М.Алимов: Кадровый Рубикон Казахстана. Кризис не вокруг, а внутри нас 09:22 08.09.2013
Об особенностях кадровой политики в Казахстане сказано и написано немало. В принципе, к этой теме можно было бы и не возвращаться, если бы не несколько "но".
Во-первых, к этому вынуждает катастрофическое падение уровня профессионализма практически на всех уровнях управленческой пирамиды. Об этом говорят все, начиная от аналитиков и заканчивая таксистами, пенсионерами и даже домохозяйками.
Во-вторых, упал не только профессиональный уровень, но и морально-нравственный. А это уже чревато тем, что сама по себе нивелируется категория "авторитет власти". О каком авторитете можно вести речь, когда чуть ли не каждый день новостные ленты пестрят информацией об очередных проделках чиновного люда. Один попался на взятке, другой – на злоупотреблении служебным положением, третий устроил дебош в публичном месте, еще кто-то, будучи подшофе, совершил аварию, а самые тупые устраивают банальную драку между собой в формате "да ты кто такой?!".
В-третьих, скандалы с отечественным чиновничеством уже выходят на международный уровень. На днях в ФРГ был арестован генеральный консул РК Ахат Алпысбаев и его помощник. Как сообщило немецкое издание "Бильд", их подозревают в контрабанде сигарет. Как говорится, дожили: кадровый дипломат занимается контрабандой, как какой-нибудь одесский биндюжник. В цивилизованном обществе большего позора и представить невозможно. А у нас, будьте уверены, посмеются и скоренько забудут. Дескать, эка невидаль, бывает и похлеще…
Однако смеем предположить, что если бы с самого начала каждому такому случаю давалась должная оценка, то в последующем мы вряд ли получали столь позорные рецидивы. Кажется, еще в середине 90-х годов отечественные дипломаты в одной из стран Азии попадались на чем-то похожем. И, если мы не ошибаемся, там были замешаны сам посол и его отпрыск.
Ох уж эти отпрыски! Кажется, уже можно говорить о возникновении "отпрыскового" феномена в отечественной кадровой политике. Хотя, если честно, этому феномену предшествовало другое странное явление, которое в свое время метко окрестили "экономикой племянников". Со временем оно настолько разрослось и дало такие многочисленные побеги, что даже сам президент Н. Назарбаев пару лет назад был вынужден признать это, заявив, что в казахстанских ведомствах на приличных должностях сидят ребятишки, которые даже не понимают, для чего они туда посажены. Ну ладно, это, так сказать, внутри страны, но ведь такие же "недоросли" представляют интересы Казахстана и за границей. Стоит ли после этого удивляться, что наши дипломаты дерутся с зарубежными таксистами, не хотят оплачивать штрафы за неправильную парковку и т.д.
Возможно, в этом месте кто-нибудь может задаться вполне логичным вопросом: "А что плохого в продвижении молодых? Разве не за ними будущее?" и будет по-своему прав. Однако напрашивается встречный вопрос: "Продвигать или проталкивать?" И, как нам кажется, именно в этой смысловой разнице глаголов и кроется корень многих отечественных кадровых проблем.
Как бы ни ругали советскую эпоху, принципы тогдашней кадровой политики и сегодня видятся не самыми плохими. Хотя бы потому, что они обеспечивали кадровую преемственность. Ведь если внимательно присмотреться к высшим этажам отечественной власти, то бросается в глаза одна характерная особенность. Заключается она в том, что там почти не встретишь людей зрелых, под коими мы подразумеваем генерацию 60-летних и 50-летних людей. Такое ощущение, что их просто нет в природе. А ведь управление государством – это удел умудренных и закаленных жизнью людей, у которых за плечами аккумулированный опыт и психологическая устойчивость. Не отсюда ли все эти разговоры о грядущем кризисе, когда уходящему не на кого будет оставить "хозяйство". И действительно, взор-то не на ком остановить.
Вот и думается: а не является ли это следствием необъяснимого курса на резкое омоложение кадров, взятого с конца 90-годов? Чем это в итоге обернулось, мы знаем. Всюду стали делать ставку исключительно на своих людей, протаскивая и продвигая их на все возможные и невозможные позиции. В результате, как утверждают наблюдатели, у нас уже сформировались разветвленные управленческие династии, корни которых тянутся с последней фазы советской эпохи.
Хотя опять же, как настаивают другие эксперты, такая практика для отечественной истории вещь вполне традиционная. Другой вопрос, что удручает базовый принцип такой традиции, когда выдвигают не самых достойных и подготовленных, а тупо пропихивают многочисленных родственников. Более того, по некоторым субъективным ощущениям, стала проявляться еще одна странная тенденция, когда под стремительно растущее "младое племя" чиновных отпрысков создаются специальные управленческие структуры. А действительно, что еще остается делать, когда дитя некуда пристроить?..
А между тем немалое число известных и опытных казахстанских чиновников вынуждены прозябать на второстепенных и третьестепенных должностях. Не хотелось бы называть ничьих фамилий, но, поверьте, даже навскидку их наберется не один десяток. Например, в системе того же казахстанского МИДа, чьи кадры в последнее время стали часто "засвечиваться" в скандальной хронике. А ведь где, как не в дипломатии в первую очередь необходимы жизненный и профессиональный опыт, умение отделять зерна от плевел, сила воли для противостояния всякого рода соблазнам. Кому легче постичь важность и непреложность такой категории как "честь Отчизны", которую ты представляешь? Юному и прыткому "отпрыску" или же человеку, прошедшему все этапы кадрового отбора?..
А сколько еще полных сил и энергии носителей философии "государственников" остается за бортом активной политики и управленческой деятельности? Опять же не хотим называть никаких имен, чтобы не быть обвиненными в ангажированности. И тем не менее видится нам такое положение дел не совсем рациональным и полезным с точки зрения перспектив нашей государственности. Почему в обществе на слуху имена акимов, пардон, сопляков, а не тех, кто стоял у истоков формирования казахстанской государственности и мог бы принести еще немалую пользу на ниве служения Отечеству?..
Кадровый вакуум в нашем управленческом корпусе образовался не вчера. Еще есть время заполнить его, используя старый и проверенный принцип сочетания опыта и молодости. Как нам представляется, только такой подход поможет удержать государство и общество от гипотетических потрясений, разговоры о которых становятся все откровеннее.
Изменение подходов в кадровой политике могло бы стать неким месседжем власти обществу о грядущих масштабных и системных изменениях. А это, в свою очередь, отвечало бы существующим ожиданиям граждан. Громкие коррупционные разоблачения последнего времени дают надежду, что вещи, которые прощались и списывались людям "ближнего" круга, теперь оправдываться не будут. Слишком велика цена: или окончательно утерять уровень управляемости общества перед лицом роста внешних вызовов, или сохранить критическую массу кредита доверия с его стороны. Другого выбора просто нет.
Власть должна самостоятельно прийти к пониманию ситуации и настроений в обществе и не лозунгами, а делами показать, что она намерена их изменить. А для этого требуется иной политический стиль и качественно другой принцип кадровой политики. Тем самым общество получит еще один месседж: власть улавливает общественные настроения и считается с ними. А следовательно, общество вправе рассчитывать, что система отбора кадров, в основе которой лежит принцип патронажа, личной преданности и лояльности, будет заменена отбором на конкурентной основе и оценке профессиональных качеств.
Мади АЛИМОВ
6.09.2013
|