Фируз Умарзода: О чем не молчит таджикский рэп 00:21 26.07.2013
Все большее предпочтение в своей работе таджикские рэперы стали отдавать политическому направлению. Как комментируют сами рэперы, это связано с тем, что они не могут остаться в стороне от того, что происходит в стране. Даже если находятся при этом вдали от родного дома. Музыкальный жанр рэп возник в конце 70-х годов среди афроамериканцев. Он представляет собой речитатив, который читается под ритмичную музыку. Имеются различные направления рэпа, в том числе и политический. Первыми исполнителями политического рэпа считают влиятельную группу Grandmaster Flash and the Furious Five, которая в 1982 году выпустила политическую композицию The Message ("Послание") - своеобразный рассказ о повседневных вещах, с которыми сталкивается угнетенный политической системой гражданин… В Таджикистане рэп появился в середине 90-х годов, но его расцвет пришелся на 2004–2005 годы. В своих произведениях таджикские рэперы закладывали тему любви, быта, но сейчас, как говорится, они вышли на новый уровень – на уровень политического рэпа. "Сын бедной страны" К одному из таких относится Мастер Исмайл, считающийся одним из популярных исполнителей жанра в Таджикистане. В Интернете уже давно крутиться его рэп-композиция "Давай, до свидания!", в которой рэпер говорит, что надоело знать, что земля отдается, и не может молчать, "когда над нами смеются". "Политиканы с набитыми животами, не насытятся они банковскими счетами. А народ все молчит и терпит, тупо верит, что когда-нибудь на их улице будет праздник. Я сын этого города и этой бедной страны, и кто, если не мы, сможем выйти из тьмы? Вокруг - стройки, отели, модные магазины, и в то же время нет воды и света, и все без причины. Почему народ должен быть рабом в чужой стране, кто-нибудь в этой стране может ответить мне? Моя родина тихо плачет и ждет, ждет, пока ее спасет его народ", - таков основной текст этой песни. Как рассказывал автору материала сам Мастер Исмайл, когда он еще жил в Таджикистане, его не раз навещали работники правоохранительных органов, которые требовали от певца "не переходить границы". Сейчас Мастер Исмайл живет в России и более свободен в своем "творчестве". "За свободу слова!" Имя другого рэп-исполнителя читателям уже знакомо. Весной этого года СМИ сообщали о задержании таджикского рэпера Дороба Янса (Дороб Доробов) в Москве в связи с его политизированным творчеством. Сообщалось, что его привлекают к ответственности за трек на памирском и русском языках "Ачас карор мак" ("Никогда не молчи"). Трек был посвящен прошлогодним хорогским событиям, в нем также говорилось о произволе и коррупции в силовых органах, которые "запугивают народ". В песне он призывает говорить о "несправедливости" и считает, "если тебе есть что сказать, то говори об этом, никогда не молчи", и призывает "сделать правильный выбор на президентских выборах". Однако через некоторое время сам рэпер опроверг информацию о том, что его официально задержали. Тем не менее, он сказал, что, действительно, с ним вели "разъяснительный разговор" полиция и представители таджикской диаспоры. И после "разговора" рэпер остался при своем принципе, которые он озвучил так: "Мы за свободу слова!" Популярность исполнителю была обеспечена… Между тем отметим, что о хорогских событиях в жанре хип-хоп читает не только Дороб. Весной этого года в Интернете был распространен трек другого таджикского рэпера MC Khurshed "Jyul 24", где также за основу взяты хорогские события. Песня создана на памирском языке. Подход к треку у MC Khurshed оказался очень серьезным. Начинает он его с речи бывшего полевого командира Бадахшана Алеши Аембекова (брата Толиба Аембекова, который имеет непосредственное отношение к хорогским событиям), который призывает каждого к рассудительности, чтобы не довести до беды: "Каждый, кто делает глупость, должен отвечать за нее. С каждым будем разговаривать. Даже если это мой брат, он должен ответить за свой поступок… Если один в гневе обматерил, другой ударил, а третий вытащил автомат – это не приведет нас к добру. Это в итоге навлечет большую беду на Бадахшан", - говорил А.Аембеков. Следует отметить, что данная запись была сделана в 1994 году, незадолго до гибели А.Аембекова. После этого под трогательный музыкальный мотив приводится речь главы ячейки ПИВТ Сабзали Мамадризоева, которая была им произнесена 23 июля, накануне военного противостояния, и в которой он призывает к разрешению существующих проблем в стране. "Сегодня бадахшанцы, согдийцы, хатлонцы находятся в трудовой миграции, кто о них заботится?" - говорил Мамадризоев. Далее уже идет вступление самого автора, выражающего свое недовольство военной операцией, когда "с одной стороны были выстроены 100 человек, а с другой - 3 тысячи", которая унесла жизнь братьев, "которых больше не вернешь, чьи глаза больше не увидишь". "Кулябцы, гармцы, памирцы не были врагами. Враг пришел со стороны и замешался среди нас… Не должно так быть, чтобы отец хоронил сына, не должно так быть, чтоб мама видела кровь сына… Отдам свою жизнь за Памир; путь всегда живет твое имя, Памир", - читает автор в своей песне... Скажите, пожалуйста, Ваше Величество Последнее время большой популярностью пользуется трек Таджика из Новосибирска под названием "Скажите, пожалуйста, Ваше Величество", который является своего рода обращением к президенту Таджикистана Эмомали Рахмону. В своей песне Таджик из Новосибирска спрашивает главу государства: "Скажите, пожалуйста, Ваше Величество, где газ, где вода, где электричество? Где экономика, где стратегия, где вами обещанная клятва? Почему Россия должна нас содержать? Где наши права? Где свобода слова? Люди хотят правды, хотят справедливости, но вы их пугаете, они боятся мести. Хватит пытать народ, мы хотим перемен. Даже вне Родины я остался патриотом своей страны. Наш народ достоин жить лучше" и добавляет: "Мы хотим перемен!" …Но в целом, стоит отметить, таджикский рэп является аполитичным, большинство рэперов либо не касаются политической темы, либо стараются "тщательно закамуфлировать эту тему". Сами рэперы говорят: "чтоб не иметь лишних проблем". Однако те рэперы, которые уже "политизировались", говорят, что будут продолжать работать в этом направлении. - Песня "Никогда не молчи" - это первый мой политический трек. До этого читал рэп на социальные темы. Я читаю о том, что вижу вокруг, и последние годы я вижу, что между таджикским народом и правительством появляется много проблем. Это и стало причиной тревоги многих, в том числе и меня. И до тех пор, пока будут существовать социальные трудности, песни вроде "Никогда не молчи" будут звучать, - говорит Дороб Янс…
25/07/2013 Фируз Умарзода,
|