КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 13.08.2013
22:41  В.Путин вместе с Каспийской военной флотилией посетил Баку. С дружеским визитом
22:18  Newtimes.az: Центральная Азия - ожидается ли новая война?
22:15  ТаджВласти обвинили исламскую газету "Наджот" в злоупотреблении свободой слова
22:13  IWPR: Кыргызстан. Пора поговорить о сексе
19:25  Месячную зарплату за фильм о Рахмоне. Заставляют выложить в таджикской глубинке
19:08  По приказу мэра. Во всех госучреждениях Оша вывесят "высоко-идеологические" цитаты акына XIII века Кет Буки
18:16  П.Бологов: Ханьцы идут. Казахстанцев напугало открытие границы с Китаем

18:04  С.Кожемякин: Энергетика Киргизии. За коррупцию чиновников расплачивается народ
15:35  Амнон Лорд: Почему Америка не будет наносить удар по Ирану
15:33  Foreign Policy: Красная волна. Насколько сильны ВМС Китая?
15:31  М.Агаджанян: Удержать Иран от заступа "красной линии"
15:22  Алматы. На экране-фасаде Дворца Республики показали порно-фильм
13:12  "ВБ": Вода тревоги нашей. Все больше слухов и кривотолков вокруг наполняемости Токтогульского водохранилища
13:09  Генерал К.Орузбаев: Какая армия нужна Киргизии? Новый Генеральный штаб будет...
12:23  "Всероссийским муфтием" избран Мухаммедгали Хузин из Перми
12:21  Фарид Закария: Маленькие "Аль-Каиды" принимают угрожающие размеры
12:17  Е.Канатбеков: Обещанного три года ждут. Когда россияне запустят в Киргизии энергопроекты?
11:46  С.Чериков: О кыргызской политэлите и не только
11:32  ТаджОппозиция гарантирует конституционные реформы в случае победы на выборах
11:28  У главы МИД Таджикистана Зарифи подделали аккаунт в Facebook
11:22  Сын экс-МИД Казахстана Токаев-мл. заработал свой первый миллиард
11:07  Б.Турал ("акын, историк"): Кто делит Кыргызстан на 4 части? Персы называли кыргызов "Львами Моголостана"...
10:57  Т.Куан: Пусть богатые тоже платят! Казахстанские общественники настаивают на введении налога на роскошь
10:53  "МКК": Дикие люди. В Алматы собираются анальники, оральники и уретральники
10:48  Ученый Абай Баймагамбетов возрождает казахскую национальную гимнастику айкуне
10:43  Н.Кыдырмышев: Структура мироздания как основа государства кыргызов Енисея
10:34  "Известия": Скандал вокруг Сноудена объявили "интригой" Китая
10:09  В.Панфилова: Киргизские маневры вокруг Таможенного союза
10:05  М.Юсин: Сирию зачищают от единоверцев Башара Асада. Исламисты убивают алавитов
09:18  В.Катасонов: Банковские скандалы как зеркало борьбы за мировое господство. Ч. 2-я
09:03  О.Кузнецова: "Хезболла" начинает воздушную войну. Ливанские радикалы взяли в заложники турецких летчиков
08:12  Е.Новикова: "Аль-Каида" зачищает Сирию от мирных граждан
06:16  Первый авианосец индийской постройки "Викрант" спущен на воду
00:47  24.kg: Международное усыновление в Кыргызстане - ни себе, ни людям
Понедельник, 12.08.2013
23:14  Для арабского шейха Нахайяна построили самую дорогую и большую яхту в мире
22:09  М.Агаджанян: Египетская сила на перепутье
22:08  А.Правов: Сирийский фронт - мятежники отступают
21:41  Китайские сухогрузы начинают коммерческие рейсы по Северному морскому пути
21:28  На границе анклава Ворух произошел межэтнический конфликт между кыргызами и таджиками
21:26  Д.Башкиров: Как наказать море?.. ( О легальной и нелегальной трудовой миграции в России)
20:42  Дом классика казахского кино Шакена Айманова отдали под гей-клуб
19:23  Вице-президентом Ирана впервые в истории cтала женщина - Эльхам Аминзаде
19:21  Скончался голландский принц Фрисо - 1,5 года проведший в коме после удара лавины
19:00  Р.Ходжибаев: Зачем надо переименовывать улицы Душанбе
18:58  К.Мыскин: Приоритеты туркмено-китайских газовых отношений
18:53  В Туркменистане создан Совет по надзору за экспортом сельхозпродукции
14:35  С.Аслов: Рогунская ГЭС-это не международная проблема, а проблема между двумя государствами
14:28  С.Садриддинзода: Таджикистан - кто приходит за работой, уходит с ослом
14:19  "МК": ЦРУ следит за интернетом из центра Москвы. Сноуден раскрыл секретный сервер американских спецслужб
14:15  В горах Нарынской области обнаружена еловая роща, высаженная пленным немецким солдатом в виде свастики
13:31  Сангтудинскую ГЭС-2 планируют запустить к концу года
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
Н.Кыдырмышев: Структура мироздания как основа государства кыргызов Енисея
10:43 13.08.2013

Данная статья была подготовлена в рамках международной научной конференции "Кыргызский каганат в контексте тюркской цивилизации: проблемы кыргызоведения", посвященной 1170-летию образования Великого Кыргызского каганата.

Проблема возникновения института государственности у древних кыргызов Енисея является малоизученной темой. Государственность кыргызов (которая здесь именуется как ‘эл’) рассматривается с точки зрения общности тюркско-монгольских народов и поэтому государству кыргызов даются характерные для них сопоставительные характеристики такие как классическое деление на крылья, родо-племенные подразделения и т.п. В основном в иностранной исторической литературе преобладает тезис о том, что подобная управленческая структура возникла благодаря древним институтам родства или системе управления войсковыми подразделениями.

Так например деление на крылья (‘төлөс’ и ‘тардуш’ у енисейских кыргызов [1]) объясняется фратриями, военным построением, необходимостью управления завоеванными территориями, заимствованием у оседлых соседей, межродовой-межплеменной борьбой, и естественно-ландшафтным фактором разделения племенной территории [2]. Также делались попытки объяснение государственной структуры тюркских народов с точки зрения религии и картины мироздания, но в ее объяснении была использована ссылка на манихейство и заимствование у индо-европейских народов [3]

Объяснение государственной структуры и особенно роли правителя через религиозную картину мира нашло многих своих последователей среди историков и получил название метода "религия и власть" [4]. В данной статье я придерживался следующих принципов. На мой взгляд, в первую очередь следует обратить внимание на восстановление структуры мироздания того или иного общества в прошлом и только затем место в ней правящей династии, так как создание государственно-образующих структур копирует создание собственно мира, а действия правящей династии копируют действия собственно создателя мира. Многие героические эпосы и действия в нем главного героя подчинены этой линии, которую Мирче Элиаде воплотил в короткую формулу заимствованную из индийской пословицы "так делали боги – так делали люди" [5].

Таким образом, я исхожу из того, что структура мироздания в понимании древних тюрков и кыргызов будет восстанавливаться не по дошедшим до нас подобающим мифам и легендам, что делалось до сих пор, а по структуре их государства. "Эл – как копия вселенной" – таков главный посыл данной статьи и, "правитель (точнее правящий род) – как последователь создателя" (или по крайней мере, исполнитель его закона). Собственно название кыргызского государства на Енисее было "вечный божественный (небесный) эл – мөңгү (беңгү) теңри эл" и название государства тюрков было – "божественный эл", что уже дает нам некий намек на божественное происхождение данной структуры.

В поздней легенде о происхождении государства кыргызов, несмотря на исламское влияние, все же фигурирует божественное начало. Так например, согласно "Маджму ал-Таварих" (написанному муллой Сейф ал-Дин Ахсикенти на таджикском языке в XVI в.),[6] Ак Тимур Кыпчак и его семь сыновей были первыми, кто пришел вступить на путь духовного совершенствования, в изложенной легенде, т.е. принять божественный порядок. Мулла Сейф ал-Дин закодировал внутри текста источник получения небесной структуры отраженной в кыргызском эле. Имена его семи сыновей Daulati Jar, Khuda Jar, Berd?, Ali Jar, Musa Jar, Isa Jar, Tule Jar, - это типичный суфистский код, который читается: "Государство было Дано Богом, Али, Муса, Иса Попросили"; daulat –перс. ‘государство’, Khuda – перс. ‘Бог’, berd?– тюрк. ‘дал’, jar – перс. ‘друг’, tule – кырг. (түлөө) ‘просьба’, ‘[просительное] жертвоприношение’.

Родоначальником же государства согласно Ахсикенти выступает сам "Ана-л-Хакк" – собственное имя создателя в суфистской традиции. Даже в позднем исламизированном мифе о происхождении государственной структуры кыргызов мы видим, что источником его выступает сам создатель, который воплощает подобным образом свой божественный порядок на земле. Возникает вопрос – возможно ли через "божественные" структуры государств древних кыргызов, попытаться восстановить эту самую "божественную" модель мироздания, воплотившуюся в эле? Как же был создан этот мир, по представлениям тюрков, которые воплотили эти идеи в собственном государстве, в эле?

Структура государства как копия вселенной. При анализе государственных структур тюркских народов, прежде всего обращает внимание наличие тех или иных чисел в их самоназвании. В рамках данной статьи, мне хотелось бы рассмотреть следующие числа: два крыла (төлөс и тардуш); шести-составной народ (alt? baγ budun (енисейские памятники E1, E5)); и двадцать четыре подразделения, существовавшие у других кочевых народов того региона. В мифологии народов мира наибольшее распространение нашло числовое объяснение происхождения вселенной и тюркская картина мира не является исключением. Согласно авторитетному специалисту по мировой мифологии В.Н.Топорову: "Порядок творения подчеркивается часто введением числовых показателей, которые относятся или к порядковому номеру этапа творения, или к количеству элементов мироздания, возникающих на данном этапе мироздания" [7]. Тюркское представление о творении, судя по всему, имела следующую структуру, в которой каждый элемент (обозначены цифрой 1) сотворял количество элементов, соответствующее порядковому номеру (цифры справа) этапа творения.

Таблица 1. Числовой код творения мира по тюркскому эл’ю

Вначале идет единица как символ самого создателя, что соответствует единому элю, во главе с одним правящим родом. На втором этапе творения создаются два элемента, которым соответствуют правое и левое крылья (условно мужское/женское или небесное/земное начала). На третьем этапе каждый из отдельных перволемента создают по три последующих элемента, что в сумме дает шесть элементов (шестисоставной народ кыргызов Енисея, разделенных на два крыла по три подразделения). На четвертом этапе творения каждый из третичных первоэлемента имеют четыре подразделения, что в итоге дает двадцать четыре (24 подразделения хунну, 24 племен у огузов, 24 отока у джунгар).

Эта схема выведена из классической структуры эля огузов, который также по исламизированному мифу передается через божественного посланника, которым на этот раз выступает Эр-Йангикент Ыркыл ходжой [~ "святой ходжа геройского Янги-Кента" – столицы сельджуков в Приаралье], который по Рашид ад-Дину был наместником Огуз кагана. После сотворения первичный дуальных элементов (условно) правого и левого крыла (скорее всего условных "мужского-небесного" и "женского-земного" начал) следует творение из них же элементов небесной сферы – солнца, луны, звезд и земной сферы – (ближнее) неба, горы (земля, почва), моря (вода), которые, в свою очередь порождают весь остальной мир.

Таблица 2. Классический эл огузов – копия структуры вселенной

Тюркские названия ближайших планет ("блуждающих звезд") могут дать и о других тех шести последующих первоэлементах, которые возникли на третьем этапе творения (см. таблицу 1). В тюркской астрономии названия планет соответствуют названиям первоэлементов: suv jultuz – Меркурий, altun jultuz – Венера, ot jultuz – Марс, j?γa? jultuz – Юпитер, torpaq jultuz – Сатурн, что соответствует воде, металлу (золото), огню, дереву, земле и возможным шестой элементом в данной схеме напрашивается стать воздух (который невидим?) [9].

Таким образом, подобное копирование схемы творения мироздания в государствах тюрков, может объяснить их деление на два крыла, шесть подразделений (у кыргызов), 24 племени у хунну, огузов, 24 отока в джунгарском государстве (о последних см. [8]). Остальные числа, встречающиеся в государственных образованиях тюркских народов, также могут объясняться через "эл как копию мироздания", но это требует отдельной статьи.

Место правящего рода в эле. Наверное многие задавались вопросом, почему несмотря на все преимущества династийного метода управления государством, при которой власть переходила от отца к сыну с сильной централизацией, тюрки предпочитали власть правящего рода, при которой его члены получали свой удел в эле, что, в конечном итоге, вело к распаду государства?

Если опереться на вышесказанное и допустить, что правитель, а точнее правящий род, создающий эл, выступает в качестве последователя божественного закона, то им не остается другого выхода, как быть последовательным до конца. Скорее всего функционирование вселенной в представлении тюрков представлялось как единый механизм, где бог и физический мир были одним целым. Божественная сущность проявлялась в качестве кут’а, который был как бы душой любой физической вещи и таким образом бог присутствовал в каждой части этого мира.

Если следовать данной логике, то правящий сакральный род должен был присутствовать в каждом элементе, подразделении того или иного тюркского государства и таким образом, не эл распределялся между членами правящего рода, а правящий род распределялся в структуры государства, выступая таким образом частичкой божественного кут’а в нем и неся благодать во все части государства. Это простое объяснение дает нам представление о том почему идея централизованного государства по образцу соседей не могла работать в тюркских элях при существовании собственного религиозного мировоззрения. Требовалось изменение самой религии, чтобы изменить структуру управления государством и привести его к централизации, что стало практиковаться позже и привело к исчезновению эля как государственной идеи.

Н.Кыдырмышев, ОО Элбилге

Список литературы:

1. Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. Москва-Ленинград, 1951.- С.33.

2. Трепавлов В. В. Власть и управление в тюркском обществе (по эпическим сказаниям народов Южной Сибири) // Тюркологический сборник 2005. -Москва, 2006. - С. 347.

3. Зуев Ю. А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. – Алматы, 2002.

4. Nicole Brisch (ed.). Religion and Power. Divine Kingship in the Ancient World and Beyond. Chicago. 2012.

5. Элиаде Мирча. Космос и история. – Москва,1987. - С. 45.

6. Материалы по истории киргизов и Киргизии. – Вып. 1. - Москва. 1973.

7. Топоров В. Н. Космогонические мифы // Мифологический словарь.- Т. 2. – Москва, 1990. - С.7.

8. Бейшеналиев Т.О. О пространственной метаструктуре джунгарского ханства в XVII-XVIII веках (по китайским источникам) // Вопросы востоковедения и востоковедного образования. Сборник статей. Выпуск II. Бишкекский гуманитарный университет.– Бишкек, 2003. - С. 88 – 93.

9. RachmatiG. R. TurkischeTurfan-Texte. Abhandlungen der Deutschen Akademie der Wissenschaften zu Berlin. - 1936. -№ 12.

Н.Кыдырмышев
13 авг. 2013

Источник - akipress.org
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1376376180


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Маулен Ашимбаев встретился с директором Оксфордского центра исламских исследований
- Законопроект по регулированию движения мопедов одобрили депутаты в первом чтении
- Олжас Бектенов ознакомился с цифровыми инструментами по поддержке отечественных товаропроизводителей и прогнозу паводковой ситуации
- Подготовка к пожароопасному периоду: Канат Бозумбаев поручил безотлагательно устранить нарушения в регионах
- Казахстан и Россия подписали межправительственное соглашение о строительстве угольных ТЭЦ
- Омбудсмен Артур Ластаев: "Распространяемое "мнение" о том, что закон якобы будет способствовать отъему детей – откровенный фейк"
- Подрядчик, завысивший стоимость строительства водопровода в Алматы, выполнит дополнительный объем работы за свой счет
- О пресеченном наркоканале
- Сотрудник СпецЦОН арестован за причинение ущерба в размере 3 млрд тенге
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх