КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 22.08.2013
23:47  Китайцы построят в Чечне 400-метровую башню "Ахмат", с апартаментами, отелем на 500 номеров, офисами и вертолетной площадкой
18:28  В Казахстане введут выборность директоров школ
18:11  М.Барановский: Китайский пасьянс для Узбекистана
18:08  Узбекистан. За взятку аретован хоким Миришкорского района Абдиев
17:59  МИД РФ: Ракета с химическим зарядом была выпущена по Дамаску с позиций боевиков
17:52  Ю.Зинин: Сможет ли Египет пережить нынешний кризис?
17:49  Newtimes.az: Египет - от кризиса к гражданской войне

15:14  С.Караев: Парадоксы таджикского образования - перебор в вузах, нехватка кадров
14:15  М.Юсупов: Кто "греет руки" на нехватке горючего в Узбекистане?
14:09  Le Monde: Военные власти Египта хотят поставить "Братьев-мусульман" на колени
14:08  Washington Post: Вторжение США в Египет - не выход
13:59  И.Яковина: Тегеран-53. США рассказали о свержении иранского премьера Мосаддыка
13:51  В южно-казахстанском озере Кок-Коль ловят монстра - 15-метрового "водяного духа Айдахара"
13:42  С.Кисилев: Костанайский нарыв. Наркомафия... внутренних дел
13:30  МИД России протестует - арест счетов Генконсульства РФ в Алматы неправомерен
13:05  А.Курбский: Аллах с ними. Политизация религии в ЦА
12:38  Д.Орлов: Таможенный союз. Элита.kg против?
12:37  Ю.Костенко: Между Амударьей и Сырдарьей. Трансграничные воды ЦА - в поисках союзников
12:35  Посольский бизнес, или кто продает сертификаты на возвращение в Узбекистан
11:55  На Иссык-Куле прошел конкурс "Мисс Бикини СНГ". Победила индо-казахстанка Фарида Малик (фото)
11:42  И.Панкратенко: Баррикады Египта. Кто пролил "первую кровь" в вооруженном противостоянии
11:40  Д.Мельников: Права человека по-пекински. Китай жестко отвечает на "правозащитные" нападки Запада
11:39  Н.Бобкин: Иран - станет ли образ нового руководства реальностью?
11:34  Премьер Таджикистана заявил, что без Нурекского водохранилища Туркменистан и Узбекистан могли бы остаться в этом году без урожая
11:31  Немецкая военная база в Термезе поддержит футбол Узбекистана
10:17  "МК": Акции "РусГидро" идут вниз. Верхне-Нарынских аферистов ждет полное фиаско
10:13  На Камбаратинской ГЭС-1 начались буровые работы
10:08  "Independent": Очередной блажью туркменского Аркадага стало желание посадить всех... на велосипед
10:03  С.Строкань: Китайский суд заслушает руководящие показания. Начинается процесс над крупным партийным функционером Бо Силаем
10:01  Хосни Абиди: "Запрет "Братьев-мусульман" не повод говорить о крахе исламизма"
09:59  С.Мамедов: Трубопроводу Баку–Новороссийск продлят жизнь. Азербайджан выводит российскую нефть в Средиземное море
09:53  Ю.Паниев: Каир не нуждается в помощи Запада. Вашингтон и Брюссель теряют способность влиять на ситуацию в Египте
09:06  "Orlando Sentinel": Россия просит Францию выдать казахского олигарха Аблязова
09:03  Алматинских имамов обвинили в сексуальной эксплуатации женщин
08:10  В Казахстане изготовили и пытались сбыть 500 тысяч высококачественно-фальшивых тенге
02:51  ДВД Алматинской области о конфликте между жителями поселка Шенгельды
02:42  У известного в Экибастузе предпринимателя отобрали звание почетного гражданина города
02:40  Главы спецслужб Казахстана и РФ обсудили вопросы борьбы с международным терроризмом
00:47  М.Ниязова: Убийцы под "крышей" Жогорку Кенеша
00:18  В ВКО выявлены серьезные нарушения в реализации некоторых госпрограмм
Среда, 21.08.2013
23:47  В Астане прошла августовская конференция работников образования
22:38  Итальянский боевой пловец-диверсант признался в подрыве линкора "Новороссийск" в Севастополе
22:00  Долларовый паразит (Бумажный червь)
21:24  Финполиция продолжает работу по возвращению в Казахстан лидеров и активных участников ОПГ Аблязова
21:19  Информатор WikiLeaks рядовой армии США Брэдли Мэннинг приговорен к 35 годам тюрьмы
18:11  С.Шамолов: Таджикистан - одна надежда на денежные переводы мигрантов
18:05  А.Елисеев: Социализм у порога. Кто вылечит болезни "демократий"
18:01  Wall Street Journal: США должны поддержать египетскую армию
18:00  Le Monde: Кто такие "Братья-мусульмане"?
17:57  Д.Седов: Расползание сирийского конфликта
17:52  "Э-К": Россияне поставляют в Казахстан куриные тушки, накаченные водой
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
А.Курбский: Аллах с ними. Политизация религии в ЦА
13:05 22.08.2013

Аллах с ними

Политизация религии, происходящая в последние десятилетия, позволяет говорить о такой характеристике состояния общества, как "религиозно-политическая ситуация". Оценка ее на постсоветском пространстве является актуальной применительно ко всем религиозным течениям, но в силу ряда причин в первую очередь необходимо выделить ислам. Использование ислама в качестве идеологии экстремистских и террористических движений стало нормой современных политических процессов, что можно отчетливо видеть при оценке религиозно-политической ситуации в Средней Азии и Казахстане (Цент­ральная Азия), на Кавказе, в мусульманских регионах России.

Ситуация в Центральной Азии актуальна для России в силу различных геополитических факторов: протяженная и фактически открытая граница РФ с Казахстаном, миграционные потоки исламизированного населения в Россию, открытость некоторых стран региона для религиозно-политического влияния извне, ряд других факторов. Все это делает ситуацию в Центральной Азии проблемой национальной безопасности самой России.
Исламизация как возможность реализовать право на вероисповедание в странах региона выглядит по-разному. В географическом плане наиболее широко это явление охватило Таджикистан, Узбекистан, Киргизию и юг Казахстана (дефицит информации по Туркмении не позволяет дать точную оценку ситуации в этой республике). Если считать, что количество мечетей приблизительно соответствует количеству практикующих верующих, то можно увидеть, что лидерами в регионе являются Киргизия и Таджикистан, в которых число мечетей достигает примерно 1700 и 3700 при приблизительном населении 5 и 7 млн. человек соответственно. Для сравнения: в 16-миллионном Казахстане около 2200 мечетей, в Узбекистане их 2050, хотя население составляет 30 млн. человек (в Туркменистане при 5 млн. населения - всего около 400 мечетей).
Однако эта статистика не вполне точно отражает реальную ситуацию с религиозностью населения и в очень малой степени - ситуацию с распространением радикальной исламистской идеологии.
Наиболее лояльное отношение к религии сложилось в Киргизии: мечети имеются практически во всех населенных пунктах, президент и депутаты парламента демонстрируют свою религиозную приверженность, отсутствует запрет на выезд за рубеж для получения религиозного образования, действует значительное количество медресе, исламских институтов и исламский университет. Одновременно в Киргизии государство на протяжении всего постсоветского времени отстранилось от контроля религиозной ситуации, в республике практически свободно действуют (несмотря на формальные запреты) такие организации, как партия "Хизб ут-Тахрир", используя территорию Киргизии в качестве базовой для активности в соседних государствах - Казахстане и особенно в Узбекистане.
Активную деятельность среди представительств и фондов исламской направленности осуществляют "Мутакалим", "Ихсан-Хария", "Аль Вакь Аль Ислами", Всемирная ассамблея исламской молодежи, "Международный гуманитарный призыв", Комитет мусульман Азии, Союз исламского джихада. Активность в исламизации общества проявляют миссионеры из Саудовской Аравии, Пакистана, Кувейта, Турции. Пользуясь их "патронажем", свою деятельность в Киргизии осуществляют такие радикальные течения, как салафиты, акромиды, ваххабиты, нурджулар, легально действуют последователи известных турецких исламистских идеологов Саида Нурси и Фетхуллаха Гюлена.
Поэтому не будет преувеличением сказать, что Киргизия является источником идеологического - как минимум - распространения радикального исламизма на сопредельные страны.
В Таджикистане, где гражданская война 1990-х годов имела в значительной мере характер противоборства между сторонниками исламского государства и приверженцами светского пути развития, государство в большей степени уделяет внимание развитию ситуации в этой сфере. В последние два года наблюдается определенное давление на религиозную часть общества: с 2011 г.
действует запрет на посещение мечетей детьми, религиозное обучение на дому; введены налоги для мечетей (в Киргизии, наоборот, для них отменили налог на землю), проводятся судебные процессы против лидеров и представителей Партии исламского возрождения Таджикистана, введен запрет на выезд за рубеж для получения религиозного образования.
Можно увидеть противодействие процессу исламизации, но одновременно стоит отметить, что правящая политическая элита использует это в сугубо политических интересах, эксплуатируя антиисламистские настроения части общества. Учитывая объективно высокий уровень религиозности населения, можно предположить, что такая политика ведет к дезинтеграции общества и способствует радикализации части населения.
В Туркмении можно наблюдать тотальный контроль государственных органов над муфтиятом и верующими, государство публично демонстрирует свою светскость, при этом верховная власть назначает главу муфтията и областных руководителей мусульман. Верховный муфтий по существующему положению одновременно является заместителем председателя Генеша (совета) по делам религий при президенте и, таким образом, автоматически становится высокопоставленным государственным чиновником.
Увеличение числа верующих в Туркменистане не приветствуется, как и чрезмерная активность в отправлении религиозных обрядов. Еще первый туркменский президент Сапармурат НИЯЗОВ неоднократно заявлял, что не видит почвы для восприятия идей исламского экстремизма, но, несмотря на это, с середины 1990-х гг. С. Ниязов прибег к политике жесткого ограничения и всеобъемлющего государственного регламентирования религиозной жизни, эта практика продолжается и в последующее время.
В Узбекистане еще в 90-х - с самого начала своеобразного исламского бума - власти почувствовали опасность роста в своей стране проявлений мусульманского фундаментализма, поскольку выдвигаемые исламистами идеи социальной справедливости и гармонии встречали поддержку значительной части населения. Исламизация, в том числе радикального и экстремистского характера, в Узбекистане имеет географические особенности: наиболее отчетливо рост исламского фундаментализма проявился в Ферганской долине. Официальный Ташкент ответил жесткими мерами по обузданию проявлений фундаментализма: начатые узбекскими властями репрессии против исламских деятелей, рядовых священнослужителей и простых верующих привели к возникновению в середине 1990-х гг. исламистских организаций, выступавших с политическими лозунгами. При отсутствии в Узбекистане реальной политической оппозиции исламисты пытались заполнить возникший вакуум. Все это в совокупности с событиями в граничащем с Узбекистаном Таджикистане явилось тем импульсом, который подвиг руководство Узбекистана на свертывание политики поощрения ислама. В мае 1998 г. была утверждена новая редакция Закона о свободе совести и религиозных организациях, выдержанная в запретительном духе и ужесточавшая законодательство в религиозной сфере. Как и в Туркменистане, радикальная исламизация происходит в латентной форме.
Базирующееся в Афганистане Исламское движение Узбекистана (ИДУ), пройдя сложные этапы зарождения в полулегальных общественных объединениях в Узбекистане, к нынешнему времени превратилось в военную структуру с достаточно хорошо подготовленными боевиками, способными вести боевые действия в Афганистане и за его пределами. Естественно, это представляет реальную угрозу безопасности как самого Узбекистана, так и сопредельных стран.
Наиболее сдержанной ситуация в религиозно-политической сфере представляется в Казахстане. Этому есть несколько объяснений, среди которых можно выделить исторически невысокую исламизированность самого казахского этноса, исторически же сложившийся синтез ислама с доисламскими верованиями и традициями, этническое разнообразие населения. При этом важную роль играет и позиция государства: пусть и не всегда эффективно, но государственные органы Казахстана на протяжении постсоветского времени пытаются найти сбалансированный подход к религиозной сфере, контролируя и одновременно сохраняя определенную степень либеральности в этой сфере. В рамках существующего в Казахстане законодательства присутствие ислама в политике страны невозможно. И хотя часть общества находит вполне нормальным прямое вмешательство религии в дела государства, агрессивные формы участия в политике (если судить по числу задержанных и осужденных исламистов) можно считать скорее маргинальными.
Тем не менее проблемы в религиозно-политической сфере есть. С точки зрения безопасности как самого Казахстана, так и сопредельных стран, включая Россию, соответствующим казахстанским государственным структурам необходимо постоянно совершенствовать свои подходы и практику в работе с религиозными организациями.

Андрей КУРБСКИЙ, кандидат политических наук, Москва, специально для газеты "Время"

22 авг. 2013

Источник - Время
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1377162300


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх