КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 15.07.2013
23:08  С.Кожемякин: До единства пока далеко. К итогам курортного сабантуя глав МИД ШОС
16:20  Парни со всего Казахстана ищут невест-мусульманок в Атырау. Брачное никах-агенство работает уже 3 год
15:25  Баку пытается настроить Казахстан против ОДКБ
15:21  Каждый пятый трудоспособный кыргызстанец является мигрантом
15:17  Каршинские сидельцы. Пропавшие таджикские чабаны нашлись в узбекском СИЗО
15:14  Таджикского оппозиционера Дододжона Атовуллоева задержали в московском аэропорту Шереметьево
14:28  В таиландском университете Гитлера причислили к супергероям

14:25  "РО": Чего ждать от грядущих президентских выборов в Таджикистане?
14:19  М.Орлова: Сможет ли Россия вернуть прежние позиции в Киргизии?
14:17  Independent: Как Джей Ло заплатили 10 млн долларов за выступления перед одними из "худших в мире головорезов"
14:06  Итальянский физик Монтемурро дешифровал старинный и загадочный "манускрипт Войнича"
14:04  С.Василенков: Дети Саддама Хусейна ответят за отца?
13:59  А.Мезяев: Дело Эдварда Сноудена - права человека и мировая информационная безопасность
13:58  Б.Долгов: Египет - первое за время "арабской весны" поражение политического ислама
12:59  Е.Иващенко: Кыргызстан срочно ищет на прожрать пять миллиардов. Скупердяи доноры дали два
12:41  Лев Перепелкин: Мусульманская идентичность в теоретическом контексте
12:37  New York Times: "Слив" информации об АНБ вдохнул "второе дыхание" в российскую кампанию за контроль над интернетом
12:29  Курманакун Матенов вновь назначен председателем Погранслужбы Киргизии
12:05  И.Панкратенко: "Людоеды шайтана". Как США и их союзники "пятую колонну" в Иране создавали
12:04  А.Кива: Россия и Китай поменялись местами. Что обеспечило Поднебесной фантастически быстрый рост
11:58  А.Судьин: Перспективы возрождения великого Волжского пути
11:29  Г.Инандж: Иран реформируется
11:26  П.Густерин: Зачем спонсируют терроризм
11:22  С.Сафаров: "Определенные силы" хотят создать независимые государства в Бадахшане и Фергане
11:15  Туркмениcтан и Узбекистан повышают зарплату бюджетникам
10:45  Президент Атамбаев возмущен ложью и двойными стандартами Великобритании в отношении Кыргызстана
10:40  Как обманывают пенсионеров Бухары (жалоба)
10:36  "Deutsche Welle": В правду ли Таджикистан обладает большими залежами нефти и газа
10:28  Б.Нурягдыев: Туркменистан - осторожно двери закрываются, следующая остановка "революция"
10:26  А.Дубнов: Нурсултан Назарбаев, конечно, не Махатма Ганди, но Путину есть о чем с ним поговорить
10:07  Н.Абжекенова: Как в Казахстане пытаются законодательно обустроить секс-услуги
09:27  В.Короткий: "Народный" переворот по-египетски
09:23  С.Балашов: Уроки турецкого. Не всегда бытие определяет сознание
09:16  Кюбра Сенмезышык: Запад хочет уничтожить исламский мир
09:13  В.Панфилова: "Манас" избавится от американского флага
09:09  "Къ": ШОС ждет расширение. Организация готовится к уходу НАТО из Афганистана
09:08  О.Кузнецова: Египту не хватает на хлеб. Россия готова помочь кредитом
01:12  Как понимать заявление Италии об отмене депортации Аблязовых-Шалабаевых, - заявление МИД Казахстана
00:44  С.Чериков: О, спорт, ты - политика? Как черная футболка боксера Поветкина превратилась в красную тряпку для кыргызских национал-патриотов
00:25  Уран Центральной Азии интересует Японию сильнее, чем углеводороды
00:08  К.Татиля: Кто и как использовал либерализм в Казахстане?
Воскресенье, 14.07.2013
23:53  Таджикистан. Исполнилось 20 лет со дня трагических событий на 12-й заставе Московского погранотряда
11:54  Донор аке, дай доллар!… Кыргызские чиновники не устают ни попрошайничать, ни воровать
11:49  Одну башню уже разнесли. В зону боев в Сирии попал знаменитый замок крестоносцев Крак де Шевалье
11:07  Р.Бобохонов: Ислам и власть в постсоветской Центральной Азии
11:01  В.Панфилова: Российский паспорт как пропуск в Евразийский союз
09:33  С помощью интернета. Жители китайского города Цзянмэнь не пустили к себе завод по переработке урана
00:37  А.Емельянов-Хальген: Мировой партизан. Война будущего
00:32  Э.Ханымамедов: Революция снизу. Россия и "Юг"
00:11  Ш.Султанов: Фронт кибернаступления. "Самый большой брат" против Эдварда Сноудена
00:09  "Къ": Новые власти Египта начали уголовное преследование экс-президента Мурси
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Лев Перепелкин: Мусульманская идентичность в теоретическом контексте
12:41 15.07.2013

Мусульманская идентичность в теоретическом контексте

Проблема идентичности уже более 10 лет занимает внимание российской научной общественности [см. одну из первых серьезных работ: Олкотт, Тишков, Малашенко, 1997]. Под этим понятием обычно понимают совпадение чего-либо с чем-то, а в более специальном значении – причисление личности к группе, имеющей самосознание. Говоря об идентичности, следует указать на более широкий теоретический контекст, в который это понятие входит. Идентичность в этом контексте равнозначна одной из форм социальных (социально-культурных) границ, разделяющих группы, а лучше – социально-культурные системы. Идентичность также часто ассоциируется с понятием конфликта.

Понятие социальной (социально-культурной) системы ввел в научный оборот американский социолог Т.Парсонс. Сейчас нет необходимости углубляться в суть этого понятия, но следует добавить, что наиболее выраженным типом социальных систем, согласно Парсонсу, выступает общество. В частности, он писал: "Мы определяем общество как такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы" [Парсонс, 1997, с. 20]. Принадлежность к группе – важнейшая потребность человека. Более того, это основной источник его ориентации в мире. Этнолог Ф.Барт пишет по этому поводу: "…Принадлежность к группе, идентифицируемой как теми, кто в нее входит, так и теми, кто в нее не входит, конституирует категорию, отличную от других категорий того же порядка" [Барт, 2006, с. 10-11].

Классик немецкой социологии Г.Зиммель впервые заметил, что принадлежность к группе, к социально-культурной системе связана с конфликтностью по поводу выстраивания социальных границ между подобными системами. Он, в частности, видел в этом этологические корни и полагал, что человеку присущи две базовые потребности. Во-первых, это потребность в солидарности и симпатии. Она реализуется в первую очередь в рамках своей группы. Во-вторых же, Г.Зиммель писал о "естественной враждебности между человеком и человеком", он выделял "инстинкт борьбы" и "изначальную потребность во враждебности", отмечал "легкую внушаемость враждебного настроения" [Зиммель, 2007, с. 5-15]. Это относится в первую очередь к межгрупповым отношениям. Его американский последователь Л.Козер суммировал выводы Г.Зиммеля таким образом:

"Конфликт служит установлению и поддержанию самотождественности и границ обществ и групп. Конфликт с другими группами способствует также упрочению и подтверждению идентичности группы и сохранению ее границ в отношении окружающего социума. /…/ Такие устойчивые структуры антагонизмов предотвращают постепенное размывание границ между группами в социальной системе…" [Козер, 2000, с. 58].

Смена социально-культурных систем, возникновение в ходе конфликтов новых социальных границ и идентичностей – суть исторического процесса, выраженная самым общим языком. Но здесь надо учесть еще несколько вопросов. В современном мире уже несколько сотен лет идентичности, а следовательно, групповая принадлежность, создаются, конструируются. Так, современный английский исследователь наций и национализма Б.Андерсен, исследуя национальные революции в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, пришел к выводу, что идентичности этого типа формируются в рамках государственной политики, использующей такие "инструменты", как создание национальных языков и литературы, прессы, проведение переписей населения, распространение географических карт, музеев, создание официальных версий истории, в том числе и в рамках школьного образования [Андерсон, 2001].

Современный немецкий исследователь идентичности В.Хесле настаивает на том, что она постепенно размывается, "сохранение же идентичности предполагает преодоление противодействующих сил". По его мнению, важнейшими факторами сохранения идентичности можно считать историческую память и прогнозирование будущего. Однако если идентичность можно конструировать, она подвержена также деконструкции, названной автором "кризисом коллективной идентичности". Основные ее причины он видит в следующем: "…отрицание символов, распад коллективной памяти, представленной традициями, а также утрата веры в общее будущее, дисгармония между описательными и нормативными образами себя, прерывность в истории, несоответствие между представлением культуры о самой себе и ее образами в других культурах, наконец, чувство неполноценности относительно более совершенной культуры" [Хесле, 2007, с. 17-40].

Следует добавить, что чаще всего существует иерархия идентичностей, так как любой человек принадлежит одновременно к нескольким группам. Обыденная жизнь не дает много возможностей для постоянной манифестации идентичностей – в отличие от того, что предполагал французский ученый Э.Ренан, когда писал о том, что "нация – это ежедневный плебесцит". Проблема идентичности выступает на первый план во времена кризисов. Современную же эпоху американский социолог И.Валлерстайн характеризует так:

"Мы живем в эпоху "группизма" – образования групп, имеющих защитный характер, каждая из них стремится к достижению самосознания, на базе которого упрочивается солидарность и борьба за выживание одновременно с борьбой против других таких же групп" [Валлерстайн, 2003, с. 10].

В этом высказывании речь как раз и идет о современной кризисной ситуации, о том, что мир стоит на пороге радикального переустройства. Сам И.Валлерстайн предполагает, что заканчивается эпоха либерализма, тесно связанного с капитализмом (1789-1989 гг.). В эту эпоху противостояние в основном развивалось по линии Север-Юг при наличии на заключительных этапах выраженной конкуренции по линии Запад-Восток (капитализм-социализм). Весь XX век, по мнению исследователя, был с подачи американского президента Вудро Вильсона и русского революционера Владимира Ленина отведен решению двух задач: национальному самоопределению и экономическому развитию стран Юга. Если первая задача была решена, то вторую решить не удалось. (Добавлю от себя, что она вообще не имеет решения при капитализме, что было аргументировано исследователями в рамках концепции "империализма"). По мнению американского ученого, в последующий исторический период продолжится конкуренция между несколькими центрами развития в рамках Севера и общее противостояние с Югом [Валлерстайн, 2003, с. 14-28].

С И.Валлерстайном во многом можно согласиться, но, как мне кажется, наиболее вероятный прогноз был сформулирован американским политологом С.Хантингтоном в рамках концепции "столкновения цивилизаций" [Хантингтон, 2003]. Критики идей американского политолога не обратили внимания на самое главное положение его статьи, впоследствии переделанной в книгу. Это положение заключается в том, что он рассматривает цивилизации как становящиеся социально-культурные системы нового, цивилизационного типа, в центре которых лежит близость людей по культурно-религиозным основаниям. В своей последующей книге он логично переходит к проблемам идентичности [Хантингтон, 2004], так как смена базовых оснований мироустройства должна сопровождаться иденификационным кризисом.

Я вслед за С.Хантингтоном предполагаю, что сейчас на смену доминировавшего в течении тысячелетий политического типа социально культурных систем, приходит новый базовый тип, который можно назвать "цивилизационным". Его основные характеристики трудно сейчас предугадать, точно также как людям племенных сообществ трудно было дать сущностную характеристику государства. Однако можно считать, что это будут какие-то объединения уже существующих государств, выполняющие новые функции. Хорошим примером этого направления развития могут служить Евросоюз и блок НАТО.

На мой взгляд, есть все условия для формирования новой социально-культурной системы и в рамках исламского мира. Сейчас он уже выделяется сетью локальных конфликтов на своих границах – от Нигерии и Балкан на Западе до Восточного Тимора и движения моро на Востоке [подробнее по этому вопросу см.: Воскресенский, 2005]. Да и военные операции, проводимые сейчас странами Запада в Афганистане и Ираке, также как угрозы и санкции в адрес Ирана, явно способствуют консолидации мусульманского мира. В этом же направлении действует продолжающийся палестино-израильский конфликт.

За XX в., с. 1990 по 2000 г., исламский мир сделал большой рывок вперед в области численности верующих мусульман. Так, за это время все население мира выросло с 1630 до 6044 млн чел. (на 271%). Среди всех конфессий быстрее всего шел прирост мусульман: их численность выросла на 446% (в то же время численность христиан всех деноминаций выросла на 258%). Правда, за то же время наиболее быстрыми темпами росла численность неверующих – с 5 до 1208 млн чел. (мусульман в 2000 г. было 1180, христиан 1995, индуистов 888 млн чел.). [Жданов, 2003, с. 447-448]. Как очевидно, мусульмане в 2000 г. были третьей по размеру вероисповедальной группой после христиан и "неверующих", а это очень большой человеческий капитал. Кроме того, следует добавить о современном возрождении ислама, как и многих других конфессий [напр.: Малашенко, 1998]. По данным социологических опросов, проведенных в Поволжье, верят во Всевышнего 74% опрошенных татар и башкир соответствующих республик; колеблются между верой и неверием 12% [Синелина, 2006, с. 52]. Хорошо подчеркивает потенциал ислама тот факт, что в него ежегодно обращаются от 3 до 5 тыс неверующих граждан крупнейших стран Европы. Насколько я знаю, в английском парламенте заседают сейчас два лорда-мусульманина.

Важным преимуществом современного ислама является его широкая территориальная экспансия [напр.: Наумкин, 1995; Ланда, 2002]. Так, только в странах ЕС сейчас, по разным данным, проживает от 15 до 30 млн мусульман. Некоторые исследователи предполагают, что к 2025 г. в населении стран Севера выходцы с Юга будут составлять от 30 до 50% [Валлерстайн, 2003, с. 27], и это будут в большей части мусульмане. Следует добавить, что уже сейчас мусульманские диаспоры не проходят классические стадии интеграции и ассимиляции: выживание, образование общины, зрелая община, упадок [Левин, 2001, с. 40-66]. Многие мигрантские мусульманские группы составляют общины, отделенные от коренного населения социальными и культурными границами. Судя по ряду событий последних лет (участие "натурализованных" мусульман в террористических актах в странах Европы, "карикатурные скандалы" и т.д.), формирование особого "евроислама" пока находится под вопросом и будет в первую очередь зависеть от политики Евросоюза.

Важными факторами формирования на базе исламских стран социально-культурной системы особого типа могут быть и следующие. В экономической сфере это в первую очередь сосредоточение в исламских странах основных разведанных запасов энергоносителей, что ставит эти страны в особое положение в мире. Можно также сказать и о набирающей силу "мусульманской экономике" (особенно быстро развивается ее банковский сектор), которая вполне может составить конкуренцию экономике капиталистической [напр.: Жданов, 2003; Завадский, 2008]. Сюда же можно отнести существование и активную деятельность ряда исламских организаций, наиболее известной из которых является Организация Исламская Конференция. Важным фактором консолидации ислама могут стать принятые международные документы: "Всеобщая исламская декларация прав человека", "Каирская декларация по правам человека в исламе" и т.д.

Если моя гипотеза верна и если в дальнейшем мир будет консолидироваться в рамках социально-культурных систем цивилизационного типа, следует предполагать рост мусульманской идентичности. Однако с этого момента возникает больше вопросов, чем ответов на них. Например, такой. Классик исламоведения Г.Э. фон Грюнебаум писал: "Абсолют ислама самодостаточен; абсолютная правда самодостаточна…" [Грюнебаум, 1999, с. 344]. Он имел в виду, что ислам это целостная религия и что мусульманская идентичность не требует дополнительных усилий. Но буквально через несколько абзацев он указывает на причины конфликта между исламским началом и местными культурными образцами:

1) соотношение "большой и малой традиций";

2) соотношение сунны и бида;

3) расхождение между правовыми нормами, в том числе между ними и шариатом;

4) создание сектантских общностей и движений в рамках ислама;

5) возможность в исламе различных локальных организационных вариантов;

6) противопоставление универсальной нормы и локальной практики;

7) более высокий уровень культуры в некоторых регионах, куда ислам пришел [Грюнебаум, 1999, с. 345-346].

Действительно, на пути подавляющей общеисламской идентичности стоит разделение религии на суннитскую и шиитскую ветви; выделение крупных региональных блоков, говоря условно, арабский ислам, индоиранский ислам, тюркский ислам, северокавказский ислам, европейский ислам, индонезийский ислам; выделение как минимум трех типов стран с мусульманским населением: страны с доминирующим традиционным исламским населением, страны с традиционным исламским меньшинством, страны с мигрантским исламским меньшинством. В связи с этим трудно прогнозировать, какое место займет ислам в иерархии идентичностей в том или ином регионе. А поэтому трудно и дать ответ на чисто политический вопрос: какому цивилизационному центру исламское население того или иного региона будет проявлять наивысшую лояльность.


Литература:

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково поле, 2001.
2. Барт Ф. (ред.) Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. М.: Новое издательство, 2006.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб.: Питер, 1999.
4. Валлерстайн И. После либерализма. М.: Едиторал УРСС, 2003.
5. Воскресенский А.Д. (ред.) Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. М.: МГИМО(У), 2005.
6. Грюнебаум Г.Э., фон. Становление и особенности исламской цивилизации // Ерасов Б.С. (сост.) Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 1999.
7. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 2003; Завадский М. Коран для гонконгского финансиста // Эксперт. 2008. N 7. 18-24 фев.
8. Зиммель Г. Человек как враг // Апокалипсис смысла. Сборник работ западных философов XX – XXI вв. М.: Алгоритм, 2007.
9. Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идея-Пресс, 2000.
10. Ланда Р.Г. (ред.) Мусульмане на Западе (сборник статей). М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2002.
11. Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). М.: ИВ РАН, 2001.
12. Малашенко А. Исламское возрождение в современной России. М.: Московский Центр Карнеги, 1998.
13. Наумкин В.В. (ред.) Мусульмане в иноконфессиональной среде. М.: РЦСМИ, 1995.
14. Наумкин В.В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов. М.: КомКнига, 2005.
15. Олкотт М.Б., Тишков В., Малашенко А. (ред.) Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.: Московский Центр Карнеги, 1997.
16. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997.
17. Синелина Ю.Ю. Изменение религиозности населения России: православные и мусульмане. Суеверное поведение россиян. М.: Наука, 2006.
18. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.
19. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: АСТ, 2004.
20. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Апокалипсис смысла. Сборник работ западных философов XX – XXI вв. М.: Алгоритм, 2007.

Автор
Лев Перепелкин
к.и.н. ст.н.с. Института Востоковедения РАН

Источник - central-eurasia.com
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1373877660


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх