КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 24.09.2013
19:35  "Къ": США и Иран обсудят атом на высшем уровне
18:14  Р.Хусаинов: Таджикистан не в состоянии прокормить русских учителей, которых настойчиво зовет к себе Эмомали Рахмон
17:00  Обслуживать нефтепровод в КНР Казахстан будет без участия китайской стороны
15:19  Найроби, 4-й день вялого "штурма". Террористы из "Аш-Шабаб" продолжают обороняться и удерживают заложников
14:00  АНТ: Некоторые арендаторы пытаются хитрить... Хлопковая кампания в Туркменистане
12:46  "РА": Новая элита КР – общественный заказ или личная идея президента?
12:43  Узбекистан закрыл недавно открытые пограничные посты на границе с КР. Под давлением местных жителей

12:23  Среди жертв террористов в Найроби известная телеведущая Рухила Адатиа-Суд, поэт Авунор. Всего - 62 убитых и 63 пропавших без вести
12:12  И.Даиров: О "Раннем христианстве и тюркском мире Центральной Азии"
12:06  В.Мокрынин: Сведения о тюркских народах в минералогическом трактате Ал-Бируни
11:47  К.Нурсеитов: Есть ли у Кыргызстана шансы избавиться от коррупции?
11:28  В Париже нашли о нем сведения и в Шымкенте поставили памятник Жоламан-батыру (фото)
11:17  "Известия": Россия запустит "Протон" без одобрения Казахстана
11:11  "The Independent": В лабиринт к минотавру дипломатии. Как Россия стала для Сирии силой стратегического сдерживания
10:59  Чемпионат Азии по кок-бору/козлодранию-2015 пройдет в Турции
10:54  Под давлением неопровержимых улик Кырпограничники были вынуждены признать правоту узбекской стороны, - заявление КОГГ Узбекистана
10:19  А умище куда девать? "Мисс Алматы-2013 стала Айгерим Кожаханова (фото)
10:15  Забастовка на урановых рудниках. Южноказахстанские бурильщики заявили, что больше не будут работать бесплатно
10:04  А.Филоник: Межарабская интеграция - пустынный эфемер или зыбкий мираж?
09:56  В Алматы скончался Герой Советского Союза, Народный герой Казахстана 1-й министр обороны РК генерал армии Сагадат Нурмагамбетов
09:44  Добывает унцию за $1500, но продает за $1350! "Кыргызалтын" торгует золотом с Макмала в убыток себе
09:36  Старики-разбойники. Пенсионеры МВД Казахстана арестованы в РФ за контрабанду наркотиков
09:32  Т.Варки: Вернутся ли российские пограничники на таджикско-афганскую границу?
09:29  "Хроника Туркменистана": Зрители по найму...
09:23  L"Espresso: Америка использует салафитов
09:19  Daily Beast: У сирийских повстанцев нет плана...
08:51  В.Касымбекова: Мигрантский детектив. "Тадимпекс" предлагала таджикам трудоустройство в Норвегии...
08:49  А.Назаров: Из новейшей истории Таджикистана. Отахон Латифи - журналист, демократ, жертва
08:46  Сыну экс-президента Кыргызстана Айдару Акаеву заочно предъявлено обвинение по делу о Кумторе
08:43  В.Скосырев: Китай обеспечит Украину хлебом и салом
08:42  Д.Цилюрик: Хасан Рухани готовит дипломатический прорыв на Генассамблее ООН
08:40  Н.Малишевский: Сирия и литовские наемники - о подготовке новой провокации
08:39  Н.Бобкин: Первые признаки "оттепели" в отношениях Ирана и США
08:36  Таджико-афганскую границу "наблюдают" всего два вертолета Ми-2, - репортаж А.Колесникова с сочинского саммита ОДКБ
08:29  Миркасем Мумени: Иран может играть самую активную роль... Итоги 13-го саммита ШОС
08:27  Узбекистан. Задержан журналист из Ургенча Сергей Наумов
08:26  Искандер Азизов назначен новым послом России в Монголии
08:24  К.Карабеков: В Киргизии появилось движение сопротивления. Новая оппозиция обвиняет президента Алмазбека Атамбаева в узурпации власти
08:22  Семейка Мэйотт в США получили 20 лет и 22 года тюрьмы за насилие над детьми из Казахстана
08:20  О.Сидоров: Один год правительству С.Ахметова в Казахстане - первые итоги
06:56  Драма в Нвйроби продолжается. Среди террористов есть граждане США и Англии
01:17  Better.kz: Казбанкир Аблязов. От президентских амбиций до "мыльной" оперы…
00:31  А.Батиров: Зачем Киргизии антенна, которая вещает на Узбекистан
Понедельник, 23.09.2013
20:49  Египетский суд постановил распустить "Братьев-мусульман"
20:09  На саммите ОДКБ в Сочи принято решение о повышении эффективности охраны таджикско-афганской границы
18:57  Б.Советбеков: В Кыргызстане криминалитет срастается с религиозным экстремизмом
18:52  В.Ефимов: Военное присутствие США в Персидском заливе – для чего оно нужно?
17:02  "El Mercurio": Риски для компартии Китая
13:29  К.Маликов: Угроза духовно-нравственной и информационной безопасности несовершеннолетних в школах Кыргызстана
12:30  Вымогавший взятки и.о. акима Талгара Касымбаев осужден на 5 лет... условно
12:26  Э.Джумабаев: "Отцом государственности для кыргызов является не мифический Манас, а реальный Владимир Ленин!"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
И.Даиров: О "Раннем христианстве и тюркском мире Центральной Азии"
12:12 24.09.2013

Живой предмет, желая изучить,
Ученый прежде душу изгоняет,
Затем предмет на части разделяет,
И видит их, да жаль, чудесная их связь,
Тем временем исчезла, унеслась.

Гете

Статья маститых академических ученых-историков С.Г.Кляшторного, В.М.Плоских и В.П.Мокрынина с весьма претенциозным названием "Раннее христианство и тюркский мир Центральной Азии" вызвала живой интерес, прежде всего тем, что в ней содержались оригинальные артефакты, найденные при археологических раскопках в Центральной Азии.

Однако, их толкование, что эти артефакты принадлежат ранней христианской культуре, вызывают вопросы. Причем, вопросы достаточно серьезные, мировоззренческого и религиозно-культурологического плана.

Следует отметить, что точка зрения, согласно которой наши далекие предки – тюрки, скифы, гунны и др. – жившие на территории Центральной Азии и вне ее пределов в первом тысячелетии были христианами, или некоторая их часть, в последнее время получает все большее распространение в академических исторических кругах и начинает пропагандироваться в СМИ.

В частности, об этом говорится в статье украинского автора В.Нероба "Скифы и сарматы были христианами до крещения Киевской Руси". Статья наших академиков-историков лишь подтверждает эту точку зрения.

При этом допускается "мирное" сосуществование и других духовных традиций – манихейства, зороастризма, буддизма, шаманизма и тенгрианства, или тенгризма в терминологии авторов вышеуказанной статьи. Однако совершенно не рассматриваются вопросы из взаимосвязи и взаимовлияния.

Между тем, более пристальное изучение этого вопроса приводит к выводу, что здесь не все так просто и однозначно.

Поэтому рассмотрим его более подробно, подвергнув критическому анализу указанную статью, сохраняя прежнюю методологию, использовавшуюся в предыдущих статьях – цитируя и комментируя ключевые положения.

"…Церковное и культурное единство греко-римского и восточного мира было впервые нарушено несторианской ересью (431 г.). Несториане, оказавшись гонимы, нашли приют в Персии и далее распространились в Среднюю Азию. Здесь они развили широкую миссионерскую деятельность и, то расцветая, то угасая, просуществовали до времен Тамерлана (XIV в.), толерантно сосуществуя с другими местными религиями: язычеством, буддизмом, исламом.

На территории Кыргызстана и у кыргызов Енисея христианство преимущественно имело форму несторианства. К настоящему времени на Тянь-Шане известно более 700 несторианских эпиграфических памятников и, по крайней мере, четыре христианских монастыря и церкви. Количество открываемых археологами памятников неизменно увеличивается. Нарастает и число исследовательских и информационных публикаций о них. Обобщающие сведения и конкретные дешифровки и переводы ранних христианских текстов с территории Кыргызстана мы находим в трудах В.В.Бартольда, С.Е.Малова, В.А.Лившица, С.Г.Кляшторного, Ч.Д.Джумагулова, в последних публикациях В.Д.Горячевой, С.Я.Перегудовой, Ю.С.Худякова, Г.Л.Семенова, В.Кляйна. Но чем больше публикаций появляется, тем больше всплывает новых нерешенных вопросов. Обнадеживает, однако, то, что открытие новых памятников и введение в научный оборот новых источников позволят со временем представить стройную картину истории раннего христианства в Кыргызстане…

… Жители Тараза оказали столь стойкое сопротивление мусульманским воителям, что через много лет бухарский историк Нершахи отметил в своем рассказе, сколь тяжкой для эмира Исмаила была эта осада. В конце концов город капитулировал, а Исмаил в знак новой победы ислама над "неверными" приказал обратить главный храм города в соборную мечеть. Главным храмом города, где жили согдийцы и тюрки, была христианская церковь.

Это сообщение Нершахи, казалось бы, резко диссонирует с привычными представлениями о конфессиональном преобладании зороастризма, манихейства и буддизма, традиционных в городских центрах по Великому Шелковому пути (Klyashtornyi S.G. Manichaen monasteries in the land of Arghи / / 8tиdia Manichaica. - Berlin, 2000. - 8.374-379.)

Был ли Тараз исключением? Но в расположенном далее к востоку городе Мерке (Мирки) главным храмом также была христианская церковь. И она была обращена в соборную мечеть, но уже в Х в. И далее по северному торговому пути в Восточный Туркестан, в пределах владений карлукского ябгу, политическое преобладание во многих городских центрах принадлежало христианам. Мусульманские купцы из Ирана и Мавераннахра облагались там дополнительной податью. К востоку от Тараза и Мерке христианское кладбище VIII-IX вв. обнаружено археологами в Красной Речке (древний Невакет), а церковь раскопана на городище Ак-Бешим (древний Суяб). Последним городом на стыке торговых путей из Семиречья в Восточный Туркестан, где, по сообщению мусульманского автора, преобладали христиане, был Бай, к югу от перевала Музарт.

Следует еще раз оговорить, что преобладание христиан в карлукском Семиречье в IX - начале Х в. являлось не столько конфессиональным, сколько политическим фактором и было связано с внешнеполитическими приоритетами Карлукского государства. К этой теме мы еще вернемся, а пока попытаемся определить, когда же тенденции к восприятию христианства стали преобладающим фактором религиозной жизни карлуков…

…Окончательный разрыв обеих сирийских церквей с православием произошел в 451 г., когда на IV Вселенском соборе в Халкедоне был принят догмат о неслиянности и нераздельности божественной и человеческой природы Христа. Еще до этого события подвергшиеся гонениям в Византии сирийские несториане переместили свои религиозные центры в Иран, и в 484 г. персидские христиане приняли на своем соборе несторианское вероисповедание. Резиденцией несторианского патриарха стал Ктесифон. Несторианская церковь Ирана оказалась по ряду причин чрезвычайно активна в распространении своего учения на востоке. В Индии, Средней Азии, Восточном Туркестане и Китае появились несторианские миссионеры…

…Сибирский археолог Ю.С. Худяков также считает, что у южносибирских кыргызов Енисея и Минусинской котловины присутствовали как христианство в форме несторианства и манихейства, так и буддизм. Их каноническая символика широко представлена на кыргызской торевтике - рельефной обработке художественных изделий из металла (Худяков Ю.С. К вопросу о проникновении мировых религий в Южную Сибирь в эпоху средневековья / / Изучение культурного наследия Востока. Культурные традиции и преемственность в развитии древних культур и цивилизаций. - СПб., 1999. - С. 156.).

Возможно, однако, привлечение новых фактов. К настоящему времени изданы сотни древнетюркских рунических памятников VI-IX вв., обнаруженных на территории средневекового Кыргызского государства. Некоторые из них имеют символ креста. По форме он несколько отличается от распространенного в Средней и Центральной Азии несторианского креста, но генетически близок ему. Особенно сходны с несторианскими крестами из Семиречья кресты Уюк-Тарлака и Элегеша. Общим для семиреченских и енисейских крестов является изображение их на "горке" (символ Голгофы)…"

Таким образом, из приведенных выдержек следует, что появление и последующее распространение христианства в Центральной Азии связано с "несторианской ересью" 431 года и окончательным разрывом сирийских церквей с православием на IV Вселенском соборе в Халкедоне в 451 году.

Весьма интересны сведения о енисейских и семиреченских крестах, "обнаруженных на территории средневекового Кыргызского государства", по форме отличающегося от несторианского, но генетически близкого к нему.

Вот именно! Здесь появляется сакраментальный вопрос: что первично курица или яйцо?... Или в данном случае, что появилось раньше - енисейские кресты или несторианский?...

В статье "Салам, шалом и ассалоум алейкум – к истории кыргызов" автор уже акцентировал внимание на этом символе древних тюрков-тенгрианцев. В дополнение к сказанному в той статье, следует подчеркнуть, что на шлеме иссыкского "Золотого человека", который был найден недалеко от Алматы в конце 60-х годов и датируется 5-6 веком до нашей эры, т.е. за пятьсот лет до рождения Христа и почти тысячу лет до появления Нестория, был равносторонний крест.

Этот крест был снят со шлема "Золотого человека" советскими археологами, проводившими раскопки в то время, и спрятан в запасниках московских музеев, а сам факт утаен от широкой общественности по идеологическим соображениям. Однако он до сих пор не получил должной оценки и интерпретации среди современных ученых, как западных, так и восточных, поскольку нарушал все сложившиеся исторические взгляды и концепции на историю зарождения и распространения христианства.

Не получил он должной оценки и в рассматриваемой статье наших академиков-историков, поскольку он также рушит всю их конструкцию-гипотезу о появлении и распространении так называемого "раннего" христианства несторианского толка в Центральной Азии.

Между прочим, как пишет весьма оригинальный и глубокий неакадемический исследователь тюркской истории М.Аджи в своей книге "Без вечного синего неба" при своей встрече с президентом Казахстана уже в годы независимости он обратил внимание на этот факт. Крест тут же нашли и вернули на свое место.

Другой "Золотой человек", найденный на Алтае, и вошедший в историческую науку под названием "алтайский золотой человек", как пишется в Википедии, идентичен иссыкскому.

Как быть с другими равносторонними тенгрианскими крестами и другими артефактами тюркской культуры, обнаруженными при раскопках Аркаима, датируемыми IV-V тысячелетиями до нашей эры, а также другими находками на Алтае, датируемых в дохристианскую эпоху, т.е. возраст которых более 2000 лет?..

Размышления над этим артефактами – посланиями наших далеких предков через толщу не веков, а тысячелетий, приводят к весьма интересным выводам. Некоторые из них уже изложены в предыдущих статьях по данной теме, их перечень приводится ниже.

Ведь, если вдуматься, допустим, в создание такого артефакта как наряд "Золотого человека", то какой уровень знаний и технологий нужен был в то время для того, чтобы добыть и переработать такой объем золота, а затем ювелирно оформить его. И какой уровень культуры должен был быть, чтобы потом, надо полагать, принародно, воздавая почести и дань памяти, захоронить это золото вместе с знатным человеком в кургане.

Цивилизациям Запада да и, пожалуй, Востока в то время такие достижения были просто не доступны, но они яркое свидетельство технологической мощи и культурного могущества наших далеких предков-тюрков.

Мощи и могущества, длившиеся все первое тысячелетие нашей эры до середины второго, вплоть до распада империи Чингисхана – последнего из императоров, кто верил в Тенгри и ведший свои войны за чистоту веры. Факт, кстати, тоже затиравшийся и затираемый многими западными и советскими историографами, бывшими и современными.

Возвращаясь к теме статьи, хотелось бы отметить, что история возникновения раннего христианства, его трансформации из вероучения Тенгри, покрытая многими темными пятнами, тайнами и мифами, тщательно рафинировалась и переписывалась историками от церкви и различных государств с конца 1 тысячелетия, во времена инквизиции в средние века, вплоть до последнего времени. И здесь наши академики от истории абсолютно правы: "чем больше публикаций появляется, тем больше всплывает новых нерешенных вопросов".

В этом отношении 70-летняя советская цензура истории - это детский лепет по сравнению с более чем тысячелетней церковной цензурой, но воспринявшая очень многие элементы у последней.

Резюмируя сказанное, хотелось бы подчеркнуть, что описываемая история "раннего" христианства в Центральной Азии второй половины первого тысячелетия, представляется скорее историей позднего тенгрианства, впоследствии эволюционировавшего в христианство и ислам, но это, как говорится, уже совсем другая история…

(продолжение следует)

Исмаил Даиров
23.09.2013

Источник - akipress.org
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1380010320


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Маулен Ашимбаев встретился с директором Оксфордского центра исламских исследований
- Законопроект по регулированию движения мопедов одобрили депутаты в первом чтении
- Олжас Бектенов ознакомился с цифровыми инструментами по поддержке отечественных товаропроизводителей и прогнозу паводковой ситуации
- Подготовка к пожароопасному периоду: Канат Бозумбаев поручил безотлагательно устранить нарушения в регионах
- Казахстан и Россия подписали межправительственное соглашение о строительстве угольных ТЭЦ
- Омбудсмен Артур Ластаев: "Распространяемое "мнение" о том, что закон якобы будет способствовать отъему детей – откровенный фейк"
- Подрядчик, завысивший стоимость строительства водопровода в Алматы, выполнит дополнительный объем работы за свой счет
- О пресеченном наркоканале
- Сотрудник СпецЦОН арестован за причинение ущерба в размере 3 млрд тенге
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх