КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 13.09.2013
22:04  Саммит ШОС: Восток против Запада. Москва отыгрывается в сирийском вопросе за G8 и G20
20:33  Rolls-Royce заключила контракт на $175 млн по проекту газопровода Казахстан-Китай
20:24  О.Краснова: Верните деньги! В 1992 году в принудительном порядке, на работе вместо зарплаты мне выдали облигации внутреннего 12 % государственного Заема... (письмо из Ташкента)
20:18  Более 5 часов брандмейстеры тушат пожар на барахолке Алматы
19:39  Поскакали... Аркадаг подарил Чаноби Оли ахалтекинскую лошадку
18:57  Д.Минин: Российская инициатива по сирийскому химическому оружию спасает президента США от провала
17:53  Археологи нашли гробницу Шангуань Ван - древнекитайской поэтессы и "премьер-министра" династии Тан

17:49  В туркменском институте культуры свернули обучение на русском
17:04  EurasiaNet: Снос зданий в Душанбе вызывает недовольство жителей
16:59  Д.Лиллис: Китай укрепляет политико-экономическое влияние в Центральной Азии
16:56  М.Шоиддинов: Таджикистан. Кому щи пусты, а кому жемчуг мелок...
16:52  Принята Бишкекская декларация глав государств ШОС (текст)
14:58  Ташкентские больницы пустеют – врачей массово вывозят на сбор хлопка, пациентов срочно выписывают
13:01  8:9. Узбекистан обидно по пенальти лишился путевки на чемпионат мира по футболу
10:17  Академик Т.Шарманов: "У казахов, по результатам первой переписи 1897 года, средняя продолжительность жизни мужчин составляла 33 года, женщин – 31..."
10:12  А.Белякина: Люди-кролики. Семипалатинский полигон - история в документах
09:59  Как убивали СССР, - вспоминает посол В.Федоровский
09:40  О.Гельдыев: Молодежь Туркменистана обречена работать в Турции и быть вовлеченной в религиозный экстремизм
08:42  Планы оппозиции по дестабилизации ситуации в Кыргызстане в сентябре 2013 года (Полный перевод видеозаписи ГКНБ КР)
08:38  Е.Пономарева: Генезис сирийского кризиса и вечная война США
08:32  Г.Иванкина: Непосильная ноша. Почему мы отказались от социализма?
08:24  М.Балтачева: "Станут объектами зависти". Таджикистан вряд ли сможет прокормить тысячи русских учителей, которых настойчиво зовет к себе
08:18  Девочка, ты чья? В Узбекистане не могут понять как на конкурс красавиц "Мисс Мира" отобралась Рахима Ганиева (на фото)
08:10  Г.Матхаликова: Наигравшись в маму-папу американские усыновители раздают казахстанских детей через интернет
08:07  Скрывшийся неизвестно куда экс-глава отдела экономики Усть-Каменогорскоо акимата Жанэт Нурлан оказался шымкентским мошенником
08:03  У.Умаров: КОРРУПЦИЯ в Таджикистане. Лечение - расстрелом
07:59  А.Клепов: Информационная безопасность - от Сталина до Асада. Уроки истории
07:55  С.Мамедов: Баку и Вашингтон выясняют отношения. Специальных наблюдателей из США на выборах президента Азербайджана не будет
07:53  Е.Новикова: Сирия приступает к разоружению. Асад расстается с химоружием из уважения к России, а не из-за угроз Америки
07:50  М.Ефимова: Турецкая революция идет на второй круг. В стране возобновились массовые акции протеста
07:48  Е.Черненко: ШОС выступит единым сирийским фронтом. Финансы и членство оставлено на потом
01:45  Е.Черненко: Судьба Дамаска решается в Женеве
00:28  Ю.Костенко: КР и КНР - от стратегического партнерства до экспансии
00:25  С.Кожемякин: Вектор взаимного уважения. Китай не добивается включения ЦА в зону своего влияния
00:15  США выведут войска из Афгана... оставив только 10 тысяч бойцов
00:12  К.Аламшоев: Туризм на Памире. Большое будущее?
00:09  Н.Корнилов: Создание коридора между Китаем и Пакистаном обойдется в 18 млрд. долларов
Четверг, 12.09.2013
23:12  Адвоката жертв Рахата Алиева подозревают в шпионаже
23:10  Осталась одна легализация. Адвоката Аблязова больше не подозревают в мошенничестве
21:06  11:1 Сборная Кыргызстана по кок-бору наваляла Узбекистану на Чемпионате Азии!
20:57  С.Мануков: Нефтяная чистка. В Китае началась борьба за государственные нефтяные компании
20:54  "ЭК": Кто все-таки виноват в восстании казахстанской рок-толпы?
20:04  "Atlantico": Почему Башар Асад победил в информационной войне
15:48  Минздрав Казахстана готовит запрет на распространение насвая
15:15  Мировые валюты поверили в сирийский мир. Курс доллара опустился к значениям полуторамесячной давности
15:10  М.Захидов: Векторы Ислама Каримова (окончание)
13:46  Алматы. В Иле-Алатауском национальном парке сносят десятки баз отдыха и кафе
13:06  В Алматинской области не утихает скандал вокруг строительства большой кольцевой дороги
12:38  И.Панкратенко: Политическая алхимия Вашингтона. О реакции Запада на предложенный Москвой план "химического разоружения" Сирии
12:15  Ю.Баранчик: Сирия - изменение плана игры
11:33  В Бишкек прибыл президент Исламской Республики Иран Хасан Рухани
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Г.Иванкина: Непосильная ноша. Почему мы отказались от социализма?
08:32 13.09.2013

"Как долго не могли наши предки понять простого закона, что судьба общества зависит только от них самих, что общество таково, каково морально-идейное развитие его членов…"

Иван Ефремов "Туманность Андромеды".

Для современной молодежи советская эпоха – это легендарное, полусказочное время; СССР - этакая смесь исчезнувшей империи с фантазийной страной. Для одних это – какой-то Мордор с вечной маршировкой, "колбасными" очередями и одинаковой, серой одеждой. Для других – нечто, вроде антично-мифологической, счастливой земли Аркадии, но с пионерскими кострами, светлыми лицами и самым лучшим в мире высшим образованием. Разумеется, пытливые двадцатилетние ребятки частенько задают вопрос своим родителям, а иной раз и блогерам, которым перевалило за сорок: "Почему вы отказались от социализма, если по вашим рассказам все было настолько свежо и чисто?" Многие мои ровесники стыдливо пытаются говорить, что "…нас обманули" и "мы думали, что…". На самом деле, человек выбирает сам. И общество тоже само избирает свой дальнейший путь. Мы предпочли тогда капиталистический путь развития, нам он больше подошел, он показался удобным. Не спешите спорить и по-детски, инфантильно кричать: "Не мы выбрали, а за нас выбрали! Не виноватая я – он сам пришел!" Путь жертвы – не самый лучший вариант для человека разумного. Попробуем понять, почему путь социализма, а тем более – коммунизма оказался для нас всех непосильной ношей.

Существует множество версий краха социалистической системы в нашей стране и в странах Восточной Европы. Самая весомая гипотеза – экономическая. Социалистическая манера хозяйствования с ее плановостью попросту проиграла большую гонку мобильной, поворотливой и маневренной буржуазной системе. Пример – завод мог по десять лет выпускать устаревшие модели, потому что было выгоднее перевыполнить план, нежели добиваться модернизации производства и внедрения новой поточной линии. Особенно это было заметно в "ширпотребовских" отраслях, вроде легкой промышленности. Есть также любимая многими конспирологическая версия. Мол, никому мы не проигрывали, а, как раз-таки, мешали, поэтому нас просто грубо обманули, дали в руки чупа-чупс и залили кока-колой. Теперь мы никому не страшны. Но есть еще одна версия – психологическая и я намереваюсь ее сейчас озвучить.

Мы отвернулись от социализма и коммунизма потому, что оказались попросту слабы. Мы чисто по-человечески не дотягивали до того уровня, который предполагался и закладывался. Разумеется, так было не всегда, ибо, в противном случае, Советский Союз не смог бы победить в великой войне и сломить такого жестокого, циничного и – сильного врага, как гитлеровский Рейх. Значит, на каком-то этапе произошел срыв, а людям попросту надоело мыслить высокими категориями, а захотелось быть простыми и сытыми обывателями? Увы, это так. Дидактика социализма – это высокий штиль, это обращение к сверхчеловеческим образцам, вроде Павки Корчагина. Нам это показывалось не в качестве красивой картинки с все могущим, а потому непостижимым суперменом, а именно как прямой образец для подражания. "Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой", - так пелось в популярной песне. То есть героизм или хотя бы самоотдача подавались советскому человеку как некая обыденная норма, как часть повседневного бытия, вроде поездки за грибами.

При чем тут грибы? Помните знаменитый монолог Ивана Жилина из "Стажеров" братьев Стругацких? "Просто честно работают там, где поставила их жизнь. И вот они-то в основном и держат на своих плечах дворец мысли и духа. С девяти до пятнадцати держат, а потом едут по грибы … - Жилин помолчал. - Конечно, хочется, чтобы каждый и держал и строил. Очень, брат, хочется. И так обязательно будет когда-нибудь. Но на это нужно время. И силы. Такое положение вещей тоже ведь надо создать". И у нас попросту не хватило сил, чтобы держать и строить тот самый дворец мысли и духа. Зачем, когда можно и без того ездить по грибы, а еще лучше - даже и не мучиться, а просто заказать себе в ресторанчике жульен или еще какую грибную пиццу.

Советский человек воспитывался не просто на высоких образцах. Если посмотреть внимательнее, то можно увидеть, что эти образцы – дворянские. Коммунистическая дидактика базировалась именно на аристократических добродетелях. Оксюморон? Ничуть. Вспомните любую культовую или даже проходную кинокартину – везде одно и то же, хотя и в различных пропорциях: честь, служение, самоотречение и, разумеется, априорное, не обсуждаемое презрение к стяжательству. Для дворянина и рыцаря самые низкие людишки – буржуа, ростовщики, торгаши. Они для него стоят даже на более низкой духовной ступени, чем вилланы, ибо сии последние хотя бы не пыжатся встать вровень с дворянином. Более того – барочный театр облагораживал пейзанина, создавая нежнейшие пасторали. О торгашах – только уничижительно и только грубые комедии. Забавно, но советский интеллигент из пролетарской среды смотрел мольеровского "Мещанина во дворянстве" теми же глазами, что и версальский небожитель эпохи Людовика XIV – глазами, полными снисходительного презрения к жалкому господину Журдену.

Давайте вспомним торжественное обещание юного пионера, которое маленький советский гражданин давал, вступая в ряды красногалстучной организации. "Вступая в ряды Всесоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю...". Ребенок с детства включался не просто в общественную работу в виде сбора металлолома и помощи ветеранам, но в служение большой, светлой идее и – своему государству. Иначе, зачем нужна какая-то клятва? Повязали галстучки и разошлись по своим углам. Дворянский мир испокон веков был наполнен красивыми и торжественными ритуалами. Советский образ жизни, особенно в эпоху товарища Сталина, был так же богат ритуальными, почти сакральными, действиями. Скептическому буржуазному разуму, напротив, чужда любая патетика, а уже имеющиеся в обществе ритуалы он старается минимизировать или же подвергнуть проверке на "полезность" и прочую "адекватность". Советский мир был ярко, яростно антибуржуазен – причем, не только и не столько в экономическом смысле, а именно в области духа и смысла. Помните? "Партия сказала: ‘Надо!’. Комсомол ответил ‘Есть!’". Ибо тут - идея служения, а повиновение носит не рабски-униженный, а рыцарский характер. Дворянин служит сюзерену не потому, что тот его силком заставил, а потому что иначе не бывает. Так и советский человек был обязан отвечать звонким "Есть!" на любое партийное "Надо!". Современный хомо-сапиенс, человек системы капитализма имеет право отвечать: "Зачем?". Какой смысл? А сколько мне за это заплатят? Или даже так: "Я вам что – совсем дурак что ли?"

Коммунистическая мораль предъявляла к простому человеку повышенные требования. Сделать из каждого слесаря - аристократа духа – задача, мягко говоря, не из простых, ибо аристократов всегда было мало. А тут - целая страна, которая должна была показывать миру примеры чести, доблести и нестяжательства. Мы строим дворец мысли духа! Мы покоряем пространство и время! Мы не рабы, рабы не мы. Современный капитализм же воистину толерантен. К примеру, никто никого не может принудить работать. Как там в анекдоте? "Могу копать. Могу не копать". Или как у Михаила Жванецкого: "Пришел на работу - работай, сиди; не пришел - сиди, не работай". В Советском Союзе труд в прямом смысле этого слова – обожествлялся. О нем писались стихи и песни, создавались культовые кинокартины и заунывно-длинные, иной раз, неподъемные во всех отношениях тома произведений. Труд признавался не только правом, но и священной обязанностью советского аристократа-служителя. В прессе мелькали устойчивые формы, вроде "трудовой подвиг знатного комбайнера". Опять-таки, обращаю ваше внимание на определение "знатный", то есть принадлежащий к высшей касте. Знатный маркиз и знатный комбайнер – близнецы-братья.

Толерантный капитализм позволяет человеку опускаться ниже плинтуса – если тебе хочется быть помойным бомжом, то с какой стати мы будем тебя вытаскивать из ямы? Ты – свободен. Захочешь вылезти - s`il vous plaît. Не поможем, но и не толкнем обратно. Никто не будет мешать. Свобода. Разрешено все то, что не запрещено законом, нормами права. И еще – не мешай другим и не преступай границы чужой privacy. А так… пей пиво, смотри мультики, тупей, балдей, носи рваные джинсы в сорок лет и размещай свои креативные фотки в Твиттере. Никто не потащит на концерт классической музыки, как твою бабушку – простую телеграфистку или дедушку – токаря, ставшего потом начальником цеха. Посмотрите на картину Юрия Пименова "Работницы Уралмаша в театральной ложе" - их приучают к хорошему вкусу. Или на менее известную, но гораздо более выразительную, работу Бориса Корнеева "Школьники на концерте в Ленинградской филармонии". Обратите внимание на отточенную, слегка манерную пластику этих пролетарских девочек, чьи деды, возможно, были простыми работягами с Путиловского завода.

Не хочешь быть грамотным и воспитанным – заставим! Советское радио выдавало высокую классику с утра до вечера. Главное – воспитывать и просвещать. Развлечения – пагубны. Иногда – можно. Если осторожно. Капитализм же знает, что дидактика и просвещение покупаются куда хуже "смешинок" или "страшилок". Человек, если его не направлять, всегда выберет какую-нибудь сладкую или пряную пакость. Кто будет озабочиваться пестованием? Каждый сам себе режиссер и сам себе гувернер. Сам понял – сам выбрал. Не понял, ну и ладно. Сиди, радуйся теле-драке на ток-шоу или склочничай в Живом Журнале. Так зачем тянуть кого-то к свету, если простое и яркое продается лучше, чем все эти верлибры с пируэтами? Падать просто, карабкаться – неимоверно трудно. Еще очень важный момент – как дворянская, так и советско-коммунистическая мораль базировались на коллективизме. Ты – один из многих, а не свободный отщепенец, который возжелал быть "уникальным". Яркий индивидуализм и пестуемая ныне "самость" - это порождение буржуазного мировоззрения. "Один - за всех и все – за одного!" - этот девиз книжных мушкетеров, ставший лозунгом пионерских дружин, считался не просто идеалом, к которому следовало долго и целенаправленно стремиться, а именно - нормой.

Более того, все эти добродетели и положительные качества были только первоначальными минимумом - следовало непрерывно повышать свою сознательность и беспрестанно работать над собой. Кинофильм "Высота", который до сих пор беспрестанно показывают по всем каналам ТВ, не так прост, как это покажется на первый взгляд. Это не просто производственный термин монтажника-высотника, это - стремление героев стать выше и лучше. Не хочешь быть выше? Заставим или отторгнем. Мало быть хорошим работником и перевыполнять план, надо быть еще и порядочным человеком, то есть заслужить Высоту. Высота не терпит фальши, поэтому коллектив, по сути, отвергает малодушного инженера Дерябина и циничного работягу Хаенко. С виду они нормальные люди – не халтурят, работают по указке от и до, не безобразничают и даже выпивают вполне умеренно. На сегодняшний день это были бы образцовые сотрудники с адекватной реакцией на окружающий мир. Показателен и диалог, который ведут рабочие. Хаенко говорит, что ему не нужен коммунизм, ему и при социализме неплохо. Нам показывают, что коммунизм – он не для всех, а только для самых лучших. Его надо еще заслужить, ибо это не только материальная база, но и особый тип человека. Его моральные качества должны быть слишком высоки, а пока этого нет, то с какой стати мы будем думать о коммунизме? С социализмом и то не по пути получается.

В этой связи интересен детский рассказ "Альфред" писателя Радия Погодина (автора "Дубравки" и "Кешкиных рассказов). По сюжету мальчишки дружно ополчаются на внешне приятного и до рафинированности воспитанного мальчика. Потому что у него – гнилая душонка и он ее, в конечном итоге, обнаруживает. Показателен и диалог, который – просто так – безо всякой причины ведут ребята и девочки:

"-Эх, засадить бы всю землю фруктами, чтобы каждая кочка цвела! Была бы тогда земля веселая, вроде клумбы.

-Это при коммунизме так будет. Лет через двадцать так будет. Везде техника и сплошные сады. Вот, черт, красотища будет, а?

-Я читала, в будущем вместо деревень построят агрогорода...

-Тебя туда жить не пустят, - сказал кто-то".

Замечу, что Радий Погодин никогда не был писателем-пропагандистом – он близок к Анатолию Алексину или, скажем, к Вячеславу Крапивину. Однако же такой диалог именно в этом рассказе весьма показателен. Плохой человек или же легкомысленная девчонка, не достойны вхождения в коммунизм. Тебя туда не пустят! Ну, так вот, к 1970-м годам люди en masse устали служить примером и стремиться к лучшему. Большинству захотелось просто жить, и, простите за выражение, просто жрать. И работать не для высоких целей, а просто – хорошо зарабатывать. Народ в целом не в состоянии быть этаким обществом поголовных аристократов или ефремовских полубогов из "Туманности Андромеды". Поэтому, когда пришло время выбирать, подавляющее большинство выбрало капитализм, то есть систему, которая разрешает все, что не запрещено законом. Да и это последнее для многих нынче непосильная ноша...

Автор: Галина Иванкина
9 сентября 2013

Комментарии:

Владимир Жук
09.09.2013 13:00 Галина Иванкина
ВЫ просто умница , во истину кто ясно мыслит , тот ясно излагает, как я не пытался до нести подобные мысли до окружающих , яснее и проще чем сделали это вы, невозможно.
спасибо , как всегда на высоте.

Роман Синельников
09.09.2013 13:24 Социализм рухнул потому, что в его основе лежало глубокое непонимание человека. Социализм рухнул тогда, когда большинство наших сограждан оказались не способными ответить на вопросы, почему каждый из нас ошибается, что такое грех, в чем различие между человеком и машиной, и им подобные. Все эти вопросы имеют решение в религиозной картине мира, но от нее отказались, заложив тем самым под советский проект мину замедленного действия, которая сработала через несколько поколений. Кроме того, массовая подготовка кадров по инженерно-техническим специальностям привела к массовой алгоритмизации мышления. Капитализм оказался столь привлекательным в конце 80-х не в последнюю очередь по той причине, что, как тогда представлялось, он разрешает проблемы автоматически и предсказуемо, сводя влияние "человеческого фактора" к нулю. Кстати, мы видим проявления такого мышления и сегодня - например, когда кто-то сетует на "ручное управление"…

Сергей Сокуров
09.09.2013 14:47 Мы (мое поколение) от социализма не отказались, он к нам не шел, как не идет дождь над пустыней. Наиболее "развитой социализм" во 2-й пол. ХХ в. был в Швеции. А это позволяет предположить, что вместилищем социализма может быть своеобразно устроенная капиталистическая экономика, позволяющая осуществлять социальные проекты с наилучшим результатом. Слциализм сам по себе - строение без фундамента: наращивание этажей неизбежно приводит к краху строения. Нам опыт Швеции не грозит, ибо мы строим уродливый, подражательный капитализм.

Владимир Жук
09.09.2013 15:12 Сергей Сокуров , а вам бы хотелось монархию с человеческим лицом))))))))
и крепостных с десяток.
хорошее желания ничего не скажешь.

Владимир Кудинов
09.09.2013 15:29 К сожалению нет времени внимательно почитать статью, но суть, кажется уловил.
Как всегда с Галиной Иванкиной согласен.
А вот с Сергеем Сокуровым, кажется, не согласен. Кажется, Сергей рассматривает социализм и вообще социально-экономические формации с потребительских позиций.
Тогда, думаю, достаточно посчитать доход на душу населения и получится что в ОАЭ давно построен арабский коммунизм с человеческим лицом.
Почему социализм по мнению Сергея, - строение без фундамента, не понимаю.
А потом остается вопрос, так сказать, целепологания.
Шведы построили свой "социализм" для внутреннего употребления и внутри себя его и потребили.
Советский Союз показал миру альтернативный путь развития. Это другое дело.
Кстати, Галина вынесла в эпиграф слова Ефремова, а Иван Антонович был умница. В "Часе быка" он же предостерегал КПСС от скатывания в фашизм.
Сложно это все.
А вообще, возможно ли построение хотя бы какого-нибуть справедливого общества на сколько-нибудь продолжительный срок?
Все время мы что-то строим, строим, строим, потом действуют какие-то непонятные силы: объективные, субъективные, внешние, внутренние, а может быть космические...., и все строение рассыпается. И мы опять строим, строим, строим.

Александр Росич
09.09.2013 16:00 Владимиру Кудинову: ++++++++

Виктор Степанов
09.09.2013 18:59 Социалистические обязательства сжигались в топке котла.
Рекомендую прочитать рассказ вологодского писателя Александра Яшина "РЫЧАГИ".-"альтернативный путь развития".

Сергей Морозов
09.09.2013 21:02 Опошление глубоких идей. Как обычно у данного автора.

Ефим Липорт
10.09.2013 09:02
22 года назад СССР рухнул совсем не в результате какой-то спецоперации, как об этом любят говорить патриотически настроенные граждане. Просто есть какой-то предел лжи, который в состоянии выдержать социальное устройство общества. Тогда эта критическая масса лжи, накопленная за 74 года, обрушила СССР и ее становой хребет, КПСС.

"Ходить бывает склизко. По камешкам иным, Итак, О ТОМ ,ЧТО БЛИЗКО, мы лучше умолчим". А.К.Толстой. "История государства российского...

Виктор Степанов
10.09.2013 09:25 Социалистическое соревнование.Основным показателем на электростанции является выработка электричества.В моих руках- председателя профкома котлотурбинного цеха-сосредоточилась организация социалистического соревнования.Борьба развернулась между вахтами нешуточная,но где взять электричество-дураков-то нет.Приспособились,стали зажимать регулятор на собственные нужды,в результате не стало хватать пара на деаэрацию воды на подпитке теплосети.Трубопровод более метра в диаметре на глазах стал разрушаться,но и здесь нашли выход,в свищи стали забивать деревянные чопики.Как остановить преступные действия вахт во главе с начальниками смен никто не знал.Боролись на уровне директора и главного инженера,но каждый раз успех был временным.

Сергей Метик
10.09.2013 12:06 Много текста, мало мысли.
Самый простой ответ - социализм рухнул потому, что его не было.
В статье повторы махровой перестроечной демагогии - плановая экономика "негибкая", заводы гнались за прибылью (!), не было "заинтересованности" в результате и прочей "академической" брехни.

Во-первых, социализм есть плановое НЕТОВАРНОЕ производство, т. е. нет никаких "прибылей", "зарплат", рынка, конкуренции, товарного обмена и прочих чисто капиталистических форм организации экономики. Социализм это ЕДИНАЯ многоотраслевая мегакорпорация размером со страну, в которой все трудоспособные граждане являются работниками на РАВНЫХ правах. Это, говоря словами Ленина, "одна контора и одна фабрика с равенством труда и равенством платы".

Во-вторых, следует различать планирование производства и ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Если цели формируются произвольно, исходя из каких-то вельможных соображений, то не только плановая, но и даже более примитивная рыночная экономика не выдержит. Это не вопрос формы собственности, это вопрос выбора приоритетов и управления. Любое производство в капиталистическом мире ПЛАНИРУЕТСЯ. Разница лишь в том, что в условиях частного товарного производства планированием охвачены отдельные предприятия, корпорации, а при социализме все эти локальные планы объединяются с целью минимизации издержек, рационального использования ресурсов в интересах всего общества, а не кодлы неких "собственников".

Проблема советской экономики была в том, что скудоумная партийная аристократия хотела совместить "плюсы" капитализма с плюсами социализма, переложить бремя принятия экономических решений на производителя, а самой заниматься более доступной ее уровню деятельностью - кадровыми интригами, охотами, баньками, зарубежными поездками, да шамканьем о грядущей победе коммунизма на съездах. Только проблема в том, что у капитализма НЕТ плюсов и "совместить" его с социализмом можно только как использовать песок для смазки подшипника.

Бытие определяет сознание. Если бытие основано на НЕРАВЕНСТВЕ, на наемном труде, на личном "интересе", на социальном соперничестве, на шкурном принципе ты - мне, я - тебе, то и общественное сознание будет соответствующим - скотским, мелкобуржуазным, мещанским. И никакие лекторы "по распространению", плакаты на стенах и лозунги делу не помогут. Поэтому так легко классовый враг смог обмануть советских людей, захватить власть и собственность, объявив экономически "неэффективной" общественную собственность, "негибким" планирование и "лишающим стимулов к труду" РАВЕНСТВО (которое партийные дегенераты уничижительно именовали "уравниловкой").

Источник - Завтра
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1379046720


Новости Казахстана
- Ряд международных соглашений рассмотрят сенаторы на заседании Палаты
- Мажилис одобрил законопроект по борьбе с лудоманией в первом чтении
- О правящей элите и бюрократии
- Снижение цен на социально значимые продукты отмечается вторую неделю подряд в РК
- Канат Бозумбаев дал ряд поручений по противопаводковым мерам в ЗКО
- О традициях
- Кадровые перестановки
- Два техрегламента ЕАЭС усовершенствованы по инициативе Казахстана
- Казахстан принял участие в 80-й сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана
- Непродуктивные посредники исключаются из цепочки электроснабжения
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх