Т.Кудрявцева: Кара-Балтинский НПЗ. Инвестиционный перегар? 08:17 18.09.2013
Экономисты Кыргызстана все в один голос твердят, что нефтеперерабатывающий завод в Кара-Балте нужен стране, как воздух. Ведь предположительно он будет перечислять в госбюджет до 5 миллиардов сомов налогов в год, обеспечит трудовую занятость сотням человек. В то же время страсти вокруг завода не утихают.
С заботой об избирателях
Нефтеперерабатывающий завод в Кара-Балте запустили в тестовом режиме. Казалось бы, вот он, конец всем разговорам о законности или незаконности стройки. Но не тут-то было. Отдельные группы населения вновь и вновь поднимают вопрос о санитарно-защитной зоне вокруг завода. В частности, на прошлой неделе депутат Жогорку Кенеша от фракции "Ата Мекен" Туратбек Мадылбеков заявил, что пока вводить в эксплуатацию завод нельзя. "Это и санитарная зона вокруг завода, не решены вопросы экологического характера, все местное население против сейчас. Почему этот вопрос не решается? Сказали, что правительство должно решить проблему. Какое право есть у кабинета министров забрать у местного населения землю и отдать ее китайцам? Там была установлена санитарная зона в 500 метров, мы не должны нарушать законы. Будь то местный предприниматель или иностранный, все должно решаться по закону, мы никого не должны покрывать", - возмутился нардеп.
Ты помнишь, как все начиналось?
Прежде чем рассуждать о необходимости вновь пересматривать соглашения с китайскими инвесторами о заводе, вернемся к истории одного из самых масштабных за последние годы инвестиционных проектов в стране. За давностью лет никто уже и не вспоминает или предпочитает не помнить, как все начиналось.
Осенью 2009 года в восточно-промышленной зоне Кара-Балты было начато строительство нефтеперерабатывающего завода компанией "Джунда". Инвесторов из Поднебесной тогдашнее руководство республики заманило сладкими речами да выгодными условиями. И те вложились, поверив в светлое будущее КР.
Кыргызстану вложения в Кара-Балту были выгодны тогда и сейчас по ряду причин. Во-первых, восточно-промышленная зона города давно считается нерентабельной. Во-вторых, по окончании строительства многие карабалтинцы должны были обрести рабочие места. В-третьих, государство получало бы в виде налогов немалые средства. И, наконец, НПЗ должен был на 70 процентов обеспечить республику горюче-смазочными материалами. Именно так инвестиционный проект и был подан депутатам местного кенеша, которые с радостью проголосовали за то, чтобы отдать территорию бывшей Сельхозхимии под строительство завода. Заметим, именно завода, а не склада нефтепродуктов. Никаких акций протеста со стороны жителей, никакого возмущения относительно нарушаемой экологии.
Бить в колокола начали уже после того, как территорию обнесли забором и начали строительство. К слову сказать, велось оно ударными темпами. Завод рос буквально "на дрожжах". Вот тогда-то и озаботились все, не навредит ли будущее производство экологии и здоровью жителей. Начали изучать документы. Выяснилось, что китайская сторона значительно увеличила изначально предполагаемую мощность завода. Получалось, что территория маловата для такого гиганта.
Выход нашелся быстро. Китайской стороне было предложено выкупить территорию ипподрома, что в соседнем с Кара-Балтой Акбашатском айыльном округе по трассе Бишкек - Ош. К слову, до того ипподром использовался по своему прямому назначению - там регулярно проводились национальные конные игры. Но оказалось, что территория его принадлежит экс-главе Кара-Балты Оомату Казакбаеву, который и продал его компании "Джунда". И теперь уже на новой территории началось-таки строительство самого завода. Смета предприятия тянула на $250 миллионов. А на территории Сельхозхимии китайцы решили построить склад нефтепродуктов. Казалось бы, конфликт исчерпан. Завод будет располагаться на территории Акбашатского айыл окмоту, что называется, в чистом поле, рядом только заброшенные дачные участки да аэродром Национальной гвардии.
Призрачно все в этом мире бушующем
Однако спокойствия не наступило. Разобравшись с территорией, вспомнили, что переработка нефти - "грязное" производство. Жители поселка ПМК, что вблизи склада нефтепродуктов, стали заявлять, что строящийся завод угрожает их здоровью. И это тогда, когда построено почти 90 процентов завода. Местные власти встали на защиту населения. Вот только никто не вспомнил, что район ПМК - промышленная зона Кара-Балты, где еще в советское время было сосредоточено тяжелое производство.
К этому моменту власть в стране сменилась. После Бакиева выяснилось, что в пылу битвы за инвестора не оговорены важные детали проекта. Например, размер санитарно-защитной зоны вокруг завода и нефтехранилища. Замминистра энергетики и промышленности Сапарбек Асанов во время визита в Чуйскую область отметил, что при подписании соглашения о строительстве НПЗ в 2009 году "чиновники не обратили на это внимания". "Также позже было принято решение об увеличении мощности", - подчеркнул он.
В то же время тогдашний губернатор области Айбек Азыранкулов озаботился тем, что вокруг нефтехранилища была установлена санитарно-защитная зона в 300 метров, а не в 500, как хотелось бы жителям ПМК, чьи дома и попадали в данную зону. Шатман Борбоев, советник президента компании "Джунда", тогда же заявил, что 300-метровая защитная зона для такого завода - норма. "Современные нефтеперерабатывающие заводы - это не то, к чему многие привыкли. "Джунда" строит нефтеперерабатывающий, а не нефтехимический завод. Во многих странах, в том числе и в самом Китае, аналогичные предприятия располагаются в центре города. Завод абсолютно безопасен", - заверил он.
Суровая буква закона
Но слушать китайскую сторону не стали. Речь шла об интересах жителей, поэтому защитную зону установили все же в пределах 500 метров от склада нефтепродуктов и 1 тысячи метров - от самого завода. Все согласно букве закона. Госинспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности было поручено установить границу зоны в радиусе 500 метров от склада нефтепродуктов, о чем уведомил китайскую компанию "Чайна Петроль Компани "Джунда" главный санитарный врач КР Толо Исаков.
В результате китайской стороне пришлось выкупать дома, которые входили в определенную зону. Выкуплены были почти все, кроме трех. Попали сюда и три предприятия пищевой промышленности. Вопрос о них до сих пор не решен, хотя Шатман Борбоев заявлял, что "Джунда" договорится о дальнейших действиях с руководителями предприятий, которые находятся в санитарно-защитной зоне.
По его словам, жилые дома "Джунда" будет выкупать только по рыночной цене. Владелец одного из них запросил за свой дом $350 тысяч. Китайские инвесторы на такие условия не согласились.
Законы суши в море не действуют?
Согласно рейтингу Всемирного банка Doing Business, позиции Кыргызстана ухудшились в последние годы: мы опустились с 46-го места на 70-е. И инвесторы бегут из страны. Что делать? Наверное, выполнять взятые перед инвесторами обязательства, хотя бы перед теми, которые еще остались.
"Договариваться нужно на берегу. Нам необходимы инвесторы", - подчеркнул вице-премьер-министр КР Тайырбек Сарпашев во время одного из своих визитов на нефтеперерабатывающий завод "Джунда". Но только отчего-то договоренности "берега" в открытом море взаимоотношений Кыргызстана и инвесторов действовать перестают. Нам главное - "срубить" денег побольше.
После долгих разбирательств завод все же запустили в тестовом режиме. Казалось бы, можно и вздохнуть свободно. Ан нет. Теперь уже работой предприятия недовольны жители Акбашатского айыл окмоту. Например, буквально через несколько дней после официального открытия завода среди жителей села Ново-Николаевки стал, как снежный ком, распространяться слух, что из-за завода на их "яблонях высохли яблоки". По всему вместо борьбы за инвестора начинается новая "кампания за экологию" в Жайылском районе.
Справедливости ради отметим, что доля истины в претензиях к деятельности нефтеперерабатывающего завода есть. Но предъявлять их стоит, наверное, не китайской компании, а местным властям, которые принимали решение о возведении завода в данном районе. Они и должны нести ответственность.
Что же касается экологии, то здесь одними наездами на китайцев проблему не решить. Еще до их прихода экология здесь уже "хромала" на обе ноги. Кто-то, может, забыл, а кто-то и не знал, что кроме НПЗ в Кара-Балте действуют Аффинажный завод, ОАО "КГРК" (переработка урана) с хвостохранилищами, ТЭЦ. Все они располагаются в верхней части города. В связи с этим возникает законный вопрос: неужели соседство с хвостами урана (а дома некоторых карабалтинцев находятся в 500 метрах от них) безопаснее, чем нефтеперерабатывающий завод?
17/09/2013 Татьяна КУДРЯВЦЕВА
|