КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 06.09.2013
20:36  Айдар ответит за Кумтор. Сын экс-президента Киргизии Аскара Акаева обвинен в коррупции
20:31  К антисирийской ударной коалиции присоединились Англия, Италия, Испания, Япония, Ю.Корея и С.Аравия
18:31  Э.Гасанов: В Сирии идет война арабская. Да, были схватки нефтяные...
18:26  "Янки, прочь руки от Сирии!". В Бишкеке у здания Посольства США проходит митинг
17:40  New York Times: Жестокость сирийских повстанцев ставит Запад перед дилеммой
17:36  Сейчас имамы имеют гораздо большее влияние на детей, чем учителя, - кыр-вице-премьер К.Талиева
17:33  Р.Бобохонов: Роль и перспективы радикального ислама после "арабской весны"

17:30  Лев Перепелкин: Национальная политика России в "постсоветский" период
17:22  Д.Михайличенко: Производство неуправляемого хаоса в Евразии продолжается?
09:45  Войну в Сирии поддержали 9 стран. За американскую военную операцию выступили Австралия, Албания, Косово, Канада, Дания, Франция, Польша, Румыния и Турция
09:23  Д.Ашимбаев: Большая-пребольшая игра. О казахстанской истории можно писать долго и много
09:11  Б.Сейтен: Аульные дети асфальтовых джунглей или А у нас - Кайрат Нуртас. Почему молодежь громила ТРЦ "Прайм Плаза" в Алматы?
09:04  Казахстанец Илья Пьянзин признался, что готовил покушение на Путина
09:02  Правительство Казахстана решило отныне не выдавать родственникам тела убитых боевиков
09:00  Кыргызстанка Ольга Ярославцева выиграла "серебро" и "бронзу" на чемпионате мира по армрестлингу
08:58  Н.Сатыбалдиев: Для Кыргызстана позорно покупать уголь в Казахстане
08:52  "Washington Post": Почему Россия не отвернется от сирийского режима
08:36  "Жаны агым": Токтакунов, хочешь защищать права китайских уйгуров - перекрывай автотрассы не в Киргизии, а в Синьцзяне!
08:32  Рекордсмен! Сатыбалдиев стал первым из пяти последних глав Кырправительства, занимающих свой пост больше года
08:31  Р.Берновский: 100 дней до приказа. Некоторые аспекты работы на идеологическом поле Казахстана
08:29  А.Шустов: США останутся в Афганистане. Присутствие в регионе позволит Вашингтону оказывать влияние на Россию, Иран и Китай
08:18  Ш.Хашимов: Туймекент – загадки древней крепости. Местные жители растаскивают инвентарь археологов...
08:06  В Кокшетау двух первоклассниц Панченко не пускают на занятия... из-за хиджабов
08:01  Н.Бобкин: Иран будет бороться с агрессией против Сирии всеми доступными средствами
07:56  Daily Mail: Путин продаст ракеты Ирану? Российский президент угрожает перенаправить поставки, если Запад атакует Сирию
07:46  Рахмон вручил своему зятю Нуралиеву орден Почета
07:43  В.Панфилова: Рахмон ждет одобрения Кремля. Российскую военную базу в Таджикистане привязали к президентским выборам
07:40  Е.Новикова: Бомбардировку Дамаска оплатят арабские страны
07:38  В.Скосырев: Предотвратить войну может Тегеран. Глава МИД Ирана покритиковал сирийское правительство
07:33  Е.Черненко: На войну с Сирией призвали цифры. США зачислили в коалицию против Дамаска 34 страны
07:31  "Къ": Спецслужбы США взломали интернет. Опубликованы самые скандальные документы из архива Сноудена
07:27  Алматы. Главный редактор журнала "Жулдыздар Отбасы" Ж.Калыбай привлечен к ответу за пьяный дебош в самолете
07:25  Вetter.kz: Амурно-уголовная история экс-банкира Мухтара Аблязова получила новый поворот
06:36  "Газпром" зашел на второй круг. Согласовав еще одни "основные условия" поставок в Китай
00:54  Маилис Мазимбер: Китай - фабрика новых синтетических наркотиков
00:16  Э.Ханымамедов: Наши души и сердца остались в Средней Азии
00:14  Р.Ляпин: Война во спасение. О возможной причине вторжения США в Сирию
Четверг, 05.09.2013
21:13  СПбург. Назарбаев впервые участвует в Саммите G20 и осторожно выступает в защиту Сирии
21:09  Население Узбекистана превысило 30 млн человек
20:33  В русскоязычных школах Казахстана урезали часы казахского языка
19:43  А.Проханов: Страна-животное. Черное чудовище с нобелевским голубем мира на плече покрыло землю...
19:04  "The American Conservative": Сирийским христианам грозит полное истребление
18:40  Жертва сальбутамола. Хоккеиста сборной Казахстана Соларева дисквалифицировали на 2 года за допинг
18:35  Б.Жумабаев/Н.Дехконов: Полуоседлое население Таджикистана и Кыргызстана в побережной части реки Сырдарья (история)
17:41  Госсек Д.Керри: Арабские страны предложили оплатить вторжение США в Сирию
16:37  Неизвестные террористы атаковали кортеж главы МВД Египта - есть жертвы, министр жив
15:16  Россия отправила десантный корабль "Новочеркасск" в Средиземное море
11:09  В Павлодаре месяца не простоял памятник Русалочке (фото). Ободрали чешую, оторвали хвост, отняли лифчик...
08:29  Le Temps: Имя моего врага - нужно ли наказать Башара? А Гурбангулы Бердымухамедова вообще не трогают...
08:10  В.Титов: Агрессия против Сирии - масштабы и последствия
07:47  Рашид Гарипов: Супружеский долг реструктуризации не подлежит
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Р.Бобохонов: Роль и перспективы радикального ислама после "арабской весны"
17:33 06.09.2013

Рахимбек Бобохонов
старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН

В ходе и после "арабской весны" радикальный ислам постепенно превратился в активно растущую и довольно мощную политическую силу. Речь идет, прежде всего, о салафитах и салафитском движении не только в мусульманском, но и немусульманском мире. Ультраконсервативные салафиты стали разжигать насильственные протесты и демонстрировать свою политическую силу в некоторых арабских странах Северной Африки, Ближнего Востока и в сетевых структурах Европы и Америки.

Если мы внимательно изучим видеоматериалы и фотографии мировых СМИ, касающиеся насильственных акций последнего времени в арабских странах, например, штурм посольства США в Каире в сентябре 2012 г., то заметим одну важную деталь: над толпами развевается черное знамя, которое два-три года назад широко не использовалось. В арабских СМИ его называют "знаменем салафитов" или "знаменем Аль-Каиды". Оно служит знаком того, что за этапом исламистской контрреволюции, осуществленной "Братьями-мусульманами", возможно, последует новый этап, где будут осуществлять новую контрреволюцию еще более консервативные силы – салафиты(1).

Почему возникла такая нарастающая новая политическая сила? Кто за ней стоит? Кто ее финансирует? Многие исламоведы склоны считать, что салафитов на протяжении многих десятилетий "вырастили" на территории Саудовской Аравии и затем "экспортировали" по всему миру. Таким образом, салафизм – это новая религиозная политическая сила, берущая начало в Саудовской Аравии и демонстрирующая тенденцию к безостановочному распространению по всему миру.

Приводим ниже два примера, объясняющие, на наш взгляд, некоторые пути и способы распространения идеи салафизма по миру. В 2011 г. ученые из тунисского университета Аз-Зайтуна выразили свою озабоченность в связи с импортом салафизма в результате новых связей между их вузом и университетом саудовского города Джидды, находящимся под влиянием салафитов. Следует отметить, что многие выпускники религиозных школ в Саудовской Аравии в дальнейшем, как правило, работают как эмиссары и идеологи салафизма в разных странах мусульманского и немусульманского мира. Культурный межвузовский обмен является всего лишь прикрытием для настоящей религиозной деятельности и распространения идей салафизма. Другой пример касается распространения идей салафизма с помощью издательской деятельности, т.е. публикации книг, брошюр, листовок и т.д. салафитского содержания, в которой задействованы огромные человеческие и финансовые ресурсы(2). В 2012 г. руководители крупных американских издательств объединили усилия в рамках протеста против продвижения правительством Саудовской Аравии салафитских учебников, описывающих, как отрезать руки и ноги по законам шариата, и призывающих уничтожать гомосексуалистов. В таких учебниках иудеев и христиан называют врагами. Саудовская Аравия продолжает их публикацию, несмотря на давние обещания внести поправки. А незадолго до протеста американских издателей появились сообщения о том, что Организация ООН по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО) работает над созданием учебника, который будет отражать "культурное и религиозное многообразие", и что она только что получила чек на 20 миллионов долларов от короля Саудовской Аравии Абдаллы(3).

Активная финансовая и идеологическая поддержка салафитов со стороны Саудовской Аравии в ходе и после "арабской весны", на наш взгляд, обусловлено следующим фактором. Сам саудовский режим сегодня находится в окружении государств, осуществляющих демократические преобразования, поэтому этому режиму есть о чем беспокоиться. Пришедшие к власти в Египте и Тунисе исламисты из организации "Братья-мусульмане" могут через какое-то время создать угрозу самым саудитам, а также ваххабитам, правящим в Катаре и Бахрейне. Например, в связи с этим, представитель светской Ливийской демократической партии в Лондоне Сабри Малек (Sabri Malek) заявил иранскому телевидению, что ливийская демократия "очень сильно беспокоит саудовцев и катарцев, поэтому они не хотят допустить прихода революций арабской весны на Аравийский полуостров"(4).

Однако стремление саудитов к созданию салафитских обществ за рубежом может бумерангом ударить по самой Саудовской Аравии, как это было в недавней истории. Помощь Эр-Рияда талибам в Афганистане в конечном итоге создала проблемы для королевской семьи, когда Усама бен Ладен, будучи один из создателей салафитской организации Талибан, взял королевство в перекрестье своего прицела. Он организовал серию взрывов в разных городах Саудовской Аравии в 2003-2004 гг. Органы безопасности Саудовской Аравии осенью 2012 г. разоблачили новые ячейки "Аль-Каиды" в Джидде и Эр-Рияде(5).

Протесты салафитов уже придали смелости угнетенным шиитам Саудовской Аравии, проживающим в нефтеносных восточных районах страны. Там в 2012 г. проходили яростные демонстрации протеста, где местные лидеры подвергались преследованиям, поскольку жаловались на суровую дискриминацию со стороны суннитского большинства. Протестующие требовали освободить политических заключенных, содержащихся в Эр-Рияде, вывешивали флаги и транспаранты на переходах над автострадами и собирали своих родственников возле тюрем. В течение нескольких месяцев в 2012 г. властям Саудовской Аравии все - таки удалось ситуацию взять под свой контроль(6).

В ходе "арабской весны" на политической сцене активизировались преимущественно исламисты двух типов: умеренно- радикальные и крайне -радикальные. Умеренно - радикальные: в Египте и Сирии – "Братья-мусульмане", которые в Йемене называются "Аль-Ислах"("Реформа"), в Иордании – "Организация исламского действия" (Муназзама аль-амаль аль-ислами), в Тунисе – "Ан-Нахда"("Возрождение"), в секторе Газа – ХАМАС и т.д. Умеренными "Братья-мусульмане" могут считаться по сравнению с более радикальными салафитами. До арабской весны вес, роль и значение последних в политической жизни арабского мира целенаправленно и деятельно занижались правящими группами. Крайне – радикальные: "Ат-Такфир ва-ль-Хиджра" ("Обвинение в неверии и хиджра"), "Исламский джамаат" (Аль-Джама‘а аль-исламийя), "Джихад" (Аль-Джихад, егип. Аль-Гихад), "Ан- Нур"("Свет") и др.

Следует отметить, что до начала "арабской весны" тысячи членов этих группировок томились в тюрьмах. Значительное число салафитов (некоторые из них были заочно приговорены к смертной казни) находились в эмиграции, воевали на разных фронтах "глобального джихада" – в Афганистане, Боснии, Чечне, Сомали и т.д. Тем самым они прошли школу "Аль-Каиды" и установили прочные связи как с самой "Аль-Каидой", так и с различными родственными группировками типа "Талибана", "Исламского движения Восточного Туркестана", "Исламского движения Узбекистана", "Хизб ат Тахрир", "Имарата Кавказ" и других.

В ходе и результате "арабской весны" произошли, на наш взгляд, две важные вещи. Во-первых, из тюрем силой, с использованием вооруженных боевиков, были освобождены салафиты, осужденные за террористическую деятельность. Сразу нужно отметить, что "Братья-мусульмане", нуждавшиеся в политических союзниках, играли в этом процессе активную роль. Ныне покойный начальник египетской разведки Омар Сулейман утверждал, что в этих акциях в первые дни революции "25 января" 2011 г. участвовали вооруженные группировки "Братьев-мусульман"(7).

В конце июля 2012 г. новоизбранный президент Мухаммед Мурси, выходец из египетских "Братьев-мусульман", амнистировал остававшихся в тюрьмах 572 салафита, значительная часть которых была приговорена к смертной казни или пожизненному тюремному заключению за терроризм. В Тунисе после революции из тюрем были выпущены 1208 салафитов, находившихся там по приговорам судов в соответствии с законом о противодействии терроризму. В Тунисе на первые роли в политике выдвинулся Сайфулла Ибн-аль-Хусайн (он же Абу-Айяд), ученик и последователь известного аль-каидовского теоретика Абу-Катады (он же Умар Махмуд Усман). До своего ареста тунисскими властями в 2003 году он возглавлял подконтрольный "Аль-Каиде" лагерь боевой подготовки моджахедов из стран Магриба на территории Афганистана. Был освобожден из тюрьмы в ходе революции(8).

Во-вторых, в страны "арабской весны" вернулись из-за рубежа все те, кто укрывался от правосудия. В настоящее время к руководству "Исламского джамаата" и открытой политической деятельности в Египте вернулся Рифаи Ахмад Таха (он же Абу-Ясир), сторонники которого совершили в ноябре 1997 года печально известный теракт против иностранных туристов в Луксоре, в результате которого было убито более 60 человек. Он же вместе с Усамой бен Ладеном и Айманом аз-Завахири и рядом других деятелей из разных стран (Пакистан, Бангладеш) в феврале 1998 года стал отцом-основателем "Аль-Каиды", названной тогда "Всемирный исламский фронт джихада против иудеев и крестоносцев" (Аль-Джабха аль-алямийя аль-исламийя ли-ль-джихад дидд-аль-яхуд ва-с-салибийин). В ходе свержения Муаммара Каддафи в Ливии военным губернатором (главой Военного совета) Триполи стал Абдель-Хаким Бельхадж, возглавлявший ранее "Ливийскую исламскую боевую группу" (Аль-Джама‘а аль-либийя аль-исламийя аль-мукатиля). В 80-х годах прошлого века он воевал в Афганистане под командованием Усамы бен Ладена(9).

Более того, в ходе и после "арабской весны" на территориях арабских стран были созданы (или воссозданы) локальные филиалы "Аль-Каиды" под новыми названиями – "Сторонники шариата" (Ансар аш-шари‘а) в Ливии, Тунисе и Йемене, "Сторонники религии" (Ансар ад-дин) на стыке Мали, Ливии и Алжира, "Единобожие и джихад" (Ат-Таухид ва-ль-джихад) в Северо-Западной Африке и т.п. Об этом подробнее ниже.

Сегодня салафиты – мощная военно-политическая сила. В подтверждении этой мысли приводим следующий пример. В мае 2012 г. в тунисском Кейруане прошел своего рода смотр салафитов из "Сторонников шариата". 10 тыс. человек кричали: "Обама, Обама! Мы все – Усама!", тем самым подтверждая свою принадлежность к "Аль-Каиде", которая была обозначена множеством знамен этой группировки. Или другой пример: там же в Тунисе лидер правящей исламистской партии "Ан-Нахда" Рашид аль-Ганнуши (Rashid al-Ghannouchi) произвел в октябре 2012 г. фурор, когда показали скрытую видеозапись, на которой он рекомендует радикальным салафитам наращивать поддержку своим взглядам, действуя через религиозные школы и радиопрограммы. Ганнуши сказал, что он пытается погасить их необузданное стремление к захвату власти(10).

Сегодня сотни тысячи салафитов в Египте (на выборах в несостоявшийся египетский парламент в ноябре 2012 г. салафиты получили примерно 24% мест) и миллионы салафитов по всему арабскому и мусульманскому миру уже ведут свою агитацию, требуя больше власти. Салафиты стали участвовать не только в выборах, но и в общественно – политических дискуссиях, касающиехся многих сфер жизни стран арабского мира. Например, 9 ноября в Каире более десяти тысяч приверженцев салафизма потребовали принятия новой конституции, основанной на строгом толковании законов шариата(11).

Возможность появления новых разгневанных толп в Египте и Тунисе усиливает позиции салафитов в этих странах, а также давление на лидеров "Братьев-мусульман", которые хорошо умеют разжигать сопротивление, но гораздо хуже - подавлять его. В результате у египетского правительства возникают большие проблемы с получением помощи от Запада и от бизнеса, которая очень нужна ему для создания работающей экономики. Поэтому президент Мурси был вынужден в первую очередь обратиться за помощь к саудитам. В связи с этим у Саудовской Аравии появится больше рычагов влияния на Египет в вопросах отношений этой страны с врагами королевства в Иране и Сирии. Саудовская помощь и нужна для стабилизации внутриполитической ситуации в самом Египте. Дело в том, что сегодняшняя борьба за власть между клерикалами и политиками внутри египетской салафитской партии "Ан-Нур" создает большой хаос для правительства Мурси. Саудиты могут непосредственно повлиять на деятельность "Ан-Нура".

Саудовский ученый-шиит Али аль-Ахмед (Ali al Ahmed), руководящий в Вашингтоне Институтом проблем Персидского залива (Institute for Gulf Affairs), говорит, что саудиты подталкивают салафитов к соперничеству с правительствами "Братьев-мусульман". "Они - в ужасе от происходящего в Египте, - заявляет аль-Ахмед. - Правительство "Братьев-мусульман" в Египте - арабское, суннитское, внимательное к своему народу в плане религии. Если "братья" создадут образец, другие страны захотят ему последовать"(12).

Один из наиболее популярных в Саудовской Аравии религиозных деятелей Салман аль-Уда (Salman al-Odah), много лет просидевший за решеткой как радикал, поддержал арабскую весну и правительства "Братьев-мусульман". Аль-Уда, у которого более миллиона последователей в Твиттере, выразил обеспокоенность тем, что гнев салафитов может привести к дестабилизации правительство этой организации в Египте(13).

Горячность и стремительность протестов, распространившихся примерно на 20 стран, показывают, насколько влиятельно салафитское движение в Северной Африке и в африканских странах южнее Сахары, где Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и Объединенные Арабские Эмираты строят мечети и медресе, обучают салафитских имамов и пытаются насаждать экстремизм среди африканских суфий, обращая их в салафизм. Исследовательский институт Pew в 2010 году провел опрос, который показал, что 63% мусульман в африканских странах южнее Сахары, включая Нигерию и Эфиопию, - за превращение шариата в закон страны. Более половины опрошенных верят в то, что исламский халифат будет восстановлен еще при их жизни(14).

Распространение салафитского ислама в Африке с ее бедным населением и слабой государственной властью создало благоприятные возможности для усиления вооруженных группировок исламистов, таких, как "Ансар-Дин" в Мали и "Боко харам" в Нигерии, которые силой насаждают жесткую версию шариата, забрасывая камнями прелюбодеев, отрубая руки ворам и уничтожая святыни суфийских тарикатов. И это - не говоря уже о радикальных террористических организациях исламистов, таких, как "Ансар аш-Шариа" и "Аль-Каида в исламском Магрибе", которые подозреваются в причастности к убийству американского посла и еще троих сотрудников посольства в Бенгази, а также о множестве других вооруженных формирований радикальных исламистов в Ливии, Тунисе и Алжире.

Главный муфтий Саудовской Аравии шейх Абдель Азиз аш-Шейх (Abul Aziz al-Sheikh), похоже, разглядел эту опасность, когда попытался погасить насилие салафитов. Хотя муфтий подверг резкой критике создание видеофильма "Невинность мусульман", размещенного на Youtube, он предостерег своих последователей от насилия, направленного на посольства и на дипломатов, предупредив их, что "запрещено наказывать невинных за нечестивые преступления виновных".

Муфтий хорошо знает, что богохульство - это грех, наказуемый в исламе смертью, но в большинстве стран Запада это не преступление. И муфтий "призвал все страны и международные организации внести в разряд противозаконных любые действия по высмеиванию пророков и посланников", о чем сообщило официальное информационное агентство Саудовской Аравии. На самом деле, мусульманские лидеры разных направлений продолжают использовать это оскорбительное видео для продвижения своих требований о преследовании критиков ислама в общемировом масштабе(15).

Время покажет, не перестарались ли саудовские ваххабиты и на сей раз, разжигая салафитские страсти и порождая джихадистов, которые угрожают королевству. Так было в 2003 году, когда теракты джихадистов, как было отмечено выше, в Саудовской Аравии привели к применению суровых мер против религиозных благотворительных организаций, поддерживавших исламистские террористические группировки.

Из-за требований салафитов о введении исламских законов, правительствам "Братьев-мусульман", пришедших к власти, трудно закрепиться на своих позициях. А поскольку все это зашло слишком далеко, эти правительства не могут рассчитывать на поддержку со стороны Запада. Но Саудовской Аравии и остальным странам Персидского залива также нужна стабильность в Египте и на севере Африки, а последователи салафизма ежедневно подрывают стабильность.

Следует отметить, что одним из побочных результатов "арабской весны" стало возникновение "Новой Аль-Каиды" – разветвленной сети салафитских группировок, которая представляет собой резерв исламистского интернационала. Этот резерв очень легко и быстро можно мобилизовать и вооружить (сейчас для этого в основном используется оружие, оставшееся в Ливии после Каддафи; поступает информация о перехвате контрабандных караванов с оружием, идущих в Тунис и Египет; в Сирию оно поступает через Ливан и Турцию) и направить на новые фронты "глобального джихада" в арабском (и не только) мире. Как это сейчас происходит в Сирии, где, по сведениям AFP, переданным Euronews, воюют 6 тыс. боевиков "Аль-Каиды". Это салафиты из Ливии, Египта, Ирака, Туниса, Ливана, Марокко, Иордании, Йемена, Саудовской Аравии, Пакистана, большое число палестинских беженцев. В рядах иностранных боевиков также 300 чеченцев, правда, они не из России, а из Турции(16).

В странах, где мусульмане являются меньшинством, или в мусульманских странах, где салафиты не являются господствующей религиозно-политической силой, последние объединяются в унифицированные сетевые группировки с использованием Интернета и социальных сетей. Связь с глобальной салафитской сетью проявляется в сознательной и целенаправленной автомаркировке этих групп: в использовании "знамени салафитов", о котором говорилось выше, как во время политических акций (митингов, шествий и т.п.), так и в символике и эмблематике (в "шапках" сайтов и публикуемых заявлений и т.п.).

В разных странах мира есть салафитские группировки, название (и одновременно – адрес в Интернете) которых построено с использованием выражения Shariah4 ("Шариат для…"): Sharia4spain, Sharia4belgium, Sharia4EU, Shariah4america, Sharia4france, Shariah4holland, Shariah4hind (Индия), Sharia4pakistan и даже Sharia4tanjungbalai (остров Бали, Индонезия). Там, где в силу каких-то обстоятельств невозможно использование этого названия, в ходу другие: Islam4UK (Великобритания), Millat-Ibrahim (араб. "Община Ибрахима", по названию салафитской мечети в Золингене, Германия), MarkazAttawhid (араб. "Центр единобожия", салафитский "культурный" центр в Льеже, Бельгия, де факто является филиалом Sharia4Belgium)(17).

Само название группировок Sharia4 – программа политического действия, которая заключается в навязывании шариата (как его понимают салафиты) тем обществам и государствам, в которых салафитам удалось создать ячейку, пусть небольшую. Апеллируя к принципам религиозной свободы (которые салафиты отрицают в отношении всех несалафитов – как христиан, так и мусульман других направлений ислама – суфиев, шиитов), они требуют введения шариата (как они его понимают) – для себя и, что удивительно, для всего общества, которому "посчастливилось" приютить у себя салафитов, – французского, британского, бельгийского и т.д.

Эти группировки подключены к глобальной аль-каидовской сети. Проявляется это в идеологии данных группировок (она получила название джихадистского салафизма), их политической программе и конкретных действиях. Без сложных изысканий и сравнительных исследований можно установить эту связь. Вот иллюстрация: "шапка" сайта Sharia4Spain ("Шариат для Испании"). Подзаголовок: "Исламская альтернатива для Испании". Справа в "шапке" – салафитское знамя (эмблема) "Новой Аль-Каиды". В самом низу – баннер "Шейх Усама бен Ладен: нашид (гимн) в память о шахиде – иншаллах – Усаме бен Ладене". Есть разделы "Салафизм" и "Джихад"(18).

Во Франции террорист Мухаммед Мера принадлежал к группировке Sharia4france ("Шариат для Франции"), подразделение которой имело название "Рыцари чести" (Фурсан аль-изза). После терактов против французских военнослужащих магрибинского происхождения и еврейских детей Мера был убит, и "Аль-Каида" провозгласила его "шахидом". Известно, что Мера проходил идеологическую и диверсионно-террористическую подготовку в лагерях "Аль-Каиды" на афганской территории. Аресты и перестрелки последнего времени (октябрь с.г.) во Франции тоже происходят с членами Sharia4france. Выясняется, что они планировали отправиться воевать в Сирию.

Эти салафитские группировки типа Sharia4… – часть глобальной экстремистско-террористической сети, имеющая два крыла – религиозно-политическое и боевое. Будучи международной, то есть действующей в разных государствах, она в одних случаях действует как чисто религиозная (религиозно-политическая) и, спекулируя на религиозных свободах и свободе слова, например, в Европе, осуществляет вербовку, идеологическую индоктринацию членов, проводит ненасильственные акции типа митингов и демонстраций. В других странах действует как боевая, диверсионно-террористическая сила(19).

Сеть имеет лагеря по боевой подготовке и склады вооружений не в каждой стране, где есть филиалы салафитского движения, а в некоторых странах, в частности – на территории Афганистана и в афгано-пакистанском пограничье, где открыто действуют "Талибан" и "Аль-Каида", а также в Йемене, Сомали, на стыке Мали, Алжира, Ливии и Нигера. Члены салафитских филиалов, например европейских, выезжают из Великобритании, Франции, Германии, скажем, в Афганистан под благовидными предлогами религиозного просвещения или туризма, проходят там диверсионно-террористическую подготовку(20).

Затем возвращаются в свои страны, где образуют "спящие ячейки", а то и просто остаются индивидуальными "спящими моджахедами", которым власти не могут предъявить никаких обвинений. Но в определенный момент они используются в ведении боевых или подрывных действий на возникающих то тут, то там фронтах "глобального джихада". Так, сейчас в Сирии, совершая террористические и диверсионные акты, против правительственных войск воюют салафиты из европейских стран – Франции, Германии. И даже сотня моджахедов из далекой северной Норвегии. Именно эти иностранные боевики и террористы из стран Ближнего Востока и Европы, которым абсолютно безразличны судьбы сирийцев, сорвали прекращение огня в дни празднования Ид аль-адха в октябре 2012 года(21).

Иностранцы-салафиты, занимающиеся в настоящее время в Сирии диверсионно-террористической деятельностью, распределены по таким группировкам, не скрывающим своей связи с "Аль-Каидой", как "Фронт поддержки населения Великой Сирии" (Джабха ан-нусра ли-ахль аш-Шам), "Знамя [исламской] уммы" (Лива’ аль-умма), "Сторонники ислама" (Ансар аль-ислам), "Батальоны [имени] Абдаллы Аззама" (Ката’иб Абдалла Аззам), "Воинство Великой Сирии" (Джунд аш-Шам), "ФАТХ ислама" (ФАТХ аль-ислам), "Батальоны Фарука" (Ката’иб аль-Фарук) и др. Конечно, в этих аль-каидовских подразделениях есть и местные салафиты-сирийцы, которые нужны как минимум в качестве проводников. И, наоборот, в группировках типа "Моджахеды на пути Аллаха" (Аль-Муджахидун фи-сабиль Аллах), состоящих из местных салафитов-сирийцев, есть иностранцы(22).

Теперь вновь возвращаемся к Египту, где салафиты, как было отмечено выше, стали очень активны. Следует отметить, что именно здесь в ходе и после "арабской весны" салафиты впервые и по настоящему включились в борьбу за власть. В Египте во время парламентских и затем президентских выборов салафиты вопреки своим идеологическим установкам, запрещающим создание партий и участие в работе законодательных органов, создали в Египте несколько политических партий – "Партию Света" (Хизб ан-Нур), "Партию самобытности" (Хизб аль-асаля). Создала свою партию – политическое крыло под названием "Партия строительства и развития" (Хизб аль-бина’ ва-т-танмия) – экстремистская и террористическая салафитская "Исламская группа", или "Исламский джамаат" (Аль-Джама‘а аль-исламийя). Отметим здесь, что парламентский успех салафитов в Египте сподвигнул салафитов в других странах на создание своих партий: в секторе Газа была предпринята попытка создать "Салафитскую партию света в Палестине" – Хизб ан-Нур ас-салафи фи-Филястин, но попытку пресек ХАМАС. В Йемене создается "Салафитская партия правильного пути" (Хизб ар-рашад ас-салафи)(23).

Те салафиты, что не поступились изначальными принципами и не создавали политические партии, очень удачно и результативно используют социальные сети и мечети как места общинных собраний, в том же Египте создали "снизу" - в деревнях и городских кварталах - подразделения "Комитета по поощрению добродетели и предотвращению порока" на манер существующего в Саудовской Аравии. Эти комитеты стали во многих местах локальными органами власти.

В рамках своего глобального проекта по созданию всемирного халифата салафиты из локальных филиалов "Аль-Каиды" и союзных или ассоциированных группировок создают "исламские эмираты" или "шариатские зоны" в районах расселения родственных племен, города, деревни или даже городского квартала. Это территориальные анклавы на территории государства, неподконтрольные (или не вполне подконтрольные) официальным властям. В этих анклавах действуют не законы того или иного государства, а то, что салафиты объявляют законами шариата.

В Афганистане, напомним, продолжает, параллельно карзаевскому государству, которое держится на американских штыках, существовать "Исламский эмират Афганистана". В Ливии летом 2011 года исламские эмираты, подконтрольные "Аль-Каиде в странах исламского Магриба", "Сторонникам шариата" и "Единобожию и джихаду", были провозглашены в городах Бенгази, Дерна, Эль-Бейда, Эль-Марадж, Шихат. В Йемене минувшей весной существовали исламские эмираты, подконтрольные "Аль-Каиде на Острове Арабов" (Аль-Ка‘ида фи-Джазира аль-араб) и "Сторонникам шариата", в городах и населенных пунктах Зинджибар, Аззан, Джиар (переименован аль-каидовцами в Вакар), Ридаа. В марте 2012 г. целых три провинции – Абйян, Шабва и Хадрамаут – были объявлены исламскими эмиратами. В Сомали к тому времени уже существовал "исламский эмират Шабелле"(24).

В Тунисе весной 2012 г. деревня Сежнан недалеко от Бизерты стала "исламским эмиратом Туниса". В Мали "Сторонники религии" создали "исламский эмират Тимбукту". В Египте, в столице страны Каире, в квартале Имбаба салафитский "исламский эмират" существует уже много лет. В Газе (Палестинская автономия) летом 2009 года группировка "Воинство сторонников Аллаха" (Джунд Ансар Аллах) под руководством салафитского проповедника Абдель-Латифа Мусы провозгласила "исламский эмират" в городе Рафах. Правда, тогда же "исламский эмират" вместе с его руководителем был физически ликвидирован в результате военной операции боевиков ХАМАС, которых "Воинство сторонников Аллаха" обвиняло в недостаточной приверженности исламу. На территории России существует полувиртуальный - полуреальный "Имарат Кавказ". В Иордании есть "исламский эмират" de facto – город Эз-Зарка. В условиях идущей в Сирии гражданской войны трудно уследить за происходящим, но точно известно, что салафитские "эмираты" провозглашались в городе Дераа на юге Сирии и в Биннише, расположенном в провинции Идлиб (северо-запад Сирии в 30 км от сирийско-турецкой границы)(25).

"Исламские эмираты" провозглашаются и в Европе. В 2011 году группировка "Мусульмане против Крестовых походов" (Muslims Against Crusades, другое название Islam4UK) заявила о создании независимых зон, полностью подчиняющихся шариату в городах Бредфорд, Дьюсбери (Западный Йоркшир) и в лондонском Ист-Энде. Все эти точки на карте – части полувиртуального-полуреального халифата(26).

В Египте с начала августа по середины ноября 2012.г. на Синае шли бои, в которых части регулярной армии были вынуждены применять авиацию, артиллерию и танки. Там воевали боевики из старых и новых группировок, ассоциированных с "Аль-Каидой": салафитская (они сами заявили о том, что следуют салафизму) группировка "Совет шуры моджахедов в окрестностях Иерусалима" (Маджлис Шура аль-муджахидин фи акнаф аль-Макдис); "Джихадистский салафитский джамаат на Синае" (Аль-Джама‘а ас-салафийя аль-джихадийя фи-Сина’); египетско-палестинская группировка "Единобожие и джихад" (Ат-Таухид ва-ль-джихад); "Сторонники Сунны" (Ансар ас-Сунна); "Армия ислама" (Джайш аль-ислам); "Армия уммы" (Джайш аль-умма). Там же воевали моджахеды из "Партии исламского освобождения" (Хизб ат-тахрир аль-ислами) в секторе Газа, делом опровергая собственные утверждения о мирном характере партии(27).

На наш взгляд, цель боевой активности салафитов на Синае, где скопилось не менее 2 тыс. их вооруженных сторонников, – это создание "исламского эмирата Клизмы", как раньше назывался Суэц (хоть это производное от арабского Кальзам для русского уха звучит не очень благозвучно, но представляет собой наиболее адекватный перевод топонима- автор). Это делается для обеспечения контроля за Суэцким каналом в интересах аравийских монархий (в первую очередь – Саудовской Аравии), стремящихся к обладанию подконтрольного им пути транспортировки нефти в Европу через Красное море. Этот нефтяной путь пригодится в случае начала очень вероятной войны в Персидском заливе, которая надолго закроет не только Ормузский пролив, но и весь Персидский залив. А в Египте будет реализована, возможно, исламистская контрреволюция 2.0 (после контрреволюции 1.0, совершенной "Братьями-мусульманами"), за которой стоят аравийские монархии, которые с 70-х годов XX века внедряли салафизм в Египте и в других арабских странах.

Таким образом, в результате "арабской весны" на первый план вышло салафитское течение, которое выступает за возвращение к истокам ислама в ответ на секуляризацию общества арабских государств и западный модернизм. Салафитское движение не только легализовало свое положение, но и создавая свои политические партии, стало претендовать на власть. Созданные и функционирующие по сей день салафитские анклавы во всем мире стали реальной мини модели будущего государственного строя, так называемого "Нового Халифата", которого салафиты намерены построить в обозримом будущем. Салафитское движение, на наш взгляд, ускорит модернизацию ислама, поскольку многие течения и мазхабы должны определиться: либо поддержать салафитов в их борьбе за "чистый ислам" и создание "Нового Халаифата", либо отказать им в поддержку, что и приведет в конечном варианте к новому расколу Ислама. Новый раскол в Исламе, возможно, определить дальнейшую судьбу этой мировой религии в новейшей истории.

Литература и источники

1. BBC. 12.09.2012.
2. Al Arabiya. 05.04. 2012.
3. Umma News. 17.04. 2013.
4. PressTV. Iran. 22.09.2011.// http://www.presstv.ir/detail/200605.html.
5. Susan Schmidt. Big game Salafis// The National Interest.14.11.2012.
6. Наш Мир. 12.03.2012.
7. Игнатенко А. Исламская контрреволюция 2.0//Независимая газета. 07.11.2012.
8. Там же.
9. Там же.
10. Susan Schmidt. Big game Salafis// The National Interest.14.11.2012.
11. Georges Malbrunot. Les salafistes tissent leur toile dans le monde arabe//LeFigaro. 11. 09.2012.
12. Susan Schmidt. Big game Salafis// The National Interest.14.11.2012.
13. Там же.
14. Armenia Today.15.11.2012.
15. Голос Ислама. 25.11.2012.// http://golosislama.ru/news.php?id=13147.
16. Независимая газета. 07.03.2013.
17. Игнатенко А. Глобальная салафитская сеть, или "Новая Аль-Каида" (Заметки о политическом исламе) Часть 2//http://i-r-p.ru/page/stream-library/index-29441.html.
18. Там же.
19. Там же.
20. Там же.
21. Игнатенко А. Исламская контрреволюция 2.0//Независимая газета. 07.11.2012.
22. Там же.
23.Игнатенко А.Одноразовая демократия для Египта// http://www.religiopolis.org/publications/3904-odnorazovaja-demokratija-dlja-egipta.html.
24. Игнатенко А. Глобальная салафитская сеть, или "Новая Аль-Каида" (Заметки о политическом исламе) Часть 2//http://i-r-p.ru/page/stream-library/index-29441.html.
25. Там же.
26. там же.
27. Революция в Египте(2011)// http://ru.wikipedia.org/wiki.

Источник - central-eurasia.com
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1378474380


Новости Казахстана
- Ряд международных соглашений рассмотрят сенаторы на заседании Палаты
- Мажилис одобрил законопроект по борьбе с лудоманией в первом чтении
- О правящей элите и бюрократии
- Снижение цен на социально значимые продукты отмечается вторую неделю подряд в РК
- Канат Бозумбаев дал ряд поручений по противопаводковым мерам в ЗКО
- О традициях
- Кадровые перестановки
- Два техрегламента ЕАЭС усовершенствованы по инициативе Казахстана
- Казахстан принял участие в 80-й сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана
- Непродуктивные посредники исключаются из цепочки электроснабжения
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх