Рустам Ибрагимбеков: "Власть в Азербайджане абсолютно распоясалась" 22:25 01.08.2013
"Власть в Азербайджане абсолютно распоясалась": интервью Рустама Ибрагимбекова
Национальный совет демократических сил Азербайджана (НСДС) на прошедшем 30 июля совещании в городе Тбилиси принял решение обратиться к президенту России Владимиру Путину с просьбой ускорить процедуры прекращения российского гражданства кандидата в президенты Азербайджана от НСДС, кинодраматурга Рустама Ибрагимбекова. Корреспонденту ИА REGNUM удалось задать несколько вопросов кандидату в президенты от объединенной азербайджанской оппозиции.
ИА REGNUM: Г-н Ибрагимбеков, вы выдвигаетесь кандидатом в президенты Азербайджана от оппозиции. Почему вы, человек из сферы культуры, имеющий мировую известность, вдруг решили заняться политикой? Что вас к этому подтолкнуло?
Прежде всего, к этому меня подтолкнула невыносимая общественно-политическая ситуация, создавшаяся в Азербайджане за последние годы. Любой гражданин Азербайджана, если его хоть как-то волнует судьба его Родины, его страны реагирует примерно так, как я. А то, что я оказался выдвинутым на самый передний край, связано, видимо, с отношением людей ко мне. Дело в том, что я прежде, и в советские времена старался говорить правду в своих произведениях. В связи с тем, что фактически в Азербайджане уже 20 лет народ лишен возможности проводить выборы и самому что-либо решать в своей стране, в связи с тем, что страна погрязла в коррупции, я начал об этом обо всем говорить, выступать уже и не только как писатель, но и как человек с достаточно сильным общественным темпераментом. Это привело к очень негативному отношению власти ко мне.
Мы, группа интеллигентов, создали форум интеллигенции и пытались в течение 2-3 лет убедить власть вступить в диалог с обществом. К сожалению, власть приняла все это в штыки. Многих стали преследовать: увольнять с работы, разгонять организации, предъявлять какие-то уголовные претензии. И тогда возникла идея создания объединенного совета. И этот Национальный совет впервые за 20 лет объединил наиболее яркие, заметные демократические силы в Азербайджане - и организации, и отдельных известных личностей - с тем, чтобы прийти на эти выборы с единым кандидатом. Выбор пал на меня, таким образом, сначала я оказался председателем этого Национального совета, а затем и единым кандидатом.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете текущую политическую ситуацию в Азербайджане в целом и предвыборную кампанию в частности?
Общественно-политическая ситуация невыносима. Власть абсолютно распоясалась, людей сажают в тюрьмы, не дают возможности выехать за пределы города руководителям партий, движений, чтобы пообщаться с членами партий. Аресты, гонения, обвинения, подтасовки - ситуация в Азербайджане ужасная. Власть говорит о демократии, а на самом деле продолжает торопливо разворовывать национальные богатства, выводить капитал за пределы родины, на фоне жесточайших репрессий народ нищает.
ИА REGNUM: Вы приняли решение отказаться от российского гражданства, чтобы иметь возможность, не нарушая законодательства Азербайджанской Республики, баллотироваться в президенты. Расскажите, как протекает процесс выхода из гражданства России и когда вы намерены отправиться в Баку?
Я принял это решение и осуществляю его. Поскольку это требует по российским правилам моего личного участия во всех процедурах, я завершу эти процедуры, и затем приеду в Азербайджан уже с возможностью быть зарегистрированным.
ИА REGNUM: Насколько велики ваши шансы на выборах, если ЦИК все-таки вас зарегистрирует в качестве кандидата и вам позволят вернуться на Родину и участвовать в кампании?
На Родину вернуться они мне позволят, позволят ли мне они участвовать в выборах - вот этот вопрос сложный. Но я надеюсь и на то, что народ не согласится на то, чтобы события развивались в этом направлении, а также международная общественность, пресса. Мы просим то, что имеет место и в других государствах в мире, народы этих государств, даже в монархиях, имеют возможность выбирать свою власть. Мы просим позволить нам нормально участвовать в выборах. И мировая общественность, в том числе российская, должна нам в этом помочь, мне кажется.
Я расцениваю свои шансы очень высоко, не потому что высоко ценю свою личность, но потому что народ настолько устал от этой власти, что появление реального кандидата дает ему реальную возможность победить на этих выборах. Другое дело, что у власти есть огромный опыт, огромные деньги, административный ресурс, и она пойдет на все, чтобы подтасовать эти выборы. И тут тоже слово за народом.
ИА REGNUM: Против возглавляемого вами Союза кинематографистов власти возбудили уголовное дело о присвоении государственных средств, и это может стать поводом для вашего ареста по прибытии в Баку. Кроме того, провластные пиарщики распускают слух, что вы являетесь "человеком России", которого поддерживают азербайджанские миллиардеры, проживающие в Москве. Прокомментируйте это.
Они идут на всяческие измышления, никаких оснований предъявлять какие-либо претензии Союзу кинематографистов у них нет. Они могут придумать все, что угодно. Вот мы здесь собрались, в Тбилиси, они распространили слух, что мы настолько проармянски настроены, что проводим свою встречу в отеле, хозяином которого является армянин. Мы говорим, что совещания мы проводим в разных местах и никогда нам в голову не приходило выяснять, кто по национальности хозяин отеля. Только извращенный мозг нашей правительственной пропаганды может пользоваться такими методами. Потом еще выяснилось, что в этом же отеле свои мероприятия неоднократно проводили представители азербайджанской телекомпании, которая, по сути, является лично компанией президента. Посмотрим, какие еще претензии начнут предъявлять ко мне власти.
Что касается того, что мне помогают российские миллиардеры азербайджанского происхождения - то этого нет. Если кто-то из них готов выделить на выборы в Азербайджане хоть немного денег, я готов их принять. Но, к сожалению, эти люди заняты собой, своими делами.
ИА REGNUM: Обрисуйте основные положения вашей предвыборной кампании во внутренней и внешней политике. Особенно нас интересуют ваши подходы в отношении России, а также урегулирования карабахского конфликта.
Национальный совет сразу же после своего создания принял декларацию, в которой четко написал, что избранный президент будет у власти два года на переходный период. В этот период будет сделано все, чтобы ограничить полномочия президента и передать их парламенту и правительству, а по окончании этого срока будет избран новый президент, будут внесены необходимые конституционные поправки путем референдума, чтобы страна стала более демократичной, будет объявлена беспощадная борьба с коррупцией. Азербайджан не отступит от своего намерения войти в европейскую семью народов. Это завещано нам еще основателем первой демократической Республики Азербайджан в 1918-20-х гг.
Что касается наших ближайших соседей, мы будем стараться сохранять с ними максимально хорошие отношения. Мы четко понимаем роль России и в мире, и в этом регионе, и мы собираемся сохранять дружеские отношения, сотрудничать, ставя во главу, прежде всего, интересы Азербайджана. С моей точки зрения, интересы Азербайджана никак не противоречат хорошим отношениям с Россией. Точно также я считаю, что у нас должны быть хорошие отношения и с Турцией, и с Ираном, и с Грузией.
Что касается карабахского вопроса, я ответственно заявляю, что решение этого вопроса затянулось так надолго потому, что существующая ситуация устраивает коррумпированную власть в Азербайджане и, видимо, армянскую сторону, если она хочет, чтобы сохранялась такая ситуация. Это источник огромных денег, источник неконтролируемых финансовых потоков. Имитируя процесс решения этого вопроса, на самом деле, по крайней мере, азербайджанская сторона, мало что делает для его решения. Это почему-то все узурпировано, находится в руках узкого круга людей. Мы придерживаемся того, что к этому процессу должен быть подключен народ, что все это должно решаться и на уровне гражданской дипломатии, что надо перестать оскорблять друг друга и перейти на совершенно другую интонацию.
Я трезво понимаю, что это сложнейший геополитический вопрос, и что без доброй воли и желания сильных государств мира, этот вопрос тоже будет трудно решить. Тем не менее, мы должны оздоровить обстановку в Азербайджане, чтобы мировая общественность помогала бы нам сохранить нашу территориальную целостность, вернуть захваченные агрессором земли и дальше привлечь внимание к вопросам, связанным с самим Карабахом. Карабах, с нашей точки зрения, временно захвачен. Это наша территория, это наши жители и независимо от их национальности это граждане Азербайджана - и азербайджанцы, и армяне. Азербайджанцы, надеюсь, вернутся туда. К ним должно быть равное хорошее отношение, они должны знать, что у них равные права, знать, что государство гарантирует их безопасность, понимать, что они живут в демократическом государстве.
Я надеюсь, то, что сейчас в Азербайджане воруют, будет возвращено народу, это даст возможность для другого уровня жизни. Мы будем стараться, сохраняя территориальную целостность Азербайджана, предоставить максимум прав и возможностей Нагорному Карабаху для его развития, у нас есть определенные наработки в этой области.
|