КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 04.08.2013
13:10  Л.Штоппель: Несметные сокровища атамана Дутова спрятаны в ущелье Карасарык, близ Сарканда
13:06  Геометрические углы пирамиды Хеопса – это географические координаты казахстанского городища Акыртас...
13:03  "Э-К": Зеки бывают разные – черные, белые, красные. Рассказ казахстанца, сидевшего в американской тюрьме
11:14  "РГ": Исламисты не собираются идти на поклон властям Египта
10:01  Аскар Акаев: "Национальные элиты освободились и эксплуатируют народы бесконтрольно, пугая его потерей независимости..."
09:46  Ш.Султанов: Иди туда, не знаю куда. Провал политики США на Ближнем Востоке
09:44  Г.Иванкина: С какой целью ведутся разговоры о "восточном" менталитете русского народа?

09:41  Ю.Баранчик: Длинная вереница смертей. "Эффект Сноудена" уже заработал
07:52  "Фонд Нурсултана Назарбаева" наделили неприкосновенностью имущества
07:49  Погранвойска Таджикистана не подтверждают факт убийства на границе водоплавающей жительницы Узбекистана
Суббота, 03.08.2013
14:12  Китайцы обещают Киргизии $400 млн льготного кредита на строительство "альтернативной" транс-кыргызской автотрассы "Север-Юг"
14:11  "БТА банк Кыргызстан" вернут казахстанским инвесторам
13:58  "Ваши узбеки поубиваются". Навальный просит Собянина объяснить, зачем гастарбайтеры срывают его предвыборные баннеры
13:38  Б.Сейдахметова: Таджикистан в ожидании осени
13:30  Восемь детей погибли в Афганистане при взрыве у индийского консульства
10:44  Мухиддин Кабири: ПИВТ сохранит свое название
10:38  Казахстанские ученые утверждают, что у 80% европейцев имеются корни в Центральной Азии
00:22  Новая порция разоблачений от Сноудена: программа XKeyscore фиксирует все, что вы делаете в Интернете
00:13  Замели юбкой. Казахстанского экс-банкира Аблязова выследили по следам его знакомой - экс-жены украинского бизнесмена Тищенко
00:10  А.Казанцев: Афганистан может стать для США вторым Вьетнамом
Пятница, 02.08.2013
21:26  Сын экс-омбудсмена Киргизии сел на 12 лет за вымогательство
21:21  Президент Ирана не призывал уничтожить Израиль. Речь Хасана Роухани была искажена в СМИ
21:14  С.Шамолов: Таджикское правительство травит собственный народ, зарабатывая на этом деньги
18:10  С.Иванов: США и сирийская трагедия
18:05  С.Калманбетов: Кыргызстан. Борьбу с экстремизмом "съедает" коррупция
17:56  "Первая квартира моя была 27 кв. метров в "хрущевке".... Елбасы рассказал о своей первой квартире
17:39  Вице-премьер Киргизии Тайлиева залезет на Пик Ленина. Фестиваль всего за 200 тыс. бюджетных сом
17:27  Т.Кучуков: Маврин сделал свое дело... По сыну генерала-уголовника из КНБ Ильясова плачет психушка
17:14  Э.Темир: Не прогадать бы нам... До парламентских выборов в Киргизии еще далеко, но
17:05  С.Чериков: Как А.Атамбаев тащит бегемота по имени "Кыргызыстан" из болота
17:00  Б.Сейдахметова: Подразделение "анти". Узбекистан по-своему готовится к выводу войск НАТО из Афганистана
16:57  Ю.Жихорь: Секрет сервиса. Как можно заработать на казахстанской нефти, не пересматривая контрактов?
16:35  Н.Еримбетов: "В Казахстане растет пропасть между богатыми и бедными, и именно это может послужить причиной конфликта"
16:32  Г.Турсунова: Сестры по несчастью. В Астане буйным цветом процветает сексуальное рабство!
16:13  Узбекистан предложил экспортировать электричество в Пакистан через Афганистан
14:55  "НП": Казахстан депортирует в Россию православного попа - директора детского приюта
13:58  Овсянка, сэр Балдри... Казахстанскую компанию Kazakhstan Kagazy Plc возглавил член парламента Великобритании
13:54  ВМС Казахстана вышли на маневры в Каспий и успешно "провели имитацию катерного нападения"
13:18  Госсекретарь США Керри назвал военный переворот в Египте "восстановлением демократии"
13:15  В.Маков: Поколения имбецилов. Как Америка боролась за чистоту генофонда
13:06  Французский суд не выпустил каз-банкира Аблязова под залог
11:57  Писатель Адлет Кумар о поездке на Байконур: "Казахстанцы живут как негры в ЮАР при апартеиде!"
11:44  Asia-Plus: В Таджикистане нет политических СМИ?
11:41  Социал-демократическая партия Таджикистана запустила свой сайт. На таджикском и русском
11:07  Т.Джафаров: Инаугурация президента и новые возможности внешней политики Ирана
10:59  Нехватка VIP-гостей на инаугурации Роухани
10:56  Без бумажки, ты - ... Женщины в Грузии протестуют против "справок о девственности"
10:47  После падения с лошади Аркадаг пересел на водный скутер
10:32  Е.Новикова: Исламистов в Египте разгонят силой. Сторонники Мурси не намерены уступать, кровопролитие им на руку
10:27  EurasiaNet: Центральноазиатские трудовые мигранты находят лучшие возможности для заработка на Дальнем Востоке
10:10  П.Тарасенко: Ирану добавляют санкции. США планируют урезать экспорт иранской нефти
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Г.Иванкина: С какой целью ведутся разговоры о "восточном" менталитете русского народа?
09:44 04.08.2013

Восток-Запад
Споры вокруг русского менталитета
"Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись…"

Редьярд Киплинг.

"Восток – дело тонкое…"

Товарищ Сухов.

Пафосные строки Александра Блока про "азиатов с раскосыми и жадными очами", кажется, не цитировал только ленивый. Однако стоит читать стихи полностью или не читать их вообще.

"Мы любим все - и жар холодных числ,

И дар божественных видений,

Нам внятно все - и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений..."

Хотя, поэт пытается бравировать "…своею азиатской рожей", однако же,при этомне забывает, что русскому подвластно все – и алгебра, и гармония, и французские виньетки слов, и немецкое философствование. Русский ум склонен и к техническим, и к гуманитарным дисциплинам, везде достигая совершенства. А теперь, вспомните, что from Russia популярно во всем мире? Что сделалось частью общекультурного мирового наследия? Итак, балет – как дягилевский, так и советский и даже современный. Романы - Толстой, Достоевский. Драматургия – Чехов. Музыка – Чайковский, Рахманинов, Стравинский. Архитектура авангарда 1920-х годов – рационализм и конструктивизм. Дизайн и фотография того же периода – Лисицкий, Родченко, Попова, Степанова. Советский кинематограф – Эйзенштейн (художественные картины), Вертов (документальный жанр). Наука, Космос – спутник и Гагарин. Советский спорт 1960-1980-х годов – победы на всех олимпиадах и чемпионатах мира. Мы не увидим решительно ничего, что принято считать характерно восточным явлением. Русские писатели или, скажем, композиторы, не говоря уже об ученых, всегда работали в русле "западной", европейской мысли.

Однако вслед за Блоком (точнее, цитируя вырванные из контекста строки) многие авторы спешат расписываться в близости русского менталитета – условно-восточному. Почему – условно? Да, хотя бы, потому что китаец не похож по своему поведению на турка, как, кстати, немец не похож на француза. Впрочем, и баварец - саксонцу не товарищ. До сих пор. Это я о том, что даже в эпоху агрессивной глобализации национальные, региональные черты все равно оказываются на поверхности, и тут уже не так важно, восток или запад мы обсуждаем. Но есть некие типичные черты, которые чаще всего относят к цивилизациям Востока. Какими же критериями пользуются авторы, когда называют Россию более Азией, нежели Европой? Так, принято противопоставлять восточное тяготение к традиционности, к устойчивости форм, к неизменности и западное стремление к бесконечной новизне. То есть, традиция VS мода. Собственно "мода", как понятие, означающее постоянную смену актуальных тенденций, действительно возникло в Западной Европе в XIII-XIV веках. Мол, Восток стремится к сохранению, а Запад к обновлению. И вот эти русские тоже любят традиционный уклад и ни за что не расстанутся со своими представлениями о жизни.

Теперь вспоминаем Англию. Уж более "западную" по духу страну сложно и отыскать. Что мы видим? Маниакальное стремление сохранять свои обычаи, пестование национальной "самости", нежелание упразднять многие отжившие и даже мешающие системы (в том числе, в области права). А потом обращаем свой взор, к примеру, на советские 1920-е, когда именно Россия находилась в авангарде социально-политической и, разумеется, дизайнерской мысли. Тогда радикальному переустройству подвергалось все – от личного быта до управления государством. Если внимательно читать учебник истории, то мы увидим, что именно Россия любит меняться, именно тут самые смелые идеи находили и находят поддержку. Более того, русские делают все очень быстро, что отрицает тезис о "бесконечном" времени, в котором пребывает любой восточный человек.

Когда небезызвестный русофоб маркиз де Кюстин прибыл ко двору Николая I, он был удивлен темпами строительства – дворец, пострадавший от пожара 1837 года, к 1839 году был уже восстановлен в большей части. Француз признавался, что на его прекрасной родине это заняло бы гораздо больше времени. "Время – вперед!" - так называлась книга Валентина Катаева о советской индустриализации, также проведенной в фантастически-короткие сроки. Мне могут возразить – ну одно дело государственный или же культурный уровень, другое – народно-бытовой. Еще в тех же 1920-х годах русские крестьяне носили домотканые рубахи и расписывали свои прялки солярными символами, как в языческие времена, а недобитые провинциальные купцы, ненадолго ставшие нэпманами, носили свои плисовые кафтаны, поддевки и смазные сапоги.

Все правильно. А теперь поезжайте в современную Америку и посмотрите на так называемых ‘rednecks’. На "истых" американцев, которым свойствен махровый консерватизм, ненависть или неприятие крикливой новизны, осуждение всяческих "креативных меньшинств" и прочих сомнительных достижений цивилизации. Реднеки тоже предпочитают джинсы старых проверенных фирм и клетчатые ковбойки (то есть одежду своих предков), стетсоновсике шляпы и другие атрибуты американской архаики. Их женщины тоже не носят мини-юбки со стразами и не копируют Lady Gaga. Более того, они сидят дома и растят детей. В одной из американских программ, посвященных жизни в глубинке, говорилось, что многие провинциальные семьи не имеют… телевизора! Как их дедушки воспротивились "адской штуковине" в 1950-х, так и их внуки не приобрели TV до сих пор. А внешне – белокурые, с румяными щеками wasp-ы, имеющие свою ферму. Это – восточные люди? Это граждане страны, которая диктует всему миру тренды и бренды.

Смотрим далее. Считается, что восточному человеку свойственна созерцательность, то есть пассивное восприятие познаваемой действительности без активного воздействия на нее, если мы будем брать философское определение этого понятия. Сиди в позе лотоса и достигай нирваны, ибо истина не вовне, а в тебе самом. Времени – вагон. Тогда как западный ум всегда пытается переделывать мир и искать смыслы вовне. Вот и русские созерцательно относятся к действительности, они все Платоны Каратаевы. Вот уж, кому свойственно переделывать мир, так это русскому человеку. Причем, иной раз, не только у себя дома, но и за пределами. Это и открытие новых земель, и мореплавание, и расширение границ бытия, и все те же имперские амбиции, свойственные, как царской России, так и Советскому Союзу. Пассивно-созерцательный социум никогда бы не стал первой космической державой. Зачем, если космос – в тебе самом?

Далее, восточным народам всегда приписывается любовь к тиранам, к повиновению, к деспотиям всех сортов и, как следствие, недоверчиво-скептическое отношение к свободам и к демократии. Западные же народы, напротив, уважают "общественный договор" и прочие "либертэ – эгалитэ". Русские, как нам говорят, уважают "сильную руку" в лице таких видных представителей, как Иван Васильевич, Петр Алексеевич и Иосиф Виссарионович, тогда как цивилизованные народности предпочитают либерально-умеренных монархов и толерантных философов на троне. То-то я смотрю, что у французов до сих пор любовная тяга к самому жесткому и самому последовательному в своей жесткости королю, как Людовику XIV, чьему гению мир обязан появлением абсолютной монархии. Времена Короля-Солнце – самая востребованная, с точки зрения экранизаций и театральных постановок, эпоха.

Когда ненавистники товарища Сталина обзывают его "восточным деспотом", они расписываются только в собственном кликушестве. Так вот, именно Людовик сказал: "Государство – это я" и ввел в своей стране культ королевской власти. Когда во Францию прибыло турецкое посольство, восточные гости поспешили сообщить в письмах, что поклонение королю доведено французами до немыслимого совершенства. Более того, в 1663 году Кольбером была организована "Академия надписей" специально для сочинения надписей к памятникам и медалям, прославляющим короля. Искусство было объявлено государственным делом. Художникам давались прямые указания прославлять неограниченную королевскую власть, не считаясь со средствами. Когда Булгаков изучал жизнь Мольера, он поразился сходству Сталина и Людовика. Кстати, искусство, которое всегда является отражением действительности, тоже было сходным. Большой Стиль, Grand manière в истории встречается лишь дважды – при Людовике и при Сталине. Это монументальное, и вместе с тем, изысканное сочетание классицизма и барокко, служащее прославлению верховного правителя и самой жизни под его эгидой. Восток? Или Король-Солнце – это не французский король, а, например, султан Марокко?

Или вот. Почему немцы чтят память короля, которого при жизни иногда называли "Тамерланом Севера", а его солдат – "янычарами"? Это я о Фридрихе Великом, о человеке, для которого война сделалась смыслом жизни. Он был добреньким либералом или раздавал направо-налево конституционные права и свободы? То-то идеологи нацизма выбрали именно Фридриха в качестве эталона арийского воина и оптимального немецкого государя. Кстати, и пресловутый нацистский Рейх – явление, безусловно, европейское, - никак не монтируется с тезисами о природном западном стремлении к демократическим ценностям. Была там и любовь к подчинению, и словеса Гитлера о том, что "…народные массы, они, как женщина, а женщина охотно подчиняется силе". Или Третий Рейх – это что-нибудь китайское?

Далее, считается, что восточные социумы предпочитают коллективизм и четкую сплоченность, пресекают любое выпадение из нормы, тогда как запад славится своим индивидуализмом и толерантностью. Сейчас – разумеется, да и то не везде (вспоминаем все тех же реднеков). Но когда мы говорим о народе, о менталитете, мы должны окидывать взором весь исторический путь развития, а не зацикливаться на постиндустриальной стадии, которая (кто знает?) может лет через пятьдесят сменится эпохой тотального дезурбанизма и модой на холстинные рубахи. Так вот, считается, что русский и советский коллективизм сходны с восточной спаянностью. Общинность, соборность, коммунистический культ коллектива – все это следствие…длительного проживания на громадных территориях плюс "аграрный" (по преимуществу) тип культуры. Жизнь на бескрайнем пространстве вызывает потребность в соседском "локте", дабы не ощущать одиночества и своеобразной агорафобии. То же самое было у "пионеров" Дикого Запада, и у австралийцев XIX – начала XX века. Сплотиться, чтоб не пропасть поодиночке. Кроме того, Россия долгое время была аграрной страной – обрабатывать большие площади можно только общиной. Никакой восточной экзотики тут нет – сплошная экономика.

Кстати, коммунистический коллективизм придумали вовсе не в Стамбуле, а в Европе эпохи Ренессанса, а уж Томаса Мора с Томазо Кампанеллой сложно упрекнуть в восточном менталитете. Про побивание камнями "не таких, как все" - тоже не сугубо восточная тема и не отдельно-русская, а, так сказать, общемировая. И предки современных толерантных европейцев не без удовольствия волокли на костер ученых людей, выгоняли из города прелюбодеек, родивших без мужа и с удовольствием бегали смотреть на мучительные казни, вроде колесования.

Ну, и наконец, мода на восточный колорит, на все эти стили ‘а-ля тюрк’ и ‘шинуазри’ приходила в Россию вовсе не с востока, а…из Парижа. Так, в XVIII веке в Европе был повальный интерес к китайской тематике. На волне увлечения фарфором и чаепитиями, возникла мода на все, что made in China. Так, из Китая вывозились веера и зонтики, ткани и ширмы. Более того, европейские художники использовали китайскую тему в своем творчестве, красочно перерабатывая экзотическую тему. В королевских резиденциях возникали "чайные домики", самые известные из которых – это изысканный павильончик в Сан-Суси и Китайский Дворец в Ораниенбауме. В том же XVIII столетии невероятно популярна была турецкая тематика. Жан-Этьен Лиотар пишет французских женщин, одетых в турецкие платья. Самое известное изображение из этой серии – портрет Марии-Аделаиды де Бурбон, дочери Людовика XV. Молодая дама возлежит на подушках с книгой. Возможно, даже с "Персидскими письмами" Монтескье. Замечу, что перед нами не маскарадный костюм, а…вариант домашней одежды. Или вот пример. Художница Элизабет Виже-Лебрен изображала своих натурщиц в фантазийных восточных нарядах. Когда она приехала в Россию, то…привезла эту моду и в Петербург.

В XIX веке все повторилось. Читаем у Фаддея Булгарина в "Письмах провинциалки". "Ах, душа моя, если б ты взглянула на мою китайскую прическу! Ужас! Вообрази себе, что на маковке у меня приколоты под гребенкой три фальшивые плоские шиньона вышиной с мою голову, а при этом лоб открыт, пукли взбиты по сторонам: смешно до крайности, но мило!" - пишет девушка своей подруге из Петербурга. Разумеется, что китайская прическа была увидена в журнале ‘Costumes parisiens’ или в русской "Молве" под рубрикой "Парижскiя моды". А знаменитый обломовский халат, которому Иван Гончаров посвятил целый абзац? И сшит-то из восточной ткани, и покрой "…по неизменной азиатской моде", и символизирует ту самую созерцательность и нирвану, которая чаще всего противопоставляется западной, немецкой, штольцевской деятельности.

Однако именно такие халаты в XIX столетии носили французские бонвиваны-рантье, когда выходили пить свой утренний (примерно в час дня) кофе. В Серебряном Веке ориентализм был популярен во всем мире, а модельер Поль Пуаре ввел в моду восточные шальвары для женщин, яркие шелка "а-ля гарем" и тюрбаны с эгретом. А вот в России это назвали "азиатчиной" и женщин в штанах "от Пуаре" не пускали в общественные парки. И таких примеров будет масса. Персидские сказки всегда в моде. Индийское кино всегда волнует. Китайские веера – лучшие в своем роде. Интересуясь ярко-красочным Востоком, рациональный Запад, тем не менее, остается самим собой.

С какой же целью ведутся разговоры о "восточном" менталитете русского народа? Цель одна – сказать, что русские не вхожи в Европу, они другие. Не плохие, а именно, что иные. Как там писал поэт Александр Блок? Обычно об этом говорят местные либералы или же представители западных СМИ, научившиеся "изящной словесности" у советологов времен Холодной войны. Разумеется, Россия – другая. У нее свой путь и своя судьба. Но мы увидели, что все, приписываемые востоку и – России черты присущи человечеству в целом. Да. Россия до сих пор видится экзотической страной. Но еще в начале XX века Испания тоже считалась экзотикой. А сейчас, к примеру, во всем мире моден ирландский колорит, Irish style - танцы, мифология, святой Патрик и далее. И это именно, что считается экзотическим стилем. Но это уже совсем другая история…

Галина Иванкина
1 августа 2013

Источник - Завтра
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1375595040


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх