А.Бенгард: Как отыскать золотое семечко в Киргизии? 09:40 07.09.2013
Как отыскать золотое семечко?
07/09/2013 Анастасия БЕНГАРД
Процветающих отраслей в Кыргызстане раз-два и обчелся. В подавляющем большинстве - куча нерешенных проблем. Вот и в Министерстве сельского хозяйства и мелиорации недавно озадачились развитием отечественной селекции и первичного семеноводства.
Довести до ручки
"Семеноводство в республике уже дошло до критической точки: мы не можем обеспечить сами себя нормальными семенами, - признался глава ведомства Чынгысбек Узакбаев. - Раньше Кыргызстан обеспечивал семенами всю Центральную Азию (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан). Это и сахарная свекла, и кукуруза, и отдельные зерновые, и люцерна. Семена кыргызской селекции широко использовались и в России, и в Украине, Беларуси. Наши сорта возделывались в различных климатических зонах, обладали высокой устойчивостью к болезням и вредителям, были высокоурожайными".
"Сегодня же на нашем рынке преобладают гибридные семена кукурузы из Китая. Семена хлопчатника узбекской и китайской селекции завозятся в основном контрабандным путем. Семена сахарной свеклы завозим за очень большие деньги из европейских стран - Германии, Франции. Стремительно набирают удельный вес посевы люцерны российских и белорусских сортов", - с сожалением рассказал чиновник и продолжил перечислять проблемы отрасли.
У научно-исследовательских институтов, которые должны заниматься проблемами селекции, нет для этого земель. Большую их часть потеряли "в ходе непродуманных реформ в сельском хозяйстве, когда было допущено много ошибок". И с каждым годом органы местного самоуправления отбирают участки. Не могут чиновники повлиять и на ушлых застройщиков. "Несмотря на объявленный мораторий на перевод земель из одной категории в другую, есть факты застройки орошаемых земель. И это очень тревожно. Ведь по расчетам ООН, чтобы государство полностью обеспечивало свою продовольственную безопасность, на душу населения должно приходиться не менее 0,3 га земель. У нас этот показатель упал уже до менее 0,2 га, - подчеркнул Чынгысбек Узакбаев. - Не зря одним из главных приоритетов Стратегии развития КР до 2017 года является освоение новых орошаемых земель. Сегодня в сельхозобороте имеется 1 миллион 270 тысяч гектаров. В перспективе мы можем освоить еще 1,2 миллиона га. Из них 600-700 тысяч га - среднезатратные, около 500 тысяч га требуют огромных капиталовложений".
Планы у чиновников, как всегда, хороши. Правда, где будут осваиваться новые земли, и есть ли на это необходимые средства, они не уточняют. Но и на этом проблемы семеноводства не заканчиваются. За прошедшие 20 лет материально-техническая база селекционных учреждений не обновлялась, техника морально устарела. "Отрицательно сказалась и передача всех научных средств учреждений в ведение Минобразования, которое в силу специфики выполняемых функций не заинтересовано в развитии селекции и первичного семеноводства, - продолжает перечислять проблемы отрасли Чынгысбек Узакбаев. - Финансируется отрасль по остаточному принципу. Селекционеры получают очень низкую зарплату, на которую нормально не проживешь. В результате нет притока молодых кадров. А средний возраст кыргызских селекционеров - старше 60 лет".
Зарплата из прошлого
"В 1996-1997 годах зарплата научного работника составляла 600-700 сомов, из них почти 300 сомов были надбавкой за ученую степень, - рассказал президент Ассоциации семеноводов Таалайбек Айдаралиев. - На днях я поинтересовался у научных работников. Оказывается, размер надбавки остался тем же. А ведь прошло уже больше 15 лет! Откуда появятся молодые селекционеры? Аграрная наука - это основа нашего производства. Пора государству уже обратить серьезное внимание на проблему. Если еще лет 5 будем молчать, то у нас ничего не останется от кыргызской науки".
Овощам дорогу!
"Если по зерновым, техническим культурам (пшенице, ячменю, кукурузе) еще кое-как создаются новые сорта, то по овощным за последние 15 лет ни одного нового сорта не создано, - сетует Таалайбек Айдаралиев. - Дальше в науке уже только пропасть. Если институты не могут работать, то нужно закрыть их или же нормально финансировать".
Так, уже в далеком 1999 году одним из последних вывели новый сорт томата. "Уникальный куст, дающий обильные плоды. Это был сорт для механизированной уборки: первые плоды убираются вручную, а остатки зачищаются комбайном. По вкусу, морфологии, строению плодов эти томаты были просто универсальными, - говорит автор сорта доцент кафедры технологии производства и переработки сельхозкультур Кыргызского национального аграрного университета Курманжан Осмоналиева. - Отборные линии для первичного семеноводства я, конечно, сохранила и буду беречь их, пока не найдется надежная поддержка. Пока же размножить их нет возможности, ни физической (нет участков для посевов), ни финансовой".
"В целом же потенциал республики в области выращивания томатов огромный, - считает она. - Большая часть помидоров идет на экспорт, как в свежем виде, так и переработанном. Спрос на наши томатопродукты растет с каждым днем. Многие помнят, что в советское время у нас выращивались помидоры отличного качества. Сегодня же кыргызстанцы нередко потребляют безвкусные плоды".
Картофель на вес золота...
...получается у Эшболота Койчиева, руководителя семеноводческого хозяйства "Токтоназар" (Таласская область). И все потому, что посадочный материл он завозит из-за границы по высокой цене. "Семена сорта картофеля Джелли завезли из Германии по 1,5 евро за килограмм. На гектар уходит до трех тонн семян, то есть 4,5 тысячи евро уходит только на семена. Плюс расходы на ГСМ, технику. Можно предположить себестоимость такой продукции, - говорит он. - Однако эти семена без вирусов и высокоурожайные. Можно собрать в два раза больше, чем с местных семян несортового картофеля. У многих же фермеров просто нет возможности закупать нормальные семена. Считаю, что правительство должно помочь наладить контакт фермеров с учеными. У первых есть земли, у вторых - знания. Если объединить усилия, то можно создать хороший семенной фонд для республики по более доступной цене".
Эшболот Койчиев рассказал и о нехватке сырья на таласском картофелеперерабатывающем заводе. "В 2012 году цены на картофель упали, поэтому люди перешли на более рентабельную культуру - фасоль. А в этом году цена на продовольственный картофель поднялась вдвое. Сегодня килограмм клубней продается по 18-20 сомов; год назад, для сравнения, цена составляла всего 8-10 сомов", - отметил он.
Колосок к колоску
В области зерновых дела обстоят оптимистичнее. "При соответствующей агротехнике созданные и районированные сорта озимой пшеницы на орошаемых землях способны давать до 90 центнеров зерна с гектара, - пишет доктор сельскохозяйственных наук, селекционер Мира Джунусова. - На Иссык-Кульском и других сортоиспытательных участках получен урожай сорта Кыял по 85,7 центнера с гектара, Адыр - 86,4 ц/га, Тилек - 87,7 ц/га. Сорта Адыр, Азиброш и Тилек по качеству зерна относятся к ценной пшенице и могут использоваться при выпечке высококачественного хлеба. Однако потенциал районированных сортов используется не полностью. Максимальные урожаи на полях фермерских хозяйств не превышают 20-40 ц/га из-за нехватки техники, удобрений, поливной воды, нарушения схемы севооборота".
Селекционер приводит расчеты. Например, если на 10 гектарах засеять новый сорт, урожайность которого превышает возделываемые сорта на 5 ц/га, фермер получит эту прибавку при том же уровне затрат (на покупку ГСМ, удобрения и прочее). В денежном выражении это составит 20-25 тысяч сомов. Фермер при этом затратит только небольшую разницу в стоимости семян и небольшой процент возврата роялти (авторское вознаграждение) селекционеру. Если в Чуйской области под новым сортом будет занято 10 тысяч га, то при прибавке 0,5 тонны на гектар будет получено на 5 тысяч тонн больше, что в денежном выражении составит 20-25 миллионов сомов. И эти средства образовались не от государственных субсидий, иностранных грантов или гуманитарной помощи из-за рубежа, а получены фермерами благодаря селекционеру, подчеркивает Мира Джунусова.
Кстати, еще в 1950-1960 годах инновации ученого Нормана Эрнеста Борлоуга при работе в международном центре улучшения кукурузы и пшеницы позволили вывести высокоурожайные, устойчивые к заболеваниям сорта пшеницы, риса и кукурузы. Благодаря этому были спасены жизни почти миллиарда человек, страдающих от голода в странах Азии, Ближнего Востока, Южной Америки и Африки. Его называли "отцом Зеленой революции". За достижения в деле распространения семян новых сортов пшеницы Норман Борлоуг в 1970 году получил Нобелевскую премию мира. Тогда писали, что ученый спас больше человеческих жизней, чем кто-либо за всю мировую историю.
Попытка №...
Специалисты отмечают, что импортные сорта могут дать хороший урожай в первый год, во второй, но их продуктивность может резко упасть из-за смены климата. Отсюда вывод: нужно развивать отечественное семеноводство, которое послужит основой продовольственной безопасности страны. Кстати, еще в 2011 году Минсельхоз разработал проект госпрограммы по развитию селекции и семеноводства. Но документ традиционно зарубил Минфин: из-за отсутствия финансов. Всего за 5 лет планировалось направить в отрасль 760 миллионов сомов. Сейчас Минсельхоз пытается вновь продвинуть документ.
Но уже сегодня можно изыскать 30 миллионов сомов. И не за счет государства или доноров, а с помощью юристов, отмечает член Ассоциации семеноводов Абдулхаким Исламов. "В республике одно из самых лучших законодательств в области семеноводства по СНГ, - говорит он. - Просто закон нужно исполнять. Селекционные достижения положено охранять, за них должны выплачивать роялти. Только от второй репродукции зерновых можно собрать 30 миллионов сомов, и это половина того, что можно собрать. У нас есть куча стратегий развития, действующих только на бумаге. Менеджмент нужно наладить. Если каждый (селекционеры, госкомиссия по сортоиспытанию, семенная инспекция) будет выполнять свои функции, то система начнет работать".
|