А.Бенгард: Школьная форма в Кыргызстане - вогнать в рамки? 06:11 09.09.2013
Школьная форма: вогнать в рамки?
07/09/13 Анастасия БЕНГАРД
С началом нового учебного года вновь встал вопрос о школьной форме. Вот и накануне вице-премьер-министр по социальному блоку Камила Талиева сделала замечание: кто-то из школьников носит хиджаб, а кто-то ходит на занятия в майках и шортах. А потому пора навести порядок в данной сфере. Министерство образования и науки традиционно отделывается лишь короткими рекомендациями: придерживаться одежды в стиле "белый верх, черный низ".
Должны ли запретить в школах ношение хиджабов? И что заставит Минобразования официально утвердить школьную форму? Об этом ИА "24.kg" спросило респондентов.
Ольга Иванова, мать первоклассника:
- Во время моей молодости ни в школах, ни в техникумах не разрешалось на занятия приходить в джинсах или спортивных штанах. На это был урок физкультуры. Поэтому я считаю абсолютно нормальным, когда дети придерживаются делового стиля, светского характера, а хиджабы можно носить вне школы. И я не считаю это ущемлением прав на свободу вероисповедания.
Принять решение Минобразования может заставить только здравый смысл. По пятницам в школах города Таласа, например, принято проводить День Манаса. И дети обязаны приходить в жилетках и калпаках. Хватило же воли обязать всех школьников приобрести эти атрибуты. Так почему нельзя определиться с формой?
Марина Ниязова, учитель математики:
- Конечно, вопрос школьной формы должно решить Министерство образования на официальном уровне. У нас же светское государство, тем более хиджаб никогда не был атрибутом кыргызской культуры. Максимум старшеклассницы надевали небольшие белые платочки. А сейчас попробуй что сказать, задавят конституционными правами.
Абдулатиф Жумабаев, директор Госкомиссии по делам религий:
- Конституция КР обеспечивает свободу вероисповедания. Поэтому различные ведомственные приказы и рекомендации - ничто по сравнению с Основным законом страны. Некоторые люди, в том числе преподаватели, не понимают сути понятия "светскость". Да, страна у нас светская, однако это никак не означает атеистическая, это значит, что государство ко всем религиям относится нейтрально. Но я согласен с тем, что школьная форма должна быть. Поскольку она исключает социальное неравенство. Люди побогаче могут шикарно одеть своих детей, а кто-то не может приобрести даже канцелярские товары. Но даже если официально утвердят форму, то ношение платка никак этому не будет противоречить. Тем более нет фактов, подтверждающих, что школьница в платке отстает от школьной программы. Другой вопрос - когда даже учащиеся начальных классов носят хиджабы. Упор делать нужно на другом - на воспитании. Очень много старшеклассниц в столице ходят полуголыми, еще в школе делают аборты.
Наргиза Сулайманова, преподаватель:
- Да, я считаю, что ношение в школе хиджабов, да и маек тоже, нужно запретить. Школа - это образовательное учреждение, и в его пределах нужно придерживаться общеустановленных правил.
Что касается второго вопроса, намного рациональнее, если каждая школа разработает свою эмблему. Ее можно нанести, к примеру, на тканевую аппликацию к одежде. Или другой вариант - классические галстуки одного цвета или с вышитой эмблемой. Это обойдется родителям намного дешевле, чем форма - их цена всего около 50 сомов.
А заставить всех носить что-то одинаковое, наверное, уже невозможно - у детей разная комплекция, индивидуальный вкус в выборе одежды. К тому же было бы глупо вводить что-то единое, когда наша швейная отрасль выдает такое разнообразие моделей школьной одежды.
Кадыр Маликов, теолог:
- С одной стороны, этот вопрос имеет идеологическую окраску в плане определения границ светскости и религиозности. Или его можно рассматривать как запрещение религиозной атрибутики, моды (платка, коротких юбок). Нужно руководствоваться законом. В Конституции четко прописано: каждый гражданин имеет право на то, чтобы одеваться в зависимости от своих культурных, национальных, религиозных взглядов. Поэтому нужен диалог, компромисс всех сторон. Иначе конфликт может приобрести идеологическую окраску. Конечно, введение одинаковой, нейтральной формы одежды для школьников, стало бы хорошим решением.
- Не приведет ли разрешение носить в школе хиджаб к рекламе его?
- Нет. Согласно Конституции, религиозные организации не имеют права навязывать свои взгляды, а светские - свои. По сути, государство должно занять идеологический нейтралитет.
- А Минобразования?
- Вести диалог, в том числе с юристами, правозащитниками, родителями учащихся, и брать на себя ответственность. Пока же Министерство образования умыло руки в этом вопросе и переадресовало решение вопроса школам. Вообще, нам нужна концепция среднего образования с точки зрения духовной безопасности. Школа должна быть кузницей не только знаний, но и воспитания, формирования основ патриотизма, уважения к родине, духовности. У нас же это учреждение пока является источником разногласий, есть факты коррупции, школьного рэкета.
Догдуркуль Кендирбаева, заместитель министра образования и науки:
- Ношение хиджабов - очень острый вопрос, который ежегодно в сентябре бурно обсуждается. Сторонники, ссылаясь на статью Конституции о свободе вероисповедания, оказывают на нас большой прессинг и просят даже издать приказ о том, чтобы в школах официально разрешили хиджабы. Но мы не имеем права давать подобные установки, мы должны поддерживаться законов светскости и не пропагандировать ни атеистическую, ни религиозную принадлежность. Хотелось бы, конечно, соблюдать одинаковое отношение ко всем ученикам. Даже в таких экономически развитых странах, как Япония, есть школьная форма. И президент России поднимает данный вопрос. У нас большинство родителей тоже поддерживают инициативу. Поэтому в ближайшем будущем мы официально перейдем на школьную форму. Конечно, будет колоссальное противостояние со стороны противников данной нормы, а что делать? Пока же действует приказ министерства о необходимости придерживаться принципа "белый верх и черный низ".
|