Л.Люлько: Китай примеряет на себя шкуру Сирии? 00:29 09.09.2013
Китай последовательно блокирует попытки Запада протащить антисирийские резолюции в Совете Безопасности ООН. Представитель страны на саммите "Большой двадцатки" в Санкт-Петербурге вновь предостерег Соединенные Штаты от военной интервенции в Сирию. Пекин имеет свои сильные аргументы в поддержку Башара-аль Асада, о которых предпочитает помалкивать.
"Военные действия (в Сирии) отрицательно повлияют на мировую экономику, особенно на цены на нефть - это приведет к подъему цен на нефть", - заявил заместитель министра финансов Чжу Гуангье (Zhu Guangyao) на брифинге в кулуарах саммита G20,- сообщило агентство Reuters. Позиция Китая по сирийскому конфликту мало освещается в мировых СМИ, хотя бы потому, что страна живет, руководствуясь принципом Дэн Сяо Пина - действовать осторожно и "искусно не высовываться". В этом искусстве руководство Китая достигло больших высот. Однако некоторые выводы можно сделать.
Версия для печати Шрифт Послать другуОфициальную китайскую позицию озвучил 5 сентября представитель МИД КНР Цинь Ган. "Дальнейшие шаги в отношении Сирии должны быть одобрены Советом Безопасности ООН. Это один из основных принципов международного законодательства, регулирующего международные отношения. Мы также призываем к политическим переговорам в Сирии, считая их единственным выходом из сложившейся в стране трагической ситуации", - сказал представитель Китая и призвал дождаться результатов расследования химической атаки 21 августа представителями ООН.
Позиции КНР и России совпадают - отметил китайский чиновник, однако вовсе не из-за солидарности или особой симпатии к правительству Башара Асада, да и сильных экономических позиций в Сирии у Китая (как, впрочем, и у России) нет. Но в состав КНР входит мусульманская автономия - провинция Синьцзянь. Это почти 20 миллионов человек, представленные преимущественно уйгурами, которых "Аль-Каеда" призвала принять участие в "священной войне" против неверных.
Представитель "Аль-Каеды" Абу Яхья аль-Либи назвал уйгуров "угнетенными мусульманами" и подчеркнул, что Китай угрожает их самобытности. По мнению главы местного народного правительства, Нур Бекри "в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая действует экстремистская группировка "Восточный Туркестан", которая выступает за создание мусульманского государства на территории Китая". Отсюда можно сделать вывод - всякое усиление джихадистов на Ближнем Востоке несет Китаю дополнительные проблемы. Китайцы хорошо помнят, что мусульманские части воевали против Мао Цзе Дуна за Гоминьдан, и их сопротивление было подавлено только спустя 9 лет после прихода последнего к власти.
Во- вторых, надо отметить, что само понятие "смена режима" не укладывается в голове китайских руководителей, которые не хотят примерять на себя подобные термины. Самый страшный китайский кошмар - это в одночасье стать "мировым изгоем", например после событий, аналогичных расстрелу демонстрации на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.
Тактика Запада, Израиля и Саудовской Аравии на "балканизацию" Арабского Востока (подрыв суверенитета государств и их раскол по этническому, религиозному и клановому признаку) рассматривается Китаем с перспективой перемещения дальше, на азиатский континент и его территорию. Китай, формально поддержав, как и Россия, операцию в Ливии был в ярости, когда план по обеспечению воздушного коридора закончился форменной бойней и потерей его инвестиций в этой стране. По данным китайской прессы, 75 китайских компаний вели работы в Ливии.
Количество их сотрудников на территории Ливии составляло к началу 2011 года 36 000 человек, а общая сумма заключенных ими контрактов - более 18, 8 миллиарда долларов, это более 50 строительных проектов. Сейчас численность китайского персонала в Ливии едва дотягивает до тысячи человек, все проекты заморожены. Китай не хочет повторять этих ошибок. Отсюда вытекает третья причина поддержки сирийского правительства.
КНР, не располагая в Сирии большими инвестициями, имеет отличные позиции и отношения с Ираном - главным союзником Асада. Китайское руководство прекрасно понимает, что атака Сирии - это нападение на Иран, который является крупнейшим торговым партнером Пекина. Иранская нефть составляет 20 процентов от китайского импорта. Китайские аналитики не раз высказывали мнение, что Китай, как и Индия раздражен санкциями, которые были наложены на экспорт иранской нефти, поскольку это открыло путь для дальнейшего доминирования Саудовской Аравии в мировых экспортных поставок нефти по более высоким ценам.
Вашингтонский институт ближневосточной политики написал в одном из своих отчетов: " Пора нам поумнеть для этой опасной игры. С точки зрения Пекина, Иран выступает в качестве важного стратегического партнера и точки приложения усилий против Соединенных Штатов". За последние два десятка лет китайцы построили в Иране жилье, мосты, плотины, тоннели, железные дороги, трубопроводы, электростанции, а также метрополитен в Тегеране.
Китай не хочет видеть свою страну разваливающейся под напором джихадистов. Китай добился впечатляющих побед в борьбе с бедностью, его экономика развивается устойчиво. Китай вложил значительные средства в страны Арабского Востока. Но он все может потерять, если будет потворствовать имперским амбициям США и их необдуманным действиям в Сирии. Сайт "Военное обозрение" со ссылкой на конфиденциальный источник сообщил в пятницу, что в районе Суэцкого канала при проходе Красного моря замечен китайский десантный корабль-док Jinggangshan.
Любовь Люлько 06.09.2013
|