А.Асанканов: Культура кыргызов северного Тибета 15:11 02.07.2013
В основу данной статьи легли материалы этнологической экспедиции под руководством проф.Асанканова, организованной и профинансированной Международным Институтом Центральноазиатских исследований при ЮНЕСКО (руководитель проекта к.и.н. К.А.Ташбаева). Экспедиция проходила в октябре-ноябре 2007 г. в Синьцзянь-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китайской Народной Республики, в местах компактного проживания кыргызов.
По нашим данным в СУАРе проживает около 200 тыс. кыргызов, в основном в Кызыл-Суу – это кыргызская автономная область, Ак-Суу, Или, Хотане, Тарбагатае, Лобноре, Алтае. Несмотря на свою относительную малочисленность, кыргызы занимают огромные территории – горные массивы, приграничные районы севера, северо-западной, западной, а также юго-западной части СУАРа. Общая протяженность площади, на которой они проживают, составляет примерно 4 тыс.км – от северо-востока до юго-запада Синьцзяна (Полевые материалы, 2007 г.). В данном сообщении сделана попытка проследить хозяйство, ознакомиться с материальной и духовной культурой кыргызов, проживающих в северной части Тибета, или "кыргызов Хотана".
В Хотанском аймаке кыргызы компактно проживают в Кен-Кырском кыргызском автономном айыле, который состоит из двух сел – Сары-Кыя и собственно Кен-Кыр в районе Гума, а также в айылах Кулан-Аргы и Ыраскем Каргалыкского района, общее число населения составляет более 4 тыс. человек, представляющих такие крупные племена, как бостон, тейит, найман, кыдырша, кесек и др. Эти села находятся в 250-300 км от районных центров, среди труднодоступных горных массивов, на высоте 4,5-5 тыс. метров над уровнем моря. Здесь до сих пор отсутствуют дороги, даже для двухколесной арбы. Жители добираются в течение двух-трех дней на яках, верблюдах и лошадях. Именно поэтому в последнее время кыргызы стали переезжать в районные центры.
Население в основном занимается животноводством - разводят яков, верблюдов, лошадей, коров, овец и коз (Абрамзон, 1949). Население Сарыкыя не занимается земледелием. После того как с конца 50-х и до середины 60-х годов в КНР была проведена коллективизация часть населения Сарыкыя и Куланаргы спустилась в долины, населенные пункты Кен-Кыр (Гума) и Каргалык и начала осваивать земледельческие культуры. При этом кыргызы Кен-Кыра освоили террасовое земледелие (фото 1).
Выращивают только эспарцет, ячмень. Остальные аграрные культуры в горных условиях и при суровом климате не растут. Проживающие совместно с уйгурами кыргызы освоили пшеницу, ячмень, кукурузу, а также бахчеводство, но их меньше. Та часть населения Сарыкыя и Куланаргы, которая занимается скотоводством, всю продукцию земледельческой культуры покупает в райцентре или в близлежащих местах, где она производится, реализуя свой скот.
Этническая история. Кыргызы Хотана нынешнюю территорию своего проживания освоили не по своей воле. В XVII-XVIII вв. юго-западные приграничные с Индией районы были неспокойны. Жители северной Индии постоянно совершали грабительские налеты на приграничные районы Кашгарского ханства. Во-вторых, господствовавшие англичане стремились заиметь залежи драгоценных камней кашташ – жади. Необходимо было заселить регион и обезопасить государство. Земледельческие племена, проживающие на равнине, не выдерживали суровый климат и условия жизни в труднодоступных высокогорных районах. Поэтому Кашгарское княжество волевым решением перевело часть кыргызов в Куланаргы и Ыраскем, Сарыкыя, они издревле были хорошо адаптированы к высокогорным условиям.
Через Сарыкыя проходили караванные дороги от Китая до Кашмира, а также в Мекку. Переселенные кыргызы не только охраняли границы (их называли "кыргызы пограничники"), но и были проводниками, за что получали определенное вознаграждение.
Материальная культура. Жилище. Большинство кыргызов Хотана уже не знают юрту, или как они называют "ак үй" - "боз үй", потому что со скотом кочует не все население, а только часть его. В местах пребывания кыргызы живут в небольших земляных домиках.
Дома Кен-Кыра и Каргалыка имеют прямолинейную кубическую форму . Размер домов и их архитектура отражает уровень благосостояния хозяина. Если кыргызы Сарыкыя и Куланаргы имеют, в основном, одно- или двухкамерные дома, то в Кен-Кыре и Каргалыке стандартными считаются трех-четырехкамерные.
Коридор находится в середине. Окна выходят в коридор, во двор, очень редко – на улицу, они находятся высоко от пола, и во многих случаях окна одной стены выходят во двор, а противоположной стены и комнаты - в коридор. Эта традиция связана с исламской религией. В целом, для архитектуры домостроения характерно уйгурское влияние. На потолке коридора имеется окно наверх, обеспечивающее освещение.
Абсолютно во всех комнатах есть приподнятая площадка, выполняющая роль мебели, где обычно сидят, отдыхают и обедают хозяева дома и гости . Исключительно во всех комнатах отсутствует такая деталь, как порог.
Потолки в домах очень высокие, оформление зависит от материальных возможностей каждого: состоятельные люди обшивают ДВП и ДСП , очень богатые используют пластиковые материалы , простые жители обычно делают потолки из круглых деревянных брусьев.
Дома плоские, кроются деревянными брусьями, поверх которых кладут короткие тополиные круглые палки длиной 35-40 см, диаметром 5-10 см . Сверху бросают саман, а потом засыпают землей. Сейчас поверх круглых палок стелют водонепроницаемый материал, а затем накладывают плотный и толстый слой земли с саманом или же цементируют. Входная часть комнаты также отделывается разным материалом. Одни кафелируют, другие цементируют, но в большинстве случаев стелют кирпич.
В одних домах перед входом в дом имеется айван – навес , а в других нет. Последнее объясняется тем, что в Синьцзяне, в том числе Хотане, осадки выпадают очень редко, а лето хотя и жаркое, но ветреное. Двор обычно большой. Рядом с домом имеются приусадебные участки и пристройки для содержания скота, которые обычно перегораживаются круглыми деревянными палками или ветками.
Внутренние стены дома белят, а наружные только штукатурят. Дома отапливаются мешами – железные плиты (фото 14). Почти все плиты имеют одинаковые формы. Летом плиты убирают.
Убранство домов очень красочное. На пол стелют ковры, сверху жер тешек, сделанный из красочных материалов (фото 15). Противоположная двери стена считается почетным местом в комнате, там складывают красочные, разноцветные постельные принадлежности, покрывают красивым покрывалом или же иногда оставляют без покрытия (фото 16). На стенах, почти не оставляя открытого места, вывешивают красочные туштуки – туш кийизы.
Хотанские кыргызы на пол стелят не шырдаки и ала кийизы (они перестали и даже забыли как их делают), а таары (фото 18). Если шырдаки и ала кийизы и есть в некоторых домах, то обычно их покупают в Кызыл-Суу – кыргызской автономной области. Таар стелят под ковер или ближе к входной части комнаты. Таар иногда используют как попону, а также в качестве мешка – кап.
Пища. Основу традиционной пищи хотанских кыргызов составляют мясные и молочные продукты. Лошадиное мясо если и употребляют, то очень редко. Во время больших общественных или семейных праздников чаще режут яков, реже верблюдов, на небольшие торжества режут барана или козу. Мясо употребляют в "чистом виде", то есть без лапши. Не знают "беш бармак" – нарын. Перед употреблением мяса пьют бульон с хлебом. В каждодневное питание входят чай с молоком и маслом или со сметаной, курут, разбавленный в кипяченой воде, с маслом и хлебом, а также кесме – мясной бульон с лапшой. Кроме этого, имеется много видов молочных и мясных блюд. Хотанские кыргызы не делают кумыс: во-первых – забыли, во-вторых, в высокогорных условиях разводить лошадей сложно, да и невыгодно, поэтому их мало и используются они, скорее, для передвижения.
Одежда. Традиционности в одежде почти не осталось, сохраняется только у старшего поколения (фото 19). В быт кыргызов активно входят головные уборы уйгуров (фото 20). В то же время, каждый кыргыз старается иметь национальный калпак (фото 21). Его надевают в торжественных случаях.
В 80-х годах XX столетия кыргызы еще делали чаарык, чокой – обувь из шерсти и шкуры яков, коров и лошадей. Сейчас у хотанских кыргызов преобладают одежда и обувь фабричного производства.
В целом, кыргызы Хотана, или Северного Тибета, более трехсот лет находясь в относительной изоляции от остальных кыргызов, проживая в суровых высокогорных условиях и вдали от культурных и промышленных центров, лишенные элементарных благ цивилизаций, все-таки сумели сохранить свой язык, самобытную культуру, самое главное, свою этническую идентификацию – этническое самосознание.
Однако ограниченность общения на родном языке, отсутствие литературы, средств массовой информации оказали негативное влияние на социально-культурную жизнь этноса.
Абылабек Асанканович Асанканов, д.и.н., профессор, чл-корр. НАН КР
Литература
Абрамзон С.М. Киргизское население Синьцзян-Уйгурской автономной области Китайской Народной Республики // Советская этнография, 1949. Полевые материалы, 2007 г., октябрь. Материалы Международной конференции "Культура номадов Центральной Азии".
2.07.2013
|