К.Абдуллаев: Об этногражданской дихотомии и национальном проекте Таджикистана 00:42 09.07.2013
Можно гордиться своей страной не только потому, что она таджикская, но и потому, что в ней уважаются законы…
С 1991 года в Таджикистане идут параллельно два процесса. А именно: формирование гражданской нации, с одной стороны, и рост этнического национализма - с другой. Первое – инклюзивное (открытое и гостеприимное) универсалистское движение, озабоченное формированием политической общности "таджикистанцев" - граждан страны вне зависимости от их этнического происхождения и религии. Второе – эксклюзивное, предназначенное "только для своих", и которое ставит во главу угла заботу о сохранении этничности, культуры и даже расовой чистоты лишь "титульной нации". Эти два процесса иногда соприкасаются, но чаще складывается впечатление, что они "враждуют" между собой.
Недавнее заявление депутата парламента страны С. Амиршоевой о необходимости запрета межконфессиональных браков лежит как раз в русле "негостеприимного", этнического национализма. Оно противоречит идеям формирования гражданской нации, заявленных в нашей Конституции. Это заявление, надеюсь, было вызвано обывательским страхом перед растущей китайской экспансии, а не религиозным фундаментализмом, синофобией и русофобией. Выражение, как минимум, неудачное, учитывая, что г-жа Амиршоева является юристом. К сожалению, наши депутаты - новички в сфере публичной политики. Они либо молчат, как партизаны на допросе, когда надо отреагировать на то или иное событие, либо делают вот такие неожиданные и спорные заявления по незначительным поводам.
Этнический национализм обращается к эмоциям толпы и имеет большой мобилизационный потенциал. Поэтому у публичных политиков появляется соблазн разыгрывать эту карту. Читателям известны националистические и ксенофобские заявления и поступки не только Рогозина, Жириновского, но и вполне либеральных русских "западников" - Навального и Прохорова. Большинство их было сделано ситуативно, потому что в тот момент они были востребованы, и зачастую они опровергались этими же политиками буквально на следующий день. Подобным образом председатель СДПТ Рахматилло Зойиров недавно допустил "националистическую" уступку, поместив комментарий в Фейсбуке о своем таджикском происхождении. Я знаю Рахматилло как человека, скорее, либеральных, чем националистических взглядов, и уверен, что эта реминисценция о прошлом его предков была сделана эмоционально, как реакция на слухи о его узбекском происхождении и поездке в Узбекистан с целью, якобы, переговоров с тамошними властями. Это заявление было сделано, чтобы защитить себя от нападок политических противников и обрести сторонников одновременно. Вероятно, кого-то это замечание Зойирова, сделанное в русле этнического национализма, разочаровало. Но я не думаю, что нетаджики и демократы откажут ему в доверии из-за этого. Мало, кто оспорит тот факт, что из имеющихся на сегодня потенциальных кандидатов на высший пост Рахматилло Зойиров более других привержен идеям гражданского общества, национальной и религиозной терпимости.
Таджикистан – национальное государство, в котором этнический и гражданский национализм "имеет место быть" по факту, и с этим нельзя не считаться. Более 80% населения страны составляют таджики. А если учитывать близких им узбеков, то всего наберется процентов 97 жителей, общающихся на одном языке и посещающих одни и те же храмы.
Но парадокс в том, что, несмотря на идеальные условия для формирования объединяющей этнокультурной общности, Таджикистан так и не состоялся как развитое, политически легитимное, национальное государство, предоставляющее равные права и возможности для всех своих граждан. Этого нет даже внутри отдельно взятой "титульной" этнической группы. Этнокультурное и религиозное однообразие, оказывается, мало чего значит. Оно так и не смогло вылиться в политическую лояльность. Чего уж говорить о так называемых этнических меньшинствах и немусульманах! Заявления Амиршоевой вызовет у них желание поскорей покинуть Таджикистан…
По моему глубокому убеждению, необходимо избегать конфликта между гражданским и этническим проектом национального устройства. На деле между ними много общего. Все зависит от востребованности и политической целесообразности тех или иных лозунгов и задач на определенный момент. В Таджикистане в ближайшие месяцы и годы будет востребовано национальное движение, имеющее отношение не к культурно-этнической, а политической интеграции. А именно: защита суверенитета и территориальной целостности, борьба против авторитаризма, экономическое развитие, защита гражданских свобод, искоренение коррупции, непотизма и прочих задач, которые одинаково близки для всех нас, независимо от религии, культурных предпочтений и национальной принадлежности.
В конце концов, можно гордиться своей страной не только потому, что она таджикская, но и потому, что в ней уважаются законы, что она удобна для индивидуального проживания и населена богатыми и свободными гражданами. 8.07.2013 Камол АБДУЛЛАЕВ, историк
|