИД в очередной раз оплошал
10:58  "АП": Считался бы Э.Сноуден в Таджикистане национальным героем?
10:28  В Ташкенте исчезли бомжи и попрошайки-"люли"
10:22  Вылетели в трубу. Очередная масштабная авария на металлургическом комбинате "АрселорМиттал Темиртау"
10:19  "Къ": Американцам закрывают Киргизию
10:16  После краха NABUCCO Казахстан предложил Румынии подключиться к "Южному потоку"
10:14  Т.Ибраимов: Кыргызстан. В ожидании Пиночета?
00:54  "АУ": Кыргызстан. Правительственная программа преследует личные цели?
00:49  "Мекен инфо": Кыргызстану предъявят иск на 400 миллионов долларов?
00:47  С.Мамедов: Баку оставил Nabucco без газа
00:43  "РГ": В Египте "арабское лето"? Противники Мурси готовят новую революцию
00:34  Т.Арзыбаев: О народе и стране "Керкис". История кыргызов в письменных источниках ХIV-XVвв.
00:26  "НГ": Российских военных в Сирии нет... пока нет
00:22  В.Скосырев: Уйгуры в Китае опять взбунтовались
Четверг, 27.06.2013
23:55  Жогорку Кенеш Кыргызстана установил рекорд, приняв 64 закона за один день
23:54  Т.Акун снят с поста омбудсмена Кыргызстана
23:09  "АП": Таджикистан - страна бесправия, или Политическая реформа совершенствуется…
22:51  В Узбекистане рассекретили новую банкноту
18:25  Л.Насриддинова: Для женщины, добровольно одевшей хиджаб, платок, это не просто аксессуар одежды, это внутреннее мироощущение, это ее "Я"
18:22  Система борьбы с басмачеством (бандитизмом). Практическое пособие Туркфронта, 1923 г.
15:02  Каптагаев - кетсин. В Прииссыккулье начались новые народные митинги
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
Т.Арзыбаев: О народе и стране "Керкис". История кыргызов в письменных источниках ХIV-XVвв.
00:34 28.06.2013

"О народе и стране "Керкис" сообщается в сведениях Рубрука (1253-1254 гг.), он причисляет ее к странам, которые "лежат к северу и полны лесов"; в другом месте, среди народов севера, где "нет ни одного города", упоминается "народ, разводящий скот, по имени керкисы", там же названы бегающие на лыжах "оренгаи", т.е. урянхайцы, упоминаемые у Рашид ад-Дина вместе с восточными соседями кыргызов, народами кури, баргут и тумэт...; никаких указаний на то, чтобы кыргызы в этот период жили в более южных местностях, мы у него не находим (Бартольд, 1963. С.509). Вероятно, здесь прежде всего говорилось о "Среднеазиатских" кыргызах-кочевниках, которые занимали западные и юго-западные районы страны кыргызов и, судя по этим данным, обитали в лесах.

В "Сборнике летописей" Рашида ад-Дина говорится, что племена урасут, теленгит и куштеми также называют лесным племенем, потому что они обитают по лесам в пределах страны кыргызов и кэм-кэмджиутов (Рашид ад-Дин, 1952. С.122-123). Примечательно, что в этом сообщении у Рашид ад-Дина страны кыргызов и кэм-кэмджиутов отделены. Это в какой-то мере может подтвердить предположение о том, что область "Кыргыз" могла охватывать западные районы страны кыргызов и Минусу, а область "Кэм-Кэмджиут" располагалась в районах Верхнего Енисея и до Селенги, и могла представлять собой территорию, которая входила в сферу влияния кыргызов или подчинялась им. Рашид ад-Дин пишет, что "всякое племя, у которого юрты были (расположены) по лесистым местам, называли лесным племенем" (1952. С.23).

Согласно "Юань-Ши", область "Кянь-Кянь-чжоу" помещается "к юго-востоку от страны кыргызов и в то же время к западу от реки Кем, т. е. Енисея" (Бартольд, 1963. С.503). Следует отметить, что и "Юань-Ши" отделяет страну кыргызов и область "Кянь-Кянь-чжоу" ("Кэм-Кэмджиут") и помещает последнюю к юго-востоку от страны кыргызов. Это может поддержать и наше предположение о том, что область "Кыргыз" могла охватывать западные районы страны кыргызов и Минусу, а "Кэм-Кэмджиут" располагалась в Туве и могла представлять собой территорию, входящую в сферу влияния кыргызов или подчинялась им. Данные "Юань-Ши" о том, что "Кянь-Кянь-чжоу" "в то же время" находилась к западу от реки Кем, т. е. Енисея, вероятно ошибочны. Хотя здесь могло говориться об отстоянии юго-западных пределов "Кэм-Кэмджиута" от западной части страны кыргызов.

В 1123 году китайский отшельник Чань-Чунь, находясь в местности у Алтая, "слышал там, что страна Кянь-Кянь-чжоу находится оттуда на северо-запад, за 1000 с лишним ли (около 500 верст)".

Не важно, как называлась упомянутая выше территория, а важно то, что здесь говорится о северо-западной части Алтая как принадлежащей кыргызам. Эти сведения подтверждают мнение о том, что западная часть страны кыргызов доходила до Прииртышья (Обь-Иртышское междуречье). Что касается ее названия, то независимо от того, как она именовалась, там могли обитать "Среднеазиатские" кыргызы. Может быть, эти земли и назывались "Кэм-Кэмджиутом", хотя более вероятным представляется, что Чань-Чунь перепутал название. Эти районы могли именоваться страною кыргызов и входить в область "Кыргыз".

Кстати, в 1199 году найманы, разбитые Чингиз-ханом и его тогдашним союзником Ван-ханом кераитским (кераиты были тоже монгольским народом, восточными соседями найманов), бежали в страну "Кэм-Кэмджиут". То, что найманы бежали именно в "Кэм-Кэмджиут" подтверждает, что она располагалась в Туве, а найманские племена располагались к югу от "Кэм-Кэмджиута" или в непосредственной близости.

В "Юань-Ши" есть известие о том, что "предводитель меркитов Тухта-бики весной (вероятно, 1207 г.) дошел до реки Кем, по ней (вероятно, река еще была покрыта льдом) шел несколько дней до страны кыргызов (килигисы) и "овладел всеми пятью родами их". Он мог идти в сторону восточной части страны кыргызов и покорить "Восточных" кыргызов. По "Юань-Ши", кыргызы описываются как народ "очень малочисленный; их было как будто всего 9000 семейств, что едва ли может соответствовать действительности" (Бартольд, 1963. С.504-505).

Вообще же, по-видимому, сведения о стране кыргызов у китайцев были неполные, искаженные, а порой и ошибочные. Вышеуказанная цифра могла относиться лишь к одной группе племен этого края, т.е. стране кыргызов. Как уже отмечалось, по сведениям Рашид ад-Дина в стране кыргызов и в сопредельных с ней областях было много кочевников, "городов и селений" (1952, с.104). По "Юань-Ши", кыргызы "не были искусными земледельцами, но посевы пшеницы у них были" (Бартольд, 1963. С.505). Чань-Чунь говорит о стране "Кянь-Кянь-чжоу", что там "добывается доброе железо и водится много белок; там также сеют пшеницу; китайские ремесленники живут во множестве, занимаясь тканьем шелковых материй, флера, парчи и цветных материй". Все это могло быть в Туве или Минусе, но не в районах Обь-Иртышского междуречья и Алтая.

В "Юань-Ши" в связи со страной кыргызов упоминаются также три области: Усы, Хань-Хэна и Йиланчжоу. Область Усы находилась "к востоку от кыргызов и к северу от реки Кянь (Кем, Енисей) и получила название от другой реки; вероятно, имеется в виду река Ус. Еще восточнее находилась область Хань-Хэна, где вытекала река Кем и оттуда выходили через два горных прохода; в зимнее время здесь употреблялись лыжи. Об области Йиланчжоу только говорится, что она получила название по большой змее (по-турецки - йилан или илан - "змея"). Местоположение этой страны ближе не определяется" (Бартольд, 1963. С. 504-505).

Пожалуй, в этот период мы видим примерно ту же картину расселения кыргызских племен и сферы их влияния, что и в эпоху "Тан", до кыргызского великодержавия. Однако в монгольский период сведения исторических источников о кыргызах, их расселении и местоположении более объективны, поэтому западная часть страны кыргызов определяется и просматривается лучше, чем на основе данных исторических источников эпохи "Тан", характер которых зависел от ряда причин и обстоятельств.

В "Бей-ши-цзи" (XIII век) кыргызы упоминаются в районе реки Или (Кюнер, 1961. С.5-6). Вероятно, эти сведения "Бей-ши-цзи" относились к первой половине XII века, когда "Среднеазиатские" кыргызы могли обитать в этих районах.

Возможно, что после того, как гурхан кара-китаев "...послал войско к пределу кыргыз, чтобы отомстить за беспокойства, причиненные ими, и взял Бешбалык", "Среднеазиатские" кыргызы переместились или были отброшены на север, ближе к Иртышу и Алтаю. Видимо, после этого они и перекочевали в районы горного Алтая и Прииртышья, расположившись к западу от своих "Восточных" соплеменников.

Рашид ад-Дин сообщает, что "ранее эпохи Чингиз-хана государями у найманов были Наркыш-Таян и Эният-каан. Когда они разбили племя киргизов, Эният-каан не предстал перед своим старшим братом Наркыш-Таяном и не поднес ему подарков" (1952. С.135). Не исключено, что причиной ухода "Среднеазиатских" кыргызов на Алтай могли послужить столкновения их с найманами (самым сильным народом Западной Монголии), в частности, вышеупомянутое поражение от Наркыш-Таяна и Эният-каана, в результате чего кыргызы могли покинуть занимаемые земли.

Следует отметить, что Рашид ад-Дин кыргызов вообще именует - "Племя Киргиз". Поэтому под вышеупомянутым племенем кыргызов, которое разгромили Наркыш-Таян и Эният-каан, могла также подразумеваться страна кыргызов или их часть. Во время военных столкновений, видимо, часть "Среднеазиатских" кыргызов правого крыла или перекочевала, или была уведена во внутренние районы Могулистана и, очевидно, именовалась моголами. Первые известия о них содержатся в письменных источниках XV века. В "Зафарнаме" (перв. полов. XV века) Шафар ад-Дина Йезди в рассказе "об отправлении Тимуром войск против Джете" сообщает, что кыргызы стояли элем или улусом за рекой Или в Каратале. Во главе их в то время был Инга-Тюря. Также сообщается, что "иль и улус" Инга-Тюри был настигнут в местности Кийас (Материалы…. С.155).

В "Маджму ат-таварих" приводится генеалогия Инга-Тюри, которая в первой части сходна с генеалогией кыргызов правого крыла. После Анал-Хакка, Лур-хана, Гуз-хана, Арслан-бия, Кули-бия и Мары-бия родословная Анга-Тюри обрывается (Материалы…. С.207). Вероятно, в это время они и отделились от кыргызов правого крыла, но впоследствии, вероятно, снова вошли в состав правого крыла кыргызской народности, в частности, в виде родоплеменной группы "монолдор".

В "Маджму ат-таварих" сыном Анга-Тюри был Мухаммед-бек по прозвищу Кек-Бука. Согласно некоторым вариантам генеалогических преданий современных кыргызов, родоначальника племени монолдор (мужа Нааль - сестры Адигине и Тагая) звали Кеке, а прозвище его было Кек-бука (Абрамзон, 1960. С.61-62). Согласно "Маджму ат-таварих", потомками Мухаммед-бека названы: Кувай (в четвертом поколении), Ку-Суек (в восьмом поколении), Сейид-Казы (Гази) (в девятом поколении). Кроме того, называются еще Бай Могол и его потомки Чолок-Тукиме и Кире. Все имена полностью совпадают (хотя и частично искажены в рукописи) с именами отдельных родоначальников и с названиями подразделений племени монолдор, зафиксированными в современных генеалогических преданиях.

"Среднеазиатские" кыргызы-кочевники, вероятно, время от времени и в зависимости от различных причин и обстоятельств меняли свое местонахождение, перемещались на те или иные земли.

Согласно "Тарих-и Рашиди" Мухаммеда Хайдара, "Среднеазиатские" кыргызы упоминаются в районах их нынешнего обитания уже в начале XVI века, причем, автор не говорит ни о каких перемещениях племени в непосредственно предшествующий период. "Таким образом, - пишет Н.Н. Туманович, - если при изложении ранней истории Моголистана кыргызы не упоминаются вовсе, то в связи с событиями первой четверти XVI века они фигурируют, как основное население Моголистана - от долины Таласа на западе до Чалыша и Турфана на востоке, от заилийских степей на севере до Кашгара на юге. Основной территорией их расселения был район Иссык-Куля, но в зависимости от различных условий племена кыргызов перемещались то западнее - на Талас, то восточнее - в район Турфана. В начале XVI века кыргызы господствовали в могольских степях, оттеснив моголов в Кашгарию. При появлении военных отрядов, направлявшихся Саид-ханом, кыргызы уходили, рассеивались и снова появлялись в самых отдаленных краях Моголистана" (Туманович, 1973. С.75).

"Среднеазиатские" кыргызы могли переместиться на эти земли примерно во второй половине XV века. Причиной могли послужить их столкновения с калмыками. Мухаммед Хайдар называет кыргызов "лесными (дикими) львами Моголистана" (Туманович, 1973. С. 79-85). Вероятно, в это время "Среднеазиатские" кыргызы, главным образом, обитали в лесных районах Тянь-Шаня и в прилегающих к ним землях.

Переселение "Среднеазиатских" кыргызов на юго-запад, во внутренние районы Могулистана, сопровождалось в известной мере и подчинением местных племен и родов. В XVI веке или позднее, вероятно, и образовалась группа племен протоичкиликов, которая затем была известна как "Ичкилик", часть кыргызского народа. Ядро этого объединения могли составить Бул(а)гачи.

В "Зафар-наме" Шараф ад-Дина Йезди (перв.полов. XV в.) в рассказе о созыве "Тимуром курултая и об отправлении войск во все стороны Могулистана для истребления Джетинского улуса" говорится, что отряд во главе с Худайдад-и Хусайни и Мубашшир-бахадуром, "сделав проводником Кумартаку, пустились в путь через Уручку с 20 тысячами отважных и смелых воинов. Когда они дошли до местности Бикут, то повстречались с народом бул(а)гачи-вилкар и произошло крупное сражение". Согласно этим данным, бул(а)гачи обитали где-то в районах, расположенных до реки Или, поскольку далее в этом источнике говорится, что по велению Тимура его эмиры, "переправившись через реку Или", искали народ бул(а)гачи, "осматривая все края тех областей" (МИКК, 1973. С.140). В "Маджму ат-таварих" несколько раз приводится родоплеменной состав объединения бул(а)гачи, в частности, названия племен: бостон, тейит, джоо-кесек, доолос, кыдырша и кан(г)ды. Это основное ядро кыргызских племен, "составивших группу, позднее именовавшуюся "ичкиликами"..." (История…. С.204).

Согласно "Маджму ат-таварих", родоначальник бул(а)гачинов Салус-бек Бул(а)гачи изображается как сын Ак-Огула. Возможно, что бул(а)гачи по своему происхождению были связаны с правым крылом кыргызов, т.е. происходили от них. Или же группа племен бул(а)гачи входила в сферу влияния кыргызов правого крыла, подчинялась ей.

Следует отметить, что бул(а)гачи могли быть связаны с упоминаемыми в китайских источниках моуло, которые в середине VII века обитали в районе хребта Боро-хоро, входящего в систему Тянь-Шаня. Моуло китайских источников реконструируется как - булаг. Согласно "Матла"ас-са"дайн ва маджма аль-бахрайн" Абд ар-Раззака Самарканди, в рассказе "о походе Тимура в Могулистан" (примерно в 1388-89 гг.) сообщается о сражении с "булагами-викале" (МИКК, 1973. С.156), вероятно, с булагами.

В "Маджму ат-таварих" родоначальник бул(а)гачинов именуется как Салусбек бул(а)гачи. Вместе с тем, в середине VII века в составе карлукского объединения, согласно китайским источникам, упоминаются племена чжисы или пофу. Они обитали между булагами и ташлыками, "достигая на юге пустынных районов Джунгарии". Чжисы или пофу китайских источников реконструируется как чигиль или себек (История…. С.250). Также в "Зафар-наме" в рассказе "о походе Тимура на войну с Тохтамышем" есть сообщение о народе салучи, которые упоминаются вместе с бул(а)гачи. Так, говорится, что тимуриды "отправились в путь, двигаясь по равнине, и старались разузнать о положении бул(а)гачи и салучи". В "Матла" ас-са"дайн ва маджма" аль-бахрайн", в рассказе "о походе Тимура в Могулистан (1388-89 гг.)" есть упоминание о "бул(а)гачи - сабуджи", вероятно, бул(а)гачи-салучи.

Вполне возможно, что Салус или Салу (может, и Салусбек), Себек и Салучи являются дивергентными формами одного и того же этнического названия или слова, и что указанные выше группы племен, в том числе и булаг, бул(а)гачи, взаимосвязаны между собой. Булгаджи (вероятно, бул(а)гачи), упоминаются еще у Мухаммеда Хайдара ("Тарих-и Рашиди") вблизи Иссык-Куля.

Название "Ичкилик", могло происходить от древнетюркского "ичик" - тяготеющий (к центру) и слова эль - народ, общность, т.е. ичик - эль (иль) - лик, ичикиллик, ичкилик в значении - тяготеющий (к центру) (т.е. к кыргызам правого и левого крыла) народ, эль. Однако "Ичкилик" могло происходить также от "ичик (ички)" - внутренний и слова эль (иль) - народ (эль). Так эти племена могли называться вследствие того, что располагались во внутренних районах земель, расположенных между кыргызами правого и левого крыла, которые обитали к северу, востоку, юго-востоку от ичкиликов, своеобразно окаймляя их, в результате чего внутренний эль и мог называться ичкилик, а кыргызы правого и левого крыла (со стороны ичкиликов) - аркалыками, т.е. внешним (для ичкиликов) элем.

Б.Солтоноев пишет, что по рассказам старцев об истории деления кыргызов на правое и левое крыло сообщается, что от некоего Сатыке (Сатука?) родились два сына. Старшего назвали Агул (Ак уул), младшего - Кубул (Куу уул) (Солтоноев. С.122-123). По первой версии, "мать сказала: Агул лежал по правую сторону от нее, "поэтому пусть его потомство называется Онг (правый)". Кубул лежал на левой стороне, "поэтому его потомство пусть зовется Сол (левый)". По второй версии, Агул кормился из правой груди - "пусть именуется Онг (правый)". Кубул - из левой груди, "пусть зовется - Сол (левый)". По третьей версии, Агул был назван Онг (правым), потому что в одной войне возглавлял правую часть (крыло) войска, а Кубул был назван Сол (левым) потому, что возглавлял левую часть (крыло) войска. По четвертой версии, расположенные между кыргызами Арка (правого и левого крыла) и ичкиликами горы Ала-Тоо были взяты за рубеж, границу и тех, кто находился справа, назвали "Онг" (правый), а тех кто слева - "Сол" (левый).

Согласно истории Тагая у Б.Солтоноева говорится, что кыргызы Ферганы и правого крыла Арки (совокупность правого и левого крыла) происходят от Адигине и Тагая, и люди "хорошо знают их историю и историю родов, пришедших в то время". Опираясь на рассказы старцев, "знающих общую историю", а также со ссылкой на сведения недошедшего до нас сочинения "Джаваб-наме", составленного в 1825-30 гг., Б. Солтоноев пишет, что Тагай родился примерно в 1460-70 гг., по одному сообщению, в местечках Ийри-Суу, Былпылдак в районе Коканда, Маргилана. Дальше у Б. Солтоноева приводятся рассказы о легендарных спорах и состязаниях Тагая (его стороны) и Адигине (его стороны), их столкновениях и дележе земли, причем Тагаю якобы достались районы, расположенные в Фергане.

В этих сведениях могло говориться об отделении некоей части племен правого крыла Арки (совокупность правого и левого крыла) и образовании отдельной группы кыргызов, которая и могла составить позднее ядро родоплеменной группы кыргызского народа, известной как ичкилик. Может быть, о них и сообщалось в "Маджму ат-таварих" как о группе племен бул(а)гачи. Кстати, согласно тем же рассказам, приводимым Б. Солтоноевым, "тагайцы после столкновений с узбеками ("по распространенным известиям" "по поводу орды вышел спор") пришли в Арку", т.е. в земли кыргызов правого и левого крыла. И далее он пишет, что, "судя по переселению Тагая в Арку, видна их давняя связь между собой" (Солтоноев. С.118-123).

Эти данные могут подтвердить сведения "Маджму ат-таварих", по которым группа племен бул(а)гачи связывается с правым крылом кыргызов, которые, вероятно, и составили ядро будущих ичкиликов. Все это может служить в пользу того, что ядро той группы племен, которая была известна как Ичкилик, было связано по своему происхождению с кыргызами Арка (правого и левого крыла) или правого крыла.

О всех этих событиях, очевидно, и упоминается в составленном в 70-е годы XVIII века китайском сочинении "Си-юй-чжи" ("Описание западных земель"). Так, сообщается: "Постепенно население увеличилось, всем охоты не хватало и по этой причине cреди них поднялась борьба за землю. Недостаток в одежде породил привычку к грабежу проезжающих. От разладов никто пользы не добился. 220 с лишним лет тому назад они сообща вели мирные переговоры и разделили население на равные части. Выделили два подразделения, выбрали из богатых двух предводителей, каждому указали владения: земли, реки, горы. Разделились на две ветви - северную и южную. Южная называлась То-го-со-хо-лэ (вероятно - Тогуз-уул), Северная - кэ-эр-гэ-ци-сы (Кыргыз). Наименованием ветви является название изначально главного племени. Каждая внутри делилась на ветви" (Мокеев, 1991. С.44-45).

Эти известия были получены маньчжурскими чиновниками Восточного Туркестана после опроса кыргызских старейшин и знатоков генеалогии. В этих сведениях могло сообщаться о разделении кыргызов на две группы-ветви: северную - Арка или Аркалык (правое и левое крыло), которая и упоминается как Кэ-эр-гэ-ци-сы (Кыргыз), и южную - протоичкилики, которые могли обитать в районах Ферганы. В То-го-со-хо-лэ кит. источника можно видеть передачу - Тогус-огул.

Следует подчеркнуть, что не следует исключать того, что во всех сведениях, о которых говорилось выше, не было каких-нибудь упущений, ошибок и искажений. Они вполне возможны.

Тыныстан Кадырович Арзыбаев, научный сотрудник института истории и культурного наследия НАН КР

Литература

1. Абрамзон. Киргизы и их этногенетические и культурные связи. Фергана. 1990.
2. Бартольд В.В. Соч. т.II (1). М.,1963.
3. История Киргизской ССР Т. 1. Фергана. 1984.
4. Кюнер В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961.
5. Материалы по истории киргизов и Киргизии. Вып.1. М., 1973.
6. МИКК. 1973.
7. Мокеев А.М. Этапы этнической истории и социальной орагнизации кыргызского народа на Тянь-Шане в XVI-сер.XVIII вв. // Изв. АН Респ. Кыргызстан. 1991. № 4. Бишкек, 1991.
8. Рашид ад-Дин Сборник летописей. Т.1. М., 1952.
9. Солтоноев Б. Казак-кыргыз тарыхы (Рукопись отдела истории 1057).
10. Туманович Н.Н. Сочинение мирзы Мухаммеда-Хайдара "Тарих-и Рашиди" как источник по истории кыргызов и Киргизии // Арабо-персидские источники о тюркских народах / Сб. Фергана. 1973.

Тыныстан Арзыбаев
27.06.2013

Источник - akipress.org
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1372365240
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх