КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 07.09.2013
17:53  Н.Малишевский: Сирия - химическое оружие и информационный шум
10:52  Максим Бакиев пытается отсудить $3 млн долга у дочери Бориса Березовского
10:49  В Казахстане кыргызских футболистов вынуждают менять гражданство
09:40  А.Бенгард: Как отыскать золотое семечко в Киргизии?
09:14  Е.Баялинова: Пиар по-киргизски. Страшна не чума, а информация о ней
09:12  М.Калишевский: Тема мигрантов в российской политике
09:08  Г.Воскресенский: Глобальная безответственность Обамы

09:03  Вице-премьер Т.Мамытов: "Не будем уподобляться разбойникам, которые собираются привести Кыргызстан к процветанию, а ночью выпрашивают три миллиона"
09:00  Г.Сабырбекова: Операция "Юпи". Кто писал сценарий для Кыргызстана?
08:44  М.Уали: Кыз Жибек vs Жаужурек. Настоящее Казкино без скидок на эпоху и патриотизм
08:39  Экс-глава статагентства Казахстана Мешимбаева экстрадирована из РФ на родину
08:34  Guardian: G20 и сирийский вопрос - жалкое зрелище
08:29  "НГ": Южнокорейского депутата Ли Сок Ки арестовали за... подготовку воруженного восстания в пользу КНДР
08:26  "Къ": Сирию хотят ударить посильнее. США обдумывают расширение военной операции
08:24  В воздухе запахло виной. Путин, не дожидаясь ООН, определился, чем была сирийская химатака, - репортаж из СПб А.Колесникова
07:46  Б.Омар: Банковская "жила". Самые громкие аферы в Казахстане
07:41  Председатель КНР Си Цзиньпин прибыл в Казахстан с государственным визитом
06:36  "Le Figaro": G20 - Запад угодил в путинский капкан
04:09  Д.Петросян: Армения и Таможенный Cоюз - от политического решения к новой реальности
Пятница, 06.09.2013
20:36  Айдар ответит за Кумтор. Сын экс-президента Киргизии Аскара Акаева обвинен в коррупции
20:31  К антисирийской ударной коалиции присоединились Англия, Италия, Испания, Япония, Ю.Корея и С.Аравия
18:31  Э.Гасанов: В Сирии идет война арабская. Да, были схватки нефтяные...
18:26  "Янки, прочь руки от Сирии!". В Бишкеке у здания Посольства США проходит митинг
17:40  New York Times: Жестокость сирийских повстанцев ставит Запад перед дилеммой
17:36  Сейчас имамы имеют гораздо большее влияние на детей, чем учителя, - кыр-вице-премьер К.Талиева
17:33  Р.Бобохонов: Роль и перспективы радикального ислама после "арабской весны"
17:30  Лев Перепелкин: Национальная политика России в "постсоветский" период
17:22  Д.Михайличенко: Производство неуправляемого хаоса в Евразии продолжается?
09:45  Войну в Сирии поддержали 9 стран. За американскую военную операцию выступили Австралия, Албания, Косово, Канада, Дания, Франция, Польша, Румыния и Турция
09:23  Д.Ашимбаев: Большая-пребольшая игра. О казахстанской истории можно писать долго и много
09:11  Б.Сейтен: Аульные дети асфальтовых джунглей или А у нас - Кайрат Нуртас. Почему молодежь громила ТРЦ "Прайм Плаза" в Алматы?
09:04  Казахстанец Илья Пьянзин признался, что готовил покушение на Путина
09:02  Правительство Казахстана решило отныне не выдавать родственникам тела убитых боевиков
09:00  Кыргызстанка Ольга Ярославцева выиграла "серебро" и "бронзу" на чемпионате мира по армрестлингу
08:58  Н.Сатыбалдиев: Для Кыргызстана позорно покупать уголь в Казахстане
08:52  "Washington Post": Почему Россия не отвернется от сирийского режима
08:36  "Жаны агым": Токтакунов, хочешь защищать права китайских уйгуров - перекрывай автотрассы не в Киргизии, а в Синьцзяне!
08:32  Рекордсмен! Сатыбалдиев стал первым из пяти последних глав Кырправительства, занимающих свой пост больше года
08:31  Р.Берновский: 100 дней до приказа. Некоторые аспекты работы на идеологическом поле Казахстана
08:29  А.Шустов: США останутся в Афганистане. Присутствие в регионе позволит Вашингтону оказывать влияние на Россию, Иран и Китай
08:18  Ш.Хашимов: Туймекент – загадки древней крепости. Местные жители растаскивают инвентарь археологов...
08:06  В Кокшетау двух первоклассниц Панченко не пускают на занятия... из-за хиджабов
08:01  Н.Бобкин: Иран будет бороться с агрессией против Сирии всеми доступными средствами
07:56  Daily Mail: Путин продаст ракеты Ирану? Российский президент угрожает перенаправить поставки, если Запад атакует Сирию
07:46  Рахмон вручил своему зятю Нуралиеву орден Почета
07:43  В.Панфилова: Рахмон ждет одобрения Кремля. Российскую военную базу в Таджикистане привязали к президентским выборам
07:40  Е.Новикова: Бомбардировку Дамаска оплатят арабские страны
07:38  В.Скосырев: Предотвратить войну может Тегеран. Глава МИД Ирана покритиковал сирийское правительство
07:33  Е.Черненко: На войну с Сирией призвали цифры. США зачислили в коалицию против Дамаска 34 страны
07:31  "Къ": Спецслужбы США взломали интернет. Опубликованы самые скандальные документы из архива Сноудена
07:27  Алматы. Главный редактор журнала "Жулдыздар Отбасы" Ж.Калыбай привлечен к ответу за пьяный дебош в самолете
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
М.Уали: Кыз Жибек vs Жаужурек. Настоящее Казкино без скидок на эпоху и патриотизм
08:44 07.09.2013

Кыз Жибек vs Жаужурек

Наверное, читатели не раз читали обзоры в автомобильных или компьютерных журналах о сравнении разных изделий автомобильной, компьютерной или телекоммуникационной индустрии. Обычно сравниваются модели одного класса, например, автомобили Audi A4 vs Mazda 6 или смартфоны Galaxy S4 vs iPhone 5. Такое сравнение помогает потребителям лучше понять характеристики изделий, их место в модельном ряду и реальную ценность в окружающем мире. Киноиндустрия тоже производит своего рода "изделия" - кинофильмы, ну а все зрители - их потребители. Поэтому воспользуемся этим эффективным маркетинговым приемом

Тактико-технические характеристики
(ТТХ )
Возьмем два казахстанских "изделия": "Кыз Жибек" и "Жаужурек Мын бала". Оба фильма позиционируются в одном классе (жанре) - исторические драмы из истории Казахстана. Оба - производства студии "Казахфильм". Оба - о любви и предательстве. Оба - вехи в истории казахского кино. Часто даже встречается утверждение, что "Жаужурек" - достойное продолжение "Кыз Жибек".

Фильм vs Эпос
На самом деле называть фильм "Кыз Жибек" исторической драмой - большая натяжка. Здесь нет исторических дат и персонажей, исторических битв, батыров и их подвигов. Весь фильм герои разглагольствуют об абстрактных врагах и утраченном единстве, и лишь однажды мелькает фраза о джунгарах, перешедших Алтай.
Фильм "Кыз Жибек" - скорее этнографическая театрализованная мелодрама. Это ностальгия городских казахов об утраченной степной жизни и кочевой культуре. Это наши красивые, но абстрактные представления о прошлом. Это не фильм об истории, а история о любви в национальных декорациях. Вот в фильме и делают упор на показ общечеловеческих чувств любви, ненависти, зависти, отчаяния, но на фоне кочевых атрибутов: конных скачек, белых юрт и лебединых стай. Фильм поставлен в советские годы, видимо, поэтому, боясь обвинений в национализме и прославлении "феодальных пережитков", авторы фильма решили приблизить свое творение к европейской культуре. Мол, чем хуже вражда казахских родов шекты и жагалбайлы по сравнению с шекспировской враждой Монтекки и Капулетти? Или, чем лучше трагедия любви Ромео и Джульетты по сравнению с Толегеном и Жибек. Да ничем! Тем более, когда за спиной величайший лирический эпос, отшлифованный поколениями тюркских жырау. Да и источник у них один - поэма Низами Гянджеви "Лейли и Меджнун". В фильме нет и исторических батальных сцен. Нельзя же назвать батальной сценой эпизод столкновения между двадцатью джигитами Бекежана и десятком джунгар. Это скорее театрализованное представление каскадеров. Понятно, нехватка бюджета не позволяла привлечь большую массовку. Поэтому режиссер сделал чисто символическую сцену, иллюстрирующую благородство Толегена против подлости Бекежана. При этом игра Асанали Ашимова в роли Бекежана впечатляет особенно. Если в эпосе это случайный разбойник, убивающий Толегена из корыстных побуждений (то, что он аргын - след ногайского происхождения эпоса), то в фильме Бекежан - герой, батыр, защитник рода шекты и Отечества. Но при этом он снедаемый ревностью соперник Толегена. Асанали-ага играет этот противоречивый образ весомо, ярко, зримо, так что поневоле проникаешься к нему сочувствием. Вот уж действительно, талант никуда не спрячешь.

Правда, дотошного и осведомленного зрителя должно смущать, что эпос "Кыз Жибек" немного не о том. В нем нет трагедии любви! После смерти Толегена Жибек еще 9 лет ждет жениха и водит за нос сватающегося к ней калмыцкого хана. В самый последний момент по стопам Толегена прибывает его младший брат Сансызбай. Жибек тут же влюбляется в него, и они вдвоем убегают от калмыцкого хана в кочевья жагалбайлы на Черноморском побережье. Кстати, в этом также видны следы действия, происходящего в Ногайской Орде. Лишь позже племена алимулы и жетыру со своим поэтическим наследием влились в состав казахов. Ну это к слову и здесь не имеет принципиального значения.
Принципиальное значение для понимания эпоса имеет знание родоплеменных законов адата у кочевников. Именно в обычае аменгерства особенность брачных традиций кочевых народов (принцип левирата). Принцип левирата распространялся и на несостоявшиеся браки. В случае смерти жениха невеста переходила (если выплачен калым) к одному из его родственников, а чаще всего становилась женой брата. Эпос "Кыз Жибек" воспевает именно этот "древний, но красивый обычай" в противовес новым (на начало XVI века) законам шариата. Потому-то эпос и называется "Кыз Жибек", а не "Жибек и Толеген"! Калым в размере 35 иноходцев за Жибек выплачен, поэтому она не может умереть или, тем более, выйти замуж за представителя другого рода. Бекежан это прекрасно знал и не мог быть соперником Толегена. Но для авторов фильма "тлетворное влияние Запада", олицетворяемое с мировой культурой, оказалось привлекательнее отечественных "феодальных пережитков". Хотя не исключено, что это следствие давления советской цензуры. Но как бы там ни было, в результате получился красивый и поэтический фильм о любви и предательстве в европейско-шекспировском духе. Со скидками на советскую действительность фильм, безусловно, шедевр казахского (но не более того) кино.

"Сценарий, сценарий и еще раз
сценарий"
Фильм "Жаужурек Мын бала" - вполне историческая драма. Здесь действуют казахские исторические персонажи: Абулхаир хан, Богембай батыр, Толе би, Казыбек би, Айтеке, а если верить титрам - почти все знаменитые казахские батыры. С джунгарской стороны - сам контайши Галдан Церен и его нойоны. Действие происходит в четко обозначенное историческое время седьмой казахско-джунгарской войны 1723 - 1730 годов. В фильме полно действий и батальных сцен, апофеозом которых становится знаменитая Анракайская битва 1730 года. Сатаев выстраивает экшн-эпизоды серьезно и по-взрослому. В декорациях, костюмах, оружии, массовках нет места условности или символизма, так характерного для казахстанских исторических фильмов. На экране многое выглядит реальным и настоящим... Правда, одного казахстанского штампа фильм не избежал. Речь идет о стандартном эпизоде нападения джунгар на казахский аул. Во всех фильмах это показывают одинаково: свирепые джунгарские воины, убитые женщины и дети, мычащий скот и горящие юрты. Хотя на самом деле эта картинка далека от реальности... Кстати, в "Кыз Жибек" аналогичный эпизод решен более оригинально и поэтически. И еще хочется сказать об одном распространенном заблуждении. На экране врагов называют джунгарами. Термин "джунгары" стал употребляться русскими историками для отличия их от волжских калмык. Казахи никогда этим термином не пользовались. Они называли джунгар калмаками.

В казахстанских СМИ о фильме уже сказано столько хвалебных слов, что повторяться неудобно. В целом, присоединяясь к большинству восторженных откликов, все-таки добавим "справедливости для" ложку дегтя в бочку меда. Это касается не столько режиссуры Сатаева, на его мастерстве и держится успех фильма. Главные порции дегтя касаются сценария. Если за эпосом "Кыз Жибек" стояло не одно поколение великих ногайлинских, а затем казахских жырау, а за спиной сценариста Мусрепова не менее великий Шекспир, то за сценарием "Жаужурек" стоят малоизвестные фамилии Сыздыкова, Мамырбекова и Жаксылыкова. Видимо, первые два - авторы идеи, а Жаксылыков - главный и постоянный сценарист Сатаева и уже набил руку на экшн-сценариях предыдущих фильмов. Но здесь задача оказалась сложнее...
Сценарий - самое слабое звено фильма. Он откровенно дряблый, плоский и сводится к посылу: "Джунгары сволочи. Бей их, гадов!" Прямо как в советских военных фильмах послевоенного времени про немцев-фашистов. Еще более плоски и одномерны лирические сцены. Они, мягко говоря, недостаточно мотивированы и как будто пришиты к действию белыми нитками. Вызывает недоумение ненависть Таймаса к своему другу и главному герою - Сартаю, а эпизод выстрела ему в спину - явная копия из "Кыз Жибек". Непонятно для чего. Неужели из-за недостатка фантазии? Любовь Сартая к Зере тоже какая-то вялая и астеничная. Может быть, было бы оригинальнее и реальнее, если бы главный герой влюбился в калмычку? Не зря же Бухар жырау говорил: "Отынын болсын жантактан, катынын болсын калмактан...". Ведь и большинство казахских батыров добывали себе жен-калмычек.
Не устану цитировать Альфреда Хичкока, который говорил, что "для хорошего фильма нужны три вещи: сценарий, сценарий и еще раз сценарий". Добавим, что для хорошего сценария нужна упругая, мускулистая, живая, полнокровная литературная основа. А Жаксылыков считает, что "проза - это сложно". Лишь скидка на мощный патриотический заряд экшн-эпизодов перекрывает недостатки темы любви и предательства.

Без скидок...
Оба фильма достигли поставленных целей. "Кыз Жибек" продемонстрировал миру наличие шекспировских страстей в казахской степи, красоту и самобытность кочевой культуры. В эпоху тотальной борьбы с "феодальными пережитками", проводимой советской пропагандой, наше прошлое оказалось не таким уж беспросветным, а даже красивым. "Жаужурек" через 40 лет также всколыхнул патриотические чувства казахской молодежи, вселил гордость и веру в историческое прошлое. Оно оказалось не только не беспросветным, а даже героическим и славным.
А мне вот подумалось, что если бы приделать лиризм и поэтичность "Кыз Жибек" к реализму и динамичности "Жаужурек", то получилось бы настоящее кино без скидок на эпоху и патриотизм.
Мурат Уали

6.09.2013

Источник - Новое поколение
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1378529040


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх